Институциональные проблемы инновационного развития и малое предпринимательство

Рассказова Н.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (50), Февраль 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578247
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Формирование и развитие инновационной экономики определяется наличием институциональной среды, соответствующей данному типу эволюции. Одним из институтов, обеспечивающих инновационное развитие, является малое предпринимательство. Основным свойством малого предпринимательства выступает креативность. Она, как утверждает автор и показывает практика, позволяет быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, осваивать новые рыночные ниши, внедрять инновационные технологии производства.

Ключевые слова: инновационная экономика, малое предпринимательство, креативность, рынок наукоемкой продукции, новая экономика, экономический институт



В настоящее время в экономически развитых странах активно формируется инновационная экономика, позволяющая обеспечивать более половины ВВП за счет наукоемкой продукции и услуг. В этой связи переход России на инновационный путь развития является одной из наиболее насущных проблем. Необходимость выхода на инновационную траекторию развития определяется не только появлением новых конкурентных преимуществ на мировом рынке, но и возможностью гармонизировать человеческую деятельность и биосферу.

Движущие силы инновационного развития

Одной из актуальных проблем, широко обсуждаемых в научной и общественной среде, является вопрос о движущих силах инновационного развития и способности различных экономических субъектов к инновационной деятельности. Значение данной проблемы определяется готовностью институциональной среды к переходу России на инновационный путь развития.

Формирование инновационной экономики определяется состоянием института предпринимательства.

Предпринимательство может продуцировать знания, стимулировать спрос на них, предлагая новые технологии, овладение которыми обеспечит усиление конкурентоспособности предприятий, осуществлять практическую реализацию инноваций, их продвижение к потребителям и формирование обратных связей.

Особое место в процессе формирования инновационной экономики отводится малому предпринимательству, поскольку его неотъемлемым свойством является креативность. Практика показала, что предпринимательство – это важнейшая сфера креативной деятельности, без производства нового оно лишается своей сущности.

Креативность при анализе малого предпринимательства выступает в нескольких значениях: как неотъемлемый элемент мышления и поведения предпринимателя и как свойство малого предпринимательства. Креативность как способность предпринимателя к созданию новых идей, отклоняющихся от принятых схем мышления, состоит из следующих компонентов:

• компетентность (сумма знаний, которыми обладает человек);

• умение творчески мыслить (поиск новых путей решения поставленных задач);

• мотивация (заинтересованность в разрешении проблемы).

Креативность как свойство малого предпринимательства способствует созданию новых форм жизнедеятельности. Под влиянием креативного обновления жизненный цикл организационной структуры малого предпринимательства, будет длиться, пока не исчерпается потенциал креативности. Присутствие креативности в развитии малого предпринимательства объясняет его способность быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, чувствительность к появляющимся инновациям. Другого способа обеспечить жизненный потенциал, или, другими словами, выжить субъекты малого предпринимательства не имеют.

Креативность можно использовать при внедрении инноваций, связанных с ресурсосбережением и экологически чистыми технологиями. Это позволит малому предпринимательству занять новую социально-экономическую нишу и найти потенциал для дальнейшего развития в новых условиях.

Эффективность малых фирм за рубежом

Повышение роли малого предпринимательства в инновационном процессе в экономически развитых странах произошло в последней трети ХХ века. Английский экономист Г. Бэннок отмечает, что из 70 важнейших изобретений ХХ века более половины были сделаны мелкими фирмами либо самостоятельными изобретателями. Малыми предприятиями созданы электрические трубки для телевизоров, установки кондиционирования воздуха, электростатические копировальные машины, транзисторы, миксеры и даже реактивный двигатель, не говоря о таких мелочах, как шариковая авторучка, застежка «молния», пылесосы, тостеры и др.

Кроме того, малое предпринимательство реализует половину инноваций и почти 100% радикальных. К этому следует добавить, что эффективность инновационного процесса в малом предпринимательстве значительно выше, чем в крупном. Например, в 1970-80-е годы удельный вес научных исследований, выполненных крупнейшими компаниями, в общем объеме промышленных научно-исследовательских работ в США составлял 82%, в Англии – 69,5%, во Франции – 63,9%. Доля промышленных нововведений, разработанных в США в сфере малого инновационного бизнеса, достигла 50%, в том числе радикальных изобретений – 95%. В тот же период соотношение количества освоенных нововведений в США на 1 доллар затрат на исследования и разработки между малыми и средними фирмами и крупными концернами (свыше 10 тыс. человек) составило 24:1. Согласно данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, эффективность капиталоотдачи инновационных разработок в малом предпринимательстве примерно в 2,5 раза выше, чем у крупных предприятий.

Отечественный малый бизнес и динамика инноваций

Роль малого предпринимательства в формировании российской инновационной экономики определяется его участием в создании научных знаний и разработок, посредничестве при передаче знаний и информации, производстве и доведении до потребителя инновационных товаров. Оценить реальный вклад малого предпринимательства в процесс формирования инновационной экономики на основе имеющихся статистических данных довольно сложно. Отсутствует информация о деятельности субъектов малого предпринимательства по реализации инновационных товаров, хотя именно в сфере торговли его позиции наиболее весомые. Более точная информация в отчетах Росстата содержится о малых предприятиях в сфере научных исследований и разработок, а также о промышленных предприятиях, осуществляющих технологические инновации.

Начало 1990-х годов обозначилось бурным развитием малых предприятий в сфере научных исследований и разработок, которые были созданы преимущественно для реализации инновационного потенциала, сформированного в советский период на государственных предприятиях, НИИ и КБ. С созданием таких предприятий связывались надежды на коммерциализацию многолетних научных и инженерных разработок, прежде всего, в машиностроении, приборостроении, производстве инструмента, областях высоких технологий. Однако уже с середины 1990-х годов началось сокращение таких предприятий. В 1997 году их насчитывалось 43,9 тысяч с количеством занятых 509,2 тыс. человек, в 2000 г. – 30,9 тыс. предприятий и 191,9 тыс. занятых, 2004 г. – 20,7 тыс. предприятий и 200,4 тыс. занятых, 2008 г. – 9,9 тыс. предприятий и 90,7 тыс. занятых, 2009 г. – 12,2 тыс. предприятий и 84,2 тыс. занятых.

Отрицательная динамика развития малого предпринимательства в сфере научных исследований и разработок имеет несколько причин. Во-первых, исчерпались запасы ключевых разработок, созданных еще в крупных НИИ или вузах в советский период, которыми владели малые предприятия.

Во-вторых, у малых предприятий отсутствуют в должном объеме финансы на проведение исследований. В-третьих, спрос на научные разработки является незначительным ввиду слабой развитости инновационной среды.

Следующим направлением развития малых предприятий в инновационной экономике является производство инновационной продукции и услуг.

Удельный вес малых предприятий добывающего, обрабатывающего производства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, осуществляющих технологические инновации, невысок. Таких предприятий в 1999 г. насчитывалось 1,6%, 2000 г. – 1,3%, 2001 г. – 1,5%, 2003 г. – 1,6%, 2005 г. – 1,6%, 2007 г. – 4,3% от общего числа малых предприятий. Основными лидерами в промышленности по количеству предприятий, использующих технологические инновации, является пищевая промышленность, производство электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования.

По мнению экспертов, к 1998 году процесс становления малого инновационного предпринимательства в России завершился формированием группы предприятий, для которых инновационная деятельность носила непрерывный характер. Причем эта группа предприятий постепенно расширялась за счет появления новых предприятий, реализующих стратегию инновационного развития. Основным стимулом для инновационной деятельности выступала конкуренция и как следствие последующая диверсификация предприятий как по товарным рынкам, так и по выпускаемой продукции. В целом можно выделить взаимосвязь между инновационной активностью и устойчивостью бизнеса, заключающуюся в том, что инновационные предприятия легче преодолевают кризисные явления по сравнению с традиционными формами деятельности.

Вывод

Таким образом, малое предпринимательство является одной из институциональных основ формирования и развития инновационной экономики, поскольку в его природе заложено свойство креативности. В России можно наблюдать процесс образования и развития малых предприятий, занятых в инновационной сфере, хотя протекает он очень трудно и медленно.

Такие предприятия выживают благодаря тому, что смогли найти свою нишу на рынке наукоемкой продукции. Проблема образования новых инновационных предприятий определяется высокими рисками, характерными для инновационной сферы.

Опыт экономически развитых стран показывает, что решение данного вопроса возможно с помощью государственных мер по поддержке инновационного предпринимательства. Поэтому задачей государства является реализация на практике мер поддержки и развития малого предпринимательства.


Источники:

1. Галица И. Инновационный концерн как интегральная форма организации бизнеса [Текст] // Экономист, 2001. – № 11.
2. Индикаторы науки: 2009. Стат. сб. [Текст]. – М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
3. Креативное мышление в бизнесе [Текст] / Пер с англ. Н. Скворцовой. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
4. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. сб. [Текст]. – М.: Росстат, 2004.
5. Малое предпринимательство в России. 2009: Стат. сб. [Текст]. – М.: Росстат, 2009.
6. Малое предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. [Текст]. – М.: Росстат, 2010.
7. Российское обозрение малых и средних предприятий: 2001 [Текст]. – М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002.
8. Bannock G. The economics and management of small business: an international perspective. – London; New York: Routledge, 2004 – XIV.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:17:03