Понятие, новые свойства и характеристики платформенных транспортных систем

Гулый И.М.1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69154044

Аннотация:
Современные отраслевые системы развиваются в большей степени с опорой не только на традиционные операционные технологии, средства производства и распределения товаров и услуг, но во многом, за счет тесной конвергенции с цифровыми решениям, основанными на использовании данных как средства производства. Операционные бизнес-процессы и технологии реализации продуктов и услуг сегодня реализуются все больше с использованием цифровых платформенных решений. В статье предлагается понятие платформенной транспортной системы, формулируются ее новые системные свойства, определяются ключевые отличительные характеристики. Основной результат исследования: обоснованы предпосылки формирования платформенных транспортных систем, показан основной источник формирования системного экономического эффекта, определены участники цифровой платформенной системы. Материалы исследования адресованы специалистам и руководителям компаний транспортной отрасли, научным работникам, специализирующимися на исследовании проблем развития платформенной экономики.

Ключевые слова: платформенная транспортная система, платформенное решение, экосистема, мультимодальная перевозка, сетевой эффект

JEL-классификация: Q50, Q56, Q57



Введение

Цифровые платформенные решения – важное быстроразвивающееся явление в современной экономике. Как отрасль цифровые платформы растут очень динамично. По объему торговли в 2023 году на продажи через цифровые платформы приходится около 8 трлн. рублей (рост на 49% к уровню 2022 года).

Исследование платформенных систем в экономике является естественным продолжением общего вектора изучения цифровой экономики. Платформенная экономика как часть цифровой экономики отличается гибкостью, существенной трансформацией рынка труда (на конец 2023 года порядка 15,5 млн. человек в России занято в платформенной экономике) [12]. Платформенная экономика создает большие возможности для рынков сбыта всех групп организаций (крупных, средних, и, что очень важно, - малых). К концу 2023 г. в России на B2C-маркетплейсах зарегистрировано 550 тыс. продавцов, 70% из которых – это региональные компании, включая индивидуальных предпринимателей и микро-организации [12].

Платформы также имеют определенные преимущества в развитии принципов ESG-управления, поскольку сокращают затраты на экологию и загрязнение окружающей среды за счет умной логистики, оптимизированной инфраструктуры пунктов продажи и распределения продукции, за счет использования моделей, продлевающих жизненный цикл отдельных потребительских товаров.

При колоссальных темпах развития платформы несут и ощутимые риски, связанные с несовершенством законодательного регулирования продаж через цифровые платформы, вероятностью утечки ценных данных, в том числе персональных данных потребителей, риски манипулирования сознанием клиентов и монополизации отраслей отдельными участниками.

В нашем исследовании мы проводим обоснование дефиниции «платформенная транспортная система», поскольку современная транспортная отрасль обладает всеми признаками системы, нацеленной на обеспечение перевозки грузов (пассажиров) с использованием каналов цифровых платформ при организации и построении бизнес-процессов и операций.

Литературный обзор в рамках исследования

Исследованию транспортных систем, развитию процессов платформеризации, появления платформенной экономики, изучению особенностей организации услуг смешанной (мультимодальной) перевозки посвящен достаточный объем научных работ.

Выделим среди них следующие. Особенности формирования платформенной экономики детально изучены и раскрыты в работах: Л.М. Гохберга, Б.М. Глазкова, П.Б. Рудника, Г.И. Абдрахмановой [7], В. Плотниковой, А. Волостнова [8], М. Хамукова, А. Васильева [9]. Вопросы развития научных подходов к оценке мультимодального транспорта затрагиваются в работах Е.М. Волковой, М.А. Лякиной, И.Л. Саковича [1, 2]., Л.М. Чеченовой [10, 11], И. Юй [13]. Н.А. Журавлева тщательное внимание уделяет исследованию экономической оценки повышения скорости и сокращения времени перевозки товаров современным мультимодальным интеллектуальным транспортом. Решение вопросов, связанных с проблематикой оценки экономической эффективности платформенной интеграции участников транспортных систем рассматривается в работах Н.А. Клычевой, Е.С. Прокофьевой [5], А.Б. Моттаевой [6].

Но при этом отметим отсутствие исследований в области обоснования платформенных транспортных систем как отдельной экономической категории.

Цель исследования: обоснование сущности платформенной транспортной системы, раскрытие предпосылок ее формирования, определение новых свойств и ключевых характеристик.

Авторская гипотеза исследования: платформенная транспортная система является новой дефиницией, обусловленной, главным образом, функционированием участников перевозочного процесса – элементов систем – преимущественно с опорой на цифровых платформенные технологии, предполагающие реализацию процессов взаимодействия с потребителями, планирования и управления перевозочным процессом в каналах многосторонних платформ – агрегаторов и экосистемных провайдеров, интегрирующих всех или по крайней мере критическую массу большинства участников перевозок. Платформенные транспортные системы обладают новыми свойствами, и имеют характерные отличительные характеристики от традиционных перевозочных систем.

Методология и информационная основа исследования.

Основу исследования формирует общая теория систем, теория отраслевых экономических систем, включая теорию транспортных систем, теорию организации отраслевых рынков, теорию инновационного экономического развития, теорию цифровых (информационных) систем. Основные использованные в статье методы исследования: системный анализ, структурирование, систематизация, кросс-отраслевой анализ.

Нормативно-правовым источником, примененным в ходе исследования, является постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2024 года № 908 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по созданию, апробации и внедрению информационной системы «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа» для оформление перевозок грузов».

Результаты

Понятие платформенной транспортной системы

Платформенная экономика сегодня, иначе именуемая гиг-экономика (но, одновременно, полностью не тождественная этому термину), стала отдельным видом экономической деятельности, отраслью (сферой экономики), которая основывается на применении экономическими агентами в процессе выполнения коммерческих операций заказа продуктов и услуг, осуществления транзакций, платформ как единых электронных сред, обеспечивающих взаимодействие.

Ключевыми составляющими экономического эффекта цифровых платформ являются: доступность предоставления товаров и услуг клиенту (товары и услуги в прозрачной электронной «упаковке» доступны для заказа всем потенциальным участникам рынка); появление новых видов эффектов, связанных с огромным объемом и качеством аккумулируемой платформами информации, данных, которых используется участниками экономических отношений как ценность и источник увеличения добавленной стоимости.

Платформенная форма выступает одной из форм организации отраслевых систем – рынков предоставления отраслевых товаров услуг. Это не просто торговая площадка – средство реализации сделок, но в широком трактовании - современная форма реализации бизнес-процессов и технологических операций.

Уровни платформеризации предполагают отнесение цифровой платформы к определенному типу из четырех (типы-уровни развития платформ):

Доска объявлений – информационная платформа – простейшее средство обмена участниками рынка информацией, позволяющая им осуществлять в онлайн-режиме прямое взаимодействие (это понятие цифровой платформы в самом узком смысле).

Маркетплейс (гиг-платформа) – место, где многочисленные товары и услуги по электронным канам предлагаются и приобретаются широким кругом поставщиков и заказчиков.

Цифровой провайдер – технологическая инфраструктура – функциональное платформенное решение, которое обеспечивает реализацию в отрасли определенного бизнес-процесса или их совокупности посредством электронной площадки (планирование, поиск, конструирование заказа, мониторинг, оформление документов, бронирование, контроль заказов, финансирование, платежи и др.).

Цифровая экосистема – система расширения доступа через большую цифровую платформу к различным другим товарам и услугам, при этом дополнительные товары и услуги лишь косвенно, частично связаны с основными, реализуемыми на базе платформы.

Транспортные системы в их традиционном понимании представляют собой единство взаимосвязанных элементов, к которым относятся: субъекты перевозок, инфраструктура, транспортные средства, субъекты перевозок – стороны, участвующие в перевозочном процессе (грузовладельцы, пассажиры, перевозчики, операторы, логистические посредники и провайдеры), которые во взаимодействии с технологиями перевозок и средств управления на основе применения заданных нормативно-правовых условий обеспечивают достижение цели – перевозку грузов и пассажиров (физическое перемещение товаров и граждан).

При этом в условиях развития цифровой экономики связи и механизм обеспечения единства и слаженности взаимодействия между элементами транспортной системы обеспечиваются за счет цифровых технологий взаимодействия участников процессов перевозок – субъектов рынка транспортных услуг (перевозчиков, поставщиков логистических услуг, операторов и потребителей) в цифровых каналах и платформах и системах электронного документооборота.

В связи со значительным проникновением цифровых платформенных решений в большую часть бизнес-процессов и операций, обеспечивающих функционирование систем перевозок грузов и пассажиров, мы рассматриваем отдельный вид современных транспортных систем – платформенную транспортную систему, под которой понимаем транспортную систему, элементы которой функционируют для достижения цели – перевозки грузов (пассажиров), взаимосвязаны, объединены преимущественно цифровыми каналами обмена данными в многосторонних цифровых платформах и единым для всех участников документооборотом.

Конечной целью платформенной транспортной системы мы видим не только обеспечение перемещения грузов (пассажиров), но выполнение перевозки, обладающей признаками мультимодальности (организованной несколькими вилами транспорта), со значительно меньшими сроками доставки и повышенной скоростью по сравнению с вариантом реализации перевозочного процесса без использования платформенных решений, за счет минимизации времени ожиданий, контрольных процедур, рассмотрения и согласования документов, оптимизации планирования транспортными потоками.

Участники платформенной транспортной системы показаны на рисунке 1.

Рисунок 1. Субъекты – участники платформенной транспортной системы

Источник: составлено автором.

Предпосылки появления платформенных транспортных систем

Предпосылками появления цифровых платформенных транспортных систем, обуславливающими их значимость и выделение отдельной категории (платформенных отраслевых систем) мы определяем следующие условия. Современная транспортная система характеризуется:

- повышенным спросом клиента – потребителя к сокращению сроков и стоимости перевозки;

- растущими заказами на комплексную услугу мультимодальной перевозки «от двери до двери» по единому контракту;

- увеличением внимания клиентов к безопасности перевозки, что сопряжено с возникающими потребностями постоянного электронного контроля местоположения, соблюдения хода графика перевозки, требования транспортной и промышленной безопасности в процессе выполнения перевозки;

- появлением внутри транспортной системы отдельных участников, внедряющих локальные цифровые сервисы, платформенные инструменты на микроуровне, автоматизированные системы электронного обмена, что побуждает по цепочке всех заинтересованных сторон исполнения перевозки к интеграции от локальных автоматизированных систем в единые цифровые платформенные решения;

- развитием цифровых навыков как со стороны клиентов, так и со стороны исполнителей услуг перевозки, появлением «цифрового поведения», под которым мы понимаем склонность осуществлять операции, транзакции внутри организаций и между контрагентами в электронном виде, что приводит к отказу от обмена данными и осуществления коммуникаций по традиционным физическим каналам и росту применения электронных средств взаимодействия;

- появлением новых вариантов (моделей) взаимодействия перевозчиков и логистических посредников с клиентом (например, заказа одновременно с услугой перевозки услуг страхования, трекинга, краткосрочного кредитования, что реализуется посредством в одной электронной среды);

- стремлением участников процесса перевозки к использованию данных как актива, максимально возможно извлекая при этом экономическую ценность и генерируя положительный эффект от накопления, анализа и использования больших структурированных данных о перевозках.

Новые свойства платформенной транспортной системы

Основными новыми свойствами платформенных транспортных систем мы обозначаем следующие:

- способность наиболее эффективной организации услуги мультимодальной перевозки – за счет возможности быстрого ее конструирования, когда клиент может выбрать из множества альтернативных вариантов, оптимальную, что в целом обеспечивает развитие всего рынка услуг смешанных (мультимодальных) перевозок; поставщики таких услуг являются критической массой, то есть услуга реализуется не локально как пилотный пример на ограниченном участке и полигоне, а массово, на широком пространстве транспортной сети, в том числе в пространстве цифровых транснациональных транспортных коридоров;

- клиентоориентированность, предполагающая максимально возможную кастомизацию транспортных услуг, оформляемых и реализуемых в каналах цифровых платформ;

- использование данных не как статичного ресурса, а как актива, создающего дополнительную, отличную от варианта отсутствия цифровой платформ, добавленную стоимость – аккумулирование, обработка, анализ и эффективное применение технологий больших данных является новым свойством платформенной транспортной системы, при этом некоторые управленческие и операционные решения принимаются без участия человека либо с минимальным его участием;

- появление новых бизнес-моделей экосистемности – развитие платформенных транспортных систем приводит к трансформации бизнеса компаний перевозчиков, логистических операторов от монопродуктового к экосистемному конгломерату, то есть транспортные компании становятся поставщиками не только услуг перевозки и логистического сервиса, а начинают эффективно предоставлять совершенно иные услуги, к примеру, услуги формирования туристического продукта, развлечений в пути, банковского обслуживания транспортной отрасли, ИТ-услуг и др.

Характеристиками платформенной транспортной системы, отличающими ее от традиционной отраслевой экономической системы, являются следующие:

Связанность и тесная интегрированность цифровых сервисов платформы – означает, что электронная среда формирует большой рынок в цифровой среде, где поставщики и покупатели могут мгновенно выбирать различные основные и дополнительные услуги, что позволяет реализовать набор сервисов (опций). Сервисы реализуются за счет единых цифровых алгоритмов, а ценность их использования является исключительной особенностью цифровой интеграции участников транспортной отрасли.

Всеобщий и равноправный для всех участников недискриминационный доступ к поиску, запросам, ранжированию информации, оптимизации набора предложений.

Кроссотраслевой характер участия в платформе – означает, что на платформе присутствуют участники не только основного процесса (перевозка груза), но и контрагенты, связанные с оказанием дополнительных услуг (банкинг, охрана, консалтинг, космический мониторинг, обработка данных и др.).

Возможность реализации платформенных процессов, благодаря большому количеству пользователей и, главное, их данных, предоставляемых свободно (при условии юридического согласования). Данные пользователей – участников становятся ресурсом для построения оптимальных наборов заказа услуг, оптимизации выбора поставщиками и потребителями предложений, возможности интеллектуализации планирования и управления по отдельным операциям.

Возможность поддержания и увеличения заказов клиентов транспортной услуги за счет перекрестного субсидирования в отдельные интервалы времени. Например, в случае малой или отрицательной рентабельности перевозки отдельного перевозчика с применением транспорта первой и последней мили, часть прибавочного продукта (совокупного эффекта) при заказе такой перевозки может перекрестным способом направляться отдельным перевозчикам. В этом случае сохраняется грузовая база и спрос на отдельные услуги, что сложнее достичь при изолированном планировании перевозок вне платформы.

Привлекательность дополнительных услуг повышается в связи с тем, что они заказываются комплексно как дополнение основного заказа. Например, при формировании туристических поездов услуги развлечений, театров, мест дегустации имеют особую ценность при их включении в общую программу поездки.

Функционал мгновенной передачи данных по цепочкам поставщиков и потребителей, означающий отсутствие транзакционных барьеров при конструировании, оформлении и исполнении услуг мультимодальной грузовой перевозки.

Наличие алгоритмизации цифрового следа внутри платформы, означающее, что конкурентоспособность как поставщиков услуг, так и статус клиентов повышается, согласно данным цифрового следа. К примеру, односторонний отказ клиента, неоднократное неисполнение им своих обязательств объективно влияет на возможность дальнейшей работы с ним перевозчиков и логистических операторов.

Конкурентоспособность отдельных участников отрасли обуславливается не только возможностью оказывать качественно и приемлемо по цене услуги перевозок и логистики, но и возможностью формирования и интеграции корпоративных цифровых систем с едиными для рынка платформенными решениями.

Основным экономическом эффектом функционирования платформенной транспортной системы является сетевой эффект, который формируется за счет электронной интеграции критически значимого большинства участников перевозочного процесса. Чем выше число подключенных к платформе пользователей, тем выше ценность совместного ее применения для них, тем больше величина сетевого эффекта. Сетевой эффект обусловлен во многом частотой использования потребителями и поставщиками услуг перевозки цифровой платформы, ее алгоритмов, возможностью удобного заказа и сопровождения услуг мультимодальной перевозки.

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать его основные выводы. Подтверждена гипотеза о появлении нового вида транспортных систем – платформенных транспортных систем, элементы которых функционируют для достижения цели – перевозки грузов (пассажиров), взаимосвязаны, объединены преимущественно цифровыми каналами обмена данными в многосторонних цифровых платформах и единым для всех участников документооборотом. Новыми свойствами для платформенных транспортных систем являются: их способность к наиболее эффективной организации услуги мультимодальной перевозки; максимальная клиентоориентированность; использование данных как актива, обеспечивающего экономический эффект; появление новых бизнес-моделей экосистемности внутри платформ.


Источники:

1. Волкова Е.М., Лякина М.А., Сакович И.Л. Новые требования к региональным транспортным системам и развитие мультимодальных услуг на рынке пассажирских перевозок // Развитие экономической науки на транспорте: проблема оптимизации бизнеса: Сборник научных статей V Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2016. – c. 94-101.
2. Волкова Е.М. Оценка экономических эффектов предоставления мультимодальных транспортных услуг // Экономика железных дорог. – 2020. – № 4. – c. 27-32.
3. Журавлева Н.А., Карчик В.Г. Системный подход к формированию эффективной модели железнодорожной отрасли // Экономика железных дорог. – 2014. – № 5. – c. 11-27.
4. Журавлева Н.А. Экономическая оценка повышения временной и пространственной эффективности железнодорожного транспорта // Магнитолевитационные транспортные системы и технологии. МТСТ\'14: Труды 2-й Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2014. – c. 393-405.
5. Клычева Н.А., Прокофьева Е.С. Эффективность внедрения цифровых моделей в области грузовых перевозок // Известия Транссиба. – 2019. – № 3(39). – c. 110-118.
6. Моттаева А.Б. Особенности применения инновационных цифровых экосистем на общественном транспорте в России // Управленческий учет. – 2022. – № 12-4. – c. 1438-1445. – doi: 10.25806/uu12-420221438-1445.
7. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М. и др. Платформенная экономика в России: потенциал развития. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. – 72 c.
8. Плотникова В., Волостнов А. Прозрачность в платформенной экономике: анализ мирового опыта и практик деятельности цифровых платформ: исследование «Strategy Partners». - М., 2024. – 52 c.
9. Регулирование цифровых экосистем и платформ. - М.: Цифровая экономика, 2022. – 100 c.
10. Чеченова Л.М. Стратегические приоритеты ОАО «Российские железные дороги» в области устойчивого развития // Инновационные транспортные системы и технологии. – 2021. – № 3. – c. 169-179. – doi: 10.17816/transsyst202173169-179.
11. Чеченова Л.М., Волыхина Н.В. Тенденции устойчивого развития транспортных систем экомобильности // Инновационные транспортные системы и технологии. – 2021. – № 4. – c. 65-75. – doi: 10.17816/transsyst20217465-75.
12. Шаронов А. Вступительное слово на сессии «Как цифровые платформы и экосистемы трансформируют экономику». Санкт-Петербургский международный экономический форум. [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb.com/programme/business-programme/131531 (дата обращения: 07.06.2024).
13. Юй И. Состояние и перспективы развития мультимодальных перевозок в Циндао в рамках инициативы «Пояс и путь» // Сибирь в новой экономике: проблемы экономики, права и образования: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2021. – c. 46-51.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:57