Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации - 25 лет: итоги и перспективы
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (47), Ноябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мау В.А. Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации - 25 лет: итоги и перспективы // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 11. – С. 4-10.
Аннотация:
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ отмечает свое 25-летие. Можно выделить три основных этапа ее развития: советский период (1977-1987); период эволюционных изменений (1988-1991); период быстрой адаптации к условиям рыночной экономики (1992-2003).
Ключевые слова: Академия народного хозяйства
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ отмечает свое 25-летие. Можно выделить три основных этапа ее развития: советский период (1977-1987); период эволюционных изменений (1988-1991); период быстрой адаптации к условиям рыночной экономики (1992-2003).
«Кузница министров»
Академия народного хозяйства была основана в 1977 году постановлением Совета Министров СССР (№ 908 от 10 октября 1997 г.), а с 1 октября 1978 года в ее стены пришли первые слушатели. Академия создавалась на базе существовавшего с 1971 года Института управления народным хозяйством, который входил в систему повышения квалификации руководящих работников и специалистов СССР как межведомственное образовательное учреждение для подготовки управленческих кадров высшего звена. Согласно Постановлению 1977 года, Академии была придана роль, аналогичная роли Всесоюзной академии внешней торговли, Дипломатической академии, Академии Генерального штаба. АНХ должна была стать «кузницей номенклатурных кадров» для руководящих хозяйственных органов - министерств и ведомств, правительства и других высших партийно-государственных учреждений. На долгосрочных программах обучались не более 200 человек, на среднесрочных – около 150 человек. Наряду с этим работали краткосрочные программы повышения квалификации, а также проводились конференции, семинары, симпозиумы.
В АНХ в это время закладывались традиции не просто элитного, но и закрытого учебного учебного заведения, за место в котором шла жесткая конкуренция – как слушателей, так и преподавателей. Контингент слушателей набирался строго централизованно: списки формировались в Государственном комитете по науке и технике и утверждались в Секретариате ЦК КПСС. Окончание Академии народного хозяйства гарантировало хорошую карьерную перспективу. Недаром среди выпускников АНХ находились будущие первые лица России и других стран СНГ (В.С. Черномырдин, Л.Д. Кучма, С.В. Кириенко, М. Снегур, Ю.Ф. Яров и др.). Основу профессорско-преподавательского состава составляла постоянная профессура (90 человек) с высокими окладами и номенклатурными привилегиями. Преподавателей подбирали по высоким профессиональным критериям. Тем более, что финансирование АНХ шло исключительно из государственного бюджета, причем для развития материально-технической базы выделялись и строго фондируемые ресурсы.
АНХ имела широкие международные связи, ограниченные, однако, только социалистическими странами - членами СЭВ, руководители и специалисты которых также обучались в Академии. Научные и педагогические связи с зарубежными специалистами из капиталистических стран полностью исключались.
Казалось бы, жесткая привязка к партийно-хозяйственной номенклатуре в совокупности с привилегированным материально-техническим обеспечением учебного процесса должны были привести к созданию исключительно консервативного и косного коллектива, неспособного к обновлению и адекватной реакции на вызовы времени. Однако реальный ход событий высветил иное: профессионализм и практический опыт позволили коллективу Академии одной из первых почувствовать вызовы нового времени и своевременно реагировать на них. Разумеется, в значительной мере это произошло благодаря тому, что в 1989 году Академию возглавил ведущий советский экономист и один из лидеров реформаторского крыла отечественной экономической науки академик Абел Гезевич Аганбегян.
Период эволюционных изменений 1988-1991 гг.
В период перестройки в АНХ начали происходить изменения и в содержании, и в организации работы, которые носили, однако, эволюционный характер. Они ускорились в связи с назначением ректором АНХ А.Г. Аганбегяна (в 1989 г.). Тогда же произошло ослабление контроля за содержанием программ и набором слушателей, были увеличены лимиты численности обучающихся и расширен, а также «размыт» контингент. Внешние руководящие функции в значительной степени перешли на уровень отдельных подразделений ГКНТ и аппарата Совета Министров СССР. Академия стала открываться для международных связей с рыночными демократиями. Было положено начало участию АНХ в межгосударственных программах научно-технического обмена, а также обучения.
По инициативе А.Г.Аганбегяна была проведена массированная стажировка молодых преподавателей за рубежом (в США, Франции, Великобритании, Японии, Испании и др.) за счет средств технической помощи и собственных ресурсов. Многие преподаватели, прошедшие обучение за рубежом, впоследствии закрепились на руководящих постах в обновленной Академии.
АНХ в постсоветской России (1992-2003 гг.)
Радикальные изменения в социально-экономической жизни страны не могли не оказать решающего влияния и на Академию народного хозяйства. Она перестала быть закрытым учебным заведением. Вместе с тем, руководство Академии приложило максимум усилий, чтобы сохранить другую особенность советского периода – элитный характер Академии как уникального учебного и исследовательского центра, существующего при Правительстве новой России.
Это была тяжелая задача. От Правительства у АНХ поначалу остался только статус. Прежние функции контроля за набором слушателей, а главное – бюджетное финансирование были либо упразднены, либо сокращены до минимума. Принятие нового законодательства об образовательной деятельности потребовало приведения Академии в соответствие с ним, возникла необходимость введения программ первого высшего образования (с 1994 г.). По сути дела, произошла смена модели АНХ: от «кузницы номенклатурных кадров» к бизнес-образовательному учебному заведению, предлагающему все виды послешкольного образования в сфере экономики, предпринимательства и права.
Главное же состояло в коренном пересмотре программ обучения с его ориентацией на качественные зарубежные стандарты бизнес-образования, поскольку отечественных стандартов в этой области попросту не было.
АНХ начала инициативное осуществление российских программ «Магистр делового администрирования» - МВА. На Факультет академических программ обучения и в Высшую школу международного бизнеса АНХ было набрано свыше 100 соискателей диплома МВА. Широкое развитие получили разнообразные программы повышения квалификации (несколько десятков программ с суммарным контингентом около 2000 чел.), сотни руководителей и специалистов направлялись по линии АНХ на зарубежные стажировки. Ученый совет АНХ утвердил порядок свободного набора слушателей и студентов в обычном конкурсном или заявительном порядке из организаций любой правовой формы (как государственных, так и частных), из всех регионов России, а также из стран СНГ и дальнего зарубежья.
Международная открытость АНХ привела к резкому расширению разнообразия и значения совместных программ с зарубежными учебными заведениями, прежде всего, со школами бизнеса. В АНХ начали преподавать профессора из США, Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Бельгии и других стран. Были заключены соглашения о долгосрочном сотрудничестве, включая проекты «двойной диплом», предусматривающие выдачу зарубежных дипломов наряду с дипломами АНХ.
Поиск модели развития
Завершение радикальных трансформаций в обществе, обретение политической и экономической стабильности поставили вопрос о необходимости дальнейшей трансформации АНХ, ее организационной структуры и механизма функционирования. Эта трансформация не может быть радикальной, речь идет о постепенном эволюционном приспособлении Академии к ситуации долгосрочной политической стабильности.Задача поиска новых путей развития стоит сейчас перед любым учебным заведением, но перед АНХ - в особенности. Опыт стран Центральной и Восточной Европы, которые начали реформы на несколько лет раньше нас, убедительно свидетельствует, что после снятия «сливок» в первые годы рыночных реформ, задачи бизнес-образования существенно усложняются, а конкуренция на рынке образовательных услуг обостряется. Школа, претендующая на лидирующие позиции на этом рынке, должна четко определить свои приоритеты и обеспечить качество образования, соответствующее вызовам глобальной конкуренции.
Проанализировав перспективы развития образования в России и возможные варианты развития АНХ, мы пришли к определенным выводам относительно дальнейших направлений развития Академии. Мы видим Академию народного хозяйства как элитный образовательный и исследовательский центр в области бизнеса и экономической политики. В качестве образовательной структуры мы намерены развивать все виды послешкольного образования в области экономики, бизнеса и права с особым акцентом на бизнес-образование, являющееся главным сравнительным преимуществом АНХ. Как аналитический центр мы сосредоточим свое внимание на консультационно-аналитическом обеспечении Правительства РФ, отдельных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации и крупных бизнес-структур.
Серьезная работа руководства и коллектива ведущих сотрудников АНХ показала, что в современном российском образовательном пространстве возможны несколько вариантов (моделей) развития АНХ как образовательного учреждения. Отличия между ними, в основном, зависят от соотношения в ее деятельности различных типов образовательных программ научно-исследовательской, консультационной и иной деятельности. Среди возможных моделей такого рода развития можно выделить следующие.
1) Экономический вуз с сильной бизнес-школой.
2) Элитный центр бизнес-образования и науки.
3) Школа бизнеса исследовательского типа.
4) Классический университет (гуманитарный) со школой бизнеса в его составе.
5) Лидер дополнительного образования России: диверсифицированный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
6) Ведущее образовательное учреждение российской государственной службы.
Каждая из этих моделей имеет сильные и слабые стороны и, в той или иной степени, содержит свои элементы в нынешней модели функционирования Академии. И, в то же время, мы пришли к выводу, что на сегодня наиболее предпочтительным для АНХ представляется ее развитие как элитного центра бизнес-образования и науки с развитой и разнообразной деятельностью в области подготовки кадров высшей квалификации. Эта модель в достаточной степени приближена к современной структуре АНХ и позволяет реализовать ее многочисленные конкурентные преимущества, сохранить уникальность учебного заведения с учетом потребностей рынка образовательных услуг, правового образовательного пространства, действующих государственных институтов, а также бизнеса. В этом случае не возникает серьезных проблем с укреплением и развитием «товарной марки» АНХ на рынке услуг бизнес-образования.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:52