Экономическая безопасность России: актуальные риски и долгосрочные приоритеты социально-экономического развития (Резолюция по итогам Всероссийской научно-практической конференции VIII Сенчаговские чтения)

Городецкий А.Е.1, Караваева И.В.1, Лев М.Ю.1
1 Институт экономики РАН

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность России: актуальные риски и долгосрочные приоритеты социально-экономического развития (Резолюция по итогам Всероссийской научно-практической конференции VIII Сенчаговские чтения) // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 6. – С. 1327-1338. – doi: 10.18334/ecsec.7.6.121268.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68589320

Аннотация:
В статье представлена Резолюция, принятая по докладам и материалам выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, проведенной в Москве 9-10 апреля 2024 г. в очном и ZOOM-формате на базе Института экономики РАН при организационном и научном участии: – Института проблем рынка Российской академии наук; – Российской академия естественных наук; – Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; – Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя; – Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации; – Санкт-Петербургского государственного экономического университета; – Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева; – Международного научно-практического журнала «Экономическая безопасность». Результат Резолюции принят по итогам голосования участников конференции и отражают основные направления дискуссии форума. Рассмотрены и определены новые цели и задачи обеспечения экономической безопасности в контексте взаимодействия с государственным стратегическим планированием и национальной системой управления рисками. Предложены новые направления исследований в области экономической безопасности современной России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальные стратегические задачи и приоритеты, парирования рисков и угроз российской экономики

Финансирование:
Резолюция подготовлена по итогам проведения всероссийской научно-практической конференции Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения» «Экономическая безопасность России: долгосрочные приоритеты и актуальные риски социально-экономического развития». Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях».

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение. Резолюция подготовлена по результатам работы Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, проведенной в Москве 9-10 апреля 2024 г. в очном и ZOOM-формате на базе Института экономики РАН и при организационном и научном участии Института проблем рынка Российской академии наук, Российской академия естественных наук, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева и журнала «Экономическая безопасность».

1. В работе всероссийской научно-практической конференции приняли участие: российские и зарубежные представители научных и высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Волгограда, Вологды, Владивостока, Вятки, Екатеринбурга, Донецка, Жуковска, Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода, Казани, Калуги, Костромы, Липецка, Луганска, Грозного, Перми, Рязани, Самары, Саранска, Саратова, Сыктывкара, Тольятти, Томска, Элисты, Ярославля, Минска (Республика Беларусь); сотрудники: Института экономики Российской академии наук, Института проблем рынка РАН, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Центра исследования проблем безопасности РАН, Белорусского государственного экономического университета, (г. Минск, Республика Беларусь), Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Вологодского научного центра Российской академии наук, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Финансового университета при Правительстве РФ, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (г. Москва), Института исследований и экспертизы ВЭБ, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) филиал в г. Калуге, Института региональных экономических стратегий» (г. Москва), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Национального исследовательского Томского государственного университета, Московского международного университета, Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Института макроэкономических исследований Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (г. Барнаул), Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Луганского государственного университета им. Владимира Даля, Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя (г. Рязань), Российского государственного гуманитарного университета, Российского университета транспорта, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Военного университета Министерства обороны РФ, Российской таможенной академии (г. Люберцы), Вятского государственного университета, Государственного университета управления, Азово-Черноморского инженерного института – филиала Донского государственного аграрного университета, Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, Государственного университета им. Б.Б. Городовикова (Калмыкия), Казанского федеральный университета, Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Коми республиканской академии государственной службы и управления, Липецкого казачьего института технологий и управления (филиал) Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), Национального исследовательского центра «Институт им. Н.Е. Жуковского», Пермского государственного национального исследовательского университета, Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар-Ола), Самарского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского университета МВД России, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А., Уральского государственного экономического университета, Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Тольяттинского государственного университета (г. Тольятти), Центра мир-системных исследований (аналитический центр), Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославский филиал Московского финансово-юридического университета, Секции «Проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства» РАЕН, ПАО Сбербанк, АКБ «НОВИКОМБАНК» АО (г. Москва), Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье», ООО «ДорСтройИнвест», Москва издательства «Первое экономическое издательство», журнал «Экономическая безопасность».

Конференция проводилась в очном и zoom-формате по четырем секционным направлениям:

– Секция № 1. Институты экономической безопасности: эволюция задач, функций, механизмов управления;

– Секция № 2. Стратегические приоритеты экономической безопасности в экономическом и социальном аспектах: тенденции развития;

– Секция № 3. Экономика в условиях санкций и частичной экономической мобилизации через призму экономической безопасности;

– Секция № 4. Экономическая безопасность регионов России.

Общее число зарегистрированных участников составило 199 человек. На пленарном заседании конференции и секциях выступили с научными докладами 115 человек.

Пленарные и секционные доклады выступлений зарегистрированных участников всероссийской научной конференции «VIII Сенчаговские чтения» в соответствии с Программой конференции будут размещены в журнале «Экономическая безопасность» (журнал индексируется в РИНЦ, включен в перечень журналов ВАК РФ, и всем статьям присваивается DOI) и опубликованы в течение 2024 года в соответствии с утвержденной политикой издательства «Первое экономическое издательство» бесплатно.

2. Участники конференции считают необходимым отметить, что происходящие в мире перемены – системный кризис англо-саксонской гегемонии, корона-кризис, потрясший мир в 2020-2022 гг., резко возросший уровень геополитической конфронтации между Западом и Россией в 2014-2024 гг., переход от гибридной войны к открытому военному противостоянию – ещё и ещё раз подтверждает роль и значимость экономической безопасности как ядра общей системы национальной безопасности страны, инструмента диагностики и анализа состояния экономической системы перед лицом вызовов, угроз и рисков развития российского общества [8].

Основные стратегические приоритеты и национальные цели развития современной России содержатся в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [5; 6].

Наша страна вошла в новый цикл развития, национальные стратегические задачи и приоритеты которого определены как часть предмета деятельности системы обеспечения экономической безопасности на предстоящие 12 лет. Национальный и технологический суверенитет выступает в данном случае как условие и цель социально-экономического развития [11]. Особая роль принадлежит двум условиям развития: денежному суверенитету и суверенитету в области науки, образования и просвещения как основе цивилизационно-культурной идентичности России.

На наших глазах формируются новые базовые риски и вызовы экономической безопасности России как суверенного государства:

– геоэкономическая фрагментация мировой экономики на основе кризисных явлений последних лет, исчерпания прежней модели глобализации, санкционных войн, попыток переиздания новых геополитических альянсов на блоковой основе, изменения системы экономических и социально-политических приоритетов взаимодействующих государств;

– новый этап борьбы за перераспределение мировых экономических ресурсов: энергоресурсы, Арктика и ресурсы арктического шельфа, мировые ресурсы пресной воды, лесные ресурсы, территории интенсивного сельскохозяйственного производства, квалифицированные трудовые ресурсы и т.д.;

– когнитивные и информационные войны как составная часть всех современных мировых противостояний и конфликтов, передел сфер информационного влияния: формирование и активное применение агрессивных методик информационного влияния на повышение управляемости потребительской средой;

– расширение (навязывание) искусственной среды потребления товаров и услуг («зеленая экономика», трансформация сферы образования, поощрение трансгендерной идеологии сопровождаемой новыми отраслями медицины, фармацевтики, образования, медиа-услуг и т.д.);

– вызовы климатического регулирования при игнорировании его долговременных экономических и экологических последствий; попытки использования регуляторов декарбонизации в интересах частных выгод лидеров «зелёной экономики»; рост влияния на экономику экологических и социальных бедствий (природных и техногенных катастроф, пандемий, голода, продовольственные кризисы и т.д.);

– риски негативного влияния миграционного воздействия на развитие российской экономики и формирование социальных конфликтов;

– риски целенаправленного размывания и ослабления самоидентичности российского социума и традиционных национальных приоритетов суверенности российского государства.

3. Актуальность выступлений участников конференции подтверждается недостаточной практической результативностью парирования рисков и угроз российской экономики с использованием методов бюджетно-финансового регулирования в условиях ужесточения внешнего санкционного давления, в связи с чем в условиях роста социально-экономической неопределенности, имеющихся демографических проблем и миграционного оттока высококвалифицированных специалистов усугубляются проблемы дефицита трудовых ресурсов, повышения среднего возраста населения. В этой связи остро встает вопрос необходимости повышения качества жизни, снижения уровня бедности российских граждан – базовых условий для создания и благосостояния семьи, увеличения рождаемости и воспроизводства населения.

Кроме того, отмечается, что после утверждения Стратегии был принят ряд документов стратегического планирования, в том числе Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400), Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1], Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633), Концепция внешней политики Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229), а также ряд решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющих цели, направления и задачи социально-экономического развития Российской Федерации [1-4].

Таким образом, существенное изменение геополитической обстановки и условий функционирования экономики страны, а также изменения, произошедшие в нормативно-правовом обеспечении процесса формирования системы документов стратегического планирования и в самих стратегических документах, обуславливают необходимость подготовки новой редакции Стратегии в целях корректировки государственной политики для парирования новых вызовов и угроз экономической безопасности и социально- экономическому развитию Российской Федерации [9].

В рамках редакции новой стратегии необходимо учитывать:

– стратегические приоритеты и императивы экономического развития в условиях вызовов глобальной технологической конкуренции, её проекций на военно-технологическую сферу, изменчивый баланс военной мощи, передовых военных технологий и методов ведения войны – противостоящих друг другу сил; необходимость максимально быстрого и гибкого технологического прогресса по всей линии создания и поставок военной техники в отраслях ОПК, сопряженных отраслей и предприятий, пресловутом «народном ОПК»;

– увеличение рисков ослабления макроэкономической устойчивости отечественной финансовой системы, развитием инфляционных процессов в экономике;

– недостаточную эффективность денежно-кредитной (финансовой, банковской, налоговой) политики в условиях применения новых финансовых ограничителей во внешнеторговых отношениях [10];

– необходимость пересмотра денежно-кредитной политики с точки зрения ценовых факторов, влияющих на достижение целей нейтрализации угроз экономического роста России и представление предложений по его совершенствованию в контексте обеспечения экономической безопасности в условиях тотального санкционного давления [12; 13];

– сдерживание темпов экономического развития за счет наличия сдерживающих факторов монетарного, бюджетного и фискального регулирования;

– отсутствие системы скоординированного стратегического планирования и бюджетирования с использованием критериев экономической безопасности при принятии стратегических решений; новая редакция Стратегии национальной безопасности (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400) эту проблему решает лишь отчасти и неполно [2];

– сохранение рисков и угроз социальной безопасности, связанных с сохранением значительного имущественного расслоения общества;

– усиление рисков развития коррупционной составляющей российской экономики, особенно в условиях проведения СВО, необходимости материального и военного обеспечения вооруженных сил в соответствии с текущими и перспективными потребностями военных действий;

Перечисленные риски и угрозы, формирующиеся в экономической, бюджетно-финансовой и военной сферах, в условиях ужесточения внешнего санкционного давления существенно актуализируют проблематику обеспечения социально-экономической безопасности страны и нуждаются в серьезном теоретико-методологическом обосновании.

4. Участники конференции отмечают:

– тревожные тенденции в состоянии системы обеспечения экономической безопасности, связанные с задержками в обновлении Стратегии экономической безопасности;

– недостаточно оперативное рассмотрение новых тенденций в мировой политике в отношении экономической безопасности на фоне ужесточения санкций национальной безопасности, попытки вновь сделать ее периферийной, существенно снижают эффективность работы в образовательной сфере, которые особенно превалируют в вопросах преподавания и подготовки кадров.

Существующая неопределенность о месте экономической безопасности в системе научных дисциплин, преподаваемых в вузах и поствузовском образовании, системе государственных образовательных стандартов и паспортах специальностей аспирантуры и докторантуры, низведение экономической безопасности в ранг отраслевых и региональных дисциплин, сокращение диссертационных советов, где присутствуют специальность экономическая безопасность серьезно затрудняют работу с молодыми специалистами, выбравшими специальность экономическая безопасность.

5. В целях практической реализации выводов и предложений, заслушанных и обсужденных докладов на пленарном заседание и секциях участники конференции предлагают:

– продолжить дискуссии об отношении экономической безопасности и экономической теории как методологическом источнике знаний сферы экономической безопасности;

– развивать дискуссии о месте теории экономической безопасности в системе управленческих дисциплин в контексте комплексной системы знаний о принципах и методах диагностирования состояния экономической системы, её устойчивости и способности к развитию;

– активизировать исследования об индикаторах и пороговых значениях важнейших сфер развития экономики, проектно-стратегических и программно-целевых методах управления экономической безопасностью;

– развивать исследования основных тенденций функционирования экономики России, анализ экономической политики, политики регионального развития, факторов экономической безопасности, формирование стратегии и моделей устойчивого экономического роста;

– осуществлять исследования в области институционального анализа государственного регулирования и формирования эффективной институциональной среды [7];

– стимулировать исследования в сфере социально-экономического системных преобразований в странах российского «пояса соседства», внешних факторов развития российской экономики и интеграции России в глобальные и региональные экономические и политические процессы;

– развивать исследования в сфере оценки и повышения экономической безопасности предприятий и производств.

6. Участники конференции считают необходимым:

– публиковать информацию о проведенной конференции в средствах массовой информации, с приоритетной публикацией в научном рецензируемом журнале, осуществляющем бесплатно публикационную поддержку конференции: «Экономическая безопасность»;

– направить информационные материалы и рекомендации международной научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения», а также опубликованные материалы конференции в соответствующие комитеты Государственной Думы РФ, Совет безопасности РФ, в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

– поддерживать постоянно ведущийся диалог между органами власти и государственного управления с одной стороны, и академическим и вузовским сообществом, с другой, по вопросам эффективности системы институтов обеспечения социально-экономической безопасности, нейтрализации деструктивных тенденций в современной российской экономике;

– продолжить ежегодное проведение на базе Института экономики РАН ежегодной Межрегиональной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» для обсуждения проблем социально-экономической безопасности России, ее регионов, сфер и отраслей национальной экономики с расширением тематики, и состава участников.

[1] Документ утратил силу в связи изданием Указа Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».


Источники:

1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/?ysclid=lxhpdoh8fh271756885 (дата обращения: 15.06.2024).
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/?ysclid=lxhp9wjldw632946953 (дата обращения: 15.06.2024).
3. Указ Президента РФ от 08.11.2021 N 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400057/?ysclid=lxhppdeuhd108931875 (дата обращения: 15.06.2024).
4. Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/79788.html?ysclid=lxhpu17lkk92406382 (дата обращения: 15.06.2024).
5. Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/?ysclid=lxhp5ccfrt531200585 (дата обращения: 15.06.2024).
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 «Послание Президента Федеральному Собранию». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/?ysclid=lxhp11ei2r365712735 (дата обращения: 15.06.2024).
7. Городецкий, А. Е. Институты государственного управления в условиях новых вызовов социально-экономического развития. - Москва: Институт экономики РАН, 2018. – 237 c.
8. Городецкий А. Е., Караваева И. В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
9. Городецкий А.Е., Митяков С.Н. Эволюция национальных интересов и экономической политики России // Развитие и безопасность. – 2023. – № 1(17). – c. 4-20. – doi: 10.46960/2713-2633_2023_1_4.
10. Караваева И. В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита // Финансы. – 2010. – № 1. – c. 23-27.
11. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
12. Лев М. Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2023. – 86 c.
13. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2024. – 230 c.

Страница обновлена: 19.08.2024 в 15:15:37