Институты экономической безопасности: эволюция задач, функций и механизмов управления

Караваева И.В.1, Лев М.Ю.1
1 Институт экономики РАН

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Караваева И.В., Лев М.Ю. Институты экономической безопасности: эволюция задач, функций и механизмов управления // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 6. – С. 1461-1478. – doi: 10.18334/ecsec.7.6.121272.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68589327

Аннотация:
В статье представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, проведенной в Москве 9-10 апреля 2024 г. в очном и ZOOM-формате на базе Института экономики РАН при организационном и научном участии: – Института проблем рынка Российской академии наук; – Российской академия естественных наук; – Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; – Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; – Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации; – Санкт-Петербургского государственного экономического университета; – Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева; – Международного научно-практического журнала «Экономическая безопасность». Освещены основные направления дискуссии форума. Отражены приоритетные направления развития теоретического аппарата экономической безопасности, в том числе, эволюции его институциональных основ, а также определение новых методов ее обеспечения в контексте взаимодействия с государственным стратегическим планированием и национальной системой управления рисками. Заявлены перспективные направления исследований в области экономической безопасности современной России.

Ключевые слова: институциональные критерии экономической безопасности, институты научно-технологической безопасности, технологии и технологический суверенитет экономической безопасности, регулирование цифровой среды и безопасности

Финансирование:
Статья подготовлена по итогам проведения Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения» – «Экономическая безопасность России: долгосрочные приоритеты и актуальные риски социально-экономического развития». Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях».

JEL-классификация: E02, R13, R10



В период 9-10 апреля 2024 г. в Москве, в очном и ZOOM-формате на базе Института экономики РАН и при организационном и научном участии Института проблем рынка Российской академии наук, Российской академия естественных наук, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева и журнала «Экономическая безопасность» была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «VIII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, на тему: «Экономическая безопасность России: долгосрочные приоритеты и актуальные риски социально-экономического развития».

В работе научно-практической конференции приняли участие – российские и зарубежные представители научных и высших учебных заведений:

– 29 городов России и зарубежных стран;

– сотрудники 6 институтов РАН;

– 50 государственных университетов, академий и институтов;

– 4 некоммерческих/коммерческих организаций, коммерческих банков.

Основная цель конференции – исследование теоретической и практической значимости социально-экономической безопасности, современные тренды развития теоретического аппарата экономической безопасности, эволюционные, институциональные и технологические основы, а именно:

– определение новых методов обеспечения экономической безопасности в контексте взаимодействия с государственным стратегическим планированием и национальной системой управления рисками;

– перспективные направления модернизации системы экономического и финансового регулирования на общегосударственном и региональных уровнях;

– обеспечение формирования технологического суверенитета России в новых реалиях.

Актуальность проведения всероссийской научной конференции «VIII Сенчаговские чтения» обусловлена темами и результатами выступлений участников конференции, в которых отмечается недостаточная практическая результативность парирования рисков и угроз российской экономики с использованием методов бюджетно-финансового регулирования в условиях мобилизационного сценария [34; 40].

В настоящей статье рассматриваются итоги первого дня работы конференции, в течение которого были заслушаны доклады участников по секции № 1: «Институты экономической безопасности: эволюция задач, функций, механизмов управления».

Всего на заседании первой секции было анонсировано 25 докладов, из которых в данной статье представлен обзор наиболее значимых докладов по секционному направлению конференции.

Сегодня на первый план выходят такие составляющие проблематики экономической безопасности государств как: национальный и технологический суверенитет как условие и цель социально-экономического развития [4; 16; 39]. Приобретают приоритетное значение следующие направления исследований в области характеристик и оценок экономической безопасности:

– разработка новых теоретических оценок и практических рекомендаций по определению основных направлений и механизмов обеспечения экономической безопасности с выделением ее социальных и социально-политических аспектов [1; 15];

– разработка новых методов оценки национальной идентичности суверенного государства, его технологического, интеллектуального, культурного суверенитета, основанных на современных тенденциях, в том числе искусственном интеллекте [26; 28];

– разработка приоритетных механизмов государственного регулирования и бюджетирование в условиях новых глобальных вызовов [14];

– определение новых направлений развития и реформирования финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики направленных на минимизацию системных рисков развития и нивелирование угроз социально-экономической безопасности [10; 11; 27; 29; 32];

– совершенствование развитие институтов социально-экономической поддержки населения, качественное изменение уровня жизни, образования, здравоохранения, культуры [12];

– разработка инструментария оценки существующих рисков и угроз экономического и социального развития, в целях нивелирования рисков [13; 24].

Первым выступающим по секционной теме: «Институты экономической безопасности: эволюция задач, функций, механизмов управления» был представлен презентационный доклад: «Зоны воздействия антироссийских санкций» Казанцевым С.В.– д.э.н., проф., д. член РАЕН, г.н.с. сектора экономической безопасности Института экономики РАН, в котором отражены результаты исследования четырёх происходящих в современном российском обществе процессов, ослабляющих Российскую Федерацию. В числе этих процессов: уменьшение доходов от внешней торговли, «утечка умов», депопуляции, отток капитала [7]. Докладчик исследовал и представил их качественные и количественные характеристики, назвал внутренние и внешние факторы, способствующие развитию этих процессов. Многочисленные ограничения, запреты и санкции, введенные в отношении Российской Федерации, направлены на стимулирование развития подобных негативных явлений и расширение масштабов их нежелательных последствий для национальной экономики и общества [9]. Автор обратил внимание на обоснованность выбора недружественными по отношению к России государствами вышеназванных процессов в качестве объектов санкционного воздействия на Российскую Федерацию [8].

В докладе, подготовленном Князевым Ю.К. С.Н. – д.э.н., проф., г.н.с. Института экономики РАН на тему – «Экономический и технологический суверенитет – условие безопасности страны» вопрос об укреплении суверенитета в России встал во весь рост из-за развернувшегося санкционного давления на нее в связи с воссоединением Крыма в 2014 г. и особенно после начала российской специальной военной операции в феврале 2022 г. Для выживания страны во враждебной среде пришлось срочно заняться всесторонним импортозамещением и перенаправлением экспортных потоков с запада на восток. Наряду с практическими шагами по переводу народного хозяйства на самостоятельные рельсы появилась необходимость в теоретическом обосновании самой возможности экономического и технологического суверенитета любого государства и нашей страны в особенности, под которым понимается прежде всего ее экономическая безопасность и технологическая самостоятельность [17]. В теоретических исследованиях проблема государственного суверенитета редко рассматривалась в ее экономическом аспекте. Чаще всего она была предметом изучения для специалистов международного права и международных отношений. Экономическое же содержание государственного суверенитета коротко можно охарактеризовать как самостоятельная выработка и проведение хозяйственной политики и реализация долгосрочной стратегии развития страны, а также ее способность противостоять враждебным внешним шокам. Конечно, Россия делает лишь первые шаги в укреплении своего экономического и технологического суверенитета [19]. Предстоит обширная и кропотливая работа по перестройке научных исследований (как фундаментальных, так и прикладных) в направлении приближения их к практическим потребностям, по расширению сети НИОКР и все большему распространению ее на бизнес-структуры, по оперативному внедрению в производство отечественных и зарубежных технологических новинок [18].

В докладе, подготовленном Медведевой М. Б., к.э.н., профессор кафедры мировой экономики и мировых финансов, ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ на тему: «Проблемы создания и развития интегрированного валютного рынка ЕАЭС» целью исследования стало выявление нормативных, институциональных, экономических и других ограничений, препятствующих созданию и развитию интегрированного валютного рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Удельный вес российского рубля в валютной структуре расчетов ЕАЭС за последние шесть лет увеличился с 56% до 75%. Доля доллара США за это же время снизилась с 35% до 19%. Однако доллар США остается доминирующей валютой в расчетах за товары и услуги между государствами-членами ЕАЭС, за исключением России [25]. На его долю приходится 50-80% платежей в зависимости от их назначения. Почему национальные валюты используются лишь ограниченно и почему страны ЕАЭС продолжают широко использовать доллар США и евро во взаимных расчетах? По данным вопросам на основе опроса респондентов был подготовлен доклад «Национальные валюты во взаимных расчетах в рамках ЕАЭС: препятствия и перспективы» [33]. В настоящее время большинство национальных финансовых рынков стран ЕАЭС имеют низкую емкость и ликвидность [30], а в некоторых случаях не имеют важных сегментов, необходимых для эффективной поддержки повышения роли национальных валют. Из всех стран ЕАЭС, только Россия, Казахстан и Армения имеют форвардные валютные рынки, способные обеспечить хеджирование валютных рисков при валютных операциях с валютами ЕАЭС [2]. Однако на форвардных валютных рынках России и Армении отсутствуют инструменты хеджирования рисков валютных операций с валютами ЕАЭС без использования резервной валюты в качестве промежуточной.

В докладе, подготовленном группой авторов в составе: Кузнецовой Е.И. д.э.н., проф., профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Сараджевой О.В., к.э.н., доц., доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга Российский государственный университета им. А.Н. Косыгина на тему: «Формирование продуктивной институциональной среды региональной экономической безопасности» рассмотрены вопросы обеспечение экономической безопасности региона, включающий в себя комплекс мер по защите региональных экономических интересов, установлению эффективных механизмов регулирования рынков, поддержанию стабильности финансовой системы, развитию инфраструктуры и повышению конкурентоспособности экономики региона. Для обеспечения региональной экономической безопасности необходимо осуществлять мониторинг и оценку вызовов и угроз в сфере экономической деятельности в регионе, а также принимать меры по предотвращению возможных рисков и минимизации ассоциируемых потерь. Синергия от влияния институтов на условия формирования экономической безопасности регионов и практическую деятельность по ее обеспечению, как показывает международная практика [41], может быть достигнута преимущественно при селективном, управляемом и контролируемом воздействии на каждый ключевой аспект построения и функционирования институтов, при условии выделения всей полноты необходимых ресурсов и грамотного их использования [35]. Проблема недостатка исследований институциональных аспектов в сфере обеспечения экономической безопасности регионов требует усиленного внимания со стороны государственных органов, бизнеса и общественности. Необходимо развивать эффективную институциональную среду, повышать доверие к институтам и обеспечивать прозрачность и открытость в работе институтов [20]. Механизм функционирования институтов обеспечения региональной экономической безопасности безусловно активирует факторы устойчивости региональных экономических систем. Его основу составляют результаты комплексной аналитической деятельности о ретроспективе обеспечения региональной экономической безопасности, имеющихся ресурсов и факторов внутреннего и внешнего воздействия, в том числе об актуальных угрозах и вызовах, возможностях обеспечения безопасности с прогнозированием развития факторов на перспективу [21].

В своем докладе на тему: «Институционализации критериев обеспечения экономической безопасности на субфедеральном уровне: современные тенденции и новые вызовы» Рабкин С.В. – к.э.н., доц., доцент кафедры государственного и муниципального управления Коми республиканской академии государственной службы и управления, (Сыктывкар) отметил, что новые по своей институциональной природе вызовы экономической безопасности Российской Федерации требуют решения не только тактических задач регионального развития в условиях санкционного противостояния, но и разработку документов стратегического планирования, определяющих реализацию социально-экономического потенциала субъектов Федерации на долгосрочную перспективу, исходя из оценки происходящих институциональных трансформаций [38]. Формирование нового качества взаимоотношений Федерального центра и субъектов Федерации с целью нейтрализации актуальных рисков экономической безопасности должно стать своеобразной основой во многом институциональной, чем бюджетно-функциональной системы укрепления федеративных основ нашего государства [36]. Необходимость оптимального использования территориального пространства, с учетом исторически обусловленных тенденций формирования ресурсного потенциала России, как суверенного государства, требует преодоления диспропорций в развитии регионов не только в реализации задач пространственного, но отраслевого и социального развития. Прежде всего, это связано с решением вопросов формирования эффективной системы регионального управления, направленной на создание нового по своему качеству единого научно-технологического пространства и обеспечения экономической безопасности, в том числе на субфедеральном уровне. Фактически речь идёт о переходе к новой модели отраслевого развития регионов связанной с необходимостью рассмотрения элементов мобилизационной экономики, как основы принятия управленческих решений по приоритетности целей и задач в документах стратегического планирования [37]. Уровень взаимосвязанности территорий Российской Федерации выступает одним из факторов обеспечения её экономической безопасности. Создание на качественно новой технологической основе транспортных, телекоммуникационных и иных инфраструктурных систем, охватывающих весь спектр решения вопросов пространственного развития, позволит концептуально реализовать равный доступ территорий к формированию общих принципов межрегионального взаимодействия при определении и реализации приоритетов социально-экономического развития в целом.

В докладе на тему: «Использование искусственного интеллекта при найме на государственную службу – угроза экономической безопасности», представленном Гретченко А.И., д.э.н., проф., заслуженного деятеля науки РФ, проф. кафедры «Национальная и региональная экономика» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; профессором кафедры «Психология и развитие человеческого капитала» Финансового университета при Правительстве РФ отметил, что найм на государственную службу – сложный и ответственный процесс, требующий высокой точности и надежности. В настоящее время в современное информационное общество вступили новые технологии, которые меняют способ работы кадровой службы организации. Искусственный интеллект (ИИ) является одной из таких инновационных современных технологий, который направлен на преобразование рекрутинга в государственном секторе и тоже время, играющий важное значение для обеспечения национальной безопасности государства [3]. В предложенном докладе хотелось бы отметить необходимость учитывать его влияние на национальную экономическую безопасность при использовании искусственного интеллекта. При найме на государственную службу необходимо тщательно учитывать потенциальные угрозы и риски для экономической безопасности, осуществлять контроль и обеспечивать прозрачность процесса, чтобы минимизировать отрицательные последствия этого подхода [5]. Предлагаемый автором пилотный проект связан с применением искусственного интеллекта для найма персонала на государственную службу. Данный проект осуществляется в рамках эксперимента с целью оценить эффективность и преимущества такого решения.

В заключении доклада автор отметил, что в результате исследования были проанализированы только некоторые положительные и отрицательные факторы, которые могут возникнуть вследствие внедрения предложенного проекта на постоянной основе. Фактом является также то, что искусственный интеллект будет неизбежно внедряться в современную реальность и постепенно заменять или упрощать деятельность людей [6].

В докладе, подготовленном группой авторов в составе: Лапаева Д.Н., д.э.н., проф., члена Президиума РАЕН, д. члена РАЕН, зам. директора Института экономики и управления Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, (Нижний Новгород), Глебовой О.В., д.э.н., проф., профессора кафедры управления инновационной деятельностью Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, (Нижний Новгород), Мельниковой О.Ю., к.э.н., начальника учебного отдела Арзамасского филиала Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева рассмотрены вопросы обеспечения успешности инновационных проектов, реализуемых на отечественных машиностроительных предприятиях, и направленных на повышение их экономической безопасности. Выделены три ключевых периода эволюции научных исследований, связанных с успехом проектов, а также определены направления перспективных изысканий в этой области. В частности, обоснована необходимость поиска новых подходов к оцениванию для поддержки и координации контроля исполнения инновационного проекта, а также обеспечения успешности его реализации. Разработана модель взаимодействия процессов проектного менеджмента, управления реализацией преимуществ и оценивания успеха проекта [22]. Детализированы ключевые процессы оценки и мониторинга успеха проекта [23]. Апробация инструмента оценивания, сформированного на основе авторской модели, позволила на практике снизить остроту противоречий между участниками инновационной деятельности, обеспечить увеличение согласованности их позиций относительно успешности инновационной инициативы, а также способствовала снижению неудач инновационных проектов и повышению экономической безопасности исследованных предприятий [31].

***

По завершении работы секции участниками были представлены предложения для включения в итоговую Резолюцию, которая отражает результаты работы Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения».

Основные выводы и рекомендации по материалам секционного исследования представляют интерес, как в теоретическом плане, поскольку обосновывают направления изменения теоретических характеристик категории «национальная экономическая безопасность», так и в практическом, поскольку ориентированы на повышение эффективности проводимой государственной политики регулирования внешних и внутренних рисков национальной экономики в условиях происходящих изменений в системе глобальных экономических и социально-политических отношений. Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности Государственной Думы, Правительства и Совета безопасности РФ при корректировке стратегии национальной безопасности, совершенствовании законодательства по стратегическому планированию и бюджетированию.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/?ysclid=lxf9rtceu4854506664 (дата обращения: 15.06.2024).
2. Буханова Т.В., Медведева М.Б. Российский фондовый рынок в условиях санкционного давления // Вестник евразийской науки. – 2022. – № 6.
3. Гагарина Г.Ю., Горохова И.В., Гретченко А.И. Устойчивое развитие человеческого потенциала – стратегический приоритет обеспечения национальной безопасности России // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2024. – № 3. – c. 77-91. – doi: 10.21686/2413-2829-2024-3-77-91.
4. Городецкий А.Е., Караваева И.В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
5. Гретченко А.И., Гоетченко А.А. Противодействие угрозам экономической безопасности личности в условиях санкционных ограничений // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2023. – № 7. – c. 45-58. – doi: 10.46554/1993-0453-2023-7-225-45-58.
6. Гретченко А.И., Горохова И.В., Гретченко А.А. Обеспечение национальных интересов в информационной сфере России // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 49-64. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120245.
7. Казанцев С.В. О стратегии экономической безопасности // Мир новой экономики. – 2016. – № 3. – c. 6-13.
8. С.В. Казанцев Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ // Эко. – 2016. – № 5. – c. 55-70.
9. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
10. Караваева И.В., Караваева И.В. Оптимальное налогообложение: теория и история вопроса: монография. - М.: Анкил, 2011. – 284 c.
11. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения IV международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» социально-экономическая безопасность: сфера государственного регулирования и область научного знания // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 549-578. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111150.
12. Караваева И.В. Критерии социально-экономической безопасности для России и регионов в новой реальности // Федерализм. – 2020. – № 2. – c. 146-161. – doi: 10.21686/2073-1051-2020-2-146-161.
13. Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
14. Караваева И.В., Лев М.Ю. Социальная составляющая экономической безопасности современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 4. – c. 1217-1234. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.118476.
15. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
16. Князев Ю.О О корректировке экономической модели России и новой стратегии развития // Общество и экономика. – 2016. – № 5. – c. 18-34.
17. Князев Ю.К. Ускорение экономического развития России в 2023 году // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2024. – № 1. – c. 53-74. – doi: 10.24412/2071-6435-2024-1-53-74.
18. Князев Ю.К. Экономический и технологический суверенитет: проблемы становления // Мир перемен. – 2024. – № 1. – c. 36-52. – doi: 10.51905/2073-3038_2024_1_36.
19. Кузнецова Е.И. К вопросу о государственном стратегическом планировании в обеспечении экономической безопасности // Национальная безопасность / nota bene. – 2014. – № 3. – c. 366-371.
20. Кузнецова Е.И., Русавская А.В., Сараджева О.В. Роль институциональной инфраструктуры в обеспечении региональной экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. – 2024. – № 1. – c. 203-209. – doi: 10.24412/2414-3995-2024-1-203-209.
21. Лапаев Д.Н., Лапаева О.Н. Многокритериальное сравнение альтернатив в экономике. / Монография. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2011. – 215 c.
22. Лапаев Д.Н., Митяков Е.С., Мокрецова Е.С. Мониторинг устойчивого развития отраслей промышленности на основе многокритериального подхода // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2013. – № 5. – c. 168-171.
23. Лев М.Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 447-466. – doi: 10.18334/eo.10.2.100903.
24. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка экономической безопасности торговых отношений США со странами ЕАЭС в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4523-4546. – doi: 10.18334/epp.13.10.119215.
25. Лев М.Ю. Институциональные аспекты мониторинга цен с применением искусственного интеллекта в системе социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 4. – c. 923-950. – doi: 10.18334/ecsec.7.4.120894.
26. Лев М.Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. / Монография. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2023. – 86 c.
27. Лев М.Ю., Болонин А.И., Туруев И.Б., Лещенко Ю.Г. Концепция искусственного интеллекта в деятельности центральных банков: институциональные возможности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 4. – c. 781-808. – doi: 10.18334/ecsec.7.4.120831.
28. Лев М.Ю., Казанцев С.В. Цены, инфляция и безопасность общества. / Монография. - М.: ООО «Первое экономическое издательство», 2024. – 230 c.
29. Медведева М.Б., Хомякова Л.И. Финансовая стабильность банковского сектора стран ЕАЭС в условиях пандемии COVID-19 // Банковские услуги. – 1915. – № 10. – c. 2-9. – doi: 10.36992/2075-1915_2021_10_2.
30. Морозова Г.А., Мальцев В.А., Мальцев К.В., Лапаев Д.Н. Инновационное развитие промышленных комплексов в регионе. / Монография. - Нижний Новгород: Волго-Вятская академия государственной службы, 2010. – 160 c.
31. Национальные валюты во взаиморасчетах в рамках ЕАЭС: препятствия и перспективы. - СПб: ЦИИ ЕАБР, 2018. – 76 c.
32. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
33. Агапова Т.Н., Борисова Е.В., Бобошко Н.М. [и др.] Применение информационных технологий в экономических исследованиях. - М.: Издательство «Перо», 2021. – 97 c.
34. Рабкин C. Экономическая безопасность: взаимодействие федерального центра и регионов // Экономист. – 2007. – № 12. – c. 53-58.
35. Рабкин С.В. Стратегическое планирование в регионе: особенности применения пороговых значений экономической безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2017. – № 1. – c. 20-24.
36. Рабкин С.В. Институциональная среда регионального управления: современные вызовы социально-экономической безопасности территориального развития // Экономическая безопасность. – 2021. – № 1. – c. 89-100. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.110851.
37. Валентей С.Д., Белозерова С.М., Бушмин Е.В. [и др.] Реиндустриализация экономики России или продолжение либерального курса? // Федерализм. – 2015. – № 1. – c. 7-56.
38. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю. [и др.] Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
39. Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Аналитические подходы к оценке экономической безопасности региона // Экономика региона. – 2019. – № 1. – c. 1-12. – doi: 10.17059/2019-1-1.

Страница обновлена: 19.08.2024 в 15:15:37