Методика исследования локального потребительского рынка

Демьяненко А.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Демьяненко А.Е. Методика исследования локального потребительского рынка // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 24. – С. 203-206.

Аннотация:
В статье исследуются вопросы сущности и структурных элементов локального потребительского рынка. На основе разработанной методики осуществляется оценка и прогнозирование его развития в Ставропольском крае.

Ключевые слова: розничная торговля, региональная экономика, потребительский рынок, Ставропольский край, общественное питание, услуги населению



Локальные потребительские рынки являются важной движущей силой развития региональной экономики. В системе факторов производства, наряду с числом занятых в экономике и наличием предпринимательской способности у людей (позволяющей организовать выпуск товаров и услуг посредством соединения всех необходимых факторов производства с внедрением новых технологий, продуктов, методов деятельности), капиталом, как совокупностью созданных прошлым трудом человека разнообразных благ (в том числе, основных фондов), инновациями и инвестициями, знаниями, информацией и технологией, природными ресурсами, выделяются доходы и соответствующие расходы населения и субъектов хозяйствования.

На основе имеющихся ресурсов и возможностей в регионах функционируют отрасли и виды экономической деятельности, включающие:

– сферу производства товаров, к которой относятся аграрный сектор экономики, промышленность (в составе добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды), строительство;

– сферу услуг, функционирующую на основе доходов и соответствующих расходов населения и включающую потребительский рынок, структурными элементами которого являются розничная торговля, общественное питание и платные услуги населению.

Этапы исследования локального потребительского рынка

Методика исследования локального потребительского рынка включает ряд этапов.

На первом этапе осуществляется ситуационно-трансформационный анализ развития в регионе розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению, как по отдельности, так и в сумме, в виде потребительского рынка.

На втором этапе производится оценка сопоставимых объемов товаров и услуг, необходимых для нивелирования наблюдающихся инфляционных процессов и расчетов в динамике физических объемов экономической деятельности.

При анализе совокупности структурных элементов потребительского рынка, а также исследовании этого рынка в системе региональной экономики, с целью сравнимости разнокачественных экономических показателей (например, численности занятых в экономике, объемов основных фондов, денежных доходов населения, площади земельных угодий и т.п.), осуществляется нормализация анализируемых характеристик, посредством сравнения исходных данных со средними в динамике или по совокупности регионов.

На третьем этапе производится экономико-математическое моделирование наблюдающихся закономерностей развития и характерных взаимосвязей результатов и факторов производства на основе корреляционно-регрессионного анализа.

На четвертом этапе на основе полученных характеристик осуществляется оценка эластичности региональной деятельности (в динамике по конкретному субъекту федерации, или в статике по совокупности регионов), позволяющая выявить меру использования имеющихся объективных возможностей производства.

Специфическим, итоговым этапом является прогнозирование экономического развития региональной экономики, с учетом как важнейшей экономической характеристики в виде валового регионального продукта, так и конкретных видов и отраслей экономической деятельности, в том числе регионального потребительского рынка.

Данные о потребительском рынке Ставропольского края

Структурными элементами потребительского рынка [1] являются розничная торговля (объем оборота которой по Ставропольскому краю в 2010 г. составил 274 400 млн руб.), общественное питание (16 404 млн руб.) и платные услуги населению (72 397 млн руб.). В итоге, общий объем потребительского рынка в Ставропольском крае равен 363 201 млн. руб., при явном доминировании розничной торговли (73,6%) и значительном удельном весе платных услуг населению (21,7%).

В динамике потребительский рынок региона, судя по фактическим данным его объема за 1998−2010 гг., в текущих ценах увеличился в 20,62 раза. При этом, наблюдается его последовательное и непрерывное возрастание с некоторым замедлением в 2009 г.

Сопоставимые объемы потребительского рынка рассчитаны по годам как сумма его структурных элементов. Соотношение полученных значений позволило рассчитать индексы физических объемов, по которым в анализируемой динамике наблюдаются существенные различия в процентах к предыдущему году: от снижения на 2,5% в 1999 г. (соответствующий индекс составляет 97,5%) до прироста на 15,7−16,3% в 2004 г. и 2007 г. (с индексами 115,7 и 116,3%).

Расчеты показали, что наблюдающийся рост оборота потребительского рынка края в текущих ценах за 1998−2010 гг. в 20,62 раза был обусловлен ростом цен в 7,409 раза и увеличением физических объемов в 2,783 раза. При этом, значимость роста цен в 2,662 раза выше значимости роста физических объемов.

Корреляционно-регрессионный анализ позволил выявить параметры зависимостей сопоставимых объемов потребительского рынка края от фактора времени. Прогнозные характеристики среднегодового темпа роста его оборота на ближайшую перспективу составляют: по позитивному сценарию 112,8%; по негативному сценарию 104,9%; по инерционному сценарию 108,9%.

Потребительский рынок в региональной экономике

Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ позволил, с учетом выявления и сравнительной оценки различных (по составу факториальных признаков) функций, обосновать лучшую регрессионную модель зависимости валового регионального продукта (У, баллы) от нормализованных характеристик оборота потребительского рынка (Х1), объемов продукции промышленности (Х2), объемов продукции сельского хозяйства (Х3), численности занятых в экономике (Х4), обеспеченности инвестиций кредитами (Х5):

У = –15,4 + 0,216Х1 + 0,159Х2 + 0,262Х3 + 0,443Х4 + 7,484Е-02Х5

Об адекватности полученной модели реальной действительности свидетельствует не только приближающиеся к единице коэффициенты тесноты связей и крайне высокий критерий Фишера, но также тот аспект, что фактические и расчетные значения валового регионального продукта (при подстановке в модель исходных характеристик факториальных признаков) по годам анализируемой динамики по существу совпадают.

Судя по частным коэффициентам детерминации, максимальное влияние на ВРП региона оказывает потребительский рынок (30,7%). Далее следуют: сельское хозяйство (20,1%), во многом обеспечивающее потребительский рынок региона; кредитное покрытие инвестиций (19,4%); промышленность (17%) и занятость населения в экономике (12,8%).

Для прогнозирования развития региональной экономики разработана информационная технология, сущность которой заключается:

– во-первых, в расчете трендовых моделей зависимостей различных признаков от фактора времени, с их экстраполяцией;

– во-вторых, в предвидении развития региона с позиций валового регионального продукта, осущестляемого в рамках различных сценариев (путем подстановки прогнозных характеристик наиболее значимых факториальных признаков в многофакторную регрессионную модель).

Вывод

В результате применения расчетно-конструктивного метода, на основе многофакторной регрессионной модели, среднегодовой темп роста валового регионального продукта ожидается на ближайшую перспективу в размере 111,1% по оптимистическому сценарию, 99,9% − по негативному и 106% − по инерционно-реалистическому (при 109,4% в среднем за 1998−2010 гг.).


Источники:

1. Статистический ежегодник. Ставропольский край. – Ставрополь: Ставропольстат, 2011.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:32