Особенности функционирования локального рынка труда в условиях уголовно-исполнительной системы

Шлыков В.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (7), Июль 2011

Цитировать:
Шлыков В.В. Особенности функционирования локального рынка труда в условиях уголовно-исполнительной системы // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 7. – С. 45-55.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16535687
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы, связанные с привлечением к труду осужденных к лишению свободы. Наличие производственной базы уголовно-исполнительной системы и контингента, который на ней может и должен быть задействован, предполагает выделение специфического сегмента рынка труда - локального рынка труда Уголовно-исполнительной системы. Изучение данного сегмента, особенностей, отличающих его от иных рынков труда, на взгляд автора, позволит обществу и исправительным учреждениям более эффективно решать правоохранительные, социальные, образовательные, воспитательные задачи, стоящие перед ними.

Ключевые слова: рынок труда, уголовно-исполнительная система, общественное значение труда осужденных, труд осужденных к лишению свободы



Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т. д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т. е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Рабочая сила (труд) как ресурс характеризуется:

  • во-первых, разными физическими данными и разными способностями, в результате чего при найме на работу невозможно заранее определить реальную отдачу от трудовых усилий работника, его вклад в экономику;
  • во-вторых, неодинаковой квалификацией, диктующей необходимость различий в заработной плате работников разных профессий;
  • в-третьих, рабочая сила мобильна, т. е. может сменять одно занятие другим, переходить от менее — к более производительным видам деятельности, перемещаться по территории.
  • Исходя из этих и других особенностей, единого рынка труда не существует, он делиться по профессиям, отраслям, географическому расположению, которые можно считать локальными.

    Труд, будучи неотделимым от человека, неизбежно включает социальный, психологический, политический аспекты. У работников в отличие от машин, есть права, которые они так или иначе отстаивают, что позволяет утверждать, что труд является особым, занимающим исключительное положение, ресурсом.

    Отсюда вытекает специфичность факторов, влияющих на предложение рабочей силы на рынке труда:

  • демографические факторы (темп прироста населения и его трудоспособной части, половозрастная структура);
  • экономические факторы (продолжительность рабочего времени, состояние пенсионного обеспечения, уровень безработицы);
  • психологические факторы (желание работать);
  • социальные факторы(престижность труда);
  • факторы, связанные с образованием и подготовкой кадров.
  • Рынок труда, как и любая система, состоит из элементов, к которым относятся:

  • субъекты управления рынком труда;
  • объекты управления рынком труда;
  • экономический механизм рынка труда;
  • специфические юридические нормы рынка труда;
  • качественные показатели рынка труда;
  • инфраструктура рынка труда.
  • Рис. 1. Укрупненная структура рынка труда

    Исходя из понимания структуры рынка труда, представленной на рис. 1, в его составе можно выделить локальный рынок труда Уголовно-исполнительной системы (УИС), который имеет как сходства, так и различия с отраслевыми, региональными (географическими) и другими сегментами рынка труда («общим» рынком труда).

    Рассматривая субъекты управления рынком труда необходимо отметить, что для «общего» рынка труда (ОРТ) и локального рынка труда Уголовно-исполнительной системы (ЛРТУИС) они будут иметь определенные различия. Субъектами управления ОРТ выступает государство вместе с широким кругом работодателей, сосуществующих с ним, в то время как субъектом управления ЛРТУИС является администрации исправительных учреждений, которым государство делегировало свои права в этой сфере. Для нормального функционирования рынка труда необходимо наличие множества собственников средств производства: крупных, средних, мелких, коллективных, акционерных и индивидуальных, со сложившейся собственнической мотивацией наилучшего использования рабочей силы.

    Государство как субъект управления рыночными отношениями представлено федеральными, региональными, местными органами власти, участием в управлении компаниями, с долей государственной собственности. В качестве субъекта управления оно выполняет следующие функции:

  • создает условия для развития рыночных отношений, обеспечивает полную занятость путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
  • разрабатывает законодательную базу в области трудовых отношений;
  • осуществляет защиту всех субъектов рынка труда;
  • проводит экономическое регулирование рынка труда и др.
  • Управленческие функции субъектов управления ЛРТУИС аналогичны вышеуказанным, но распространяются только на ЛРТУИС.

    Рассматривая объекты управления рынком труда, отметим, что к ним относятся наемные работники — граждане, не имеющие средств производства и живущие за счет продажи своих способностей к труду — рабочей силы. В условиях ОРТ они способны приспосабливаться, адаптироваться к условиям ОРТ, изменению организационно-правовой формы предприятий, на которых работают, искать работу в других сегментах рынка, проходить доподготовку (переподготовку), искать экономически выгодные условия труда, организовывать собственное дело, переходить в категорию работодателей. Наемный работник имеет возможность более выгодно продать свою рабочую силу, в соответствии с приобретенной квалификацией, а также способен вести конкурентную борьбу за конкретное рабочее место.

    На ЛРТУИС осужденных нельзя отождествлять с наемными работниками, хотя они тоже являются объектами управления рынка труда. Но при этом они лишены большей части вышеперечисленных возможностей, за исключением прохождения доподготовки (переподготовки), но исходя из потребностей производства колонии.

    Характер спроса на трудовые ресурсы, его зависимость от величины спроса на готовые товары и услуги означает, что при определении потребности в соответствующей категории работников необходимо учитывать:

  • производительность труда, или трудоемкость продукции;
  • рыночную стоимость, или цену производимой продукции;
  • уровень квалификации работников;
  • уровень организации производства.
  • Исходными данными для планирования численности работающих обычно служат: трудоемкость производственной программы, штатные расписания, нормы обслуживания, фонд эффективного рабочего времени одного работающего, графики сменности. Потребное количество рабочих-сдельщиков, занятых на нормируемых работах, может быть рассчитано по формуле:

    (1)

    где — среднесписочное число рабочих (по определенной специальности и уровню квалификации);

    — плановая трудоемкость данного вида работ в нормо-часах;

    — фонд рабочего времени на одного рабочего в год в человеко-часах;

    — плановый коэффициент выполнения норм.

    Фонд эффективного рабочего времени одного работающего — среднее количество рабочего времени, которое может отработать один работающий в плановом периоде, с учетом выходных, праздников, отпусков, болезней, других причин, повлекших простой.

    Потребное число рабочих-повременщиков определяется по числу рабочих мест или нормам обслуживания. Для установления количества рабочих-повременщиков может быть использована следующая формула:

    (2)

    где — среднесписочное число рабочих;

    — число рабочих мест;

    — число смен;

    — неиспользованная часть рабочего времени в процентах.

    Производительность труда (ПТ) характеризует эффективность использования ресурсов, в том числе трудовых, в деятельности предприятия. ПТ определяется количеством продукции (объемом работ), произведенной работником в единицу времени, или количеством времени, затраченного на производство еди­ницы продукции (оказания услуги). На ПТ исправительных учреждений оказывают влияние:

  • технико-технологические факторы;
  • организационные факторы;
  • факторы, связанные с повышением квалификации осужденных;
  • мотивация работников.
  • Практика показывает, что эффективное трудовое использование осужденных в исправительных учреждений зависит от умения руководства воздействовать на способности осужденных к труду в нужном направлении. Мотивация состоит в побуждении работника к трудовой деятельности для достижения как личных целей осужденного (получении или повышении квали­фикации, условно-досрочное освобождение), так и целей исправительного учреждения. Мотивация труда неразрывно связана с удовлетворением потребностей работников [1]. Проявляя инициативу и творческий подход, работник надеется не только на материальное вознаграждение, но и на повышение своего престижа, степени самовыражения, уважение коллектива. Мотивация работников ослабевает, когда не прослеживается связь между затрачиваемыми усилиями и полученным результатом. Неудовлетворенная потребность отрицательно сказывается на мотивации труда и в итоге на его эффективности.

    Однако трудовому использованию осужденных в рамках УИС, присущ ряд особенностей, связанных со специфичностью данного локального рынка труда. В первую очередь это то, что осужденные попадают на производство УИС в порядке отбытия наказания, а не добровольно. Во-вторых, осужденных отличает низкий образовательный уровень и уровень их трудовой квалификации. Около 60% из общего числа трудоспособных осужденных в 1998–2002 гг. на момент осуждения являлись не работающими и не учащимися [1].

    Нередко администрации не представляется возможность использовать осужденных в соответствии с имеющимися у них профессиями. Кроме того, действующее законодательство налагает ряд ограничений на распорядок работы осужденных, проведение забастовок трудовым коллективом, организационно-правовую форму предприятий и т. д.

    По своим основным социально-экономическим характеристикам труд осужденных к лишению свободы является разновидностью общественного труда. В тоже время его отличие от труда наемных работников обусловлено целевой направленностью, наличием специального правового регулирования отдельных правонарушений, возникающих в процессе привлечения осужденных к труду, и специфическими особенностями организации труда в местах лишения свободы. Сравнение сегментов рынка труда невозможно без рассмотрения рыночных экономических механизмов, действующих в их рамках — заработной платы, спроса и предложения рабочей силы, конкуренции, безработицы.

    Бесспорен тот факт, что в местах лишения свободы рынок трудоустройства ограничен. В связи с этим не каждый осужденный может работать по имеющейся у него специальности, а специальность, которую он получает в исправительном учреждении порой трудно применить после освобождения.

    Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену труда. При этом заработная плата определяется в широком и в узком смысле слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле труд включает оплату труда различных работников. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных видов вознаграждения за труд.

    В узком смысле слова под ней понимается ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени — дня, часа и т. д. Это определение позволяет разграничить общие заработки и собственно заработную плату.

    Спрос на труд в условиях ОРТ находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, работодатель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.

    Вместе с тем имеется некая точка равновесия, когда интересы и рыночная стоимость труда, на взгляд работодателя и работника, совпадают. Если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкой цене, на которую должны согласиться и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места.

    В современных условиях в сфере занятости достаточно активно проявляется тенденция, основанная на том, что при определенном уровне заработной платы, ее дальнейший рост не выступает больше стимулом к труду, поскольку ограничивает свободное время. Речь идет о том, что не всегда заработная плата, как в классической экономической теории, является главным условием равновесного состояния рынка труда.

    По несколько другим причинам, подобный вывод можно сделать и о ЛРТУИС. Осужденные, привлекаемые к оплачиваемым работам, по объективным причинам, лишены возможности как обговаривать с работодателем потенциальный размер заработной платы, так и продавать свои трудовые навыки по рыночным ценам. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что классический механизм спроса и предложения в условиях ЛРТУИС не приемлем, равно как и том, что размер заработной платы на данный механизм не влияет.

    В экономическом механизме ОРТ важное место занимает безработица и конкуренция. Конкурируя (состязаясь) объекты рынка самосовершенствуются, повышают профессиональный уровень, производят продукцию, работу и услуги более высокого качества. Конкуренция влияет на научно-технический прогресс, который в свою очередь через повышение производительности труда создает предпосылки для высвобождения рабочих сил — безработицы.

    Безработица является результатом предложения труда, превышающего спрос на него. Она заставляет занятых трудом лучше работать, не занятых трудом искать место реализации трудовых навыков. Зачастую потеря работы ухудшает социальный статус человека. Длительное отсутствие работы большого количества населения ведет к отрицательным социальным последствиям, включая ухудшение криминогенной обстановки в регионах и страны в целом. На протяжении последних лет процент лиц без постоянного источника дохода и безработных, совершивших преступления, достигает 60%.

    В то же время работодатель (администрация учреждения) обязан трудоустроить (обеспечить работой) или подготовить к этому практически каждого осужденного, хотя, как показывают исследования, у многих мотивация к труду отсутствует. Этот фактор, наряду с падением спроса на выпускаемую ИУ продукцию, влияет на почти двукратный спад количества осужденных, привлекаемых к оплачиваемым работам.

    Остановимся на этом вопросе более подробно. Даже если заработная плана осужденного равна нулю (работы по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий, другие хозяйственные работы) он обязан трудиться. Поэтому если на ОРТ безработица — движущий механизм рынка, то на рынке труда УИС это может явится причиной разрушения всей системы исправления. Поэтому, именно государство, посредством поддержки промышленного комплекса УИС должно обеспечивать занятость осужденных. Вмешательство государства на современном этапе просто необходимо, однако свободный рынок труда этого не допускает.

    Отсюда вытекает еще один вывод. Основываясь на явлении конкуренции, работник должен иметь стимул к повышению своего профессионального уровня, квалификации, чтобы выгоднее продать свою рабочую силу. В УИС данный процесс требует дальнейшего развития. Администрации исправительных учреждений необходимо внимательно и тщательно изучать структурные сдвиги в потребностях рынка труда, обусловленные тенденциями экономического развития и научно-технического прогресса. Требования реализации достижений научно-технического прогресса (НТП) вызывают необходимость переоценки роли образования, включая высшее, в системе приоритетов социально-экономического развития любого социального организма, включая ЛРТУИС.

    Рабочая сила, обладающая такой подготовкой, в состоянии быстро и с меньшим ущербом для себя и общества отреагировать на требования, которые предъявляет к ней НТП. Однако лица, находящиеся в исправительных учреждениях, не в состоянии отследить изменения, происходящие в обществе под влиянием НТП. Следовательно, после выхода на свободу бывший осужденный не владеет теми знаниями, чтобы составить достойную конкуренцию рабочей силе не покидавшей рынка труда. Можно предположить, что в местах лишения свободы следовало бы разносторонне развивать осужденного, «улучшать» его профессиональную базу, чтобы после освобождения он мог бы без труда приспособиться к изменяющимся требованиям к работнику.

    Под инфраструктурой рынка труда понимается совокупность и взаимосвязи институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки, переподготовки кадров.

    Основной элемент инфраструктуры ОРТ — государственная служба занятости. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (рекрутинговые фирмы, биржи труда молодежи, центры занятости женщин и т. д.).

    В условиях ЛРТУИС это понятие слагается из меньшего числа компонентов, к которым, прежде всего, относятся система профессионального образования и профессиональной ориентации осужденных.

    Профессиональное образование осужденных осуществляется как на производстве, так и в системе профессиональных училищ. Ежегодно организация данного процесса позволяет осуществлять профессиональную подготовку около 150 тыс. осужденных.

    Профессиональную ориентацию осужденных можно разделить на удовлетворение потребностей конкретного учреждения — формирование мотивации к получению специальности, исходя из нужд производства колонии; и постпрофориентацию (профориентацию, необходимую после освобождения), связанную с проблемами ресоциализации осужденных, подготовки их к освобождению. Здесь целями выступают — помощь осужденному в получении профессии, востребованной в том сегменте рынка труда, где осужденный будет находиться после освобождения. Данное направление более сложное, поскольку имеет дело с отложенным спросом на трудовые навыки и требует активного взаимодействия с инфраструктурой ОРТ.

    Для нормального функционирования рынка труда необходимы юридические нормы, акты, правила, которые бы регулировали взаимоотношение между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений.

    Рынок труда УИС тоже включает в себя этот элемент. Однако в силу своей большей регламентированности, исходя из особенностей трудового использования осужденных, основой таких норм наряду с Трудовым кодексом является Уголовно-исполнительный кодекс и ряд ведомственных актов, закрепляющих право осужденных на труд, производственную безопасность, охрану труда, получение профессии, трудового стажа и т. д.

    Необходимо отметить, что вопросы привлечения к труду осужденных к лишению свободы постоянно остаются в центре внимания ученых и практиков уголовно-исполнительной системы. Это вполне понятно, так как в процессе раз­вития общества складываются производительные силы и производственные отношения, формируются идеи и взгляды на цели наказания, место труда осужденных в общественном производстве и т. п.

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации называет исправление осужденных в числе приоритетных целей уголовно-исполнительного законодательства. При этом общественно полезный труд наряду с профессиональной подготовкой традиционно включается в перечень основных средств исправления осужденных.

    Согласно данным последней специальной переписи осужденных, на собственном производстве учреждений трудилось 30,9% осужденных; на предприятиях учреждений, исполняющих наказание — 10% отбывающих наказание; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территории учреждений, исполняющих наказание и вне их — 2,5 %. Хозяйственное обслуживание учреждений, исполняющих наказание и следственных изоляторов осуществляли 11,5%. Предпринимательской деятельностью занималось менее 0,1% осужденных [2].

    Представляется, что в настоящее время к труду привлечено еще меньшее количество осужденных к лишению свободы. И это не смотря на то, что производственная деятельность УИС, имеющая глубокие исторические корни, в отличии от производственной деятельности других социальных систем, имеет особую правовую природу, основой которой помимо экономических являются, правоохранительные, социальные, образовательные, воспитательные и другие пенитенциарные цели, стоящие перед администрацией исправительных учреждений по отношению привлекаемых к труду осужденных [3].

    [1] Например, в 30-е гг. XX в. снабжение и питание осужденных использовалось в качестве стимулирования их к труду. В это же время в качестве стимулирования добросовестного труда использовалось разрешение отправлять до 4-х писем в месяц, премирование ударников одеждой и обувью, направлением на курсы в учебные комбинаты и т.д.


    Источники:

    1. Преступность и правонарушения (1998-2002). Статистический сборник 2004. М.: ГИЦ МВД России, 2003. С. 18.
    2. Михлин А.С., Яковлева Л.В. О некоторых итогах специальной переписи осужденных 1999 г. // Государство и право. 2002. № 3. С. 42.
    3. Шлыков В.В. Становление и развитие производства пенитенциарных учреждений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5. С. 24.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:26