Организация процесса обработки данных в маркетинговом исследовании рынка

Гришакина Н.И., Манова Н.В., Манова Т.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038162
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Работа посвящена обработке данных анкетирования посетителей стоматологических выставок-ярмарок с целью выявления лучших маркетинговых средств продвижения товара. Опрос проводился в течение трех лет. Было опрошено около 70 % посетителей. Найдено лучшее маркетинговое средство. Написана программа на языке PHP, позволяющая создавать всевозможные опросы и анализировать полученные данные, которая может работать как на локальном сервере, так и на удаленном. С ее помощью были обработаны полученные анкеты.

Ключевые слова: анкетирование, исследование рынка, стоматологический бизнес



За последние несколько лет стоматологический рынок в России претерпел серьезные изменения. Сегодня это один из наиболее развитых и структурированных рынков, в том числе и медицинского направления в РФ. Одним из самых эффективных средств маркетинга считаются специализированные выставки, по степени воздействия они опережают даже директ-маркетинг и телевидение.

Выставки и ярмарки – больше чем инструмент маркетинга, по сути, они - рынок. Как место личных встреч в своей основе они являются местом осуществления главных целей фирм, достижения или усиления их успеха на выставках. Исходя из главных целей предприятий: продвигать продукцию, выводить новые товары на рынок, продавать их - выставки и ярмарки дают возможность напрямую найти новых заказчиков, повысить лояльность клиентов, обновить контакты с бывшими заказчиками, вывести на рынок новые товары или услуги, продемонстрировать и продвинуть на рынок весь ассортимент продукции, ускорить процесс продаж, создать имидж своей фирмы и бренда.

В сравнение с рекламой участие в выставках позволяет более убедительно продемонстрировать техническое качество продукции. Участие в торговых ярмарках может принести больший успех предприятиям, поскольку они дают возможность демонстрировать новую продукцию, напрямую контактировать с заказчиками, а посетители выставочных мероприятий всегда находятся в поиске новых поставщиков и в большинстве своем являются лицами, принимающими решения.

Кроме того, охватывая практически весь стоматологический рынок, форумы и выставки являются объектом внимания мировой стоматологической общественности. Год за годом растет число иностранных участников выставок.

Был проведен опрос среди посетителей медицинских выставок: врачей-стоматологов, зубных техников, руководителей стоматологических клиник, специалистов в области стоматологии, так и среди организаторов – производителей и поставщиков стоматологической продукции.

Исследование проводили организаторы выставок (маркетологи).

Анкетирование проводилось по 5 блокам:

  • лучшие маркетинговые средства;
  • источники информации для принятия окончательного решения о покупке;
  • лучшие средства для демонстрации присутствия на рынке;
  • лучшие средства для обмена и сбора информации;
  • лучшие средства для выявления потребностей и запросов клиента.
  • Опрос проводился в течение 3-х лет. Было опрошено более 70% посетителей выставок Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Красноярска, Ставрополя и др.

    При проведении анкетирования для блока «Лучшие маркетинговые средства» и дальнейшем анализе этих анкет были получены результаты, которые отражены в табл. 1

    Таблица 1

    Влияние различных маркетинговых средств на продажу стоматологической продукции, %

    Выставки
    Директ-маркетинг
    PR
    Реклама в прессе
    Интернет
    Другие средства
    51
    18
    14
    9
    3
    5

    Представление продукции на выставке в несколько раз больше влияет на продажи, чем другие средства продвижения. Например, выставки в три раза больше влияют на продажи, чем директ-маркетинг и в шесть раз больше, чем реклама в прессе. Визуальный эффект от выставочного образца может длиться до 14 недель.

    Во втором блоке и далее было предложено отметить ответы на вопросы (по 10 вопросов в каждом блоке). Результаты опроса представлены в табл. 2

    Таблица 2

    Источники информации для принятия окончательного решения о покупке, %

    Выставки
    Прямые продажи
    PR
    Интернет
    Почтовые рассылки
    Публикации в прессе
    Телемаркетинг
    90
    75
    75
    63
    58
    55
    50

    В отношении маркетинговых исследований и корпоративного позиционирования статистика подтверждает, что выставки позволяют решить сразу несколько задач одновременно.

    В отношении коэффициента окупаемости инвестиций по данным исследований, проведенных в Санкт-Петербурге, 65% опрошенных назвали участие в выставках одним из наиболее рентабельных способов использования рекламного бюджета.

    Сегодня трудно переоценить социальную и экономическую значимость современных выставок, главная задача которых – обеспечить развития отраслей промышленности. С точки зрения экономического развития и реализации национальной политики выставки являются одним из важных инструментов глобализации, индикатором стратегических направлений развития индустрии.

    Для сбора и обработки данных была написана программа, с помощью которой можно создавать всевозможные опросы и анализировать полученные результаты. Программа написана на языке программирования – PHP (Hypertext Preprocessor). В программе реализованы такие функции как: создание и редактирование вопросов анкеты, удаление как отдельных вопросов, так и всего опроса, вывод результата опроса в процентном соотношении с соответствующим графиком, вывод результатов по городам.

    Программа может работать как на локальном компьютере при условии установленного на нем требуемого для работы программного обеспечения – Web-сервера, так и на удаленном сервере. При работе программы на удаленном сервере, она будет доступна любому пользователю сети Internet, что позволит проводить интерактивный опрос.

    Для удобства управления опросами и просмотра результатов в программе реализована панель администрирования, из которой доступны инструменты для полноценного управления ими пользователем. Чтобы проверить программу в действии необходимо перейти по ссылке - http://remt.ru/opros/admin.php. Чтобы начать опрос - http://remt.ru/opros/.

    Файл admin.php содержит ссылки на отдельные разделы панели администрирования.

    Нажав на ссылку, Вы перейдете в соответствующий раздел.

    Раздел Общие результаты выводит данные, полученные в результате опроса по всем городам, хранящиеся в отдельных файлах для каждого вопроса. При желании их можно просмотреть и изменить вручную с помощью текстового редактора. Так же в этом разделе можно просмотреть общее число участников опроса.

    Раздел Результаты по городам схож по принципу с разделом Общие результаты, за исключением того, что в нем есть возможность получить результаты по выбранному городу в частности.

    Раздел Добавить вопрос дает возможность создания вопроса со стандартным числом ответов до десяти. Раздел состоит из трех необходимых частей: вопрос, ответы и тип выбора ответов (один пункт, несколько пунктов).

    Раздел Редактировать вопрос обращает нас к форме добавления вопроса, но с уже заполненными данными, введенными ранее. Этот раздел необходим для исправления ошибок в вопросе и ответах, редактирования числа ответов, их вариаций.

    Раздел Обнуление результатов необходим, когда требуется сбросить все результаты опроса.

    Раздел Удаление опроса полностью удаляет как опрос, так и результаты опроса. Рекомендуем использовать эту функцию перед созданием нового опроса.

    На первом этапе пользователю предлагается выбрать один из 10 предлагаемых городов. В зависимости от выбора города, все последующие ответы будут записываться как в файл результатов данного города, так и в файл общих результатов. Далее пользователь отвечает на предложенные вопросы. Каждый из вопросов находится на отдельной странице. Для перехода к следующему вопросу нужно выбрать хотя бы один из вариантов ответов и нажать кнопку «Ответить». Если не один из пунктов не выбран, программа предлагает пользователю вернуться назад и ответить на вопрос корректно.

    Технически это выглядит так: файл index.php отправляет результат ответа в файл-обработчик send.php. Сами результаты отправляются при помощи безопасного способа передачи данных метода POST, номер вопроса и id города передаются методом GET. Обработчик send.php суммирует выбранные варианты ответов с результатами предыдущих опросов.

    После обработки данных send.php отправляет пользователя на следующий вопрос. Если пользователь ответил на последний вопрос из списка, выводится сообщение об окончании опроса.


    Источники:

    1. http://remt.ru/opros/.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:21:11