Приоритетные направления в развитии локального рынка химической продукции в экономике региона

Наливайченко Е.В.1, Кирсенко В.В.1
1 Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать:
Наливайченко Е.В., Кирсенко В.В. Приоритетные направления в развитии локального рынка химической продукции в экономике региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 11. – С. 5111-5126. – doi: 10.18334/epp.13.11.119751.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576888

Аннотация:
В статье исследуются актуальные приоритетные направления в развитии локального рынка химической продукции, занимающей значительную часть валового продукта в экономике крымского региона. На основании представленного аналитико-статистического обзора функционирования химической отрасли Российской Федерации и, в том числе, Республики Крым выявлены производственные, территориальные и пространственные проблемы, с которыми столкнулась химическая отрасль в результате санкционной политики, дефицита импортных компонентов и объективной необходимости переориентации на новые рынки сбыта продукции и освоения импортозамещения. Показаны причины торможения химической сферы и возможные пути и механизмы их преодоления. Проведен компаративный экономический анализ развития химической отрасли Российской Федерации и химической отрасли Республики Крым за последние пять лет, выявлены и обоснованы тенденции их развития. Дана характеристика локального рынка химической продукции крымского региона с точки зрения экономической географии и потенциала развития. В результате исследования сформулированы перспективные приоритеты локального рынка химической продукции в экономике крымского региона, которые определяют комплексный подход к его развитию в сложившихся условиях, учитывающий экономические, экологические и социальные аспекты, меры и механизмы для достижения поставленных целей.

Ключевые слова: химическая отрасль; локальный рынок; приоритеты развития; комплексный подход; устойчивое развитие региона

JEL-классификация: L00, Z21, Z31



Введение.

Локальный рынок химической продукции является одним из ключевых элементов экономики региона, поскольку от его развития зависит не только благосостояние жителей, но и степень конкурентоспособности региона на межрегиональном и международном уровнях. В связи с этим, определение приоритетных направлений развития данного рынка становится особенно актуальным.

Основы современной теории развития локального рынка химической продукции в экономике региона были заложены рядом ученых и исследователей, занимающихся изучением проблем и перспектив химической промышленности, а также вопросами устойчивого развития регионального экономического пространства. Среди них такие зарубежные ученые, как П. Андерсон, Т. Ф. Бреснахан, П.-П. Комбс, Дж. Дюрантон, М. Фудзита, Дж. В. Хендерсон, Ю. М. Иоаннидис, Р. Э. Лукас, С. С. Розенталь, М. Сторпер [1 – 11], а также отечественные исследователи: А. О. Алексеева, И. А. Буданов, Н. М. Гасанова, А. Р. Закирова, А. М. Колесникова и другие [12 – 16]. Эти и другие исследователи-основатели и ученые-современники внесли значительный вклад в развитие современной теории развития рынков химической продукции, региональной и отраслевой экономики, экономики инноваций, предлагая различные подходы, методы и модели для анализа и прогнозирования развития локальных рынков и их влияния на региональное развитие.

В научных публикациях данной специфики отражены актуальные проблемы развития локального рынка химической продукции в экономике региона. Обобщая освещенные проблемы, в качестве основных можно определить следующие:

1. Развитие инновационных технологий и продуктов в химической промышленности: внедрение новых технологий, разработка и производство экологически чистых, безопасных и эффективных химических продуктов и материалов;

2. Укрепление производственного потенциала и модернизация предприятий химической отрасли: модернизация и расширение производственных мощностей, оптимизация и автоматизация производственных процессов, внедрение передовых технологий и оборудования;

3. Организация благоприятного климата для развития малого и среднего предпринимательства в химической отрасли: поддержка стартапов, предоставление субсидий и налоговых льгот, развитие инфраструктуры и логистических центров для предприятий;

4. Стимулирование спроса на химическую продукцию на внутреннем рынке: развитие инвестиционных проектов в смежных отраслях, таких как строительство, энергетика, транспорт и сельское хозяйство, которые будут стимулировать спрос на химическую продукцию;

5. Усиление сотрудничества с научно-исследовательскими центрами и образовательными учреждениями: развитие научных исследований и разработок в области химии, создание совместных инновационных проектов, подготовка квалифицированных специалистов для химической отрасли;

6. Продвижение химической продукции на внешнем рынке: увеличение экспорта химической продукции, привлечение иностранных инвестиций и партнеров для реализации совместных проектов;

7. Повышение экологической безопасности и снижение негативного воздействия химической отрасли на окружающую среду: внедрение современных технологий и стандартов, направленных на минимизацию загрязнения окружающей среды и защиту здоровья населения;

8. Совершенствование законодательной базы, регулирующей химическую отрасль: приведение законодательства в соответствие с международными и национальными стандартами и нормативами, а также разработка программ по обучению и повышению квалификации специалистов;

9. Формирование культуры безопасности в химической отрасли и обеспечение защиты прав потребителей: повышение осведомленности населения о рисках и опасностях, связанных с использованием химических продуктов, разработка мер по повышению безопасности на предприятиях химической отрасли.

В то же время, недостаточно публикаций, освещающих особенности развития локальных рынков химической продукции в отдельных регионах, что и определило актуальность исследования.

Цель статьи заключается в анализе текущего состояния и определении приоритетных направлений развития локального рынка химической продукции региона с целью повышения его конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития экономики региона.

Теоретическое значение материалов данной статьи в том, что ее результаты расширяют и углубляют теоретическую и методическую базу для разработки методических положений по формированию эффективной региональной модели передовых производственных технологий непрерывного превращения нового знания в нововведения на локальном рынке химической продукции региона с целью повышения его конкурентоспособности и могут являться основой для проведения дальнейших исследований.

Практическая значимость и результаты данной статьи заключаются в использовании для решения задач регионального развития и повышения потенциала локального рынка химической продукции в экономическом пространстве Республики Крым для достижения конкурентных преимуществ данного региона.

Научная новизна статьи состоит в разработке комплексного подхода к развитию локального рынка химической продукции, учитывающего экономические, экологические и социальные аспекты, а также в предложении конкретных мер и механизмов для достижения поставленных целей.

Авторская гипотеза статьи заключается в том, что реализация предложенных приоритетных направлений развития рынка химической продукции позволит не только повысить конкурентоспособность предприятий химической отрасли, но и будет способствовать устойчивому развитию экономики региона в целом.

Методология исследования основывается на использовании статистических данных о состоянии рынка химической продукции, анализе опыта других регионов и стран в развитии химической отрасли, проведении экспертных оценок и опросов представителей предприятий химической промышленности и государственных органов, а также применении методов экономического анализа и моделирования, в том числе статистического анализа, сравнительного анализа, экономического моделирования, прогнозирования, экспертной оценки, опроса, наблюдения, эксперимента.

Основная часть.

Химия является важной составляющей новой эры инновационных технологий, как полагают специалисты и управленцы. Портфель проектов по ключевым направлениям импортозамещения до 2030 года содержит в наибольшей доле (33%) химическую отрасль. Поэтому естественно, что «…в ближайшие годы стране предстоит активно развивать внутренний рынок химической продукции и менять подходы к управлению отраслью», как отметили в Российском союзе химиков (РСХ) [17].

Для исследования приоритетных направлений развития рынка химической продукции используются различные базы статистических данных и актуальные цифровые платформы. Например, можно проанализировать данные о производстве и потреблении химической продукции, о затратах, инвестициях в химическую промышленность, об активах отрасли и их капитализации, о прибыльности химической продукции и т.д. Кроме того, статистика может помочь выявить проблемы, связанные с развитием химической промышленности, например, экологические проблемы или проблемы с качеством продукции. Решение этих проблем также может стать одним из приоритетов развития отрасли.

Представим некоторые сравнительные аналитические данные развития химической отрасли в Российской Федерации (РФ) в последние годы и в том числе в регионе – Республика Крым, общие и специфичные проблемы и взаимозависимости национального и локального регионального рынков химической продукции, причины торможения и пути роста. Статистические показатели выручки и дивидендной прибыли химической отрасли РФ, в т.ч. по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) демонстрируют в настоящее время отрицательный рост, в то же время, чистая прибыль, сумма активов и, особенно, капитализация значительно возрастают (таблица 1) [18].

Таблица 1 – Химпром РФ: годовая финансовая отчетность МСФО

Показатели / годы
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Дата отчета
30.04.2019
29.04.2020
30.04.2021
04.05.2022
02.05.2023
29.08.2023
1.Выручка, млрд. руб.
14,8
14,9
14,6
15,0
16,4
16,3
2.Себестоимость, млрд. руб.
10,3
10,5
10,1
11,2
9,03
8,79
3.Чистая прибыль, млрд. руб.
0,917
0,920
0,900
0,762
3,00
3,51
4.Дивиденды / прибыль, %
29
12
9
11
10
9
5.Активы, млрд. руб.
10,7
11,2
12,8
14,0
15,4
15,7
6.Капитализация, млрд. руб.
1,39
1,39
1,76
2,18
2,09
8,98
Источник: [18]

Рассмотрим причины отрицательных показателей. Из таблицы 1 следует, что последние 5 лет химическая промышленность в России демонстрировала нестабильный рост – 2019 год к 2018 году: 100,7 %; 2020 год к 2019 году: 98,0 %; 2021 год к 2020 году: 102,7 %; 2022 год к 2021 году: 109,3 %; 2023 год к 2022 году: отрицательный прогноз составляет 99,4 %. Расчёты по итогам 8 месяцев текущего года показывают отрицательные темпы химпрома. Также и по данным Росстата, за девять месяцев 2023 года «производство химических веществ и продуктов» уменьшилось на 3,2 % [19]. Следующие химические продукты продемонстрировали падение уровня производства: аммиак – на 14 %, минеральные удобрения – на 10 %, пластмассы в первичных формах – на 6,5 %, химические волокна – на 8,3 %, синтетические каучуки – на 9 %, лакокрасочные материалы – на 6 %.

Уменьшение объемов в химической сфере поясняется влиянием снижения экспорта и внутреннего спроса. По этой причине, к примеру, крупные производители метанола вынуждены были существенно сократить выпуск своей продукции. Также упало и экспортное производство хлористого калия. Общий объем производства удобрений тоже претерпел снижение, хотя по азотным и фосфорным удобрениям, наиболее востребованным в РФ, зафиксирован рост на 4,2 % и 2 % соответственно [19].

Изложенные причины торможения отрасли постоянно мониторятся Российским союзом химиков: «На поверхности – критическое отставание в развитии базы химического машиностроения и недостаточное развитие программ импортозамещения, в частности в мало- и среднетоннажной химии (МСТХ), зависимость от импорта по многим направлениям: фармацевтические субстанции, присадки, стабилизаторы, катализаторы, что не может не сказываться на работе целого кластера подотраслей» [17].

Наиболее заметно в нефтехимической промышленности отсутствие импортных добавок: в производстве лакокрасочных материалов удельный вес импортного сырья составляет до 70 % по ассортименту, в производстве компонентов тонкой химии, полимеров и пластмасс она колеблется от 30 % до 70 %. По сообщению экспертов, «…на сегодняшний день, в отраслях, зависящих от импорта малотоннажной химии, происходит сложный переходный период использования сырья из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, медленный, но с положительными тенденциями» [17]. Несомненно, чтобы в России не сохранялась зависимость от внешних зарубежных поставок, для развития собственных химических производств необходимо прежде всего развивать мощности химического машиностроения на базе отечественных предприятий, которые специализируются на МСТХ.

В экономике Республики Крым промышленный потенциал занимает 16 % валового регионального продукта, а химическая отрасль – 13 % промышленного производства в республике. По данным Крымстата, структура отгруженных товаров обрабатывающих предприятий складывается почти наполовину из пищевых продуктов и напитков – 46 %, второе место занимает продукция химической отрасли – практически 15 %, 8 % приходится на прочую неметаллическую минеральную продукцию, 12 % – на прочие транспортные средства и оборудование, 19 % – на всю остальную продукцию [20].

Локальный рынок химической продукции обеспечивает около половины экспорта товаров Республики Крым, снабжаясь местными залеганиями солей и известковыми месторождениями, применяемыми в основном производстве химических предприятий региона. Производимая продукция – это сода, гипс, цемент, крымские бентонитовые глины, применяемые как наполнитель резины и пластмасс. Также регион богат сернокислым магнием, хлористым магнием, хлористым натрием, калием, бромом, глауберовой солью, добываемыми из глубины крымских водных артерий.

Локальный рынок химической продукции крымского региона характеризуется основным территориальным сосредоточением на севере Крыма, с наличием определенного земельного, сырьевого и трудового потенциала. Химические предприятия, производящие изделия бытовой химии, синтетических моющих средств, изделий из пластмасс, парфюмер­ной продукции, полностью удовлетворяют потребности местных потребителей и имеют возможность и производственные мощности экспортировать на другие рынки свою конъюнктурную продукцию.

Самые крупные химические предприятия региона: АО «Бром» и ПАО «Крымский содовый завод» (г. Красноперекопск) работают на местном крымском сырье, натрий-хлоре, добываемом из рапы озера Сиваш и известняка Белогорского и Севастопольского месторождений. Однако, некоторые предприятия экспортоориентированные. Так, Армянский филиал ООО «Титановые инвестиции» (г. Армянск), единственный производитель в РФ двуокиси титана, также производит титановые белила и красители для текстильной промышленности, серную кислоту, железный купорос и минеральные удобрения, использует привозное сырье, ильменитовый концентрат, и практически полностью вывозит свою продукцию за пределы полуострова, в страны юго-восточной Азии. Также в числе крупных производителей на локальном рынке в Крыму – ООО «Симферопольское ПО Крымпласт» (г. Симферополь), специализирующееся на изготовлении пластмассовых изделий для упаковывания товаров.

Многолетняя санкционная политика на запрет импорта продукции в Европейские страны вынудила крымские предприятия химической сферы переориентироваться на рынки сбыта других, дружественных стран, таких как Китай, Индия, Турция и др. Вместе с тем, в условиях зависимости развития локального рынка химической продукции от импорта, экономически целесообразно в первую очередь развивать импортозамещение. Однозначным доказательством этому определяются и усложненные логистические потоки, связанные с переориентацией транспортных путей и значительным удлинением времени нахождения сырья и готовой продукции в пути.

В поддержку развития химической сферы региона, повышения устойчивости его развития, обеспечения функционирования химических предприятий, учитывая значимость отрасли для экономики полуострова, Правительством Крыма принята Государственная программа Республики Крым «Развитие промышленного комплекса» [22]. Показатели развития химической отрасли в Республике Крым за 2018-2023 гг., включая мероприятия Государственной программы Республики Крым «Развитие промышленного комплекса», приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Показатели развития химической отрасли в крымском регионе за 2018-2023 гг.

Показатели по годам
2018
2019
2020
2021
2022
2023, прогноз на 29.08.2023
1
2
3
4
5
6
7
1. Индексы производства химических веществ и химических продуктов, в % к предыдущему г.
104,5
100,9
93,2
107,1
70,6
125,6
2. Индексы инвестиций в основной капитал: обрабатывающие производства, в % к предыдущему г.
106,0
138,9
72,3
106,8
116,0
108,4
3. Модернизация и техническое перевооружение промышленных предприятий с целью создания и развития производства новой высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, увеличения производительности труда, млн. руб.
16207,6
139020
1273768,7
1378362,2
452246,3
35857,6
4. Повышение энергоэффективности производства, снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, млн. руб.
186284,5
395630,4
160727,6
0
0
0
5. Текущие затраты на охрану окружающей среды в производствах химических веществ и химических продуктов, тыс. руб.
502,8
515,8
509,0
582,5
768,8
700

Продолжение таблицы 2

1
2
3
4
5
6
7
6. Динамика средне-списочной численности работников, человек
7095
7151
7190
6746
6600
6500
7. Динамика средне-месячной заработной платы, руб.
29501
31273
32640
37202
43603
46000
8. Экспорт продукции химической промышленности, тыс. долл. США
9444,3
3735,0
7340,5
6382,8
10310,0
10500
9. Импорт продукции химической промышленности, тыс. долл. США
3719,3
2092,1
5767,3
2472,9
1739,3
1700
Источник: рассчитано авторами по [20 – 22]

Поясним данные таблицы 2. Динамика индексов промышленного производства химической продукции в крымском регионе в основном идентична российской, кроме лучшего прогноза 2023 г. Снижение производства, как и во многих других промышленных отраслях, произошло вследствие нарушения логистики перевозок и возникших трудностей с поставками на экспорт химической продукции.

Экспертные прогнозные показатели 2023 года указывают на усиливающийся негативный рост, поскольку очередной пакет санкций Евросоюза предусматривает новые запреты ввоза из РФ в ЕС обширного ассортимента нефтехимической продукции. Дополнительно у российских, и в том числе крымских, химических предприятий возникают проблемные обстоятельства по закупке импортного сырья, применяемого в химическом производстве катализаторов, реагентов, красителей, стабилизаторов и прочей важной продукции смежных отраслей. С другой стороны, укрепление рубля способствовало усилению конкурентной борьбы азиатских поставщиков на внутреннем рынке. При этом внутренний рынок товарной химии в некоторых товарных позициях стал сокращаться, что в основном обусловлено снижением производства в смежных с химической отраслью отраслях, использующих ее продукцию: упаковочное производство, автомобильная промышленность и бытовая техника. Также и стабилизация эпидемиологической ситуации привела к падению производства химических веществ, которые использовались для приготовления антисептической и санитарно-гигиенической продукции и снижению спроса на защитные пластмассовые изделия (дезсредства, маски, перчатки).

Необходимо отметить и глубокий спад в производстве товаров бытовой химии, потребляемых в основном населением: мыло и моющие, чистящие и полирующие средства; парфюмерные и косметические средства – падение составило 9,6 %. Весомой причиной этого явился уход с российского рынка германской компании Henkel, которая разместила на территории РФ одиннадцать заводов по производству бытовой химии. Опять-таки, негативное влияние оказал компонентный недостаток импортного сырья для бытовой химии.

В крымском регионе формируется достаточно высокая цена продукции химической отрасли. Производство является энергозатратным. В калькуляции себестоимости существенную часть составляют затраты на энерго- и водоснабжение отрасли и химического производства. В производственном цикле на дорогостоящем специальном оборудовании расходуется большое количество технической воды, которую химические предприятия обессоливают, опресняют обратным осмосом морскую воду, что влечет существенное увеличение оптовых цен на продукцию, как правило, снижая ее конкурентоспособность по сравнению с завозимой с материка продукцией у местного населения.

Практически все функционирующие на полуострове предприятия химической промышленности нуждаются в модернизации, которая невозможна при отсутствии инвестиций и поддержки органов власти [23].

Отрасль химии относится к числу ярких примеров стрессоустойчивости. Начиная с 2014 года, предприятия, в особенности Северного Крыма, наиболее остро ощутили на себе энергоблокаду, водную блокаду, вынужденные простои в работе, смены собственников.

Государственной программой Республики Крым «Развитие промышленного комплекса» на 2018-2023 гг. предусмотрены мероприятия по созданию в регионе конкурентоспособного, устойчивого, структурно сбалансированного промышленного производства, направленного на формирование рынков высокотехнологичной и инновационной продукции [21]. В соответствии с программой, предприятиями реализуются инвестиционные проекты на общую сумму порядка 3 млрд рублей. Все это говорит о высоком потенциале химической отрасли промышленности региона. Как следует из таблицы 2, индекс инвестиций достаточно высок, и системно проводится модернизация и техническое перевооружение предприятий химической отрасли в крымском регионе.

В соответствии с итогами выполнения на 01.01.2023 г. вышеуказанной Государственной программы, на Армянском филиале ООО «Титановые Инвестиции» проведены работы по инженерно-геологическим изысканиям, разработке проекта объекта «Модернизация производства диоксида титана с увеличением мощности ЦПДТ до 120 тысяч т/год», а также продолжаются работы по реализации объекта «Строительство подъездного пути от станции «Заводская» с новым примыканием станции «Армянск» на Армянском филиале ООО «Титановые Инвестиции». На АО «Бром» осуществлена модернизация производственных мощностей для увеличения поставок химических компонентов, используемых для гидроразрывов пластов.

Еще одной известной проблемой всех предприятий химической отрасли, в том числе и крымского региона, является утилизация промышленных отходов. В настоящее время отходы, которые образуются на предприятиях Красноперекопского района, вывозятся на полигон для складирования промышленных отходов и мусора, который не отвечает требованиям экологической безопасности. Слив сточных вод осуществляется в место удаления отходов – кислотонакопитель, не имеющий очистных сооружений.

Для обеспечения переработки отходов производства и потребления в Республике Крым в г. Армянске на ООО «Титановые инвестиции» осуществлялось проектирование установки нейтрализации кислых стоков с целью использования кислого стока в качестве сырья для производства товарного гипса. В 2022 году в рамках мероприятия в полном объеме согласована документация по первому этапу работ – пусковой комплекс «Участок нейтрализации кислого стока с размещением гипса на карты хранения (линии В, С)». В связи с введенными экономическими санкциями, которые привели к росту цен и дефициту необходимых для завершения работ материалов и оборудования, сроки выполнения мероприятия сдвигаются.

Таким образом, к новым внешне- и внутриэкономическим условиям крымского химпрома предприятия основной химии локального рынка адаптируются с разным успехом. Предприятия, производящие удобрения, быстро переключились на выпуск продукции, потребляемой альтернативными рынками. «Производители химической отрасли Крыма в текущем году в полном объеме обеспечили потребность в минеральных удобрениях регионального агропромышленного комплекса и начали поставки в ряд южных российских регионов под посевную кампанию 2024 года» [17].

Рынок химии органического синтеза, представляющий переработку пластических масс, осваивает Китай, поскольку этот рынок отличается, с одной стороны, сложными производственными процессами, и, вместе с тем, гораздо более низкими ценами каждого отдельно взятого операционного действия. Санкции и пошлины приводят к завышению производственной себестоимости в химической отрасли промышленности. В Российской Федерации ее величина в целом выше в сравнении с зарубежьем, а в Крыму – выше в сравнении с Российской Федерацией. В этой ситуации оправданным является адекватное государственное тарифное регулирование. Переработка полимеров должна стать драйвером развития нефте- и газохимпрома в РФ. При поддержке государства необходимо замещать зарубежные продукты.

Анализ таблицы 2 показывает положительную динамику импорта химической продукции крымского региона к снижению, а экспорта – к росту. Также растет заработная плата в отрасли.

Важный аспект работы химического предприятия составляет поддержание экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях расширения химического производства. Для этого предприятия обязаны разрабатывать экологические программы, позволяющие снижать влияние человеческой деятельности на природную окружающую среду. За период 2018-2023 гг. наблюдается увеличение текущих затрат на охрану окружающей среды в производствах химических веществ и химических продуктов Республики Крым.

Перспективное развитие химической отрасли региона успешно осуществляется вместе с реализацией «Государственной программы развития промышленного комплекса Республики Крым», следуя разработанной региональной стратегии, которая опирается на кластерное развитие отраслей, в том числе немаловажное значение занимают мероприятия укрепления и развития химической отрасли [15; 21]. В настоящее время в химической сфере действует кооперация между крупнейшими предприятиями северного Крыма.

Выводы.

Перспективными приоритетами развития локального рынка химической продукции в экономике крымского региона, которые определяют комплексный подход к его развитию в сложившихся условиях, учитывающий экономические, экологические и социальные аспекты, меры и механизмы для достижения поставленных целей, обеспечивая повышение устойчивости региона, являются:

- льготная тарифная политика на энергоносители для предприятий химической промышленности Республики Крым с выравниванием условий осуществления их хозяйственной деятельности с материковыми предприятиями химической отрасли;

- разработка новых экономичных логистических маршрутов грузовых железнодорожных перевозок для предприятий химической промышленности Республики Крым с наращиванием экспорта продукции;

- развитие сотрудничества с предприятиями смежных отраслей – потребителей продукции химической отрасли, применяющими инновационные технологии;

- реализация мероприятий по созданию новых производств, модернизации производственных мощностей, повышению энергоэффективности производства, внедрению экологически чистых технологий, новых видов химической продукции, с дополнительным финансированием бюджетных ассигнований мероприятий Государственной программы Республики Крым «Развитие промышленного комплекса» в части предоставления субсидии на эти цели;

- положительными тенденциями развития регионального химического производства является его направленность на охрану природы и стремление к осуществлению переработки отходов;

- промышленный потенциал отрасли в целом помогут нарастить инструменты кластерного развития.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о наличии в регионе предпосылок для создания химического кластера с потенциалом расширения номенклатуры продукции, взаимодействия с агропромышленным комплексом, глубокой технологической модернизации и перехода на экологичные природозащитные технологии.

Для решения оперативных вопросов предлагается создание временных структур на основе прорывных технологий по линии «наука – проект – производство». Именно такой подход поможет сформировать гибкие экономические механизмы и побудительные мотивы для бизнеса химического комплекса в решении текущих и перспективных задач.


Источники:

1. Anderson P., Mooij M. The impact of agglomeration economies on the spatial distribution of firms // Journal of Urban Economics. – 2013. – p. 1-12.
2. Bresnahan T.F., Greenstein S.R. Technological change and industrial performance // Handbook of Industrial Organization. – 2007. – p. 2463-2513.
3. Combes P.-P., Mayer M., Thisse Y. Economic geography: The integration of regions and nations. - Princeton, N.J.; Woodstock, Oxfordshire:Princeton University Press, 2008. – 399 p.
4. Duranton G., Puga D. Micro-foundations of urban agglomeration economies // Handbook of regional and urban economics. – 2004. – p. 79-153.
5. Fujita M., Krugman P., Venables A.J. The spatial economy: Cities, regions, and international trade. - London: MIT press, 2001. – 382 p.
6. Henderson J.V., Jae A.W. Urbanization and the location of innovative activity // American Economic Review. – 1998. – № 2. – p. 208-211.
7. Henderson J.V., Jae A.W., Williams M.J. Cities and the location of high-technology industries // Journal of urban economics. – 2001. – № 3. – p. 471-491.
8. Ioannides Y.M., Anton P.L., eds. Handbook of Regional and Urban Economics. - Amsterdam: Elsevier, 2004.
9. Lucas R.E. On the mechanics of economic development // Journal of monetary economics. – 1988. – № 1. – p. 3-42.
10. Rosenthal S.S., Strange W.C. Evidence on the nature of the agglomeration effect on firms // Handbook of urban and regional economics. – 2004. – № 4. – p. 2143-2217.
11. Storper M. The resurgence of regional science: Place, space, economy, and society. / In Handbook of regional growth and development theories. - London: Routledge, 2010. – 45-76 p.
12. Алексеева А.О. Приоритетные направления развития химической промышленности в России. - Москва: МАКС Пресс, 2013.
13. Буданов И.А. Развитие химической промышленности России: приоритеты и направления. - Москва: Наука, 2008.
14. Гасанова Н.М. Приоритеты развития химической промышленности // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 2021. – c. 89-94.
15. Приоритетные направления развития химического комплекса России // Экономика и менеджмент систем управления. – 2022. – № 3(47). – c. 55-59.
16. Колесникова, А.М., и др. Анализ текущего состояния и определение приоритетов развития химической промышленности Российской Федерации. - Москва: ВНИИГАЗ, 2011.
17. Российский Союз Химиков (РСХ) - объединение химических и нефтехимических предприятий России, химическая промышленность, технологии, инвестиции. Российский союз химиков. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruschemunion.ru/ (дата обращения: 21.10.2023).
18. Химпром (HIMC): годовая финансовая отчетность МСФО. Smart-lab.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://smart-lab.ru/q/HIMC/f/y/ (дата обращения: 21.10.2023).
19. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/?%25 (дата обращения: 21.10.2023).
20. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. [Электронный ресурс]. URL: https://82.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 21.10.2023).
21. Постановление Совета министров Республики Крым от 12.12.2017 № 665 (ред. от 12.05.2021) «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Развитие промышленного комплекса». Business.rk.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://business.rk.gov.ru/medias/documents/2021/2.-gp-razvitiya-promyishlennogo-kompleksa.pdf (дата обращения: 22.10.2023).
22. Республика Крым в цифрах. 2022. / Краткий статистический сборник. - Симферополь: Крымстат, 2023. – 213 c.
23. Кирильчук С.П., Наливайченко Е.В., Каминская А.О. Экономические механизмы инновационной трансформации социально-экономической системы России. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – 272 c.

Страница обновлена: 06.08.2024 в 17:06:40