Российский рынок автокредитования: ключевые игроки и кредитные программы

Воробьева И.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Воробьева И.С. Российский рынок автокредитования: ключевые игроки и кредитные программы // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 24. – С. 175-179.

Аннотация:
В статье анализируются ключевые группы игроков на российском рынке автокредитования и действующие программы автокредитования. Прогнозируется ситуация на ближайшее будущее, предложены направления совершенствования автокредитных программ.

Ключевые слова: Россия, автокредитование, автокредитные программы, универсальные банки, специализированные банки



На сегодняшний день рынок автокредитования в России переживает самую раннюю стадию, когда менее половины приобретаемых автомобилей покупаются за счет кредитных средств. В странах со сложившейся рыночной экономикой, например, в США, имеет место обратное соотношение, когда более трех четвертей приобретаемых населением автомобилей покупается с использованием так называемых прямых (банк-заемщик) и непрямых (банк-дилер-заемщик) схем автокредитования [1].

Понимание перспектив развития российского автокредитного рынка и тенденций совершенствования предлагаемых банками кредитных программ невозможно без анализа действующих программ автокредитования и выделения ключевых групп игроков данного рынка.

Кредиторы на российском рынке автокредитования

Кредиторы на российском рынке автокредитования представлены, главным образом, тремя группами банков: универсальные банки, специализированные (в данном случае розничные) банки и кэптивные банки автопроизводителей, организующие финансирование покупок автомобилей конкретного автоконцерна.

Преимущества и недостатки каждой их трех групп кредиторов кратко аккумулированы автором в табл. 1.

Таблица 1

Анализ ключевых групп игроков на российском рынке автокредитования

Вид кредитора
Преимущества
Недостатки
Универсальные банки
Государственные банки
– низкая стоимость фондирования;
– государственная поддержка в случае существенного ухудшения макроэкономических условий;
– возможность использования диверсификации операций с целью минимизации рисков;
– возможность использования самых современных технологических решений для оценки кредитоспособности заемщиков
– директивная необходимость отвлечения ресурсов для финансирования долгосрочных государственных инвестиционных программ;
– строго формальный подход к анализу заемщиков;
– высокие операционные издержки (фонд оплаты труда, поддержание и развитие филиальной сети)
Крупные частные банки
– возможность использования диверсификации операций с целью минимизации рисков;
– невысокая стоимость фондирования ввиду аккредитации международными рейтинговыми агентствами;
– возможность использования достаточно современных информационно- технологических решений для оценки кредитоспособности заемщиков
– ограниченная возможность принятия решений с учетом индивидуальных особенностей заемщиков;
– высокие операционные издержки (фонд оплаты труда, поддержание и развитие филиальной сети)
Средние и небольшие частные банки
– возможность использования диверсификации операций с целью минимизации рисков;
– максимальная гибкость и оперативность в принятии решений;
– возможность принятий решений с учетом индивидуальных особенностей заемщиков
– высокая стоимость фондирования (основной источник – вклады физических лиц);
– невозможность использования последних информационно- технологических решений в части скоринга ввиду высокой стоимости их приобретения и обслуживания

Крупный розничный банк
– работа на самом высокомаржинальном сегменте рынка;
– средняя стоимость фондирования (конкретные условия зависят от присутствия в капитале банка доли иностранного капитала);
– наиболее либеральные требования к заемщикам – физическим лицам
– активные операции на самом рискованном сегменте рынка – кредитовании физических лиц;
– самые высокие процентные ставки по кредитам

Кэптивный банк автопроизводителя
– минимальная стоимость фондирования от материнских компаний;
– гибкие условия кредитования;
– комфортные для заемщиков процентные ставки
– прямая зависимость от уровня спроса на автомобили конкретной марки;
– невозможность расширить сегмент рынка (кредитование только на покупку автомобилей конкретной марки)
Следует отметить, что на фоне дефицита ликвидности на российском банковском рынке, наблюдаемом со второй половины 2011 года, в связи с завершением государственных программ поддержки автомобильной промышленности, именно перед кэптивными банками открывается все больше возможностей для увеличения доли на автокредитном рынке. В ближайшей перспективе с высокой долей вероятности дочерние банки иностранных автопроизводителей смогут предложить клиентам более выгодные условия кредитования, поскольку основной их задачей является не столько получение определенной прибыли, сколько обеспечение необходимого уровня продаж автомобилей материнских компаний.

По данным аналитического агентства «Автостат», в 2011 году доля кэптивных банков на рынке автокредитования составила 25%, к концу 2012 года она увеличится до 28%, а к 2015 году, согласно прогнозам, свыше половины автокредитов в России будут выдаться кэптивными банками [2].

Несмотря на различия в условиях предоставления автокредитов различными банками на территории России, существуют некие общие параметры, позволяющие объединить все предлагаемые программы в несколько однородных групп. Результаты данной систематизации приведены автором в табл. 2.

Таблица 2

Классификация действующих программ автокредитования в России

Признак классификации
Программа автокредитования
Группа банков-кредиторов в рамках программы
По времени рассмотрения заявки
1) классический автокредит
универсальные, розничные, кэптивные банки
2) экспресс-кредит
универсальные, розничные банки
По величине процентной ставки
1) кредит на основе платности
универсальные, розничные, кэптивные банки
2) беспроцентный автокредит
универсальные, кэптивные банки
По величине первоначального взноса
1) с первоначальным взносом
универсальные, розничные, кэптивные банки
2) без первоначального взноса
универсальные, розничные, кэптивные банки
3) Trade-in
универсальные, розничные, кэптивные банки
По обязательности страхования
1) со страхованием приобретаемого автомобиля по ОСАГО и КАСКО
универсальные, розничные,
кэптивные банки
2) со страхованием приобретаемого автомобиля только по ОСАГО
универсальные, розничные банки
3) со страхованием приобретаемого автомобиля по ОСАГО и КАСКО и страхованием жизни и здоровья заемщика на период кредитования
универсальные, розничные, кэптивные банки
По объекту кредитования
1) кредит на покупку нового автомобиля в салоне
универсальные, розничные, кэптивные банки
2) кредит на покупку подержанного автомобиля в салоне
универсальные, розничные банки
3) кредит на покупку подержанного автомобиля у частного лица
розничные банки
По валюте кредита
1) в национальной валюте (рубли)
универсальные, розничные, кэптивные банки
2) в иностранной валюте (доллар/евро)
универсальные, розничные, кэптивные банки
Специальные кредитные программы
1) кредит с обратным выкупом (Buy-back)
2) кредит наличными на приобретение автомобиля
универсальные, кэптивные банки
розничные банки
* Источник: данные сайта аналитического агентства «Автостат»; официальные данные банков.

Направления совершенствования автокредитных программ

На основании данных таблиц 1 и 2 проследим наиболее вероятные направления совершенствования предлагаемых на территории России автокредитных программ с учетом стратегий рассмотренных групп банков-кредиторов.

Во-первых, с отменой госпрограммы льготного автокредитования кэптивные банки автоконцернов получают преимущество перед универсальными и розничными банками, поскольку имеют доступ к дешевому фондированию со стороны головных компаний. Кроме того, через банки автопроизводителей дилеры получают широкий доступ к целому ряду банковских инструментов (факторинг, кредитные линии, овердрафт), в то время как универсальные банки консервативнее оценивают риски на импортеров и дилеров.

Наличие названных преимуществ позволит кэптивным банкам работать в среднесрочной перспективе в рамках действующих кредитных программ, прежде всего, классической программы, схем Trade-in и Buy-back. Совершенствование условий кредитования здесь может реализоваться в проведении маркетинговых акций, организуемых банками совместно с дилерами, например, в рамках предоставления специальных условий по покупке автомобилей без пробега предыдущего года выпуска или моделей данного производителя, впервые выходящих на российский авторынок.

Во-вторых, ценовая политика и условия предоставления автокредитов универсальными банками в большей степени будут зависеть от макроэкономической ситуации и уровня ликвидности в банковском секторе [3].

Многие универсальные банки на фоне популяризации финансовых услуг кэптивных банков вынуждены будут искать новые ниши на рынке автокредитования. Одним из таких направлений может стать развитие программ кредитования на покупку подержанных автомобилей. Способствовать активизации работы на данном сегменте будет принятие закона «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества» и создание централизованной базы залоговых автомобилей [4].

В-третьих, для розничных банков наиболее вероятным станет сценарий масштабной переориентации на более высокомаржинальные и высокорисковые программы кредитования наличными для целей покупки автомобилей в форме экспресс-кредитов или кредитных карт, при этом в течение следующих пяти лет их доля на автокредитном рынке может сократиться с нынешних 20% до примерно 10% [3].


Источники:

1. Agarwal S., Ambrose B.W., Chomsisengphet S. Determinants of automobile loan default and prepayment // Economic Perspectives. 3Q 2008.
2. Рынок автокредитования: итоги 2011 года и тенденции. 8 августа 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.autostat.ru/all/onprint/2/11042.
3. Юрищева Д., Дементьева К. Банки готовятся к отмене госпрограммы поддержки автокредитования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://www.credits.ru/articles/10518.
4. Заславская О. Залоги попали в историю // Российская Бизнес-газета. – 2011. - 15. - № 788 (6).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:55