Рынок консалтинговых услуг в условиях неопределенности
Сорокин А.В.1,2, Сагинова О.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2 Frank RG
Скачать PDF | Загрузок: 24
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Март 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63861856
Аннотация:
В представленной статье рассматривается роль консалтинговых компаний на развивающихся рынках в условиях неопределенности и санкционных изменений. На основе анализа отраслевых обзоров, экспертных мнений и научных публикаций рассмотрена значимость консалтинговых услуг с точки зрения заполнения институциональных пустот и решения новых управленческих проблем, вызванных изменениями внешней среды и введенными санкционными ограничениями. В статье рассмотрены механизмы адаптации консалтинговых компаний к введенным ограничениям, включая регистрацию новых агентств на базе российских офисов крупных консалтинговых компаний, использование зарубежных филиалов в дружественных странах, активизацию образовательных организаций на рынке консалтинговых услуг. Исследование показало изменения состава игроков на рынке, критериев выбора консалтинговой компании, кадровые проблемы; но при этом выявило быструю адаптацию консалтинговых компаний к динамично изменяющимся условиям, устойчивость ключевых финансовых показателей и дальнейшие возможности развития рынка в условиях санкционных ограничений.
Ключевые слова: консалтинговые компании, рынок консалтинговых услуг, развивающиеся рынки, неопределенность, институциональные пустоты, санкции, механизмы адаптации
JEL-классификация: D02, M20, L20, L26
ВВЕДЕНИЕ
Консалтинговые услуги представляют собой значимый сегмент современной бизнес-среды, который играет важную роль в повышении эффективности и конкурентоспособности предприятий на национальном и мировом рынках. В условиях быстро меняющейся экономической среды, постоянного роста конкуренции и технологических инноваций своевременное получение качественных консалтинговых услуг может стать важной частью успешной стратегии развития предприятий различных отраслей и масштабов. В контексте антироссийских санкций и их влияния на бизнес-среду страны важно определить, изменилась ли востребованность, уровень предложения и роль консалтинговых услуг, в каком направлении развивается этот рынок, насколько современная ситуация способствует/препятствует экономическому развитию страны и конкурентоспособности российского бизнеса.
В условиях мировой политической нестабильности и введения санкций со стороны западных стран российские предприятия столкнулись с рядом новых вызовов и рисков. Санкции как инструмент внешней политики сказались на многих аспектах бизнес-среды в России, включая доступ к международным рынкам, финансирование и технологическое сотрудничество. В этом контексте квалифицированные консалтинговые услуги могут помочь российским компаниям в адаптации к новым условиям, в более эффективном управлении рисками и поиске альтернативных рынков и источников ресурсов.
Таким образом, исследование влияния санкций на рынок консалтинговых услуг в России крайне актуально, поскольку позволяет понять, какие конкретные потребности и вызовы возникают у компаний в условиях санкционного давления, и как консалтинговые фирмы могут помочь предприятиям эффективно отвечать на эти вызовы.
Целью статьи является выявление роли консалтинговых услуг на развивающихся рынках, изменений на рынке консалтинга в условиях санкционных ограничений для определения направления их развития в России.
Методы исследования: Статья подготовлена с использованием данных официальных статистических источников и отчетов государственных органов и организаций, которые занимаются сбором информации о консалтинговой отрасли в России. В рамках исследования использовались анкетирование и опросы клиентов консалтинговых агентств, а также представителей предприятий малого и среднего бизнеса, экспертные интервью с представителями и сотрудниками ведущих российских консалтинговых компаний. Для подготовки статьи проведено исследование финансовой отчетности консалтинговых компаний, сравнительный анализ рынка консалтинговых услуг в России с аналогичными рынками в других странах (США, Индия, Китай).
Новизна и научная ценность статьи состоит в выявлении механизмов адаптации консалтингового бизнеса к новым условиям и обосновании необходимости поддержки и развития услуг управленческого консалтинга в современной России.
РОЛЬ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Консалтинговый бизнес сильно фрагментирован, на рынке консалтинга работают множество консалтинговых фирм, начиная от компаний «большой тройки», занимающихся глобальным стратегическим консалтингом, и заканчивая большим количеством индивидуальных/независимых консультантов. Данная сфера бизнеса не является государственно регулируемой ни в России, ни за рубежом, в отличие от других предприятий, предоставляющих профессиональные услуги в области бухгалтерского учета и юридического сопровождения бизнеса [1]. На российском рынке консалтинга не наблюдается активной работы по саморегулированию - созданию профессиональных организаций и различных ассоциаций консультантов. Помимо различий в размерах и масштабах, существует большое разнообразие в позиционировании и дифференциации различных консалтинговых фирм и услуг, предоставляемых консалтинговыми компаниями (рис. 1).
Рисунок 1. Типология консалтинговых услуг, составлено автором
Источник: составлено авторами
Консалтинговые предприятия могут предоставить не только необходимую информацию и знания, но и подтвердить легитимность инновационных решений за счет своей экспертизы, знаний и опыта [2]. Учитывая преимущества реализации таких консалтинговых решений, фирмы в странах с развивающейся экономикой, принимая решение использовать подобные услуги, могут снизить внешние риски и неопределенность, а также повысить устойчивость к изменениям в рамках отрасли и экономики страны в целом.
Несмотря на такие объективные преимущества использования консалтинговых услуг как оптимизация бизнес-процессов, повышение эффективности, конкурентоспособности, снижение расходов и издержек, улучшение финансовых показателей, а также более эффективное внедрение инноваций на предприятиях, подобный аутсорсинг части управленческих решений не всегда может иметь положительный эффект [3]. Исследования показывают, что зачастую не удается повысить эффективность операционной деятельности предприятия из-за сложности внедрения рекомендованных консультантами управленческих решений [4]. Скорость принятия решений может также быть ниже, в том числе из-за сложности выбора поставщиков консалтинговых услуг. Консалтинговые фирмы обвиняют в том, что их рекомендации лишь отражают то, что компании – клиенты хотят услышать. Такие компании также часто критикуют за предоставление заранее определенных решений уникальных проблем и негибкость в быстро меняющейся среде [5]. Рекомендации консалтинговых компаний также могут использоваться клиентами для обоснования перед руководством уже принятых решений. Международный консалтинг сталкивается с дополнительными трудностями, поскольку консультанты могут плохо разбираться в культурных особенностях рынка, исходить из изначально этноцентрического предположения, что методы и рекомендации, которые работали в рамках их собственной культуры, могут столь же эффективно работать в рамках других культур [6]. Более того, специфичен и характер предлагаемых услуг, поскольку данные услуги сложно поддаются измерению, ведь с одной стороны, далеко не все предприятия открыто заявляют о том, что то или иное стратегическое решение было принято с помощью предоставленной экспертизы со стороны консалтинговой компании, а с другой стороны, сложности возникают и при оценке и измерении качественных результатов оказанных услуг.
Особую роль консалтинговых услуг в странах с развивающейся экономикой можно увидеть в институциональном аспекте. Консалтинговые услуги позволяют компенсировать наличие так называемых институциональных пустот, т.е. отсутствие организаций и формальных институтов, которые бы поддерживали верховенство закона, управление и уважение к частной собственности и другие институты, регулирующие (формально или неформально) взаимоотношения участников рынка. В условиях существования институциональных пустот предприятиям приходится самим выполнять определенные институциональные обязанности. Однако в этом случае они вряд ли будут действовать объективно. Возникающий в результате конфликт интересов является причиной отсутствия доверия между покупателями и продавцами и коррупции на этих рынках. К последствиям институциональных пустот можно помимо коррупции отнести чрезмерную бюрократизацию, недостаточную защиту интеллектуальной собственности, сокращение горизонта планирования, снижение прибыльности и рентабельности компаний (рис. 2).
Рисунок 2. Институциональные пустоты на развивающихся рынках, Источник: составлено автором
3
|
2
|
Таким образом, на развивающихся рынках необходим дополнительный механизм, который способствует операционной деятельности, контролируя внешние неопределенности и помогая справляться с вызовами в том числе в условиях нестабильной экономической и геополитической ситуации. Подобным механизмом и проводником компаний на развивающихся рынках и могут стать признанные консалтинговые компании, которые будут предлагать инновационные решения, успешно используемые на различных рынках. [8].
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГА В РОССИИ
Структура российского рынка управленческого консалтинга сложилась, начиная с 2000-х годов и соответствовала до февраля 2022 г. мировым трендам. Верхний уровень консалтинга занимали компании «большой тройки»: McKinsey, BCG и Bain, выполнявшие самые масштабные управленческие проекты. Значительную долю рынка занимали консалтинговые подразделения компаний «большой четверки» (PwC, E&Y, KPMG, Deloitte). К компаниям второго уровня можно отнести ATKearney, Oliver Wyman, Roland Berger, Arthur D. Little, Accenture. Крупнейшими российскими игроками рынка консалтинга являлись Strategy Partners и SBS Consulting, а также и ряд небольших и часто узко специализированных компаний, работавших в нефтегазовой или телекоммуникационной сфере.
После ухода зарубежных компаний с российского рынка компании «большой тройки» объединились на базе российского офиса McKinsey под брендом «Яков и партнеры». Международные компании второго уровня, использовавшие модель франчайзинга, и оставшиеся в России, сменили названия: Arthur Consulting (бывшая Arthur D. Little) Аксеникс (бывший Accenture), и Partners in Efficiency (бывшая Partners in Performance). По тому же пути смены названия пошли российские подразделения аудиторских компаний «большой четверки»: они разорвали формальные связи с материнскими международными компаниями и стали самостоятельными (табл.1).
Таблица 1
Новые названия российских компаний «большой четверки»
Изменение названий
российских компаний «большой четверки»
| |
Было
|
Стало
|
Ernst &
Young
|
Б1
|
PricewaterhouseCoopers
|
Технологии доверия
|
KPMG
|
КЭПТ
|
Deloitte
Touche Tohmatsu Limited
|
Деловые решения и
технологии
|
Сейчас эти компании стремятся занять рыночную нишу ушедших с рынка крупнейших консалтинговых компаний первого уровня.
На российском рынке консалтинга за последние годы также активно развивались и российские малые и средние консалтинговые агентства. При первоначальной оценке ситуации на рынке консалтинговых услуг предполагалось, что эти компании, скорее всего, не смогут полностью заменить более крупные агентства из-за отсутствия опыта оказания услуг в разных отраслях, а также недостаточной клиентской базы из различных отраслей экономики. Компании на российском рынке, по оценке экспертов рынка, по-прежнему предпочитают выбирать агентства, с которыми ранее были выстроены долгосрочные и эффективные деловые отношения. Более того, по мнению экспертов, несмотря на имеющийся опыт долгосрочного сотрудничества, выделившимся в результате реорганизации компаниям могло потребоваться снизить цены на свои услуги из-за нарастающей конкуренции со стороны российских консалтинговых компаний, особенно при отсутствии необходимости аудиторских заключений известных международных организаций [9].
Тем не менее, по результатам 2022 года с уверенностью можно констатировать, что громкие уходы зарубежных компаний с рынка, а также реструктуризация оставшихся игроков не привели к серьезным негативным последствиям на рынке консалтинговых услуг. Несмотря на довольно существенное сокращение количества аудиторских компаний (4,1 тысяча компаний в 2019 году против 3,1 тысяча компаний в 2022), такое сокращение не выбивалось из общего тренда (рис. 3).
Рисунок 3. Количество аудиторских организаций в России – динамика. Источник: Радар Консалтинг «Стремительное сокращение аудиторских компаний в 2022 году» [10].
Рисунок 4. Выручка компаний большой четверки в динамике
Источник: составлено автором на основе Информационного ресурса СПАРК
Если рассматривать общие финансовые результаты деятельности, то можно отметить лишь незначительное снижение дохода аудиторских предприятий большой четверки по разным оценкам в размере от 3% до 6% [11]. Однако, данные оценки рассматривают исключительно головные компании групп. При анализе динамики всех компаний групп большой четверки падение выручки составляет лишь около 2% (рис. 4). Эта динамика объяснима в целом замедлением общего экономического развития в 2022 году.
К характеристикам текущей ситуации на рынке услуг управленческого консалтинга в России эксперты относят изменения в процессах выбора консалтинговой компании, изменения состава игроков на рынке, вопросы с доступом к международным базам данных, опыта и лучших практик, а также кадровые проблемы рынка.
Особенностью современного российского рынка консалтинга является активизация на нем образовательных организаций. Вузы, в первую очередь НИУ ВШЭ и РАНХиГС - активно продвигают свои консалтинговые услуги государственным органам, компаниям с государственным участием и предпринимательским структурам. По мнению экспертов отрасли консалтинговые услуги образовательных организаций начали активно развиваться в рамках национальной программы «Приоритет-2030», в которой были созданы центры компетенций в НИУ ВШЭ, Иннополисе, ИТМО, МФТИ, Сколково и Институте системного программирования имени В.П. Иванникова.
Произошли изменения и в процессах выбора поставщиков консалтинговых услуг и поиска клиентов. Если раньше компании - клиенты бывшей «большой четверки» не задумывались о поставщике консалтинговых услуг и выбирали проверенные и известные агентства, то после ухода международных компаний из России они ищут адекватную замену с соответствующим качеством услуг. В связи с этим перед консалтинговыми компаниями стоит задача продвижения своих услуг, а перед российскими преемниками консалтингового бизнеса известных международных агентств – задача удержания своих традиционных клиентов, демонстрации надлежащего уровня своих услуг. По мнению экспертов отрасли консалтинговые компании создают более клиентоориентированные продукты [12]. Раньше ведущие международные агентства сами выбирали клиентов, с которыми они были готовы работать, диктовали им свои условия, предлагали стандартные продукты с небольшой кастомизацией. Сегодня компаниям приходится прилагать усилия для удержания клиентов, предлагать адаптированные решения, ориентируясь на конкретные потребности заказчиков.
Из направлений управленческого консалтинга в России отмечается рост спроса на оценку бизнеса и сопровождение сделок, разработку стратегии и бизнес-планов в связи со сменой акционеров, поставщиков и бизнес-партнеров. В отдельный вид консалтинга выделяются заказы на планирование логистических цепочек, решение управленческих проблем бывших дочерних предприятий иностранных компаний, ставших независимыми и не получающих уже должной управленческой поддержки. Отмечается увеличение заказов на маркетинговый консалтинг, поскольку новые российские продукты и бренды нуждаются в продвижении.
Многие консалтинговые компании столкнулись с трудностями доступа к международным базам данных, опыта и лучших практик. Если раньше у российских представительств международных консалтинговых агентств был доступ к международным базам знаний готовых проектов, то после отделения их от головных офисов такого доступа они лишились. При этом по мнению многих экспертов российский консалтинг продолжает работать с международными экспертами через филиалы международных агентств в дружественных странах. Доступ к международным базам знаний, опыта и лучших практик не закрылся, но существенно усложнился.
Это, в свою очередь, обострило вопрос о квалификации консультантов. Консалтинговые компании испытывают недостаток не столько высококвалифицированных экспертов, сколько специалистов нижнего и среднего звена. Требует изменений система подготовки кадров для консалтинга. Раньше большинство крупных консалтинговых компаний проводили специальные профориентационные программы и семинары для студентов ведущих вузов, работали со студентами, начиная с 1–2 курсов. Сейчас эта система нарушена, и выпускники, планирующие трудоустройство в консалтинге, уже не могут ориентироваться просто на бренд известного работодателя, рассчитывая получить в известной международной компании необходимый для дальнейшей карьеры опыт и знания [13]. Если ведущих международных специалистов российские компании могут привлечь через своих партнеров или созданные представительства в Казахстане, Узбекистане или в других дружественных странах, то персонал среднего и нижнего уровня реально набирать в России, создав для этого систему профессиональной ориентации и подготовки.
При оценке перспектив развития российского рынка управленческого консалтинга эксперты достаточно оптимистичны и сходятся на том, что спрос на услуги консультантов в России будет расти [13]. Этому есть несколько причин. Во-первых, хотя в 2022–2023 гг. российские компании смогли самостоятельно решить многие возникшие проблемы, перестроили свои логистические цепочки и договорились с новыми поставщиками и партнерами [14], разработка логистических стратегий и стратегий импортозамещения потребует большего объема профессиональных компетенций и экспертизы, которые смогут обеспечить консультанты. Во-вторых, структура бизнеса во многих российских отраслях изменилась, компании приобрели или построили новые производственные предприятия и комплексы, заменяющие импортное сырье и комплектующие. Руководство изменившимися предприятиями пытается выстроить бизнес с наибольшей эффективностью, стабилизировать его структуру. Сейчас для них важны краткосрочные тактические планы, но по мнению экспертов уже к концу 2024 года большинству компаний потребуется разработка комплексной стратегии, и следовательно, будут востребованы компетенции, знания и комплексный подход консультантов [13].
Российский консалтинг вслед за российскими компаниями будет продвигаться на азиатские рынки: Иран, Индию, представляющие огромный потенциал для развития. Такая географическая экспансия потребует не только знания этих рынков и их особенностей, но и опыта формирования масштабных стратегий развития.
Эксперты считают, что структура российского рынка консалтинга постепенно вернется к традиционной международной трехуровневой модели. Сформируется российская «тройка» или «четверка» компаний, специализирующихся на стратегическом консалтинге. Сейчас к этому уровню можно отнести компании «Яков и партнеры» и Strategy Partners. Второй уровень уже формируют консалтинговые подразделения российских компаний, отделившихся от аудиторских компаний «большой четверки». Наконец, третий уровень активно формируют российские средние и малые компании, специализирующиеся на отдельных отраслях или направлениях консалтинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль консалтинговых компаний на развивающихся рынках в условиях неопределенности и быстрых изменений крайне важна в контексте заполнения институциональных пустот, решения новых управленческих проблем бизнеса в результате происходящих изменений и введенных ограничений.
Анализ участников российского рынка управленческого консалтинга показал, что консалтинговые компании успешно адаптируются к новым условиям и активно способствуют их стабилизации и эффективному развитию отрасли. Следует отметить, что в российском контексте, несмотря на факторы, стимулирующие уход компаний из страны, наблюдается рост компетенций в управлении рисками — компании, освоившие стратегии управления рисками, демонстрируют устойчивость по выручке. Это свидетельствует о высокой адаптивности консалтинговых компаний к сложившимся экономическим условиям.
Важным аспектом для понимания перспектив рынка консалтинга является анализ тенденций укрепления цифровых технологий и повышения спроса на консалтинг в области цифровой трансформации. Это открывает новые перспективы для консультантов, предоставляющих экспертизу в области инноваций и технологического развития.
Развиваясь в контексте текущих вызовов, консалтинговые компании на российском рынке продолжают играть важную роль в формировании экономического ландшафта, обеспечивая устойчивость и эффективность бизнеса в условиях динамичных изменений.
Источники:
2. Semadeni M. Minding your distance: How management consulting firms use service marks to position competitively // Strategic Management Journal. – 2006. – № 2. – p. 169-187. – doi: 10.1002/smj.510.
3. Trott P., Hoecht A.H. The innovation risks of strategic outsourcing // Technovation. – 2006. – № 5-6. – p. 672-681. – doi: 10.1016/j.technovation.2005.02.004.
4. Беляева С.С. Проблемы управленческого консалтинга в современных условиях // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2009. – № 1. – c. 114-116.
5. David R.J., Sine W.D., Haveman H.A. Seizing Opportunity in Emerging Fields: How Institutional Entrepreneurs Legitimated the Professional Form of Management Consulting // Organization Science. – 2012. – № 2. – p. 356-377. – doi: 10.1287/orsc.1120.0745.
6. Back Y., Parboteeah K. P., Nam D. Innovation in Emerging Markets: The Role of Management Consulting Firms // Journal of International Management. – 2014. – № 4. – p. 390-405. – doi: 10.1016/j.intman.2014.07.001.
7. Анимица Е.Г., Зверева С.А., Новикова Н.В. Институциональная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - важнейший фактор модернизации экономики муниципального образования // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2009. – № 3(25). – c. 114-123. – doi: KWYRXD.
8. Исрафилов Н.Т., Кецян С.М., Гарявин А.Н. Современный консалтинг: проблемы и решение // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2016. – № 45. – c. 177-182.
9. Сорокин А.В., Сагинова О.В. Рынок управленческого консалтинга в условиях нестабильности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 4. – c. 995-1006. – doi: 10.18334/epp.13.4.117479.
10. Стремительное сокращение аудиторских компаний в 2022 году. Радар Консалтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://radar-c.ru/news/stremitelnoe-sokrashhenie-auditorskih-kompanij-v-2022-godu (дата обращения: 23.01.2024).
11. У аудиторов выявили недостачу. Сайт рейтинговой группы Raex. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/b2b/audit/IT-servise_rating/2023/analytics/audit_2023_analytics/ (дата обращения: 23.01.2024).
12. WSJ оценила потери международных компаний в России в $59 млрд. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/10/06/2022/62a37e2c9a79471b331c91a2 (дата обращения: 23.01.2024).
13. Когда рассеется дым: каким будет 2024 год для рынка консалтинга. РБК. Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/659e4e349a794712d98c102e (дата обращения: 23.01.2024).
14. Новые игроки, рынки, перспективы: как выглядит рынок управленческого консалтинга в 2023 году. HSEdaily. [Электронный ресурс]. URL: https://daily.hse.ru/post/1323 (дата обращения: 23.01.2024).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 10:53:43