Особенности системы финансирования инновационной деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Важную роль в создании конкурентоспособного сектора инновационной деятельности призвано сыграть формирование системы финансирования инновационной деятельности организаций на регулярной основе. Отсутствие подобной системы не позволяет увязать политику в отношении указанных организаций, в том числе объемы выделяемых средств, с фактическими результатами деятельности и потенциалом развития, что снижает эффективность использования полученной финансовой поддержки.
Ключевые слова: инновационная деятельность, система финансирования, источники финансирования организаций, принципы и методы финансового обеспечения
Последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития, от сырьевой экономики к «экономике знаний», где основным фактором успеха становятся конкурентные преимущества в области уникальных, недоступных другим знаний, создание на их основе инноваций − принципиально новых продуктов, процессов и технологий, и введение их в гражданский оборот.
Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Поэтому при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в каком-либо деле является привлечение инвестиций в достаточном объеме.
Сущность инновационной деятельности заключается не только в разработке новшеств, но и в выводе инновационной продукции на рынок (коммерциализации результатов научной деятельности), развитии конкуренции и научно-технического прогресса. Поэтому в ней заинтересованы как частный капитал (компании получают конкурентные преимущества), так и публичные образования.
Основными источниками финансирования инновационной деятельности в России являются:
− бюджетные средства: средства федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов;
− внебюджетные средства: собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность, средства инвесторов.
Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и ориентировано на решение крупномасштабных научно-технических проблем и поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства.
Финансирование инновационной деятельности
Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.
Инновационную деятельность организация может вести как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
Финансирование инновационной деятельности также осуществляется за счет средств инвесторов и реализуется в форме:
− кредитных инвестиций,
− инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности,
− прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности,
− путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.
Одним из методов финансирования инновационной деятельности является венчурное финансирование.
Венчурное финансирование осуществляется, как правило, в малые и средние инновационные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. При этом венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций инвестируемой компании, что отличает его коренным образом от стратегического инвестора или «партнера».
На Западе возникли и параллельно развивались три различные модели финансирования инновационной деятельности:
1) полностью основанная на частном капитале,
2) полностью основанная на государственном капитале
3) смешанная, базирующаяся на участии государственного и частного капиталов в форме государственно-частного партнерства.
Мировой опыт и российские проблемы
Мировой опыт показывает: чем более развита национальная экономика, тем выше в ней уровень капитализации банковской системы. И, если в развитых экономиках мира показатель «капитал национальных банков/ВВП» доходит до 12−16%, то у нас он пока равен 6%. Кроме того, в России отношение активов банковской системы к ВВП в последние годы не превышает 40%, тогда как в большинстве ведущих стран мира аналогичное отношение находится в диапазоне 200−350% [2].
Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации, важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка системы и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов.
Среди проблем коммерциализации российских разработок исследователи отмечают следующие:
– сложность коммерческой оценки предлагаемой разработки, технологии;
– незавершенность большинства исследований;
– низкий уровень юридической грамотности;
– недостаточность инфраструктуры по коммерциализации технологий.
Согласно анализу источников финансирования инновационной деятельности можно сделать вывод о том, что наиболее выгодным видом финансирования для организации является бюджетное финансирование, осуществляемое на безвозмездной и безвозвратной основе.
Однако при принятии решения о финансировании организации необходим точный выбор приоритетов, то есть все усилия и финансовые ресурсы необходимо сконцентрировать на тех направлениях, где имеются серьезные научно-технические достижения и наибольший инновационный потенциал.
Система финансирования инновационной деятельности
Важную роль в создании конкурентоспособного сектора инновационной деятельности призвано сыграть формирование системы финансирования инновационной деятельности организаций на регулярной основе. Отсутствие подобной системы не позволяет увязать политику в отношении указанных организаций, в том числе объемы выделяемых средств, с фактическими результатами деятельности и потенциалом развития, что снижает эффективность использования полученной финансовой поддержки.
Нами предлагается следующее содержание системы финансирования инновационной деятельности (далее − система) (см. рис. 1).
Объектом финансирования в системе выступает инновационная деятельность организации. Субъект финансирования – это аппарат управления инновационно-активной организации, реализующий процесс финансирования.
Метод финансирования представляет собой организационную структуру источников финансирования (самофинансирование, акционерная, лизинговая и др.), то есть способы мобилизации и размещения финансовых ресурсов.
К методам финансирования относятся: самофинансирование; заемное; бюджетное; акционерное; лизинговое; смешанное.
Источник финансирования – это ресурсная база − конкретная форма финансирования деятельности организации (например, кредит конкретного банка на определенных условиях).
В российской практике принята классификация источников по следующим группам:
− собственные средства;
− заемные средства;
− привлеченные средства;
− бюджетное финансирование [3].
Система финансирования также определяется организационно-правовыми, отраслевыми параметрами, в рамках которых осуществляется финансирование.
Принципы и алгоритм финансирования инноваций
В связи со значительным уровнем неопределенности и риска, присущим инновационной деятельности, отмечаются основные принципы системы финансирования инноваций:
− целесообразность финансирования;
− четкая целевая ориентация финансирования, которая обеспечивает эффективность внедрения инноваций;
− обоснованность и юридическая защищенность применяемых методов финансирования;
− множественность источников финансирования;
− принцип инновационной экономии.
Принцип инновационной экономии вводится нами и заключается в отборе, финансировании и внедрении тех инновационных технологий, которые позволяют экономить федеральный и региональный бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Реализация процессов и взаимодействия элементов системы происходит в соответствии с предлагаемым нами алгоритмом взаимодействия элементов системы (далее − алгоритм) (см. рис. 2).
На первом этапе предлагаемой последовательности осуществляется процесс формирования оптимальной структуры источников финансирования с учетом риска и неопределенности, а также в зависимости от масштаба, специфики того или иного проекта либо мероприятия. Необходимо обосновать потребность организации в финансовом обеспечении, объем финансовых ресурсов посредством анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
На втором этапе осуществляется процесс мобилизации, инвестирования аккумулированных средств и целевого управления ими.
На третьем и четвертом этапах производится контроль за использованием и возвратом авансированных финансовых ресурсов.
На этапе мониторинга и контроля необходимо получение отчетов о реализации проектов или мероприятий с обязательным исчислением ключевых показателей эффективности на постоянной основе.
Ключевые показатели эффективности исчисляются с целью количественной формализации основных результатов инвестирования, анализа и оценки эффективности инновационной деятельности. Выбор показателей необходимо определять в соответствии со стратегическими целями организации.
Показатели эффективности финансирования инновационной деятельности
Для комплексной и объективной оценки финансирования инновационной деятельности целесообразно использовать три группы ключевых показателей эффективности:
1) базовый показатель позволяет отслеживать величину затрат организации на проведение НИОКР, и является индикатором планомерности и достаточности финансирования дальнейшего инновационного развития, в том числе за счет форсированной разработки и освоения принципиально новых инноваций;
2) показатели общего экономического эффекта дают возможность количественно отразить важнейшие для оценки деятельности предприятия параметры, такие, как себестоимость, производительность труда, качество продукции, за счет улучшения которых организация получает сравнительные преимущества и обеспечивает текущую конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;
3) показатели эффективности инновационной деятельности призваны отражать результативность выполнения НИОКР, влияние на технологические и продуктовые инновации, на приращение результатов интеллектуальной деятельности.
Показатели всех трех групп позволяют количественно оценить и качественно охарактеризовать ожидаемые результаты финансирования инновационной деятельности организации, и в совокупности достаточны для комплексной оценки эффективности инновационной деятельности.
Таким образом, для целей мониторинга, оценки и анализа результативности инновационной деятельности организаций необходимо оценить комплекс показателей, позволяющих полноценно контролировать своевременность и эффективность проведения инновационных мероприятий в организации, оперативно реагировать и корректировать направления инновационного развития.
Вывод
Важная роль в процессе диверсификации экономики и формировании современных технологических укладов, повышении наукоемкости и конкурентоспособности продукции, преодолении экономической депрессии и подъеме производства предприятий принадлежит развитию инновационной деятельности предприятий и, в первостепенное значение при этом имеет финансовое обеспечение такой деятельности.
Источники:
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2010 / Стат. сб. − М.: ГУ ВШЭ, 2011. − С. 390.
3. Финансовый менеджмент: учебник / под ред. Е.И. Шохина. − М.: Кнорус, 2011. − С. 364.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:37:17