Особенности системы финансирования инновационной деятельности

Гаунова М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Важную роль в создании конкурентоспособного сектора инновационной деятельности призвано сыграть формирование системы финансирования инновационной деятельности организаций на регулярной основе. Отсутствие подобной системы не позволяет увязать политику в отношении указанных организаций, в том числе объемы выделяемых средств, с фактическими результатами деятельности и потенциалом развития, что снижает эффективность использования полученной финансовой поддержки.

Ключевые слова: инновационная деятельность, система финансирования, источники финансирования организаций, принципы и методы финансового обеспечения



Последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития, от сырьевой экономики к «экономике знаний», где основным фактором успеха становятся конкурентные преимущества в области уникальных, недоступных другим знаний, создание на их основе инноваций − принципиально новых продуктов, процессов и технологий, и введение их в гражданский оборот.

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Поэтому при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в каком-либо деле является привлечение инвестиций в достаточном объеме.

Сущность инновационной деятельности заключается не только в разработке новшеств, но и в выводе инновационной продукции на рынок (коммерциализации результатов научной деятельности), развитии конкуренции и научно-технического прогресса. Поэтому в ней заинтересованы как частный капитал (компании получают конкурентные преимущества), так и публичные образования.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности в России являются:

бюджетные средства: средства федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов;

внебюджетные средства: собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность, средства инвесторов.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и ориентировано на решение крупномасштабных научно-технических проблем и поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства.

Финансирование инновационной деятельности

Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.

Инновационную деятельность организация может вести как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

Финансирование инновационной деятельности также осуществляется за счет средств инвесторов и реализуется в форме:

− кредитных инвестиций,

− инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности,

− прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности,

− путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

Одним из методов финансирования инновационной деятельности является венчурное финансирование.

Венчурное финансирование осуществляется, как правило, в малые и средние инновационные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. При этом венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций инвестируемой компании, что отличает его коренным образом от стратегического инвестора или «партнера».

На Западе возникли и параллельно развивались три различные модели финансирования инновационной деятельности:

1) полностью основанная на частном капитале,

2) полностью основанная на государственном капитале

3) смешанная, базирующаяся на участии государственного и частного капиталов в форме государственно-частного партнерства.

Мировой опыт и российские проблемы

Мировой опыт показывает: чем более развита национальная экономика, тем выше в ней уровень капитализации банковской системы. И, если в развитых экономиках мира показатель «капитал национальных банков/ВВП» доходит до 12−16%, то у нас он пока равен 6%. Кроме того, в России отношение активов банковской системы к ВВП в последние годы не превышает 40%, тогда как в большинстве ведущих стран мира аналогичное отношение находится в диапазоне 200−350% [2].

Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации, важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка системы и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов.

Среди проблем коммерциализации российских разработок исследователи отмечают следующие:

– сложность коммерческой оценки предлагаемой разработки, технологии;

– незавершенность большинства исследований;

– низкий уровень юридической грамотности;

– недостаточность инфраструктуры по коммерциализации технологий.

Согласно анализу источников финансирования инновационной деятельности можно сделать вывод о том, что наиболее выгодным видом финансирования для организации является бюджетное финансирование, осуществляемое на безвозмездной и безвозвратной основе.

Однако при принятии решения о финансировании организации необходим точный выбор приоритетов, то есть все усилия и финансовые ресурсы необходимо сконцентрировать на тех направлениях, где имеются серьезные научно-технические достижения и наибольший инновационный потенциал.

Система финансирования инновационной деятельности

Важную роль в создании конкурентоспособного сектора инновационной деятельности призвано сыграть формирование системы финансирования инновационной деятельности организаций на регулярной основе. Отсутствие подобной системы не позволяет увязать политику в отношении указанных организаций, в том числе объемы выделяемых средств, с фактическими результатами деятельности и потенциалом развития, что снижает эффективность использования полученной финансовой поддержки.

Нами предлагается следующее содержание системы финансирования инновационной деятельности (далее − система) (см. рис. 1).

1

Объектом финансирования в системе выступает инновационная деятельность организации. Субъект финансирования – это аппарат управления инновационно-активной организации, реализующий процесс финансирования.

Метод финансирования представляет собой организационную структуру источников финансирования (самофинансирование, акционерная, лизинговая и др.), то есть способы мобилизации и размещения финансовых ресурсов.

К методам финансирования относятся: самофинансирование; заемное; бюджетное; акционерное; лизинговое; смешанное.

Источник финансирования – это ресурсная база − конкретная форма финансирования деятельности организации (например, кредит конкретного банка на определенных условиях).

В российской практике принята классификация источников по следующим группам:

− собственные средства;

− заемные средства;

− привлеченные средства;

− бюджетное финансирование [3].

Система финансирования также определяется организационно-правовыми, отраслевыми параметрами, в рамках которых осуществляется финансирование.

Принципы и алгоритм финансирования инноваций

В связи со значительным уровнем неопределенности и риска, присущим инновационной деятельности, отмечаются основные принципы системы финансирования инноваций:

− целесообразность финансирования;

− четкая целевая ориентация финансирования, которая обеспечивает эффективность внедрения инноваций;

− обоснованность и юридическая защищенность применяемых методов финансирования;

− множественность источников финансирования;

− принцип инновационной экономии.

Принцип инновационной экономии вводится нами и заключается в отборе, финансировании и внедрении тех инновационных технологий, которые позволяют экономить федеральный и региональный бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Реализация процессов и взаимодействия элементов системы происходит в соответствии с предлагаемым нами алгоритмом взаимодействия элементов системы (далее − алгоритм) (см. рис. 2).

2

На первом этапе предлагаемой последовательности осуществляется процесс формирования оптимальной структуры источников финансирования с учетом риска и неопределенности, а также в зависимости от масштаба, специфики того или иного проекта либо мероприятия. Необходимо обосновать потребность организации в финансовом обеспечении, объем финансовых ресурсов посредством анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.

На втором этапе осуществляется процесс мобилизации, инвестирования аккумулированных средств и целевого управления ими.

На третьем и четвертом этапах производится контроль за использованием и возвратом авансированных финансовых ресурсов.

На этапе мониторинга и контроля необходимо получение отчетов о реализации проектов или мероприятий с обязательным исчислением ключевых показателей эффективности на постоянной основе.

Ключевые показатели эффективности исчисляются с целью количественной формализации основных результатов инвестирования, анализа и оценки эффективности инновационной деятельности. Выбор показателей необходимо определять в соответствии со стратегическими целями организации.

Показатели эффективности финансирования инновационной деятельности

Для комплексной и объективной оценки финансирования инновационной деятельности целесообразно использовать три группы ключевых показателей эффективности:

1) базовый показатель позволяет отслеживать величину затрат организации на проведение НИОКР, и является индикатором планомерности и достаточности финансирования дальнейшего инновационного развития, в том числе за счет форсированной разработки и освоения принципиально новых инноваций;

2) показатели общего экономического эффекта дают возможность количественно отразить важнейшие для оценки деятельности предприятия параметры, такие, как себестоимость, производительность труда, качество продукции, за счет улучшения которых организация получает сравнительные преимущества и обеспечивает текущую конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;

3) показатели эффективности инновационной деятельности призваны отражать результативность выполнения НИОКР, влияние на технологические и продуктовые инновации, на приращение результатов интеллектуальной деятельности.

Показатели всех трех групп позволяют количественно оценить и качественно охарактеризовать ожидаемые результаты финансирования инновационной деятельности организации, и в совокупности достаточны для комплексной оценки эффективности инновационной деятельности.

Таким образом, для целей мониторинга, оценки и анализа результативности инновационной деятельности организаций необходимо оценить комплекс показателей, позволяющих полноценно контролировать своевременность и эффективность проведения инновационных мероприятий в организации, оперативно реагировать и корректировать направления инновационного развития.

Вывод

Важная роль в процессе диверсификации экономики и формировании современных технологических укладов, повышении наукоемкости и конкурентоспособности продукции, преодолении экономической депрессии и подъеме производства предприятий принадлежит развитию инновационной деятельности предприятий и, в первостепенное значение при этом имеет финансовое обеспечение такой деятельности.


Источники:

1. Гаунова М.А. Развитие национальной инновационной системы как фактор устойчивого развития экономики России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. − 2009. − № 8 (20). − С. 38.
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2010 / Стат. сб. − М.: ГУ ВШЭ, 2011. − С. 390.
3. Финансовый менеджмент: учебник / под ред. Е.И. Шохина. − М.: Кнорус, 2011. − С. 364.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:37:17