Финансирование инновационного развития России в условиях усиления геополитической напряженности и международных санкций

Петров М.В.1
1 Московский государственный институт международных отношений (университет), Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52456636
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Статья посвящена анализу возможностей финансирования инновационной деятельности в России в условиях резкого ухудшения внешнеполитических отношений с развитыми странами и введения ими беспрецедентных финансовых и технологических санкций. Исследовано воздействие санкций и других недружественных действий западных государств на национальную систему финансирования инноваций, а также рассмотрены перспективы поддержания показателей инвестирования в данную критически значимую сферу на уровне, необходимом для обеспечения технологического суверенитета и международной конкурентоспособности России. В статье обоснован вывод о том, что ведущую роль в наращивании инвестиций в инновации призван сыграть отечественный бизнес, лишившийся в результате санкций доступа к многим зарубежным технологиям и продуктам и объективно вынужденный вкладывать средства в создание собственных конкурентных аналогов. Наряду с этим, росту внутренних расходов на исследования и разработки способствовало бы совершенствование механизмов государственной финансовой поддержки инновационного предпринимательства, включая действующую систему налоговых льгот.

Ключевые слова: инновации, исследования и разработки, финансирование инноваций, государственная финансовая поддержка инноваций, венчурные инвестиции, санкции

JEL-классификация: O30, O31, O38



Введение

Ускорение динамики инновационного развития, необходимое для достижения технологического суверенитета и укрепления международной конкурентоспособности России, относится к числу приоритетных задач экономической политики государства. В текущих условиях, характеризующихся усилением противостояния с Западом и наращиванием им санкционного давления, значимость ее успешного решения еще более возрастает. Введение жестких ограничений на поставку в Россию наукоемкой продукции и уход из страны многих высокотехнологичных иностранных компаний заметно сузили доступ России на глобальный рынок технологий и ограничили возможности их международного трансфера, которыми ранее активно пользовался отечественный бизнес [8] (Kostin et al, 2022). Учитывая это, России предстоит в сжатые сроки сформировать собственную уникальную технологическую базу по целому ряду критически важных направлений, включая информационные технологии и программное обеспечение, производство микроэлектроники, авиастроение, фармацевтику, технологии добычи нефти на шельфе. Разумеется, это потребует существенных финансовых вложений в фундаментальные и прикладные исследования и разработки, а также другие направления инновационной деятельности (приобретение оборудования и пр.). В этой связи исследование проблем и перспектив финансирования науки и технологий из государственных и частных источников в складывающихся сегодня непростых экономических и геополитических реалиях приобретает особую актуальность.

Объект исследования – система финансирования инноваций в России.

Предмет исследования – возможности использования различных источников и инструментов финансирования исследований и разработок в России в условиях усиления геополитической напряженности и внешних санкций.

Цель исследования – оценка перспектив привлечения в инновационную сферу финансовых ресурсов, достаточных для обеспечения технологического суверенитета и достижения других стратегических целей инновационного развития России.

Гипотеза исследования заключается том, что несмотря на ухудшение внешних условий, усиление санкционного давления и уход части инвесторов Россия способна сохранить и даже увеличить финансирование инновационной сферы за счет более активного инвестирования отечественных компаний. Государство могло бы стимулировать этот процесс, совершенствуя механизмы финансовой поддержки инновационного предпринимательства.

Влияние западных санкций и ограничений на систему финансирования инноваций в России

К началу 2020-х годов в России сложилась довольно устойчивая система финансирования инноваций, представляющая собой совокупность источников, институтов, механизмов и инструментов привлечения средств в научно-технологическую сферу. Специфика этой системы и ее отдельных элементов проанализирована в ряде публикаций, в частности: [1] (Abdikeev et al, 2018), [4] (Eroshkin et al, 2012), [12] (Smirnov, 2022), [14] (Ternovskaya, 2019), [15] (Mindeli et al, 2013), [16] (Mindeli (ed.), 2018), [18] (Kolesnikov et al, 2019), [19] (Pinkovetskaia, 2021). По оценкам авторов, систему характеризуют следующие основные особенности.

1. Преобладающая роль государства в финансировании внутренних расходов на исследования и разработки. По данным Росстата, доля бюджетных средств в этих затратах в 2010-годы устойчиво составляла не менее 64% (табл. 1). По этому показателю Россия существенно превосходила все инновационно развитые страны, включая Китай (рис. 1).

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования

Источник
2000
2010
2019
2020
2021
млрд руб.
Всего
76,7
523,4
1 134,8
1 174,5
1 301,5
в том числе





Средства бюджета
41,2
360,3
730,8
768,8
840,4
Собственные средства научных организаций
6,9
47,4
193,4
205,5
242,9
Предпринимательский сектор
14,3
85,9
169,1
161,9
176,5
Иностранные источники
9,1
18,6
27,2
20,7
25,1
Прочие источники
0,1
1,1
14,3
17,6
16,7
в % к итогу
Всего
100
100
100
100
100
в том числе





Средства бюджета
53,7
68,8
64,4
65,5
64,6
Собственные средства научных организаций
9,0
9,1
17,0
17,5
18,7
Предпринимательский сектор
18,6
16,4
14,9
13,8
13,6
Иностранные источники
11,9
3,6
2,4
1,8
1,9
Прочие источники
0,1
0,2
1,3
1,5
1,3
Источник: составлено автором по данным: Росстат. Российский статистический ежегодник. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 09.02.2023).

Примечание: Для Израиля, Франции и Великобритании указаны данные за 2019 г.

Рисунок 1. Источники финансирования внутренних затрат на исследования и разработки в странах мира в 2020 г., %

Источник: составлено автором по данным: OECD. Main Science and Technology Indicators. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx# (дата обращения: 11.02.2023).

2. Относительно низкая инвестиционная активность бизнеса в инновационной сфере. Доля предпринимательского сектора во внутренних расходах на исследования и разработки в конце минувшего десятилетия не превышала 14% (с учетом собственных средств научных организаций – 32%), притом, что в странах ОЭСР она составляла в 2020 г. в среднем 63,8%, а в Китае – 77,5%.

3. Явно недостаточный для успешного функционирования инновационных процессов в России, в том числе коммерциализации научных разработок, уровень развития современных рыночных механизмов финансирования инновационного бизнеса – индустрии венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, рынка инвестиций бизнес-ангелов, специализированных биржевых площадок для размещения ценных бумаг растущих высокотехнологичных компаний, краудфандинговых платформ. Трудности формирования рынка частных инвестиций в инновации отмечаются многим авторами: [2] (Akhmadova and Garipova, 2018), [6] (Zotov and Abdikeev, 2021), [7] (Korsheva 2020), [13] (Starodubtseva and Medvedeva, 2021), [17] (Sheveleva et al, 2021).

По оценкам Российской ассоциации венчурного инвестирования, в 2021 г. в России действовало 159 венчурных фондов, совокупный капитал которых достигал 4,46 млрд долл. (максимум за период 2000–2021 гг.). Порядка четверти фондов имели государственное участие в капитале. Обращают на себя внимание низкие показатели инвестиционной активности фондов: в 2020 г. суммарный объем их вложений составил 119 млн долл., количество сделок – 93, в 2021 г. – 109 млн. долл. и 76 сделок [1]. Для сравнения, по данным Европейской ассоциации прямых инвестиций и венчурного капитала Invest Europe, венчурные фонды из 32 стран Европы (не включая Россию) в 2021 г. осуществили инвестиции в 5,3 тыс. компаний на общую сумму 20 млрд долл. [2]

Еще одним подтверждением тезиса о неудовлетворительном состоянии рыночных механизмов финансирования инноваций служит тот факт, что в России к настоящему моменту так не удалось создать сколько-нибудь крупную успешно функционирующую биржевую площадку для размещения ценных бумаг инновационных предприятий, хотя бы отдаленно приближающуюся по своим показателям к таким зарубежным аналогам, как Alternative Investment Market (Лондон) или ChiNext (Шэньчжень). Созданный в 2009 г. на Московской бирже Рынок Инноваций и Инвестиций так, по сути, полноценно и не заработал: в начале 2023 г. на нем были зарегистрированы акции и облигации менее чем двух десятков отечественных компаний высокотехнологичного сектора экономики [3].

4. Наличие довольно многочисленной группы государственных институтов развития на федеральном и региональном уровнях, осуществляющих финансовую поддержку инновационной деятельности. Структура федеральных организаций в основном сложилась в начале 2010-х годов, однако в результате проведенной в 2020–2021 гг. реформы институтов развития некоторые из них были ликвидированы (например, Росинфокоминвест) или реорганизованы [3] (Dorzhieva and Ilyina, 2021). Большая их часть перешла под управление ВЭБ.РФ. В начале 2023 г. в утвержденный Правительством России перечень федеральных институтов инновационного развития входили 9 организаций, включая 6 институтов, специализирующихся на поддержке инноваций (табл. 2), а также ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ и Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства [4]. В высокотехнологичные проекты инвестируют также Российский фонд прямых инвестиций и Фонд развития промышленности, хотя это и не является их главной задачей. Наконец, финансированием научных разработок занимаются Российский фонд фундаментальных исследований и Российский научный фонд (планируется их объединение в 2023 г.),

Таблица 2

Специализированные федеральные институты инновационного развития

Название
Направления деятельности
Инструменты финансовой поддержки
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»)
Оказание различных форм поддержки, включая финансовую, инновационным компаниям и проектам
Гранты, возмещение инвестиций бизнес-ангелов
АО «Роснано»
Реализация проектов по выпуску продукции с применением нанотехнологий
Инвестиции в капитал проектных компаний, конвертируемые займы
АО «Российская венчурная компания» (РВК)
Институт развития венчурного рынка России
Инвестиции в капитал частно-государственных венчурных фондов
Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ)
Финансовая и иная поддержка инновационной деятельности в сфере IT технологий
Гранты на разработку и внедрение российских IT-решений
ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям)
Оказание различных форм поддержки, включая финансовую, малому инновационному бизнесу
Гранты
Фонд инфраструктурных и образовательных программ
Финансовая и иная поддержка сектора нанотехнологий и смежных секторов путем развития инновационной инфраструктуры, рынка квалифицированных кадров и системы профессионального образования
Инвестиции в уставный капитал стартапов, льготные займы, в том числе конвертируемые, финансирование собственных проектов
Источник: составлено автором

За исключением АО «Роснано», все указанные в табл. 2 институты развития – относительно небольшие по масштабам деятельности. Так, в 2010–2019 гг. Фонд «Сколково» предоставил почти 5 тыс. грантов на общую сумму 16,5 млрд руб., из них в 2019 г. – 1,5 тыс. грантов на 1,4 млрд руб. (примерно 22 млн долл.) [5], что совсем немного. РФРИТ в 2021 г. одобрил 62 гранта на сумму 4,6 млрд руб. [6] Фонд содействия инновациям в 2022 г. выделил около 7 млрд руб. на поддержку 250 проектов [7]. РВК при создании в 2006 г. получила капитал в размере на 30 млрд руб., который в дальнейшем не увеличивался, что заметно сдерживало усилия компании по организации новых венчурных фондов. Ограниченность ресурсов, а также определенные недостатки деятельности институтов развития, не позволившие им эффективно реализовать даже имеющиеся финансовые возможности с точки зрения количества и качества проинвестированных проектов, заметно уменьшили их влияние на динамику инновационных процессов в России.

5. Низкая доля иностранных источников в структуре внутренних расходов на исследования и разработки. В последние годы она составляла менее 2% их общего объема (рис. 2), что свидетельствует о слабом уровне интернационализации инновационной системы России [9] (Levitskaya and Petrov, 2018). В 2021 г. зарубежные инвесторы направили на финансирование исследовательских программ 25,1 млрд руб., из них 9,6 млрд пришлось на иностранные государственные организации, 9,5 млрд – на частные компании и еще 3,2 млрд – на международные организации.

Рисунок 2. Финансирование исследований и разработок в России из иностранных источников

Источник: составлено автором по данным: Росстат. Российский статистический ежегодник. 2012–2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 09.02.2023).

В целом сложившаяся в России система финансирования инноваций, в которой государство выступает основным инвестором, характеризуется относительно невысокой эффективностью, поскольку не обеспечивает прироста поступления средств из разных источников в инновационную сферу в объеме, необходимом для решения актуальных задач научно-технологического развития страны. По соотношению затрат на исследования и разработки к ВВП, устойчиво составлявшему в 2010-е порядка 1–1,1%, Россия уступает всем промышленно развитым странам, а также Китаю, сумевшему довести этот показатель к 2020 г. до 2,4%.

Главный недостаток системы заключается в слабой вовлеченности отечественного бизнеса в финансирование исследований и разработок, не позволяющий кардинально нарастить внутренние затраты на их осуществление. Это, в свою очередь, обусловлено комплексом причин. В первую очередь к ним относятся системные недостатки российской экономики: сырьевая ориентация, способствующая концентрации финансовых ресурсов в добывающих и сервисных отраслях, по своей природе менее инновационных, а также невысокий уровень конкуренции во многих сегментах рынка, снижающий у предпринимателей мотивы для внедрения инноваций. Кроме того, как отмечают эксперты НИУ ВШЭ, на инновационной активности бизнеса негативно сказывается дефицит собственных и привлеченных средств у компаний высокотехнологичных отраслей для осуществления капиталовложений в инновационные проекты, являющийся следствием слабости рыночных механизмов финансирования инноваций, а также недостаточности финансовой поддержки государством исследований и разработок бизнеса [­­10] (HSE University, 2022). Наконец, еще одним сдерживающим фактором выступала жёсткая конкуренция со стороны иностранных производителей, снижавшая спрос на отечественную инновационную продукцию и, соответственно, стимулы вкладывать в ее разработку. Следует согласиться с выводом Н.М. Абдикеева и соавторов о том, что российские компании в своей деятельности привыкли в большей степени ориентироваться на заимствование технологий и приобретение оборудования, чем на создание собственной технологической базы [1, с. 47] (Abdikeev et al, 2018, p. 47).

События 2022 г., в частности, ухудшение отношений с развитыми странами и введение ими многочисленных санкций на производственный и финансовый секторы экономики России, очевидно, не могли не сказаться на притоке инвестиций в инновационную сферу. Отсутствие на момент подготовки статьи актуальных статистических данных о динамике и источниках финансирования исследований и разработок в России в 2022 г. не позволяет дать точную количественную оценку масштабов этого влияния, поэтому все представленные ниже выводы и заключения носят предварительный характер.

По нашему мнению, основными факторами, оказавшими в 2022 г. наиболее существенное воздействие на национальную инновационную систему и поступление в нее финансовых ресурсов, стали следующие. Во-первых, рост макроэкономической неопределенности и рисков, затрудняющий планирование и организацию финансирования инвестиций, мог побудить бизнес сократить вложения в инновационные проекты. Во-вторых, технологические санкции заметно ограничили доступ российских компаний и научных организаций к импортному оборудованию, приборам, комплектующим, программному обеспечению, технологическим услугам, необходимым для проведения исследований и разработок [8] (Kostin et al, 2022). В-третьих, уход с российского рынка целого ряда западных высокотехнологичных корпораций сопровождался сворачиванием их исследовательских программ, проводившихся по контрактам с отечественными организациями или на базе собственных технологических центров. Так, в 2022 г. о закрытии R&D-центров в России заявили Boeing, Airbus, Google, Intel, IBM, Microsoft, Siemens, Nokia и некоторые другие крупные компании. В-четвертых, отъезд из России квалифицированного персонала, в первую очередь в области информационно-коммуникационных технологий, также осложнил ведение инновационной деятельности. В–пятых, резко сократились масштабы международного научно-технического сотрудничества России, что привело к замораживанию ряда совместных научных программ и прекращению их финансирования из-за рубежа.

Указанные факторы могли обусловить в 2022 г. некоторое, хотя, скорее всего, небольшое, сокращение финансирования исследований и разработок предпринимательским сектором, а также значительное снижение поступления средств из иностранных источников. По предварительным оценкам, особенно серьёзно пострадал рынок венчурных инвестиций. Так, по данным Dsight, в первом полугодии минувшего года количество инвестиционных сделок уменьшилось в 2 раза по сравнению аналогичным периодом 2021 г., а объем привлеченных средств упал на 39%. [8]

Финансирование исследований и разработок за счет бюджетных ассигнований и собственных средств научных организаций, как правило, тесно связанных с государством, в 2022 г., вероятнее всего, не сократилось. Учитывая, что на указанные источники в последние годы приходилось порядка 81–83% внутренних затрат на эти цели, то даже некоторое возможное снижение инвестиций бизнеса не могло ощутимо сказаться на общих показателях расходов на инновации. Тем более не могло оказать заметное воздействие на них падение притока средств из иностранных источников, доля которых в структуре затрат на исследования и разработки в 2010-е годы была очень невелика.

Таким образом, общее влияние усиления антироссийских санкций и других негативных трендов, сформировавшихся в 2022 г., на систему финансирования инноваций, скорее всего, оказалось не слишком значительным. Структурные особенности системы, в частности, преобладание в ней государственных средств при незначительной доле иностранных источников, в обычных условиях рассматриваемые как ее недостатки, в изменившихся реалиях способствовали повышению ее устойчивости к внешним шокам.

Перспективы развития системы финансирования инноваций в России на современном этапе

Принятие Западом антироссийских технологических санкций и ограничений, которые, по всей видимости, будут носить долгосрочный характер, остро ставит вопрос о достижении технологического суверенитета России путем создания собственных конкурентоспособных технологий и продуктов в критически важных для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности страны сферах производства и управления. Решение этой и других стратегических задач в области инновационного развития потребует комплексной модернизации всей национальной инновационной системы, включая систему финансирования инноваций, с тем, чтобы она позволяла наращивать поступление средств из разных источников в высокотехнологичные разработки, а также способствовала эффективному использованию привлеченных ресурсов.

Не вызывает сомнений, что основные возможности по увеличению финансирования научно-технологической сферы связаны с более активным привлечением в нее средств отечественного бизнеса. О необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий говорится уже давно. В частности, важность этой задачи отмечалась еще в первой стратегии инновационного развития России, принятой в 2006 г. [9] Государством предпринимались определённые усилия в этом направлении, однако, видимо, их было недостаточно. Вклад предпринимательского сектора (без учета собственных средств научных организаций) в финансирование затрат на исследования и разработки в 2010–2021 гг. не только не вырос, но даже несколько сократился с 16,4% до 13,6%.

В текущих условиях складываются объективные предпосылки для расширения инновационной активности бизнеса. В результате санкций прежняя модель его инновационного развития, основанная на импорте технологий, оказалась по сути заблокированной [8, с. 2178] (Kostin et al, 2022, p. 2178). В этой ситуации многие российские компании будут вынуждены переориентироваться на инвестиции в укрепление собственной технологической базы, позволяющей им выпускать конкурентоспособную продукцию.

Государство могло бы оказать содействие бизнесу и другим участникам инновационного процесса, интенсифицировав работу по формированию благоприятной инновационной среды в России. Необходимые для этого меры многократно описаны в документах стратегического планирования, включая действующую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации [10], а также в многочисленных научных и экспертных публикациях. Сегодня требуется актуализировать указанные меры с учетом изменившихся обстоятельств и последовательно их реализовывать.

Одной из приоритетных задач государства является совершенствование системы финансовой поддержки инновационного бизнеса. Эта система, сложившаяся в конце 2000-х – 2010-х годах, включает в себя инструменты налогового стимулирования, бюджетное субсидирование предприятий из федерального и региональных бюджетов, в том числе в рамках государственных программ (ГП) и федеральных целевых программ (ФЦП), а также механизмы финансовой поддержки инновационных проектов c помощью льготных кредитов и займов, гарантий, грантов и инвестиций в капитал, предоставляемых институтами развития [5] (Zemtsov et al, 2019).

В последнее время государством был осуществлён ряд важных шагов, направленных на повышение эффективности данной системы. В частности, была проведена реформа институтов развития, позволившая оптимизировать их структуру и повысить качество проектного менеджмента за счет улучшения процедур отбора проектов и расширения спектра инструментов их поддержки. Благодаря принятым мерам институты развития, действующие в инновационной сфере, в целом стали более динамичными, прозрачными и клиентоориентированными.

Наряду с этим, значительные изменения претерпела система ГП и ФЦП, с помощью которых государство реализует политику по развитию высокотехнологичных отраслей. Прежде всего, в 2021 г. произошла кардинальная перестройка подходов к управлению ГП, призванная переориентировать их на достижение национальных целей развития [11]. В рамках реализуемых госпрограмм были запущены новые федеральные проекты в научно-технической сфере, в частности, нацеленный на поддержку растущих технологических компаний проект «Взлет – от стартапа до IPO» в составе ГП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [12]. В то же время перечень ФЦП был сильно сокращен за счет закрытия ряда показавших неэффективность программ.

По мнению автора, основными направлениями модернизации системы государственной финансовой поддержки бизнеса в России в предстоящие годы могли бы стать следующие:

- увеличение капитализации специализированных федеральных институтов инновационного развития, чьи текущие финансовые возможности не позволяют им оказывать серьезное стимулирующее воздействие на инновационные процессы;

- усиление налогового стимулирования инновационной деятельности путем расширения видов налоговых льгот и круга их получателей, применения специальных налоговых режимов для малого и среднего инновационного бизнеса и пр. [11] (Sedash and Tyutyukina, 2018);

- расширение финансовой поддержки среднего инновационного бизнеса, до некоторой степени выпадающего сегодня из фокуса внимания государства;

- преодоление сохраняющейся фрагментарности системы государственной финансовой поддержки инноваций путем усиления координации деятельности входящих в нее институтов, устранения дублирования функций и распространения наилучших практик работы с инновационными проектами;

- дальнейшее повышение транспарентности функционирования системы государственной поддержки инноваций, широкое распространение информации о программах и инструментах господдержки среди предпринимателей, устранение избыточных бюрократических барьеров, усложняющих инноваторам получение средств.

Наряду с совершенствованием системы финансовой поддержки инновационных предприятий, государство могло бы также принять более активное участие в формировании рыночных механизмов финансирования инноваций, включая бизнес-ангельское и венчурное инвестирование, проведение IPO акций высокотехнологичных компаний, краудфандинг. Сегодня они практически не работают, что снижает доступность финансовых ресурсов для бизнеса и создает трудности для самого государства, по сути вынужденного восполнять дефицит частных инвестиций в высокие технологии за счет своих ассигнований. Среди возможных мер в данной области отметим увеличение государственных инвестиций в создание гибридных венчурных фондов, в том числе путем докапитализации Российской венчурной компании, государственное субсидирование расходов инновационных компаний на подготовку и осуществление IPO, а также предоставление налоговых льгот физическим и юридическим лицам, вкладывающим средства в реально действующие венчурные фонды.

Заключение

Обострение внешнеполитических отношений с западными государствами и усиление санкционного давления на Россию в 2022 г, вероятнее всего, не оказали существенного воздействия на национальную систему финансирования инноваций. Это обусловлено структурными особенностями данной системы, повышающими её устойчивость к внешним шокам, в частности, преобладанием государственных источников финансирования научно-технологической сферы, незначительной долей иностранных средств, слабым уровнем развития рынка венчурных и бизнес-ангельских инвестиций, весьма чувствительного к изменениям конъюнктуры. Более 80% расходов на исследования и разработки в последние годы покрывалось за счет средств государства и связанных с ним научных организаций, динамика поступлений которых напрямую не зависит от санкций. В то же время доля зарубежных источников составляла менее 2%, поэтому даже сильное падение притока капитала в минувшем году не могло заметно отразиться на общих показателях вложений в инновации.

Ужесточение технологических санкций и ограничений резко ограничило возможности российского бизнеса по покупке передовых зарубежных технологий и продуктов. Это может стать побудительным мотивом для компаний отказаться от привычной модели инновационного развития, основанной на импорте технологий, и нарастить вложения в формирование собственной технологической базы. Тем самым санкции способны невольно стимулировать приток частных инвестиций в исследования и разработки.

Государство могло бы способствовать росту инновационной активности бизнеса, последовательно наращивая масштабы финансовой поддержки предприятий, а также совершенствуя механизмы ее предоставления. В частности, к числу возможных мер в этой области относятся докапитализация федеральных институтов инновационного развития, которая позволила бы им нарастить масштабы операций, расширение налоговых льгот для организаций, осуществляющих исследования и разработки, содействие развитию венчурного инвестирования, краудфандинга и других рыночных инструментов финансирования инноваций.

[1] Российская ассоциация венчурного инвестирования. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA-yearbook-2021-Russian-PE-and-VC-market-review-ru.pdf (дата обращения: 12.02.2023).

[2] Invest Europe. Investing in Europe: Private Equity Activity 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investeurope.eu/media/5184/invest-europe-activity-data-report-2021.pdf (дата обращения: 12.02.2023).

[3] Московская биржа. Эмитенты рынка инноваций и инвестиций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moex.com/s68 (дата обращения: 12.02.2023).

[4] Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2021 № 41-р «Об утверждении перечня федеральных институтов инновационного развития». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376333/7bcf39c95d830af83162618761f1239e4562d1fe/ (дата обращения: 12.02.2023).

[5] Фонд «Сколково». Головой отчет 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://disk.sk.ru/index.php/s/A7PEec4lyKiJKkY (дата обращения: 12.02.2023).

[6] Российский фонд развития информационных технологий. Годовой отчет о результатах деятельности в 2021 году. [Электронный ресурс]. URL: https://rfrit.ru/media/documents (дата обращения 12.02.2023).

[7] Фонд содействия инновациям. [Электронный ресурс]. URL: https://fasie.ru/press/fund/vstrecha-mikhaila-mishustina-s-sergeem-polyakovym (дата обращения: 12.02.2023).

[8] Dsight. Венчурная Россия 1П 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://dsight.ru/company/studies-publications/perezagruzka_rossiyskogo_venchurnogo_rynka_issledovanie_dsight_venchurnaya_rossiya_1p_2022_/ (дата обращения: 15.02.2023).

[9] Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101907/ (дата обращения: 14.02.2023).

[10] Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/ (дата обращения: 14.02.2023).

[11] Минэкономразвития России. Новая система управления государственными программами Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/metodologicheskoe_obespechenie_razrabotki_i_realizacii_gos_programm_rf/novaya_sistema_upravleniya_gosudarstvennymi_programmami_rf (дата обращения: 16.02.2023).

[12] Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/44850/ (дата обращения: 15.02.2023).


Источники:

1. Абдикеев Н.М., Тютюкина Е.Б., Богачев Ю.С., Морева Е.Л. Оценка эффективности финансово-экономических механизмов государственного стимулирования инновационной активности в России // Финансы: теория и практика. – 2018. – № 5(1077). – c. 40-55. – doi: 10.26794/2587-5671-2018-22-5-40-55.
2. Ахмадова Ю.А., Гарипова 3.JI. Система венчурного финансирования инновационной деятельности в России. Ее особенности и проблемы развития // Финансы и кредит. – 2018. – № 7(775). – c. 1689-1700. – doi: 10.24891/fc.24.7.1689.
3. Доржиева В.В., Ильина С.А. Сценарий реформирования институтов развития: в поисках смысла и новые аспекты регуляторной политики // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2451-2470. – doi: 10.18334/epp.11.11.113770.
4. Ерошкин А.М., Петров М.В., Плисецкий Д.Е. Финансирование инновационного развития: теория и практика. - М.: СПб : Ин-т Европы РАН; Нестор-История, 2012. – 184 c.
5. Земцов С.П., Баринова В.А., Семенова Р.И. Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России // Инновации. – 2019. – № 3(245). – c. 33-44.
6. Зотов В.М., Абдикеев Н.М. Новые технологии управления финансированием инноваций в промышленности // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 6. – c. 112-127. – doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-6-112-127.
7. Коршева М.А. Современное состояние рынка венчурных инвестиций в России и в мире // Финансы и кредит. – 2020. – № 2(794). – c. 430-441. – doi: 10.24891/fc.26.2.430.
8. Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци Международный трансфер технологий в Российской Федерации и его перспективы в современных условиях санкционных ограничений // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2169-2192. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.
9. Левитская Е.Н., Петров М.В. Иностранный капитал в национальных инновационных системах // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 4. – c. 591-608. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39530.
10. Что мешает российскому бизнесу развивать инновации. Ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/707347228.html (дата обращения: 12.02.2023).
11. Седаш Т.Н., Тютюкина Е.Б. Использование зарубежного опыта налогового стимулирования инноваций в России // Финансы и кредит. – 2018. – № 12(780). – c. 2863-2875. – doi: 10.24891/fc.24.12.2863.
12. Смирнов А.Ю. Финансирование инновационной деятельности в России: современное состояние и перспективы // Beneficium. – 2022. – № 3(44). – c. 27-32. – doi: 10.34680/BENEFICIUM.2022.3(44).27-32.
13. Стародубцева Е.Б., Медведева М.Б. Краудфандинг как современная форма финансирования // Финансы и кредит. – 2021. – № 1(805). – c. 22-40. – doi: 10.24891/fc.27.1.22.
14. Терновская Е.П. Особенности и проблемы финансового обеспечения инновационного промышленного развития в России // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 337-348. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40584.
15. Миндели Л.Э., Черных С.И. и др. Финансирование исследований и разработок в России: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Институт проблем развития науки РАН, 2013. – 298 c.
16. Миндели Л.Э., Черных С.И., Фролова Н.Д., Тодосийчук А.В., Фетисов В.П. Финансовое обеспечение развития научно-технологической сферы. / Монография. - М.: Институт проблем развития науки РАН, 2018. – 216 c.
17. Шевелева К.И., Шуринова В.А., Стефанова Н.А. Венчурные инвестиции в России: особенности, тенденции и актуальные проблемы // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 295-308. – doi: 10.18334/ce.15.2.111606.
18. Kolesnikov A., Stepanyan T., Spector A., Panko I., Komov M., Latysheva N., Storozhenko O. Complications of Russian innovative development financing // International Transaction Journal of Engineering, Management, & Applied Sciences & Technologies. – 2019. – № 9. – p. 109. – doi: 10.14456/ITJEMAST.2019.109.
19. Pinkovetskaia I., Lebedev A., Bobrova N., Campillo D., Bahamon M. Corporative Financing of Innovative Activity in the Russian Regions // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2021. – p. 700-711. – doi: 10.1007/978-3-030-90318-3_55.

Страница обновлена: 29.11.2024 в 14:26:26