Прибыль как источник финансирования инновационной деятельности предприятия: методологические аспекты

Коптева Е.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (60), Декабрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289429

Аннотация:
Рассматриваются вопросы использования собственных средств для финансирования инновационной деятельности предприятия. Проводится анализ прибыли предприятия как важнейшего источника инноваций.

Ключевые слова: инновационная деятельность, прибыль, финансовый менеджмент, источники финансирования



Формирование финансового обеспечения инновационной деятельности является ее существенным элементом, поэтому выбор и поиск источников ее финансирования выступают в качестве важнейшей задачи.

Доход по результатам

Организация финансирования инновационной деятельности предполагает соблюдение нескольких условий:

• динамика привлечения средств должна обеспечивать реализацию программы в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;

• снижение затрат финансовых ресурсов и рисков инновационных проектов должно обеспечиваться за счет соответствующей качественной и количественной структуры источников финансирования и некоторых организационных мер, в том числе налоговых льгот, гарантий, различных форм участия.

Состав и структура источников финансирования инновационной деятельности достаточно хорошо описана в научной и учебной литературе [1]. Однако современные авторы несколько недооценивают роль прибыли предприятия в финансировании инноваций.

При этом одним из важнейших направлений финансовой политики в рамках инвестиционной деятельности предприятия является реализация механизма управления прибылью инновационного процесса. Такая постановка вопроса не характерна для инновационного менеджмента, так как чаще всего в центре внимания оказывается прибыль от реализации конкретного инновационного проекта, оцененная с помощью показателей эффективности инвестиционной деятельности.

На наш взгляд, вопросы управления прибылью инновационного процесса являются заслуживающими внимание в несколько другом аспекте, а именно с позиции финансового менеджмента.

Достижение целей инновационной деятельности требует решения целого ряда задач, среди которых:

• разработка программ инновационной деятельности;

• обеспечение контроля и наблюдения за разработкой новой продукции и технологиями ее внедрения;

• оценка социальной, общественной и экономической эффективности программ создания новой продукции и технологии;

• обеспечение координации деятельности производственных подразделений, занятых в инновационных проектах, с целью рационального использования различного рода ресурсов;

• обеспечение финансовыми и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

• создание временных проектных групп для комплексного решения инновационных проблем, то есть обеспечение управления проектами.

Таким образом, прибыльность внедрения результатов инновационной деятельности является основой ее организации.

«Прибыль (убыток), или финансовый результат, представляет собой прирост (уменьшение) собственного капитала организации за отчетный период, полученный ею по результатам финансово-хозяйственной деятельности.

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах» [2].

Поставленная цель управления прибылью предполагает:

• максимизацию прибыли, размер которой должен соответствовать объему используемых ресурсов предприятия и рыночной конъюнктуре;

• формирование оптимального соотношения между уровнем формируемой прибыли и приемлемым уровнем риска;

• обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

• обеспечение объема инвестиций засчет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

• обеспечение роста рыночной стоимости предприятия при допустимом уровне риска.

С учетом вышесказанного прибыль от инновационной деятельности является результатом организации инновационного процесса, характеризующим последствия финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой при его реализации. Данные последствия могут характеризовать степень удовлетворения интересов собственников бизнеса, эффективность полученных результатов, возможность продолжения реализации выбранных проектов.

В направлении опережения

Управление прибылью от инновационной деятельности представляет собой процесс разработки и принятия управленческих решений по основным аспектам, связанным с образованием и расходованием чистого дохода предприятия, полученного в ходе инновационного процесса. Следовательно, управление прибылью инновационного процесса выполняет следующие функции:

• формирование внутреннего источника долгосрочного развития предприятия;

• обеспечение возрастания рыночной стоимости предприятия;

• формирование индикатора конкурентоспособности предприятия;

• обеспечение гарантий выполнения предприятием своих обязательств перед государством;

• формирование источника гарантий удовлетворения социальных потребностей общества.

При построении модели управления прибылью от инновационной деятельности необходимо учитывать особенности организации инновационного процесса и основные направления политики управления прибылью на предприятии.

Инновационный процесс в теории инноватики «определяется совокупностью работ в области инновационной деятельности, которые регламентированы этапами их организации и ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг или техники, их коммерциализации в условиях конкуренции» [3].

Таким образом, инновационный процесс по своей сути состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового и хозяйственного характера.

В литературе достаточно широко описаны подходы к выделению этапов инновационного процесса, для целей нашего исследования мы обратились к работам Ю.П. Морозова, который определяет четыре этапа [1]:

• организация и проведение фундаментальных исследований;

• проведение исследований прикладного характера;

• осуществление опытно-конструкторских и экспериментальных разработок;

• процесс коммерциализации инновационного продукта.

Корпоративная политика управления прибылью предприятия предполагает следующие основные направления:

• выявление влияния на прибыль изменения цен на реализуемую продукцию, изменения переменных и постоянных затрат, объема реализации;

• формирование оптимальной структуры затрат на производство и реализацию продукции;

• регулирование объема реализации, обеспечивающего достижение точки безубыточности;

• оценка оптимального объема и структуры выпуска продукции;

• оценка влияния изменений в структуре реализации продукции на прибыль и минимальный безубыточный объем;

• обеспечение «запаса прочности» предприятия;

• установление объема продаж, который позволит достичь запланированного объема прибыли;

• определение ожидаемой прибыли при данном уровне реализации;

• определение минимального уровня цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска, который позволит избежать убытков;

• выявление влияния изменений в ассортименте реализуемой продукции на прибыль и минимальный безубыточный объем;

• определение целесообразности самостоятельного производства товаров и услуг или заказа их на стороне;

• определение нижней границы цены на реализуемую продукцию.

Учитывая особенности организации инновационного процесса на разных его этапах, в таблице 1 мы выявили зависимость между их содержанием и ролью прибыли.

Таблица 1

Роль прибыли предприятия на различных этапах инновационного процесса

Вывод

Таким образом, можно выделить различные подходы и приемы управления прибылью от инновационной деятельности в зависимости от этапа инновационного процесса.

Несмотря на то, что развитие финансовых рынков активно предлагает различные инструменты финансирования инновационной деятельности, прибыль предприятия по-прежнему является одним из эффективных его форм.


Источники:

1.Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент : учеб. пособ. для вузов [Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.
2. Ионов А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовой менеджмент : учеб. пособ. [Текст]. – М.: Проспект, 2010.
3. Воронина Н.А., Коновалова А.Н. Инновационный менеджмент: основные понятия, категории, их взаимосвязь [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика», 2008, №4.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:27