Проблема потери древесины при вырубках, не связанных с лесной промышленностью
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 23 (221), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Рудаков Ю.А. Проблема потери древесины при вырубках, не связанных с лесной промышленностью // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 23. – С. 94-98.
Аннотация:
В статье раскрывается проблематика реализации древесины полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43−46 Лесного кодекса РФ. Приводится предложение по увеличению доходов в федеральный бюджет от реализации данной древесины путем внесения поправок в законодательство.
Ключевые слова: поступления доходов в федеральный бюджет, ставка арендной платы
Ежегодно в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ в России вырубается более миллиона кубометров древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда. При этом более половины вырубленной древесины так и остается в лесах. Основная проблема заключается в реализации и в дальнейшем использовании данной древесины.
Доходы от продажи такого рода древесины могут быть намного больше получаемых сейчас, соответственно пополняя федеральный бюджет. Но есть ряд причин, по которым значительная часть доходов так и не доходит до бюджета, а миллионы кубометров круглого леса так и остаются в местах вырубки. В этой связи на данный момент ведется работа над проблемой увеличения поступления доходов в федеральный бюджет и максимальной реализацией этой древесины.
Судьба древесины, вырубаемой в целях, не связанных с промышленной заготовкой
Прежде всего, под древесиной, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ понимается необработанные круглые лесоматериалы полученные в ходе:
а) выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
б) строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
в) строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
г) переработки древесины и иных лесных ресурсов [1].
Масштабы вырубки данной древесины невероятно велики. Например за 2011 год было заготовлено 9,46 млн куб. м, передано для реализации Росимуществу 2,85 млн куб. м и реализовано 1,71 млн куб. м. В конечном итоге, учитывая затраты на публикацию информации в периодических печатных изданиях в размере 13,21 млн руб., в бюджет была перечислена сумма более 160,71 млн руб.
Основная вырубка такой древесины происходит в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах – по 1,45 и 0,78 млн куб. м соответственно.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) [2].
Росимущество организует торги по продаже такой древесины и заключает договоры купли-продажи с победителями торгов [3].
Средства от реализации древесины подлежат зачислению в установленном порядке в доход федерального бюджета.
Необходимо заметить, что в 2011 году объем древесины, полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ и переданной в распоряжение территориальных органов Росимущества составил 2848,6 тыс. куб. м, то есть не более 30% от объемов заготовок по данным статьям Лесного кодекса РФ (9460,3 тыс. куб. м).
Проблемы и способ их решения
Интересен один факт: плата за использование лесов в федеральный бюджет за 2011 год поступила в размере 16,4 млрд руб., а доля дохода от реализации древесины, полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ, в общем поступлении платежей за использование лесов в федеральный бюджет за 2011 год не превысила 1,06% [4].
При этом существуют следующие проблемы, связанные с реализацией древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ:
− отсутствие спроса на заготовленную древесину вследствие отдаленности лесных участков и дороговизны транспортировки;
− длительность существующей процедуры продажи древесины, что приводит к снижению ее потребительских свойств и порче;
− отсутствие механизма определения ответственности за объем заготовленной древесины и ее дальнейшую сохранность;
− отсутствие ставок платы за единицу объема древесины пород лесных насаждений, заготовка которых запрещена;
− оставление на лесных участках нереализованной древесины, что приводит к нарушению правил санитарной и пожарной безопасности в лесах;
− межведомственная несогласованность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия.
Для того чтобы решить проблему увеличения поступлений доходов от такого рода древесины, предлагаем реализовать следующие мероприятия.
Передачу прав собственности на древесину лицам, использующим леса в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ (в том числе без предоставления лесных участков) осуществлять на возмездной основе.
При заключении договора аренды лесного участка лица, использующие леса в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ, должны оплатить вырубленную древесину, путем увеличения арендной платы за использование лесного участка в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ, рассчитанную по ставкам платы за единицу площади лесного участка, установленным постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 [5], на сумму, эквивалентную стоимости вырубленной на данном лесном участке древесины, рассчитанной исходя из ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленных указанным постановлением.
Предлагаемые изменения законодательства
Данное положение предлагается внести в постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310 в виде примечания к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и реконструкции линейных объектов, использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов [1].
Таким образом, сумма доходов в федеральный бюджет составит:
8774,1 тыс. куб. м (объем срубленной в 2011 году древесины на арендованных лесных участках при использовании лесов в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ) х 33,3 руб. (ставка платы за 1 куб. м древесины в 2011 г.) = 292,2 млн руб.
Лица, использующие леса в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ без предоставления лесного участка, в том числе осуществляющие выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в охранных зонах, санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, заключают договор купли-продажи лесных насаждений и оплачивают древесину, подлежащую вырубке, исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310. Договор купли-продажи лесных насаждений, заключается в обязательном порядке не позднее 14 дней с момента окончания рубок. Поступление денежных средств в федеральный бюджет в данном случае составит:
686,2 тыс. куб. м х 33,3 руб.=22,8 млн руб.
В результате, общая сумма поступлений в федеральный бюджет в результате внесения поправок в Лесной кодекс РФ ориентировочно составит:
292,2 + 22,8 = 315,0 млн руб.
Кроме того, предлагаемые меры позволят исключить расходы федерального бюджета в части осуществления функций по реализации указанной древесины Росимуществом (согласно данным Росимущества, расходы на публикацию информационных сообщений составили: за 2011 год − 13 215,2 тыс. руб.).
Принятие федерального закона не повлечет выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Вывод
Благодаря нескольким изменениям в законодательстве, возможно в корне изменить всю процедуру реализации древесины, полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 43−46 Лесного кодекса РФ в лучшую сторону. В итоге экономический эффект от внесения поправок в законодательство увеличит поступления в бюджет по данному виду дохода практически в два раза.
[1] Речь идет о таблицах ставок 14–17, представленных в документе. – Прим. ред.
Источники:
2. Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432.
3. Постановление Правительства РФ от 23.07.2009 № 604.
4. Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ.
5. Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:01:05