Анализ поддерживающих и противодействующих факторов в борьбе с теневой экономикой в лесозаготовительной промышленности
Тагиев М. И.1, Тагиев И.М.2, Тигунцев С.А.3
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск
2 ОУР ОП ОМВД России по Слюдянскому району
3 Иркутский государственный медицинский университет
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 5 (Май 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48611721
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье анализируются проблемы, связанные с благоприятными условиями для развития теневой экономики в лесозаготовительной промышленности (далее ЛЗП) в регионах Российской Федерации. Совершенствование ЛЗП ограничено прямыми непосредственными внутренними проблемами и внешними факторами, тормозящими ее экономическое развитие. Главной проблемой в экономике ЛЗП является незаконная заготовка древесины, где формирование и развитие ее происходит из-за недостаточности механизмов, регулирующих отношения между государством и лесозаготовителями. Однако следует знать, что бороться с незаконными рубками сложно в связи с отсутствием достоверных данных об их размерах.
В заключительной части статьи рассматриваются возможные способы воздействия на незаконные рубки и дается оценка ответственности контролирующим органом, влияющим на уровень теневой экономической деятельности в лесопромышленном комплексе как тормозящей экономику ЛЗП.
Ключевые слова: теневая экономика, незаконная заготовка, население, доходы, коррупция, государство, налоги
JEL-классификация: E26, O17, D73, L73
Введение.
Актуальность темы связана с низким уровнем основных макроэкономических показателей, отражающих состояние ЛЗП и сокрушающих лесное, налоговое законодательство страны. Неопределенность действия государства создает на пути развития ЛЗП различные непредвиденные ограничения, за счет чего увеличивается количество нарушений в лесопользовании. Это приводит к смене хвойных пород низкопродуктивными и мягколиственными растениями.
Снижение размера теневой экономики в ЛЗП требует дополнения нового теоретического и методического подхода в развитии лесной отрасли, что определяет актуальность темы исследования.
Основной целью исследования является мониторинг состояния и выработка возможных рекомендаций по сохранению лесных ресурсов. Это предполагает повышение эффективности борьбы с нарушениями и защиту природно–ресурсного потенциала отрасли, что учитывает интересы государства в лесозаготовительной промышленности. На современном этапе снижение уровня теневой экономики с помощью экономических инструментов борьбы требует четкого понимания в противодействии незаконным рубкам и сохранении запаса лесов.
К числу наиболее существенных и значимых результатов, полученных автором и отвечающих критериям научной новизны, относятся разработка рекомендаций по снижению уровня теневой экономики в ЛЗП. На наш взгляд, для наведения порядка в ЛЗП необходимо наказание не только за вырубку и за приобретение незаконно заготовленной древесины [8, с. 711-718], но и за отказ восстановления пострадавшего лесного участка нарушителями Лесного кодекса. В дальнейшем важен переход к платежам за заготовленные объемы деловой древесины, топливных дров и т. д из мест проведения рубок по факту ее заготовки.
Гипотеза. Ведение любой экономической деятельности, связанной с ЛЗП, закреплено в Лесном кодексе в законодательном порядке. Отсутствие четкого контроля и координация действий со стороны государственных властей поставило официальных лесозаготовителей в зависимость от объема нелегально заготовленной древесины, где с помощью незаконно вырубленного объема леса повышается рентабельность результатов экономической деятельности лесопользователей. Это является одной из основных причин развития теневой экономики в ЛЗП регионах России.
Полезные функции теневой экономики в ЛЗП.
Функционирование теневой экономики в различных отраслях экономической сферы является общепризнанным фактом, избежать которого полностью в любой стране невозможно. Сложно оценивать и исследовать процессы, происходящие в отраслях экономики не в официальной форме. Исследования темы теневой экономики в разных источниках учеными всегда являются неполными, показывающими ее как часть экономики, компенсирующей недочеты легальной экономики. Теневая экономика способна создать общественно полезные продукты, товары и услуги, пользующиеся спросом, снижать уровень безработицы [1, с. 7] в обществе, следовательно, «удовлетворяет определенные потребности населения и производственного сектора» [4, с. 48]. Сколько занято трудоспособного населения, и какая часть выживает за счет теневых доходов в российской теневой экономике, оценить точно невозможно. По данным отдельных независимых экспертов, в теневой экономике России занято 13,5 млн. человек, по сведениям Росстата – примерно 13,0 млн. человек или 17–18% экономически активного населения [1, с.7]. Уверены, что при устойчивом снижении уровня благосостояния населения «уровень теневой экономики будет оставаться устойчиво повышенным, несмотря даже на официально подтверждаемую статистиками устойчиво низкую численность безработных в стране» [3, с.7].
Важно отметить, что незаконная заготовка – это такой же производственный процесс, как официальная лесозаготовка, в ходе осуществления которого сырьевые ресурсы превращаются в производственный продукт на первой и дальнейшей стадии переработки [8, с. 713]. Следовательно, незаконную заготовку на основе макроэкономических показателей с количественной оценкой следует рассматривать как теневая экономическая деятельность в ЛЗП, где основной и самой масштабной формой проявления нелегального бизнеса в лесной отрасли выступает объем незаконных рубок древесины. Это, в первую очередь, связано с высоким уровнем коррупции высокопоставленных чиновников в области «торговли лесом» [9].
В связи с этим, в данном процессе теоретически должен налаживаться систематический учет и количественная оценка основных результатов деятельности [6]. Поэтому для оценки динамики теневой экономики лесозаготовительной отрасли мы должны сначала представить технологический процесс. При этом необходимо представить, что комплекс лесозаготовительных работ включает в себя перечень производственных действий, результатом которых является достижение лесоматериалов или сырья для переработки в ЛПК (см. рис. 1).
Рис. 1. Перечень основных выполняемых работ в лесозаготовительном процессе.
Составлено автором.
Следует отметить, что в период выполнения технологического процесса лесозаготовки, как в целом, так и в каждом пункте, имеется связь с существующими масштабами теневой экономики, несмотря на все суровые страхи закона и с целью получения сверхприбыли.
Особенности и последствие теневой экономики в ЛЗП.
Одним из самых сложных и дискуссионных вопросов является вопрос о роли и значении теневой экономики в жизнедеятельности современной лесной отрасли [1, с. 6]. Конечно, государства любых стран далеко не всегда считают себя обязанными учитывать негативные реакции отрасли и общества на те или иные запретительные действия. Однако в данном случае недооценка государством вероятности негативной общественной реакции на очередные мероприятия по «обелению» теневой экономики может, как известно из практики немалого круга стран, привести к уплате государством и обществом неоправданно высокой «цены» за допущенную недооценку. А лесозаготовка на незаконной основе, незаконный экспорт лесных массивов, неуплата налогов и т.п. в данной сфере деятельности являются отражением функционирования теневой экономики в крупных масштабах, и это крайне отрицательно сказывается на развитии лесопромышленного комплекса в России, снижает его инвестиционный потенциал и др.
На рис. 2 представлены негативные последствия теневой экономики лесной отрасли.
Рис.2. Основные последствия теневой экономики лесозаготовительной отрасли.
Составлено автором
Главной особенностью теневой экономической деятельности в ЛЗП является тесная связь со многими отраслями народного хозяйства и ее контакты со смежными отраслями экономики, а также с населением страны. Мастерство, умственное развитие и многоходовые комбинации теневых «специалистов» для проведения махинаций параллельно с легальной экономикой совершенствуются, и охват лесной отрасли теневыми схемами в значительной части экономического пространства усугубляет формирование бюджета (регионального, местного) и выводит нелегальные заготовки в категорию значимых явлений при контроле национальной экономики. Отсутствие решений или промедление с решениями выявленных проблем приводит к снижению авторитета отрасли, и, в целом – стране. Следовательно, процесс незаконной лесозаготовки в российской лесной отрасли является главной проблемой в оценке параметров теневой экономики в масштабах страны.
Экономическое положение отрасли очень сильно деформировано, в связи с чем, активно развивается незаконное предпринимательство заготовителей. «Когда теневую экономику считают по производству, в основном речь идет о неформальном производстве» [7]. Факты незаконных рубок леса по нормам действующего законодательства понимаются как нарушение норм экологического, экономического права по обороту пиломатериалов и леса, но при этом существенный урон наносится в целом ЛЗП. Это связано, в основном, с несовершенством законодательных актов, регулирующих экономику отрасли, а также преобладанием неконтролируемых больших предприятий на лесном рынке. Количество несоблюдения законов и уголовных дел в экономике лесного сектора свидетельствует об объеме незаконной заготовки древесины в отрасли, и очевидность их к настоящему времени является общепризнанной. Это происходит в связи со следующими факторами.
Во-первых, теневая экономика происходит в поле зрения чиновников высокого ранга, а точнее, в их руках, следовательно, при желании ее можно минимизировать.
Во-вторых, так как все виды теневой экономики связаны друг с другом, работают на одной плоскости и так или иначе связаны с криминалом, то, соответственно, являются трудно наблюдаемыми.
В-третьих, нестабильное состояние теневой экономики в ЛЗП связано с географическим месторасположением незаконных рубок. Это обусловлено небольшим расстоянием до внутренних и зарубежных потребителей.
В-четвертых, продукция лесозаготовительной отрасли ценится и привлекательная потому, что бросовая цена на корню. При этом продукция хорошего качества, доступная, и отсутствует надлежащий учет.
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно с уверенностью отметить, что большое количество незаконно заготовленного леса используется (потребляется) как за пределами российской границы, так и в пределах границы позволившего региона.
Приведем данные из исследования ученых института Мэриленда, в ходе которого определили главных лидеров стран по уничтожению леса. Ежегодно в России уничтожается порядка 4,3 млн. га леса, что является самым большим показателем в мире. Второе место, где уничтожается 2,4 млн. га леса в год, занимает Канада, а на третьем месте находятся США с 1,7 млн. га. Основные причины исчезновения мировых лесов выделяют пожары, вырубка или расчистка под сельскохозяйственные нужды и промышленные выбросы. Для полного восстановления лесного покрова, например, в России, потребуется 100 лет. При этом вырубка должна прекратиться [10].
Несмотря на большой объем теневых операций и ущерб в лесной отрасли, государственные органы статистики проводят анализ теневой деятельности и количества нарушений в экономике отрасли, внося дополнения и изменения в классические угодные отчеты и сводки под заказ действующего правительства. Правда, любое усиление такого рода исследований очень полезно и важно для повышения эффективности борьбы с теневой экономикой в данной отрасли.
Реализация попытки борьбы с теневой экономикой в ЛЗП.
Несмотря на попытки искоренения теневой экономики лесной отрасли, государственный аппарат управления рассматривается в качестве одного из важнейших направлений реализации политики государства, хотя сама власть своими недоработками провоцирует общество и производителей уйти в тень, разделяя их на несколько частей (см. рис.3)
Рис.3. Распределение рубок по видам в лесозаготовительной деятельности. Составлено автором.
Такое разделение теневой деятельности происходит не только в ЛЗП, а у всех промышленников, отраслей экономики и сферы услуг. Но при этом, несмотря на разрабатываемый спектр мер по противостоянию теневой экономике, ее влияние не сокращается, а в некоторых субъектах России только нарастает. Иными словами, теневая экономика ЛЗП становится по характеру стихийно формирующейся и уклоняющейся от соблюдения государственных норм и правил. Это такой сектор, или элемент национальной экономики, который, чем более активно, масштабно и экономически эффективно «исправляет» недоработки официальной экономики лесной отрасли, тем больше тормозит и сдерживает общее развитие лесной промышленности страны. Причем, симптомы этого явления очень сложно отделить от легитимных экономических операций, а их влияние ощутимо даже, например, при экспорте лесоматериалов, когда погруженный в вагоны лес прибывает к границе с бланком грузовой таможенной декларации и счет-фактурой международного образца, где прописаны данные грузоотправителя, масса отправления и название получателя. На основании такой документации, описывающей внешнеэкономическую сделку, для правоохранительных органов невозможно детализировать предприятие, продавшее лес, а также нельзя оценить легальность происхождение сырья. Полагаем, что отсутствие справки, свидетельствующей о законности покупки, и полный пакет документов о легальности заготовки древесины в наборе обязательной документации для внешнеэкономических операций, усложняет достоверность информации о происхождения экспортируемой древесины.
Это в очередной раз подтверждает, что сегодня лесохозяйственная сфера России сильно криминализирована, и во все структуры данной отрасли проникают преступные организации. Причина таких масштабных экономических преступлений и нарушений находится в плохо организованном контроле со стороны местных властей, и это приводит к формированию экономических и экологических рисков в государственной и природной политике. Среди экономических преступлений и нарушений часто имеющих место в незаконной лесозаготовке, выделяются такие разновидности, как: недостаточно продуманная организация и проведение аукциона, взяточничество природоохранных организаций, незаконная вырубка леса, легализация финансовых средств, перечисленных за продажу незаконно срубленного леса, уклонение от отчислений таможенных сборов в казну, контрабандные операции с лесом и продуктами его переработки, получение взяток в лесопроектных организациях за расчет выдачу неточных таксационных данных, различные махинации правоохранительных органов с товарно-транспортными накладными за провоз лесоматериалов, таможенной службой –за сортность, железной дорогой –за объемы (в случае, когда лес отправляется в Ближнее Зарубежье или на Восток, Китай, Корею, Японию) и другие теневые операции.
На примере показано движение экспорта древесины между основными партнерами – потребителям из Иркутской области, так как регион является лидером по заготовке леса (см. табл.)
Таблица
Анализ экспорта древесины и изделий из нее по основным импортерам из Иркутской области в 2019 г. и марте 2020 г. – февраль 2021 г.
Группа
ТН ВЭД ЕАЭС
|
Экспорт, млрд. долл. 2019 г.
|
Экспорт,
млрд. долл. март 2020 г. –
февраль 2021 г.
| |||||||||||
Древесина
и изделия из нее; древесный уголь (код ТНВЭД 44)
|
1,42
|
1,32
| |||||||||||
Распределение экспорта древесины и изделий из нее. (5
основных партнеров), в долл. и %.
| |||||||||||||
Китай
|
Япония
|
Узбекистан
|
Дания
|
Германия
|
Прочие
| ||||||||
Доля по стоимости
2019 г. |
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г |
Доля по стоимости
2019 г. |
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г |
Доля по стоимости
2019 г. |
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г |
Доля по стоимости
2019 г. |
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г |
Доля по стоимости
2019 г. |
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г |
Доля по стоимости
2019 г. |
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г | ||
66,45 или
(940,37 млн. долл.) |
61,4 или
(808,75 млн. долл.) |
13,45 или (190,29 млн. долл.)
|
12,1
(158,96 млн. долл.) |
4,06 или (57,41млн.
долл.)
|
4,8 или
(63,74 млн. долл.) |
3,78 или (53,48.
долл.)
|
5,3 или
(70,22. долл.) |
2,91 или (41,18млн.
долл.)
|
4,7 или
(62,23. долл.) |
9,36 или (17,06
млн. долл.)
|
11,7 или
(156,1 млн. долл.) | ||
Данная таблица открывает краткий обзор доходов от большей части российского леса от экспорта и их изменения по истечении времени. Приведенный пример, связанный с Иркутской областью, неслучайный, так как около половины незаконных рубок приходиться СФО [2]. Из таблицы следует, что анализируемые нами четыре страны из пяти являются экономически, технологически развитыми, и собственные лесные ресурсы для увеличения и развития в них не достаточны или сильно истощены, в связи с чем, страны, потребляющие древесину из РФ, заинтересованы импортировать ее из близкого расстояния, например, из Дальнего Востока и Восточной Сибири (Иркутской области). При этом договора на поставку заключаются на древесину необработанную, с целью использования в глубокой и безотходной переработке по низкой цене. В связи с этим для удовлетворения потребности в древесине населения, в промышленных целях, экспорта и т.д., нелегальная заготовка в данных регионах является основным нарушением в лесозаготовительной отрасли, которое осуществляется в регионах арендаторами лесопромышленного комплекса, Министерством обороны, Министерством юстиции, Министерством природных ресурсов, Министерством сельского хозяйства и иными лесозаготовителями. К иным заготовителям относятся сельскохозяйственные предприятия, различные бюджетные организации и арендаторы, а также местное население. То есть незаконная деятельность в лесной отрасли для арендаторов и прочих потребителей древесины считается главным источником получения дохода, где можно осваивать (внедрять) свои интересы в том или ином виде. Причина процветания нелегальной заготовительной деятельности заключается в том, что заготовленная древесина или продукция из нее больше пользуется спросом, чем у легальных производителей, так как при реализации нелегально заготовленной древесины есть возможность сбыта за меньшую стоимость из-за отсутствия уплаты официальных сборов.
Статистика, контроль, регулирование и фиксирование нарушений по части сокрытия доходов в лесозаготовительных предприятиях возложены на региональные налоговые и правоохранительные органы страны. В их отчетах применяются экономические и правовые методы анализа.
Заключение.
Борьба с теневой экономикой в лесозаготовительной отрасли должна проводиться на законодательном уровне. Для сокращения масштабов криминальной и незаконной экономической деятельности в лесной отрасли основные средства борьбы должны быть направлены не на отлов единичных нелегальных лесорубов, а на покупателей и заказчиков этой древесины. Предлагается следующее.
1. Необходимо на законодательном уровне ужесточить наказания не только за вырубку леса, но и за приобретение незаконно заготовленной древесины [8, с.714]. И важно отметить что выписанные штрафы за незаконную экономическую деятельность (в том числе, нелегальная заготовка древесины) должны предусматривать также восстановление пострадавших лесов в результате незаконной деятельности или правонарушения.
2. Переход от системы платежей за установленные договором аренды объемы древесины на корню –к платежам за фактически заготовленные объемы деловой древесины, технологических и топливных дров.
3. Установление порядка отпуска древесины с мест проведения выборочных рубок по факту ее заготовки.
Указанные нами предложения помогут расширить потенциал активности правоохранительных и контролирующих структур в запросе документации, подтверждении характеристики и легитимности соответствия оборота леса, выявлении нарушений в лесозаготовительной деятельности. Это, тем самым, снизит уровень теневой деятельности. Таким образом, вышеперечисленные факторы будут способствовать развитию лесной отрасли и снижению теневой экономики в лесозаготовительной отрасли.
Источники:
2. Березина Е. Вопрос бревном. Российская газета – Федеральный выпуск № 186 (8240). 20.08.2020 18:45
3. Давыдова Г.В., Макарова Г.Н., Тагиев М.И. Роль государства в формировании и развитии теневой экономики в современной России // Baikal Research Journal. – 2021. – № 3. – doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).17.
4. Калинина Т.В. Влияние государства на процесс формирования потребностей в общественных благах в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 22(325). – c. 48-52.
5. Корчагин Ю. Теневая и неформальная экономика в России и ЦЧР. Lerc.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.ru/?art=26&page=7&part=articles (дата обращения: 18.12.2021).
6. Морозова Е.В. Учет природопользования в заготовках. / автореф. дис. … канд. экон. наук. - Санкт-Петербург, 2009. – 23 c.
7. Пономаренко А. Теневой бизнес в цифрах. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: http://m.forbes.ru/articl.php?id = 65945 (дата обращения: 18.03.2022).
8. Тагиев М.И. Формы проявления теневой экономики в лесозаготовительной промышленности и инструменты борьбы с ней // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 4. – c. 711-718. – doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).711-718.
9. Cкандалы и коррупция в лесном хозяйстве Красноярского края. ERuda.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eruda.ru/news/8751_les_krasnoyarska_za_kopeyki.htm (дата обращения: 18.12.2021).
10. Ученые: в России ежегодно уничтожают 4,3 млн гектаров леса. Ru News 24. [Электронный ресурс]. URL: https://runews24.ru/science/11042015-rossiya-yavlyaetsya-mirovym (дата обращения: 18.03.2022).
11. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 18.03.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:39