Анализ поддерживающих и противодействующих факторов в борьбе с теневой экономикой в лесозаготовительной промышленности

Тагиев М. И.1, Тагиев И.М.2, Тигунцев С.А.3
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск
2 ОУР ОП ОМВД России по Слюдянскому району
3 Иркутский государственный медицинский университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 5 (Май 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48611721
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье анализируются проблемы, связанные с благоприятными условиями для развития теневой экономики в лесозаготовительной промышленности (далее ЛЗП) в регионах Российской Федерации. Совершенствование ЛЗП ограничено прямыми непосредственными внутренними проблемами и внешними факторами, тормозящими ее экономическое развитие. Главной проблемой в экономике ЛЗП является незаконная заготовка древесины, где формирование и развитие ее происходит из-за недостаточности механизмов, регулирующих отношения между государством и лесозаготовителями. Однако следует знать, что бороться с незаконными рубками сложно в связи с отсутствием достоверных данных об их размерах. В заключительной части статьи рассматриваются возможные способы воздействия на незаконные рубки и дается оценка ответственности контролирующим органом, влияющим на уровень теневой экономической деятельности в лесопромышленном комплексе как тормозящей экономику ЛЗП.

Ключевые слова: теневая экономика, незаконная заготовка, население, доходы, коррупция, государство, налоги

JEL-классификация: E26, O17, D73, L73



Введение.

Актуальность темы связана с низким уровнем основных макроэкономических показателей, отражающих состояние ЛЗП и сокрушающих лесное, налоговое законодательство страны. Неопределенность действия государства создает на пути развития ЛЗП различные непредвиденные ограничения, за счет чего увеличивается количество нарушений в лесопользовании. Это приводит к смене хвойных пород низкопродуктивными и мягколиственными растениями.

Снижение размера теневой экономики в ЛЗП требует дополнения нового теоретического и методического подхода в развитии лесной отрасли, что определяет актуальность темы исследования.

Основной целью исследования является мониторинг состояния и выработка возможных рекомендаций по сохранению лесных ресурсов. Это предполагает повышение эффективности борьбы с нарушениями и защиту природно–ресурсного потенциала отрасли, что учитывает интересы государства в лесозаготовительной промышленности. На современном этапе снижение уровня теневой экономики с помощью экономических инструментов борьбы требует четкого понимания в противодействии незаконным рубкам и сохранении запаса лесов.

К числу наиболее существенных и значимых результатов, полученных автором и отвечающих критериям научной новизны, относятся разработка рекомендаций по снижению уровня теневой экономики в ЛЗП. На наш взгляд, для наведения порядка в ЛЗП необходимо наказание не только за вырубку и за приобретение незаконно заготовленной древесины [8, с. 711-718], но и за отказ восстановления пострадавшего лесного участка нарушителями Лесного кодекса. В дальнейшем важен переход к платежам за заготовленные объемы деловой древесины, топливных дров и т. д из мест проведения рубок по факту ее заготовки.

Гипотеза. Ведение любой экономической деятельности, связанной с ЛЗП, закреплено в Лесном кодексе в законодательном порядке. Отсутствие четкого контроля и координация действий со стороны государственных властей поставило официальных лесозаготовителей в зависимость от объема нелегально заготовленной древесины, где с помощью незаконно вырубленного объема леса повышается рентабельность результатов экономической деятельности лесопользователей. Это является одной из основных причин развития теневой экономики в ЛЗП регионах России.

Полезные функции теневой экономики в ЛЗП.

Функционирование теневой экономики в различных отраслях экономической сферы является общепризнанным фактом, избежать которого полностью в любой стране невозможно. Сложно оценивать и исследовать процессы, происходящие в отраслях экономики не в официальной форме. Исследования темы теневой экономики в разных источниках учеными всегда являются неполными, показывающими ее как часть экономики, компенсирующей недочеты легальной экономики. Теневая экономика способна создать общественно полезные продукты, товары и услуги, пользующиеся спросом, снижать уровень безработицы [1, с. 7] в обществе, следовательно, «удовлетворяет определенные потребности населения и производственного сектора» [4, с. 48]. Сколько занято трудоспособного населения, и какая часть выживает за счет теневых доходов в российской теневой экономике, оценить точно невозможно. По данным отдельных независимых экспертов, в теневой экономике России занято 13,5 млн. человек, по сведениям Росстата – примерно 13,0 млн. человек или 17–18% экономически активного населения [1, с.7]. Уверены, что при устойчивом снижении уровня благосостояния населения «уровень теневой экономики будет оставаться устойчиво повышенным, несмотря даже на официально подтверждаемую статистиками устойчиво низкую численность безработных в стране» [3, с.7].

Важно отметить, что незаконная заготовка – это такой же производственный процесс, как официальная лесозаготовка, в ходе осуществления которого сырьевые ресурсы превращаются в производственный продукт на первой и дальнейшей стадии переработки [8, с. 713]. Следовательно, незаконную заготовку на основе макроэкономических показателей с количественной оценкой следует рассматривать как теневая экономическая деятельность в ЛЗП, где основной и самой масштабной формой проявления нелегального бизнеса в лесной отрасли выступает объем незаконных рубок древесины. Это, в первую очередь, связано с высоким уровнем коррупции высокопоставленных чиновников в области «торговли лесом» [9].

В связи с этим, в данном процессе теоретически должен налаживаться систематический учет и количественная оценка основных результатов деятельности [6]. Поэтому для оценки динамики теневой экономики лесозаготовительной отрасли мы должны сначала представить технологический процесс. При этом необходимо представить, что комплекс лесозаготовительных работ включает в себя перечень производственных действий, результатом которых является достижение лесоматериалов или сырья для переработки в ЛПК (см. рис. 1).

Рис. 1. Перечень основных выполняемых работ в лесозаготовительном процессе.

Составлено автором.

Следует отметить, что в период выполнения технологического процесса лесозаготовки, как в целом, так и в каждом пункте, имеется связь с существующими масштабами теневой экономики, несмотря на все суровые страхи закона и с целью получения сверхприбыли.

Особенности и последствие теневой экономики в ЛЗП.

Одним из самых сложных и дискуссионных вопросов является вопрос о роли и значении теневой экономики в жизнедеятельности современной лесной отрасли [1, с. 6]. Конечно, государства любых стран далеко не всегда считают себя обязанными учитывать негативные реакции отрасли и общества на те или иные запретительные действия. Однако в данном случае недооценка государством вероятности негативной общественной реакции на очередные мероприятия по «обелению» теневой экономики может, как известно из практики немалого круга стран, привести к уплате государством и обществом неоправданно высокой «цены» за допущенную недооценку. А лесозаготовка на незаконной основе, незаконный экспорт лесных массивов, неуплата налогов и т.п. в данной сфере деятельности являются отражением функционирования теневой экономики в крупных масштабах, и это крайне отрицательно сказывается на развитии лесопромышленного комплекса в России, снижает его инвестиционный потенциал и др.

На рис. 2 представлены негативные последствия теневой экономики лесной отрасли.

Рис.2. Основные последствия теневой экономики лесозаготовительной отрасли.

Составлено автором

Главной особенностью теневой экономической деятельности в ЛЗП является тесная связь со многими отраслями народного хозяйства и ее контакты со смежными отраслями экономики, а также с населением страны. Мастерство, умственное развитие и многоходовые комбинации теневых «специалистов» для проведения махинаций параллельно с легальной экономикой совершенствуются, и охват лесной отрасли теневыми схемами в значительной части экономического пространства усугубляет формирование бюджета (регионального, местного) и выводит нелегальные заготовки в категорию значимых явлений при контроле национальной экономики. Отсутствие решений или промедление с решениями выявленных проблем приводит к снижению авторитета отрасли, и, в целом – стране. Следовательно, процесс незаконной лесозаготовки в российской лесной отрасли является главной проблемой в оценке параметров теневой экономики в масштабах страны.

Экономическое положение отрасли очень сильно деформировано, в связи с чем, активно развивается незаконное предпринимательство заготовителей. «Когда теневую экономику считают по производству, в основном речь идет о неформальном производстве» [7]. Факты незаконных рубок леса по нормам действующего законодательства понимаются как нарушение норм экологического, экономического права по обороту пиломатериалов и леса, но при этом существенный урон наносится в целом ЛЗП. Это связано, в основном, с несовершенством законодательных актов, регулирующих экономику отрасли, а также преобладанием неконтролируемых больших предприятий на лесном рынке. Количество несоблюдения законов и уголовных дел в экономике лесного сектора свидетельствует об объеме незаконной заготовки древесины в отрасли, и очевидность их к настоящему времени является общепризнанной. Это происходит в связи со следующими факторами.

Во-первых, теневая экономика происходит в поле зрения чиновников высокого ранга, а точнее, в их руках, следовательно, при желании ее можно минимизировать.

Во-вторых, так как все виды теневой экономики связаны друг с другом, работают на одной плоскости и так или иначе связаны с криминалом, то, соответственно, являются трудно наблюдаемыми.

В-третьих, нестабильное состояние теневой экономики в ЛЗП связано с географическим месторасположением незаконных рубок. Это обусловлено небольшим расстоянием до внутренних и зарубежных потребителей.

В-четвертых, продукция лесозаготовительной отрасли ценится и привлекательная потому, что бросовая цена на корню. При этом продукция хорошего качества, доступная, и отсутствует надлежащий учет.

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно с уверенностью отметить, что большое количество незаконно заготовленного леса используется (потребляется) как за пределами российской границы, так и в пределах границы позволившего региона.

Приведем данные из исследования ученых института Мэриленда, в ходе которого определили главных лидеров стран по уничтожению леса. Ежегодно в России уничтожается порядка 4,3 млн. га леса, что является самым большим показателем в мире. Второе место, где уничтожается 2,4 млн. га леса в год, занимает Канада, а на третьем месте находятся США с 1,7 млн. га. Основные причины исчезновения мировых лесов выделяют пожары, вырубка или расчистка под сельскохозяйственные нужды и промышленные выбросы. Для полного восстановления лесного покрова, например, в России, потребуется 100 лет. При этом вырубка должна прекратиться [10].

Несмотря на большой объем теневых операций и ущерб в лесной отрасли, государственные органы статистики проводят анализ теневой деятельности и количества нарушений в экономике отрасли, внося дополнения и изменения в классические угодные отчеты и сводки под заказ действующего правительства. Правда, любое усиление такого рода исследований очень полезно и важно для повышения эффективности борьбы с теневой экономикой в данной отрасли.

Реализация попытки борьбы с теневой экономикой в ЛЗП.

Несмотря на попытки искоренения теневой экономики лесной отрасли, государственный аппарат управления рассматривается в качестве одного из важнейших направлений реализации политики государства, хотя сама власть своими недоработками провоцирует общество и производителей уйти в тень, разделяя их на несколько частей (см. рис.3)

Рис.3. Распределение рубок по видам в лесозаготовительной деятельности. Составлено автором.

Такое разделение теневой деятельности происходит не только в ЛЗП, а у всех промышленников, отраслей экономики и сферы услуг. Но при этом, несмотря на разрабатываемый спектр мер по противостоянию теневой экономике, ее влияние не сокращается, а в некоторых субъектах России только нарастает. Иными словами, теневая экономика ЛЗП становится по характеру стихийно формирующейся и уклоняющейся от соблюдения государственных норм и правил. Это такой сектор, или элемент национальной экономики, который, чем более активно, масштабно и экономически эффективно «исправляет» недоработки официальной экономики лесной отрасли, тем больше тормозит и сдерживает общее развитие лесной промышленности страны. Причем, симптомы этого явления очень сложно отделить от легитимных экономических операций, а их влияние ощутимо даже, например, при экспорте лесоматериалов, когда погруженный в вагоны лес прибывает к границе с бланком грузовой таможенной декларации и счет-фактурой международного образца, где прописаны данные грузоотправителя, масса отправления и название получателя. На основании такой документации, описывающей внешнеэкономическую сделку, для правоохранительных органов невозможно детализировать предприятие, продавшее лес, а также нельзя оценить легальность происхождение сырья. Полагаем, что отсутствие справки, свидетельствующей о законности покупки, и полный пакет документов о легальности заготовки древесины в наборе обязательной документации для внешнеэкономических операций, усложняет достоверность информации о происхождения экспортируемой древесины.

Это в очередной раз подтверждает, что сегодня лесохозяйственная сфера России сильно криминализирована, и во все структуры данной отрасли проникают преступные организации. Причина таких масштабных экономических преступлений и нарушений находится в плохо организованном контроле со стороны местных властей, и это приводит к формированию экономических и экологических рисков в государственной и природной политике. Среди экономических преступлений и нарушений часто имеющих место в незаконной лесозаготовке, выделяются такие разновидности, как: недостаточно продуманная организация и проведение аукциона, взяточничество природоохранных организаций, незаконная вырубка леса, легализация финансовых средств, перечисленных за продажу незаконно срубленного леса, уклонение от отчислений таможенных сборов в казну, контрабандные операции с лесом и продуктами его переработки, получение взяток в лесопроектных организациях за расчет выдачу неточных таксационных данных, различные махинации правоохранительных органов с товарно-транспортными накладными за провоз лесоматериалов, таможенной службой –за сортность, железной дорогой –за объемы (в случае, когда лес отправляется в Ближнее Зарубежье или на Восток, Китай, Корею, Японию) и другие теневые операции.

На примере показано движение экспорта древесины между основными партнерами – потребителям из Иркутской области, так как регион является лидером по заготовке леса (см. табл.)

Таблица

Анализ экспорта древесины и изделий из нее по основным импортерам из Иркутской области в 2019 г. и марте 2020 г. – февраль 2021 г.

Группа ТН ВЭД ЕАЭС
Экспорт, млрд. долл. 2019 г.
Экспорт, млрд. долл. март 2020 г. – февраль 2021 г.
Древесина и изделия из нее; древесный уголь (код ТНВЭД 44)
1,42
1,32
Распределение экспорта древесины и изделий из нее. (5 основных партнеров), в долл. и %.
Китай
Япония
Узбекистан
Дания
Германия
Прочие
Доля по стоимости
2019 г.
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г
Доля по стоимости
2019 г.
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г
Доля по стоимости
2019 г.
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г
Доля по стоимости
2019 г.
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г
Доля по стоимости
2019 г.
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г
Доля по стоимости
2019 г.
Доля по стоимости
март 2020 г. – февраль 2021 г
66,45 или
(940,37 млн. долл.)
61,4 или
(808,75 млн. долл.)
13,45 или (190,29 млн. долл.)
12,1
(158,96 млн. долл.)
4,06 или (57,41млн. долл.)
4,8 или
(63,74 млн. долл.)
3,78 или (53,48. долл.)
5,3 или
(70,22. долл.)
2,91 или (41,18млн. долл.)
4,7 или
(62,23. долл.)
9,36 или (17,06 млн. долл.)
11,7 или
(156,1 млн. долл.)
Источник: [11]. (Составлено и рассчитано автором).

Данная таблица открывает краткий обзор доходов от большей части российского леса от экспорта и их изменения по истечении времени. Приведенный пример, связанный с Иркутской областью, неслучайный, так как около половины незаконных рубок приходиться СФО [2]. Из таблицы следует, что анализируемые нами четыре страны из пяти являются экономически, технологически развитыми, и собственные лесные ресурсы для увеличения и развития в них не достаточны или сильно истощены, в связи с чем, страны, потребляющие древесину из РФ, заинтересованы импортировать ее из близкого расстояния, например, из Дальнего Востока и Восточной Сибири (Иркутской области). При этом договора на поставку заключаются на древесину необработанную, с целью использования в глубокой и безотходной переработке по низкой цене. В связи с этим для удовлетворения потребности в древесине населения, в промышленных целях, экспорта и т.д., нелегальная заготовка в данных регионах является основным нарушением в лесозаготовительной отрасли, которое осуществляется в регионах арендаторами лесопромышленного комплекса, Министерством обороны, Министерством юстиции, Министерством природных ресурсов, Министерством сельского хозяйства и иными лесозаготовителями. К иным заготовителям относятся сельскохозяйственные предприятия, различные бюджетные организации и арендаторы, а также местное население. То есть незаконная деятельность в лесной отрасли для арендаторов и прочих потребителей древесины считается главным источником получения дохода, где можно осваивать (внедрять) свои интересы в том или ином виде. Причина процветания нелегальной заготовительной деятельности заключается в том, что заготовленная древесина или продукция из нее больше пользуется спросом, чем у легальных производителей, так как при реализации нелегально заготовленной древесины есть возможность сбыта за меньшую стоимость из-за отсутствия уплаты официальных сборов.

Статистика, контроль, регулирование и фиксирование нарушений по части сокрытия доходов в лесозаготовительных предприятиях возложены на региональные налоговые и правоохранительные органы страны. В их отчетах применяются экономические и правовые методы анализа.

Заключение.

Борьба с теневой экономикой в лесозаготовительной отрасли должна проводиться на законодательном уровне. Для сокращения масштабов криминальной и незаконной экономической деятельности в лесной отрасли основные средства борьбы должны быть направлены не на отлов единичных нелегальных лесорубов, а на покупателей и заказчиков этой древесины. Предлагается следующее.

1. Необходимо на законодательном уровне ужесточить наказания не только за вырубку леса, но и за приобретение незаконно заготовленной древесины [8, с.714]. И важно отметить что выписанные штрафы за незаконную экономическую деятельность (в том числе, нелегальная заготовка древесины) должны предусматривать также восстановление пострадавших лесов в результате незаконной деятельности или правонарушения.

2. Переход от системы платежей за установленные договором аренды объемы древесины на корню –к платежам за фактически заготовленные объемы деловой древесины, технологических и топливных дров.

3. Установление порядка отпуска древесины с мест проведения выборочных рубок по факту ее заготовки.

Указанные нами предложения помогут расширить потенциал активности правоохранительных и контролирующих структур в запросе документации, подтверждении характеристики и легитимности соответствия оборота леса, выявлении нарушений в лесозаготовительной деятельности. Это, тем самым, снизит уровень теневой деятельности. Таким образом, вышеперечисленные факторы будут способствовать развитию лесной отрасли и снижению теневой экономики в лесозаготовительной отрасли.


Источники:

1. Ахмедуев А.Ш. Теневая экономика: за и против прогресса // Вопросы структуризации экономики. – 2014. – № 3. – c. 6-11.
2. Березина Е. Вопрос бревном. Российская газета – Федеральный выпуск № 186 (8240). 20.08.2020 18:45
3. Давыдова Г.В., Макарова Г.Н., Тагиев М.И. Роль государства в формировании и развитии теневой экономики в современной России // Baikal Research Journal. – 2021. – № 3. – doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).17.
4. Калинина Т.В. Влияние государства на процесс формирования потребностей в общественных благах в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 22(325). – c. 48-52.
5. Корчагин Ю. Теневая и неформальная экономика в России и ЦЧР. Lerc.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.ru/?art=26&page=7&part=articles (дата обращения: 18.12.2021).
6. Морозова Е.В. Учет природопользования в заготовках. / автореф. дис. … канд. экон. наук. - Санкт-Петербург, 2009. – 23 c.
7. Пономаренко А. Теневой бизнес в цифрах. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: http://m.forbes.ru/articl.php?id = 65945 (дата обращения: 18.03.2022).
8. Тагиев М.И. Формы проявления теневой экономики в лесозаготовительной промышленности и инструменты борьбы с ней // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 4. – c. 711-718. – doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).711-718.
9. Cкандалы и коррупция в лесном хозяйстве Красноярского края. ERuda.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eruda.ru/news/8751_les_krasnoyarska_za_kopeyki.htm (дата обращения: 18.12.2021).
10. Ученые: в России ежегодно уничтожают 4,3 млн гектаров леса. Ru News 24. [Электронный ресурс]. URL: https://runews24.ru/science/11042015-rossiya-yavlyaetsya-mirovym (дата обращения: 18.03.2022).
11. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 18.03.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:39