Подходы к классификации ИТ-аутсорсинга
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены подходы к классификации видов аутсорсинга, проанализированы особенности каждого из них. На основе проведенного анализа предложена классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга.
Ключевые слова: аутсорсинг, ит-аутсорсинг, модели аутсорсинга, классификация видов аутсорсинга, аутстафинг, инсорсинг
В настоящее время аутсорсинг является одним из востребованных инструментов управления, в частности в сфере информационных технологий (далее ИТ). Аутсорсинг является экономически эффективным инструментом управления и применяется как способ повышения эффективности управления ресурсами компании, получения доступа к инновациям, в целях снижения затрат. Данная статья направлена на формализацию подходов к классификации аутсорсинга.
Виды и бизнес-модели аутсорсинга
Рассмотрим виды и бизнес-модели аутсорсинга. В российских и зарубежных исследованиях проанализированы возможные варианты передачи функций компаниями сторонним организациям. Основным подходом к выделению видов аутсорсинга является отношение соответствующих видов работ к профильной деятельности организации (разделение на аутсорсинг основных и вспомогательных процессов).
И.Д. Хаджаев описывает следующие виды [1]:
1) маржинальный (отсутствие автономности компании заказчика, аутсорсер выполняет практически все бизнес-функции и процессы заказчика);
2) пакетный (частичная автономность компании заказчика от аутсорсера);
2) элементный (полная автономность компании заказчика от аутсорсера, аутсорсер выполняет лишь отдельные бизнес функции).
Учитывая специфику передаваемых аутсорсеру функций, исследователи зачастую выделяют три вида аутсорсинга: ресурсный аутсорсинг, функциональный аутсорсинг, операционный аутсорсинг.
С.О. Календжян выделяет три вида аутсорсинга [2]:
1) полный (аутсорсер реализует бизнес-процесс без привлечения внешних компаний);
2) частичный (часть бизнес-процесса выполняется аутсорсером, часть передается внешним компаниям);
3) усовершенствованный (аутсорсер и заказчик вместе реализуют данный бизнес-процесс).
С. Клементс и М. Доннеллан [11] также выделяют три вида аутсорсинга:
1) обычный аутсорсинг (использование клиентом ограниченного набора услуг, при этом возможен перевод части сотрудников и активов в аутсорсинговую компанию);
2) совместный аутсорсинг (возможно предоставление достаточно большого объема услуг, при необходимости сотрудники и активы заказчика также могут быть переведены в компанию провайдера);
3) аутсорсинг с элементами реорганизации (реорганизация компаниизаказчика с передачей широкого спектра процессов исполнителю).
И.Д. Котляров вводит следующие виды [3] аутсорсинга:
1) односторонний аутсорсинг;
2) перекрестный (аутсорсер и заказчик выполняют непрофильные функции друг друга);
3) взаимный (каждая из сторон является и заказчиком и исполнителем).
По степени воздействия на бизнес и по характеру взаимодействия поставщика услуг и заказчика можно выделить следующие три вида [4]:
1) утилитарный (предоставление заказчику вспомогательных бизнес-услуг с контролем результата по срокам, качеству, объемам и др.);
2) партнерство (предоставление комплексного решения для бизнеса);
3) трансформация (стратегическое бизнес-партнерство, изменение бизнес-процессов и получение новых конкурентных преимуществ на рынке).
В табл. 1 (см. на с. 91) сведены проанализированные ранее виды аутсорсинга в зависимости от критерия.
Таблица 1
Классификация видов аутсорсинга
Определенный научный интерес представляет классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга. Приведем предложенную нами классификацию существующих бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга (см. табл. 2 на с. 92-93).
Таблица 2
Классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга
Заключение
В заключении отметим, что предпринятая нами попытка систематизировать подходы к классификации видов аутсорсинга и бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга представляется продуктивной, поскольку, на наш взгляд, позволяет обоснованно выбрать модель ИТ-аутсорсинга и оценить ее эффективность в соответствии с параметрами, реализуемого бизнес процесса. Однако стоит отметить, что вследствие бурного развития аутсорсинга данная классификация может быть доработана.
Источники:
2. Календжян С.О. Применение аутсорсинга и делегирование полномочий в деятельности компании // Сборник докладов Международного семинара «Корпоративный менеджмент: технологии развития бизнеса». – М.: АНХ при Правительстве РФ, 2003. – С. 93–114.
3. Котляров И.Д. Сущность аутсорсинга как организационно-экономического явления // Компетентность 5/96/2012. – 28−35 с.
4. Российская индустрия ИТ-аутсорсинга, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.astra-partners.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=327&Itemid=63.
5. Спарроу Э. Успешный IT-аутсорсинг. − М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.
6. Готтшальк П., Соли-Сетер Х. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества. − М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
7. Молоткова Н.В., Сахаров И.С. Качество услуг ИТ-аутсорсинга: организационно-технологические решения: учебное пособие. − Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 92 с.
8. Афонина М., Интеркомп // Управление компанией. – 2005. − № 1.
9. Джо Шивар. Основные тенденции развития оффшорного аутсорсинга в 2009 году // Astera: Новости ИТ-бизнеса для профессионалов. 2009 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.astera.ru/pr/38753.
10. Ильин В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт. − М.: Вершина, 2006.
11. Клементс С., Доннеллан М. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора: пер. с англ. – М. : Вершина, 2006. – 416 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:02:09