Использование информационных технологий в повышении устойчивости предприятий аграрной сферы

Королева Т.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (36), Декабрь 2009

Цитировать:
Королева Т.П. Использование информационных технологий в повышении устойчивости предприятий аграрной сферы // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 12. – С. 109-114.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12990333
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Внедрение информационной системы управления способствует существенному повышению на предприятиях аграрной сферы качества информационного обеспечения экономической устойчивости. Одним из решений проблемы высокой стоимости сопровождения информационной системы управления предприятием является ИТ-аутсорсинг, осуществляемый центром обработки данных.

Ключевые слова: информационные технологии, информационное обеспечение, ит-аутсорсинг, экономическая устойчивость, информационная система управления

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Развитие рыночных отношений в настоящее время оказывает вполне очевидное воздействие на экономические условия функционирования предприятий аграрной сферы. В условиях повышенной нестабильности, неопределенности внешней среды, усиления конкуренции на внутренних и внешних рынках хозяйствующие субъекты все чаще сталкиваются с решением проблем поддержания и повышения их экономической устойчивости.

Среди эффективных источников повышения экономической устойчивости предприятий аграрной сферы можно выделить задачу совершенствования информационного обеспечения. В первую очередь это касается внедрения и применения в деятельности предприятий новейших информационных технологий: средств вычислительной техники, телекоммуникаций и программного обеспечения.

На сегодняшний день одним из вариантов совершенствования информационного обеспечения устойчивости предприятий аграрной сферы, является внедрение информационной системы управления предприятием (ИСУ).

Современные ИСУ предприятием являются сложными системами, обслуживание и поддержание которых в рабочем состоянии требует наличия квалифицированного персонала, современного компьютерного оборудования, соответствующего программного обеспечения и отдельного помещения, где будет размещаться серверное оборудование, средства резервного хранения информации, система резервного питания, система кондиционирования помещения и т.д.

Часто предприятия сталкиваются с необходимостью создания ИТ-отдела и приема на работу необходимых специалистов. Однако квалифицированных специалистов на рынке труда не так много, зарплаты их велики, и поэтому содержание полноценного ИТ-отдела зачастую оказывается слишком затратным для большинства сельскохозяйственных предприятий.

С увеличением количества бизнес-процессов, учитываемых в информационной системе управления, перед ИТ-отделами встает проблема обеспечения требуемого качества предоставляемых ИТ-услуг. Для ее решения необходимо постоянно вкладывать средства в обучение персонала и поиск новых специалистов.

В этом случае целесообразно передать функции обслуживания и сопровождения информационной системы сторонней организации, профиль бизнеса которой информационные технологии, то есть использовать ИТ-аутсорсинг. Стоимость внешнего обслуживания с учетом всех требуемых ресурсов в большинстве случаев оказывается меньше, чем проведение этих работ собственными силами.

В качестве сторонней организации, осуществляющей аутсорсинг в сфере информационных технологий, нами предлагается создание центра обработки данных (ЦОД).

Центр обработки данных – специализированное здание, в котором размещается большое количество серверного и коммуникационного оборудования для надежного хранения и обработки информации. Чаще такие центры строятся крупными компаниями для решения собственных технологических задач, но уже сегодня построены центры обработки данных для предоставления различных услуг на коммерческой основе среднему и малому бизнесу (хостинг, аренда серверов и т.п.). Клиентами коммерческих ЦОД становятся также и крупные предприятия, которые желают сэкономить средства, передав на аутсорсинг-обслуживание свои ИТ-системы.

Основными задачами ЦОД являются:

- эффективное консолидированное хранение и обработка данных;

- предоставление пользователям прикладных сервисов;

- обеспечение функционирования корпоративных приложений и др.

ЦОД является комплексным организационно-техническим решением, предназначенным для создания высокопроизводительной отказоустойчивой информационной инфраструктуры предприятия.

ЦОД как система состоит из следующих элементов: серверного комплекса, системы хранения данных, системы эксплуатации, сети передачи данных, инфраструктуры. Все компоненты ЦОД взаимодействуют между собой посредством высокопроизводительной локальной вычислительной сети, построенной на основе современных стандартов.

На практике руководство сельскохозяйственных предприятий как клиентов центра обработки данных, по большому счету, не будут интересовать технические подробности (мощность оборудования, емкость систем хранения данных, каналы передачи данных и т.д.) выполнения его задач.

Для клиента главное, чтобы необходимая информация, различные сведения или отчеты были получены в точно заданное время. Также руководителей предприятий будет интересовать спектр сервисных услуг, условия их предоставления и, самое главное, в чем будут состоять преимущества ИТ-аутсорсинга.

На рисунке 1 центр обработки данных представлен примерным списком сервисных услуг.

Рис.1. Общая схема взаимодействия сельскохозяйственных предприятий с центром обработки данных (ЦОД)

Предприятия аграрной сферы представлены тремя группами: малые, средние и крупные. Каждая группа включает предприятия, различные по организационно-правовой основе, но с относительно одинаковыми задачами и процессами управления. У предприятий одной группы могут возникать потребности в различных информационных системах.

Так, например, малые предприятия могут быть заинтересованы в информационной системе управления «Галактика Старт», справочных правовых системах «Гарант» или «КонсультантПлюс».

Средние предприятия – в информационной системе управления «Галактика Прогресс», в «1С: Предприятие-8. Управление сельскохозяйственным предприятием», в программном продукте «Парус-АПК», в «1С: Предприятие-8. Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия», в справочных правовых системах.

Крупные предприятия могут отдать на аутсорсинг более сложные ИСУ предприятием, а также сопровождение web-портала предприятия, web-сайта, электронной почты.

Расчеты, проведенные на базе исследования, показали, что сопровождение системы «Галактика ERP» (100 рабочих мест) ИТ-отделом предприятия составит 1,2 млн. рублей в год. В случае передачи ИСУ предприятием на аутсорсинг центру обработки данных, стоимость сопровождения данной системы будет составлять 747 тыс. рублей в год. Следовательно, экономия денежных средств составит 453 тыс. руб. в год.

Таким образом, можно выделить следующие три преимущества аутсорсинга в области информационных технологий для предприятий аграрной сферы:

1.Экономия ресурсов.

а) финансовых.

Предприятиям-клиентам ЦОД нет необходимости содержать штат высокооплачиваемых специалистов, поддерживающих работу ИТ-инфраструктуры. С зарплаты собственных работников необходимо отчислять налоги и взносы в фонды. Стоимость услуг ЦОД является затратами предприятия, что сокращает налогооблагаемую базу.

Собственное сопровождение ИСУ предприятием потребует специализированного помещения, дорогостоящего оборудования, оргтехнику, канцтовары, лицензионное программное обеспечение и т.д.

б) кадровых. Подбор специалистов, владеющих конкретной ИСУ, – непростая задача, требующая времени. ЦОД уже имеет соответствующие инфраструктуру, технологии и специалистов.

в) временных. ЦОД предоставляет услуги в режиме 24/7. Собственным работникам необходимо предоставлять ежегодный отпуск, больничный и т.д.

2. Доступ к новым технологиям и знаниям.

Аутсорсинг ИСУ - это возможность использования чужого высокопрофессионального опыта, накопленного в процессе решения аналогичных задач. Как правило, специалисты ЦОД первыми сталкиваются с возникающими проблемами в области информационных технологий, в связи с чем проводится постоянное повышение квалификации персонала, что способствует оперативному решению задач и развитию соответствующих технологий. Узкая специализация персонала центра обработки данных в области информационных технологий позволит обеспечить надежное и качественное исполнение обязанностей перед клиентами.

3. Возможность для руководства предприятия сосредоточиться на основном производстве и не отвлекаться на непрофильные виды деятельности.


Источники:

1. ЦОД как основа ИТ-инфраструктуры предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lynx.ru/decisions/db_center/basis.
2. Харатишвили Д. Центры обработки данных: вчера, сегодня, завтра. – КомпьютерПресс, 2007. – №11.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 10:55:35