Возможности аутсорсинга как метода оказания ИТ-услуг

Чуприкова Е.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (64), Апрель 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17562734
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены возможности управления с использованием аутсорсинга. Проанализированы виды аутсорсинга. Выделены основные направления развития и структура российского рынка ИТ-аутсорсинга. Сформулированы направления развития аутсорсинга, в том числе формирование методической, правовой базы, а также создание и адаптация стандартов и методологий аутсорсинга в конкретных отраслях, внутренние стандарты отрасли и самих компаний-аутсорсеров.

Ключевые слова: информационные технологии, инновационное предпринимательство, консалтинг, управление рисками



Стремительное развитие новых технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы побуждают компании разрабатывать новые стратегии и искать более эффективные решения для повышения своей конкурентоспособности. Ряд экспертов считает развитие подходов сорсинга направлением дальнейшего развития российского ИТ-рынка.

Ресурсная свобода

Gartner Group определяет стратегический сорсинг как динамическое предоставление внутренних и внешних, деловых или ИТ-ориентированных ресурсов и сервисов для достижения целей организации. Так, по результатам исследования Gartner Gr. выделяет следующие виды сорсинга: внутреннее обслуживание, инсорсинг, мультисорсинг или выборочный аутсорсинг, совместное предприятие, полный аутсорсинг, оптимальный консорциум, сервисная компания, генеральный подрядчик.

Заказчики ИТ-услуг должны определить наиболее эффективные способы потребления ИТ-сервисов за счет структурирования своей потребности в услугах, создания механизмов выставления требований и заданий поставщикам ИТ-услуг, контроля результатов и создания системы аудита их деятельности.

Рассмотрим подробнее на примере аутсорсинга. Аутсорсинг в сфере информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) – один из существенных, конкурентообразующих факторов в сфере управления. ИТ-аутсорсинг представляет собой актуальный и экономически эффективный бизнес-инструмент. Компании обращаются к аутсорсингу, поскольку данный механизм позволяет им:

• повысить эффективность управления;

• получить доступ к новым технологиям;

• снизить издержки на управление;

• разделить риски с аутсорсером;

• получить выгоды от быстро реорганизованной функции;

• освободить ресурсы для других задач;

• снизить затраты на рабочие места сотрудников;

• снизить фонд оплаты труда и единого социального налога;

• привлечь высококвалифицированные кадры аутсорсера;

• повысить гибкость компании;

• сконцентрировать внимание на основных бизнес-процессах, тем самым увеличив конкурентоспособность компании.

Сравним модели аутсорсинга ИТ-услуг (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение моделей аутсорсинга ИТ-услуг

Что-то будет впереди

Преимущества ИТ-аутсорсинга: снижение TCO и «скрытых затрат»; стандартизованная инфраструктура и увеличение прозрачности; снижение сложности; повышение качества предоставляемых услуг; увеличение масштабируемости.

В последние годы появляются новые перспективные технологии, основанные на принципах аутсорсинга.

К ним относятся Cloud (облачные технологии), Xaas («Все как услуга»), Iaas («Инфраструктура как услуга»), SaaS («Программное обеспечение как услуга») и др. Возможность предоставления информационных технологий во временное пользование в качестве «облачной» услуги создала целую экосистему, которая открывает новые возможности для разных игроков ИТ-рынка. Аналитики Gartner Group прогнозируют перенос большей части информационных технологий в «облака» в течение 5–7 лет. По их оценкам, к 2015 году объем рынка облачных вычислений достигнет 200 миллиардов долларов. Многие развитые государства уже используют «облачные» технологии. Например, в Японии в рамках «Проекта Создания Цифровой Японии» планируется выстроить к 2015 году новую «облачную» инфраструктуру.

Цель проекта состоит в консолидации всех государственных ИТ-систем в единую «облачную» инфраструктуру для улучшения операционной эффективности и сокращения издержек, что позволит различным министерствам интегрировать и консолидировать вычислительное оборудование и создать единую платформу для коллективных услуг.

Стремительное развитие самих ИТ-услуг, а также моделей предоставления ИТ-услуг приводит к тому, что нет адекватной методической и правовой базы.

Выводы

Можно выделить основные направления развития ИТ-аутсорсинга:

1. Отсутствие адекватной методической базы аутсорсинга требует проведения многостороннего исследования.

2. Необходимость формирования правового поля аутсорсинга, включая регулирование договорных отношений, лицензирования аутсорсеров, правовой базы «облачной» инфраструктуры для госсектора и др.

3. Создание и адаптация стандартов и методологий аутсорсинга.

Федеральные правила (стандарты), нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации деятельности по оказанию услуг аутсорсинга и применению аутсорсинга в конкретных отраслях, внутренние стандарты отрасли и самих компаний аутсорсеров.


Источники:

1. Харатишвили Д. Рынок ИТ-аутсорсинга: что считаем? [Текст] // КомпьютерПресс, №1. 2008.
2. Спарроу Э. Успешный IT-аутсорсинг[Текст]. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.
3. Готтшальк П., Соли-Сетер Х. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества [Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
4. Афонина М. Человеческий фактор в аутсорсинге // Управление компанией, 2005, №1.
5. Джо Шивар. Основные тенденции развития оффшорного аутсорсинга в 2009 году [Электронный ресурс] // http://www.astera.ru/pr/38753/.
6. Джмухадзе А., Бочарский К. Толпотворение // Секрет фирмы, 2007, №9.
7. Ильин В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт [Текст]. – М.: Вершина. 2006.
8. Мельник О. Аутсорсинг и SaaS: и все-таки они существуют [Электронный ресурс] // http://www.crn.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=53247.
9. Данные конференции IDC Datacenters Transformation Roadshow 2011 Storage, Virtualization, Cloud, 2011.
10. Горбатова А. «Облачные» технологии накроют мир [Электронный ресурс] // http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=31856.

Страница обновлена: 10.09.2025 в 09:13:52

 

 

Opportunities of Outsourcing as the Method of IT-Services Rendering

Chuprikova E.A.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 / April, 2012

Citation:

Abstract:
Article considers management opportunities by utilization of outsourcing. The types of outsourcing are analyzed. Main directions of development and structure of Russian IT-outsourcing market are specified. Directions of outsourcing development, including formation of methodical and legal base, and development and adaptation of outsourcing standards and methodologies in specific industries, internal standards of industry and outsourcing companies.

Keywords: outsourcing, cloud computing, outsourcer, sourcing, outsourcing models, IT-service, supplier of IT-outsourcing services, SaaS