Риски и проблемы внедрения ИТ-аутсорсинга на предприятиях промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (74), Февраль 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18900952
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматриваются возможные риски и проблемы предприятий при использовании ИТ-аутсорсинга бизнес-процессов в промышленности. Для минимизации рисков предлагаются различные способы передачи ИТ-процессов на аутсорсинг.
Ключевые слова: маркетинг, менеджмент, бизнес-процесс, информационная система, ит-аутсорсинг, информационные технологии (ИТ), аутсорсер, ИТ-услуги
Рынок российского аутсорсинга информационных технологий (ИТ-аутсорсинга) находится в стадии активного развития. Всеобщая информатизация, появление множества новых поставщиков и активизация старых, острая конкурентная борьба между ними, огромное количество проводимых тендеров – вот лишь часть сопутствующих признаков. Назвать рынок развитым было бы преждевременным, но то, что это уже полноценная отрасль, неоспоримо.
Количество поставщиков стимулирует рост
На фоне падения в кризисные 2008–2009 гг. ИТ-рынка в целом, ИТ-аутсорсинг продолжал укреплять свои позиции и показывал положительную динамику роста. За 2011 год объем российского рынка ИТ-услуг вырос на 27 %, доля аутсорсинга достигла 14 %. Это в целом соответствует ситуации в восточноевропейском регионе, где доля аутсорсинга на рынке ИТ-услуг существенно меньше, чем в Западной Европе. В мире в среднем соотношение между услугами ИТ-аутсорсинга и ИТ-услугами составляет 50/50 %. Можно предположить, что при сохранении благоприятной экономической ситуации в России сектор ИТ-аутсорсинга продолжит свой рост.
Исследования российского рынка ИТ-аутсорсинга показали [4], что около 40 % рынка занимают федеральные системные интеграторы. Следом идут специализированные сервис-провайдеры с долей около 19 %. Примерно равные доли рынка по 14–16 % занимают региональные интеграторы и небольшие поставщики услуг. Наименьшая доля (около 11%) остается у международных поставщиков услуг.
Подавляющее большинство (около 80 %) крупных предприятий предпочитают работать одновременно с несколькими поставщиками услуг ИТ-аутсорсинга (т.н. «модель мультисорсинга»). Только 20 % работают с одним поставщиком услуг. Абсолютное большинство (91 %) предприятий указали, что поставленные цели при использовании ИТ-аутсорсинга были в той или иной степени достигнуты. Лишь 3 % заявили, что проект по использованию ИТ-аутсорсинга был неудачным. Среди причин неудач завышенные ожидания руководства и акционеров предприятий, срыв сроков перехода на аутсорсинг, отсутствие должного управления проектом со стороны поставщика услуг.
Самыми популярными услугами на крупнейших российских предприятиях являются аутсорсинг разработки программного обеспечения и аутсорсинг сетевых и телекоммуникационных услуг. Этими традиционными и уже достаточно «зрелыми» услугами пользуются 71 % и 51 % предприятий, соответственно. Около 41 % опрошенных используют аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, а 35 % – аутсорсинг приложений.
Степень риска высока
Наиболее важным критерием выбора поставщика остается стоимость услуг. Этот фактор значим для 83 % опрошенных. Также при выборе поставщика играют большую роль:
а) известность/репутация;
б) опыт работы на рынке;
в) отраслевая экспертиза.
Эти факторы отметили в качестве важных около половины респондентов (45–52%).
В современном бизнесе аутсорсинг получает все большее распространение в различных сферах деятельности предприятий. Отдавая дань преимуществам аутсорсинга, не следует забывать об имеющихся рисках и возможном возникновении проблем. Кардинальное изменение статуса ИТ-подразделения, превращенного, например, в дочернюю структуру, требует перестройки системы управления. Уже сам по себе этот процесс подразумевает сложности, которые приводят к неустойчивости процессов, отданных на аутсорсинг. Поэтому очень важно правильно оценить риски для системных технологических процессов предприятия, чтобы никакая реструктуризация не повлияла на надежность основных бизнес-процессов.
Аутсорсинг не так «безгрешен», как это может показаться. В качестве основных его недостатков можно отметить [1]:
- отсутствие контроля за выполнением переданной на аутсорсинг части производственного процесса;
- утечку информации в части уникальности исполнения производственного процесса;
- при недобросовестном исполнении аутсорсером своих обязанностей возможно снижение качества продукции;
- зависимость всего производства от аутсорсера (при снижении качества продукции либо несвоевременной ее поставке может быть отложен весь дальнейший процесс производства);
- использование поставщиком устаревших технологий;
- увеличение расходов на доставку и усложнение логистических процессов.
Действовать по регламенту
Основной недостаток ИТ-аутсорсинга – ослабление режима информационной безопасности. Его можно частично или полностью устранить путем шифрования данных заказчика при записи на носители информации [3]. Важно понимать, что инцидент в области информационной безопасности может свести к нулю все выгоды от аутсорсинга. Режим безопасности диктует определенные требования не только к ее обеспечению, но и вообще ко всем процессам ИТ-подразделений. Необходимы налаженная система управления рисками в этой области и надежная технологическая инфраструктура. Специфика российских предприятий, которая помимо прочего выражается в наличии «черной» бухгалтерии, сдерживает рост рынка аутсорсинга, обуславливая высокие риски и потенциальные потери от утечки информации. Четкая регламентация вопросов информационной безопасности в соглашениях и доверительные отношения между заказчиком и аутсорсером помогут в достижении поставленных целей.
Угрозы надежности основных процессов. Требования снижения стоимости процессов на аутсорсинге при одновременном повышении их надежности противоречивы. Тем не менее аутсорсер обязан отвечать по своим обязательствам в рамках договора, где эта ответственность должна быть зафиксирована и выражена в процентах от заявленной суммы, в твердой денежной сумме и/или в размере убытков заказчика.
Отсутствие конкуренции на региональном рынке. В такой ситуации вывод предприятием ИТ-подразделения на аутсорсинг приведет к монополизации местного рынка, и у новой сервисной компании появится возможность завышать тарифы на услуги. Поэтому необходимо применять меры для регулирования тарифов основной компании.
Высокая рыночная конкуренция может затруднить деятельность ИТ-подразделения, выделенного в виде отдельной компании (например, тендеры основного заказчика могут выиграть другие ИТ-компании). В то же время сильным конкурентным преимуществом такого ИТ-аутсорсера может стать его отраслевая специализация, унаследованная от основной компании. Главная задача при этом – следовать стратегии, обеспечивающей конкурентоспособность и развитие.
Выделение ИТ-подразделения в дочернюю структуру может привести к доступности технологий основной компании для всех участников рынка. Во избежание такого риска полезно сохранить ключевые информационные технологии внутри компании или юридически ограничить их распространение на рынке. Отсутствие на локальном рынке потенциальных клиентов для ИТ-аутсорсера может привести к исчезновению экономической целесообразности создания дочерней структуры. В любом случае выбор решения и модели вывода на аутсорсинг должен базироваться на анализе как бизнес-процессов, так и возможностей рынка ИТ-услуг региона.
Выявить возможности и правильно их использовать
Неустойчивость работы выделяемого ИТ-подразделения в период реструктуризации. Положение ИТ-подразделения внутри компании и «в свободном плавании» подразумевает совершенно разные статусы и ответственность. При выделении дочерней структуры разрываются ее связи с материнской компанией, перераспределяются полномочия и ответственность, что негативно влияет на эффективность бизнеса обеих фирм. Для дочерней организации важна коренная перестройка системы мотивации менеджеров и адаптация к быстро меняющимся условиям – компания вынуждена проводить проекты по совершенствованию и регламентации процессов, особенно в подсистемах взаимодействия с заказчиками и поставщиками.
Детализация отношений между заказчиком и сервисной компанией, четкая регламентация их взаимодействия – основные условия эффективности аутсорсинга. Маркетинговые исследования локального рынка ИТ-услуг помогут сделать правильные выводы о наличии рыночных механизмов повышения эффективности обслуживания и возможности перевода ИТ-подразделений на аутсорсинг.
При подготовке ИТ-процессов для передачи их на аутсорсинг необходимо четко определить цели создания ИТ-компании и механизмы их достижения. Построение эффективных бизнес-процессов в соответствии со стандартами и успешными практиками позволит получить реальную экономическую выгоду.
Мировой опыт говорит о достижимости хороших экономических результатов при детальной подготовке и сбалансированности использования ИТ-аутсорсинга. О возрастающем значении аутсорсинга в менеджменте промышленных предприятий свидетельствует и тот факт, что в развитых экономиках стран Запада подавляющее большинство предприятий используют возможности аутсорсинга для реализации как минимум одного бизнес-процесса.
Вывод
В России ИТ-аутсорсинг находится на начальном этапе своего развития, экономическое сообщество только начинает осознавать необходимость и эффективность привлечения ИТ-аутсорсинга в процессы менеджмента [2]. Как правило, сторонние компании привлекаются в основном для ведения бухгалтерского учета, проведения аудита и реструктуризации деятельности предприятия. Развитие ИТ-аутсорсинга дает возможность создать в России новую инновационную индустрию, а систематическая подготовка профессионалов ИТ-аутсорсинга приведет не только к появлению новой перспективной профессии, но и к формированию сообщества экспертов, востребованных сегодня на рынке услуг.
Источники:
2. Ершов К.О., Грибанов Ю.И. Перспективы развития ИТ-аутсорсинга в промышленности [Текст]. // Креативная экономика, 2013, № 2.
3. Пыткин А.Н., Марков Д.А. Особенности функционирования информационной системы промышленного предприятия [Текст]. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
4. Российская индустрия ИТ-аутсорсинга, 2011. Ежегодный информационно-аналитический отчет [Электронный ресурс] // http://www.astra-partners.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=327&Itemid=63.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:15:52