Approaches to the Classification of IT Outsourcing

Elena Chuprikova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 22 / November, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article examines the approaches to classification of the types of outsourcing, analyzes the features of each of them. Based on the analysis carried out in the article, a classification of business models of IT outsourcing is proposed.

Keywords: outsourcing, it outsourcing, outsourcing model, classification of the types of outsourcing, classification of business models of IT outsourcing, outstaffing, insourcing



В настоящее время аутсорсинг является одним из востребованных инструментов управления, в частности в сфере информационных технологий (далее ИТ). Аутсорсинг является экономически эффективным инструментом управления и применяется как способ повышения эффективности управления ресурсами компании, получения доступа к инновациям, в целях снижения затрат. Данная статья направлена на формализацию подходов к классификации аутсорсинга.

Виды и бизнес-модели аутсорсинга

Рассмотрим виды и бизнес-модели аутсорсинга. В российских и зарубежных исследованиях проанализированы возможные варианты передачи функций компаниями сторонним организациям. Основным подходом к выделению видов аутсорсинга является отношение соответствующих видов работ к профильной деятельности организации (разделение на аутсорсинг основных и вспомогательных процессов).

И.Д. Хаджаев описывает следующие виды [1]:

1) маржинальный (отсутствие автономности компании заказчика, аутсорсер выполняет практически все бизнес-функции и процессы заказчика);

2) пакетный (частичная автономность компании заказчика от аутсорсера);

2) элементный (полная автономность компании заказчика от аутсорсера, аутсорсер выполняет лишь отдельные бизнес функции).

Учитывая специфику передаваемых аутсорсеру функций, исследователи зачастую выделяют три вида аутсорсинга: ресурсный аутсорсинг, функциональный аутсорсинг, операционный аутсорсинг.

С.О. Календжян выделяет три вида аутсорсинга [2]:

1) полный (аутсорсер реализует бизнес-процесс без привлечения внешних компаний);

2) частичный (часть бизнес-процесса выполняется аутсорсером, часть передается внешним компаниям);

3) усовершенствованный (аутсорсер и заказчик вместе реализуют данный бизнес-процесс).

С. Клементс и М. Доннеллан [11] также выделяют три вида аутсорсинга:

1) обычный аутсорсинг (использование клиентом ограниченного набора услуг, при этом возможен перевод части сотрудников и активов в аутсорсинговую компанию);

2) совместный аутсорсинг (возможно предоставление достаточно большого объема услуг, при необходимости сотрудники и активы заказчика также могут быть переведены в компанию провайдера);

3) аутсорсинг с элементами реорганизации (реорганизация компаниизаказчика с передачей широкого спектра процессов исполнителю).

И.Д. Котляров вводит следующие виды [3] аутсорсинга:

1) односторонний аутсорсинг;

2) перекрестный (аутсорсер и заказчик выполняют непрофильные функции друг друга);

3) взаимный (каждая из сторон является и заказчиком и исполнителем).

По степени воздействия на бизнес и по характеру взаимодействия поставщика услуг и заказчика можно выделить следующие три вида [4]:

1) утилитарный (предоставление заказчику вспомогательных бизнес-услуг с контролем результата по срокам, качеству, объемам и др.);

2) партнерство (предоставление комплексного решения для бизнеса);

3) трансформация (стратегическое бизнес-партнерство, изменение бизнес-процессов и получение новых конкурентных преимуществ на рынке).

В табл. 1 (см. на с. 91) сведены проанализированные ранее виды аутсорсинга в зависимости от критерия.

Таблица 1

Классификация видов аутсорсинга

Определенный научный интерес представляет классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга. Приведем предложенную нами классификацию существующих бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга (см. табл. 2 на с. 92-93).

Таблица 2

Классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга

Заключение

В заключении отметим, что предпринятая нами попытка систематизировать подходы к классификации видов аутсорсинга и бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга представляется продуктивной, поскольку, на наш взгляд, позволяет обоснованно выбрать модель ИТ-аутсорсинга и оценить ее эффективность в соответствии с параметрами, реализуемого бизнес процесса. Однако стоит отметить, что вследствие бурного развития аутсорсинга данная классификация может быть доработана.


Страница обновлена: 29.04.2025 в 21:23:14