Approaches to the Classification of IT Outsourcing
Download PDF | Downloads: 18
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 22 / November, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article examines the approaches to classification of the types of outsourcing, analyzes the features of each of them. Based on the analysis carried out in the article, a classification of business models of IT outsourcing is proposed.
Keywords: outsourcing, it outsourcing, outsourcing model, classification of the types of outsourcing, classification of business models of IT outsourcing, outstaffing, insourcing
В настоящее время аутсорсинг является одним из востребованных инструментов управления, в частности в сфере информационных технологий (далее ИТ). Аутсорсинг является экономически эффективным инструментом управления и применяется как способ повышения эффективности управления ресурсами компании, получения доступа к инновациям, в целях снижения затрат. Данная статья направлена на формализацию подходов к классификации аутсорсинга.
Виды и бизнес-модели аутсорсинга
Рассмотрим виды и бизнес-модели аутсорсинга. В российских и зарубежных исследованиях проанализированы возможные варианты передачи функций компаниями сторонним организациям. Основным подходом к выделению видов аутсорсинга является отношение соответствующих видов работ к профильной деятельности организации (разделение на аутсорсинг основных и вспомогательных процессов).
И.Д. Хаджаев описывает следующие виды [1]:
1) маржинальный (отсутствие автономности компании заказчика, аутсорсер выполняет практически все бизнес-функции и процессы заказчика);
2) пакетный (частичная автономность компании заказчика от аутсорсера);
2) элементный (полная автономность компании заказчика от аутсорсера, аутсорсер выполняет лишь отдельные бизнес функции).
Учитывая специфику передаваемых аутсорсеру функций, исследователи зачастую выделяют три вида аутсорсинга: ресурсный аутсорсинг, функциональный аутсорсинг, операционный аутсорсинг.
С.О. Календжян выделяет три вида аутсорсинга [2]:
1) полный (аутсорсер реализует бизнес-процесс без привлечения внешних компаний);
2) частичный (часть бизнес-процесса выполняется аутсорсером, часть передается внешним компаниям);
3) усовершенствованный (аутсорсер и заказчик вместе реализуют данный бизнес-процесс).
С. Клементс и М. Доннеллан [11] также выделяют три вида аутсорсинга:
1) обычный аутсорсинг (использование клиентом ограниченного набора услуг, при этом возможен перевод части сотрудников и активов в аутсорсинговую компанию);
2) совместный аутсорсинг (возможно предоставление достаточно большого объема услуг, при необходимости сотрудники и активы заказчика также могут быть переведены в компанию провайдера);
3) аутсорсинг с элементами реорганизации (реорганизация компаниизаказчика с передачей широкого спектра процессов исполнителю).
И.Д. Котляров вводит следующие виды [3] аутсорсинга:
1) односторонний аутсорсинг;
2) перекрестный (аутсорсер и заказчик выполняют непрофильные функции друг друга);
3) взаимный (каждая из сторон является и заказчиком и исполнителем).
По степени воздействия на бизнес и по характеру взаимодействия поставщика услуг и заказчика можно выделить следующие три вида [4]:
1) утилитарный (предоставление заказчику вспомогательных бизнес-услуг с контролем результата по срокам, качеству, объемам и др.);
2) партнерство (предоставление комплексного решения для бизнеса);
3) трансформация (стратегическое бизнес-партнерство, изменение бизнес-процессов и получение новых конкурентных преимуществ на рынке).
В табл. 1 (см. на с. 91) сведены проанализированные ранее виды аутсорсинга в зависимости от критерия.
Таблица 1
Классификация видов аутсорсинга
Определенный научный интерес представляет классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга. Приведем предложенную нами классификацию существующих бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга (см. табл. 2 на с. 92-93).
Таблица 2
Классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга
Заключение
В заключении отметим, что предпринятая нами попытка систематизировать подходы к классификации видов аутсорсинга и бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга представляется продуктивной, поскольку, на наш взгляд, позволяет обоснованно выбрать модель ИТ-аутсорсинга и оценить ее эффективность в соответствии с параметрами, реализуемого бизнес процесса. Однако стоит отметить, что вследствие бурного развития аутсорсинга данная классификация может быть доработана.
Страница обновлена: 29.04.2025 в 21:23:14