Институциональные аспекты рыночного взаимодействия в жилищной сфере
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 21 (219), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Лапин А.С. Институциональные аспекты рыночного взаимодействия в жилищной сфере // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 21. – С. 107-114.
Аннотация:
В статье предлагается рассматривать взаимодействия на рынке жилищной недвижимости как проявление двух аспектов институциональной среды: ситуации, в которой происходят взаимодействия, и игроков жилищного рынка. Исследуется структура факторов, оказывающих влияние на понимание жилищного рынка как арены действия его участников. Анализируется институциональная среда жилищного рынка, понимаемая как социальный и политический порядок, позволяющий выяснить, каким образом и с какой целью участники организуют свои связи с рынком жилищной недвижимости.
Ключевые слова: жилищная политика, институциональная среда, жилищная сфера, q-методология, жилищные условия, рынок жилищной недвижимости, институциональные взаимодействия, институциональные трансформации
Важнейшая функция рынка жилищной недвижимости – социальная, состоит в формировании одной из основных составляющих качества жизни – жилищных условий. Жилищные условия, наряду с условиями труда, состоянием рынка потребительских товаров, информационных и других услуг, уровнем развития системы образования, сохранения здоровья, состоянием окружающей среды составляют базис сферы жизнедеятельности человека и оказывают значительное воздействие на характер социально-экономического развития страны. Количественные и качественные характеристики этих условий формирует жилищная недвижимость.
Двойственная природа рынка жилищной недвижимости
Следует уточнить, что мы разделяем точку зрения тех авторов [1, 5, 6], которые проводит различие между двумя важными понятиями: жилая недвижимость и жилищная недвижимость. По нашему мнению, последнее понятие гораздо шире, так как включает в себя не только непосредственно жилищный фонд и связанные с ним отношения, но и инфраструктурный комплекс и связанные с ним отношения, то есть включает в себя специфическую сферу услуг, относящуюся к жилищно-коммунальному хозяйству. Иными словами, такой подход связывает потребление и обеспечение процесса потребления жилищного фонда. Модель функционирования жилищной сферы, представляющая наибольший интерес для системного рассмотрения ее роли в решении социальных задач инновационного развития экономики, представлена на рис. 1. Двойственная природа жилищной недвижимости [5] проявляется в одновременном восприятии ее как потребительского блага (вещи), с одной стороны, и как капитала (инвестиционного актива), с другой, что предполагает необходимость взаимодействия двух основных элементов: рынка жилищного фонда и рынка жилищных и коммунальных услуг, образующих в совокупности рынок жилищной недвижимости. Реализацию основных целей развития жилищного рынка и жилищной политики обеспечивает претворение в жизнь стратегического подхода, в соответствии с которым рынок жилищной недвижимости становится одним из центральных звеньев экономики и предполагает совмещение его двойственной природы с исключительно активным участием государства, то есть нахождение баланса рыночных сил на основе стратегического регулирования. Такой подход не противоречит классическим теориям экономического развития, и вместе с тем вбирает в себя наиболее рациональные рекомендации сторонников государственного патернализма (неокейнсианцев, например, таких авторов как Дж. Стиглиц, Дж. Акерлоф, посткейнсианцев, например, Дж. Робинсон, Н. Калдор и др.). Автор согласен с теми исследователями [1, 5], которые считают, что бифункциональная природа жилищной недвижимости проявляется в определенной противоречивости ее сущности. Эта двойственность является уникальной характеристикой жилищной сферы и ее необходимо учитывать в процессе стратегического регулирования жилищного рынка.
Институциональная среда жилищного рынка
Исследование рынка недвижимости с позиции системной теории позволило рассматривать его как сложную полифункциональную управляемую территориальную социально-экономическую систему, функционирующую в рамках следующих взаимосвязанных суперсистем (сред): природная среда, экономическая среда, социальная среда и политическая среда. При этом не всегда достаточное внимание уделяется институциональной среде жилищного рынка. Представленные на рис. 1 взаимодействия носят институциональный характер.
Главенствующим институтом в этой системе отношений является институт собственности, от которого в зависимости находятся институты цены, налогов, тарифов и других экономических институтов. Современная институциональная среда (включая формальные требования и неформальные правила взаимодействия) и проводимые реформы не стимулируют устойчивое и эффективное функционирование жилищной сферы. Роль и место институциональной среды как инструмента регулирования взаимодействий на рынке жилищной недвижимости представлены на рис. 2.
Исследования показали существенный рост разрыва между регулируемым предложением на жилищном рынке и предпочтениями потребителей [4]. Для приведения их в соответствие необходимо изменение характеристик институциональной среды, которые обычно связывают с реорганизацией институциональных структур, формальных и неформальных правил, прав собственности, индивидуального выбора, предпочтений. Коррекция формальных и неформальных правил существующего институционального устройства является основой институциональных изменений.
Q-методология как инструмент измерения динамики институциональных изменений на рынке жилищной недвижимости
Рынок жилищной недвижимости, рассматриваемый как арена действия вышеперечисленных институтов, включает два их аспекта:
1) ситуацию, в которой происходят взаимодействия, включающая в себя участников, их рыночные позиции, их образ действий, информацию, способную эти элементы изменить;
2) игроков, которые обладают преимущественными правами, исключительными способностями информационной обработки, могут повлиять на принятие той или иной модели регулирования подведомственной им деятельности, прав интерпретировать результаты, устанавливать критерии оценки этих результатов [7].
Влияние на понимание жилищного рынка как арены действия его участников оказывают три фактора: сама недвижимость, ее создатели и потребители, а также социальные институты, регулирующие жилищную политику. Все вместе они составляют комплексный набор связей, которые можно исследовать в качестве модели рыночного взаимодействия. Таким образом, предполагается, что сама жилищная недвижимость, с ее структурой и количественными характеристиками, оказывает воздействие на весь рынок жилищной недвижимости.
Подобным образом, исследуя институциональные взаимодействия, можно связать результаты его развития с характеристиками общества и составляющих его членов, поскольку на деятельность участников жилищного рынка будут влиять структура занятого в составе его участников персонала, уровень их образования, их мастерство, нормы поведения, традиции, обычаи и т.д. Таким образом, институциональная среда предоставляет возможность понять социальный и политический порядок, то есть выяснить, каким образом и с какой целью участники организуют свои связи на рынке жилищной недвижимости.
В связи тем что в основе институциональных трансформаций отношений на рынке жилищной недвижимости лежат изменения мотиваций участников, прежде всего, потребителей, наиболее продуктивным подходом к их исследованию является Q-методология. Эта методология способна учитывать нечеткий, слабоструктурированный характер изменений на рынке и является адекватным инструментом для измерения динамики институциональных изменений и их последствий на рынке жилищной недвижимости.
Вывод
Становление институциональной среды, предполагающей роль государства как основной направляющей силы инновационного развития рынка жилищной недвижимости и ассоциативных, кооперативных и саморегулируемых объединений предпринимателей как носителей инновационных институциональных принципов, позволит сформировать прочный фундамент совершенствования жилищных отношений на рынке жилищной недвижимости, что обеспечит не только улучшение ситуации обеспечения граждан России доступным и качественным жильем, но и способно создать особую систему регулирования такого развития.
Источники:
2. Габриелян Т.Р. Концептуальные основы стратегического управления инвестиционным процессом. Препринт. – СПб.: Изд-во ИУиЭ, 2004. – 50 с.
3. Исупова О.А., Лапин А.С., Еграшин И.С. Методика обоснования структуры предложения на рынке жилья в условиях программного подхода. Экономические исследования : анализ состояния и перспективы развития: коллективная монография / М60 / Под общей ред. Проф. О.И. Кирикова. – Книга 4. – Воронеж: ВГПУ, 2011.
4. Лапин А.С. Измерение потребительских предпочтений на рынке жилья – В сб: Теория и практика инновационной стратегии региона: межвузовский сборник научных трудов/ отв. ред. Ю.Н. Клещевский. – Вып. 6. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2010.
5. Левин, Ю.А. Концепция инновационного развития рынка жилищной недвижимости и сценарный подход к ее реализации // Ю.А.Левин/ Экономическое возрождение России. – 2011. – № 4 (30). 0,6 п.л.
6. Полтерович В.М. О стратегии догоняющего развития для России // Экономическая наука в современной России. 2007. № 3.
7. Труш Е.А. Институциональные и экономические условия предпринимательства в лесном комплексе (на примере Новосибирской области) – автореферат канд. диссер., г. Новосибирск, изд. центр НГУ, 2009.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:00:58