Рыночные и государственные регуляторы в формировании инновационной стратегии развития малого и среднего бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (45), Сентябрь 2010
Цитировать:
Демченко С.К., Саломатова Т.Г. Рыночные и государственные регуляторы в формировании инновационной стратегии развития малого и среднего бизнеса // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 9. – С. 46-53.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15186472
Аннотация:
В статье отмечается важность взаимодействия рынка и государства в условиях перехода экономики с экспортно-сырьевой на инновационную модель развития. Инновации сегодня являются главным фактором повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках. Малый и средний бизнес является необходимой системной составляющей рыночной экономики. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из решающих факторов инновационного обновления страны, что позволит российской экономике выйти на новый уровень и стать конкурентоспособной. Поэтому стратегия социально-экономического развития государства должна базироваться на инновационном характере его экономического развития. Для этого необходима финансовая, институциональная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, государственно-частное партнерство, малый и средний бизнес, кластер, нормативно-правовые акты, смешанная экономика, инновационный сектор
Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития экономики решающие значение приобретают наукоемкое производство и создание конкурентоспособной продукции. Поэтому социально-экономическая стратегия России должна иметь все более инновационный характер, способствующий повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке.
В современной (смешанной) экономике России эволюция различных способов хозяйствования приводит к их взаимодействию. Это способствует достижению более высоких экономических результатов. Отсюда следует, что малый и средний бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Именно малый и средний бизнес во многом определяет темпы экономического роста страны, выступает как наиболее динамичный инновационный сектор.
Государственные регуляторы стратегии развития малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес в условиях перехода российской экономики требует обеспечения полноты всех системных факторов, обуславливающих данный переход, в том числе взаимодействия рыночных и государственных регуляторов в формировании инновационной стратегии малого и среднего бизнеса.
Суть государственного регулирования в экономике, с одной стороны, – это защита национальных и общественных интересов, с другой – поддержка и защита частной инициативы, всех форм собственности и предпринимательской деятельности, конкуренции. Экономическое развитие любой страны в современных условиях должно базироваться на инновациях, высоких технологиях, свободном предпринимательстве.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в инновационной сфере предполагает определение государственных приоритетов его развития, создание необходимого для инвестирования инновационной сферы предпринимательства фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета.
Государство не должно ограничиваться формированием «правил игры» и принуждением хозяйственных субъектов к их соблюдению. Необходимо изменить законодательную базу, регламентировать деятельность малого и среднего бизнеса.
Государство должно содействовать совершенствованию рыночных институтов, корректируя их деятельность с учетом общественных предпочтений. Вмешательство государства в экономику должно определяться общественными целями. При этом инструменты реализации государственной экономической политики не должны противодействовать рыночной конкуренции, либо принимать форму индивидуальных привилегий.
Государственно-частное партнерство и его признаки
В современных российских условиях государственно-частное партнерство предполагает согласование интересов взаимодействующих сторон. Однако суть такого сотрудничества не всегда трактуется однозначно. В наиболее распространенном понимании государственно-частным партнерством называют институциональный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов, программ в широком спектре отраслей промышленности, сферы услуг.
В других толкованиях внимание акцентируется на политико-правовых аспектах, в том числе на принципах взаимодействия государства и бизнеса, а также на правовой основе такого взаимодействия.
Принципы взаимодействия должны отражать согласование интересов сторон путем уступок и преференции. Правовая форма выражается в некой, не всегда конкретной декларации, что означает стремление государства проводить определенную политику и реализовать ее целевых проектах. При этом необходимо, чтобы политический аспект был законодательным образом закреплен Конституцией РФ или иными нормативно-правовыми актами. Данный подход связан с формированием законодательной основы государственно-частного партнерства, но при этом он не конкретизирует конкретные формы сотрудничества.
Государственно-частному партнерству присущи специфические признаки:
- государство инициирует вовлечение частного сектора в зону своей ответственности по предоставлению населению социально значимых благ и услуг;
- партнерские проекты, инициируемые государством, имеют преимущественно долгосрочный характер;
- решаемые государственные задачи высокозатратные и капиталоемкие, что обусловливает длительность партнерских отношений с частным бизнесом;
- партнерская форма сотрудничества при обеспечении его высокой результативности позволяет перераспределить риски в сторону частного бизнеса;
- сотрудничество решает социальные задачи по сохранению и созданию дополнительных рабочих мест.
Таким образом, государственно-частное партнерство, по нашему мнению, представляет собой различные институциональные формы сотрудничества государства и бизнеса для достижения общественно значимых целей посредством реализации долгосрочных проектов и программ. Государственные программы должны задавать стратегический вектор развития бизнеса, региональные – направлены на среднесрочную перспективу, а на уровне муниципалитетов нужно создавать краткосрочные программы развития.
Условия для инноваций
Создание действенных инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий (прежде всего для самофинансирования). Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов для поддержки малого и среднего бизнеса.
На современном этапе в России в малом предпринимательстве сложился «отраслевой перекос»: 72% оборота небольших частных компаний приходится на сферу услуг и торговлю, 13% на промышленность, 7% на строительство и всего 2% на наукоемкое производство. Это положение Правительство РФ намерено менять. Речь идет об использовании таких финансово-экономических рычагов, которые сделают науку, инновации привлекательными для предпринимателей. Стоит задача к 2020 году вместо нынешних 2% «наукоемких» частных компаний в стране, их должно быть, по меньшей мере, 20% [6].
Необходимо создание макроэкономических предпосылок для развития инновационного малого бизнеса, так как он возникает и начинает плодотворно работать лишь в процессе интеграции с крупным бизнесом.
Современное высокотехнологичное производство может базироваться только на процессах интеграции инновационных и производственных предприятий и организаций различного типа. Научно-технический прогресс движется не разрозненными предприятиями, а их объединениями, кластерами и сетями с вертикальными, горизонтальными и региональными связями.
Кластерная форма организации обеспечивает создание особой формы совокупного инновационного продукта, который концентрирует разнообразные научные изобретения, трансформируя их в инновации, коммерциализация которых обеспечивает достижение конкурентных преимуществ. В условиях жесточайшей конкуренции, когда крупные компании концентрируются на главных направлениях деятельности и делегируют производство промежуточных продуктов и сферы услуг другим, в том числе и малым предприятиям, возникает необходимость создания кластеров.
На современном этапе в России создано несколько венчурных фондов, которые должны отыскивать и финансировать малые предприятия, работающие в сфере науки и научного обслуживания. Сложность заключается в том, что у российского крупного бизнеса отсутствует заинтересованность в инновациях. И даже если заинтересованность появляется, то крупные предприятия чаще всего начинают искать предприятия на зарубежном рынке. Поэтому требует поддержки именно малый и средний бизнес, так как крупные компании имеют значительный сырьевой потенциал и достаточно высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке.
Силами немногих
За последнее десятилетие количество малых предприятий увеличивается, также как и численность занятых на них. Однако доля малого и среднего предпринимательства, а соответственно его вклад в экономику страны по-прежнему остается весьма незначительным, в сравнении не только с развитыми странами, но и с некоторыми развивающимися странами. При этом малый бизнес сосредоточен в торговле. В условиях, когда основными целями государственной экономической политики является модернизация экономики и структурная перестройка, необходимо менять структуру посредством стимулирования развития предпринимательства в области инноваций.
Исследование практики государственной поддержки малого предпринимательства в некоторых субъектах Российской Федерации показало, что основными формами поддержки является финансовая, информационно-методическая, консультационная и административно-организационная. Наиболее востребованной формой поддержки среди субъектов малого предпринимательства является финансовая поддержка. При этом согласно различным опросам предприниматели мало информированы как о финансовой поддержке, так и о деятельности объектов инфраструктуры, осуществляющих данный вид поддержки.
Для выхода из такой ситуации требуется определенная государственная политика, направленная на развитие наукоемких производств, создание единого информационного пространства, связывающего различные хозяйствующие субъекты, заинтересованные друг в друге.
Выводы
Совершенствование государственного регулирования малого и среднего бизнеса в целях повышения конкурентоспособности российской экономики должно осуществляться в различных направлениях. Государственная поддержка инновационного предпринимательства предполагает наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную деятельность, и создание необходимого для инвестирования инновационной сферы предпринимательства фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета.
Источники:
2. Об утверждении городской целевой Программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске» на 2009-2011 годы [Текст]: Решение Красноярского городского совета № 53-а от 11.12.2008.
3. Рогатов М.Д., Савицкий А.В. Государственная стратегия развития инновационного предпринимательства в экономике России. – М.: МАКС Пресс, 2004.
4. Шаркова А., Третьякова Е. Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства в Московской области и ее формирование // Предпринимательство. – 2008. – № 6.
5. Ширяева Я.Д. Малый Бизнес в России / Я. Д. Ширяева // Финансы и Бизнес: научно-практический журнал. - 2008. – № 1.
6. Портал по поддержке малого и среднего бизнеса Красноярского края. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smb24.ru/minform.jsp?ID_SECTION=00010005.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:05:15