Лесной сектор экономики в условиях вступления России в ВТО

Янковский А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 20 (218), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируется состояние лесного сектора экономики. С одной стороны, Россия, как никакая другая страна, богата лесами, с другой – с 2006 года в стране прекратились государственное финансирование лесоустроительных работ, и органы государственной власти на сегодня не располагают достоверными данными о состоянии лесов и лесного хозяйства. В этом контексте автором анализируется состояние лесопромышленного комплекса и его перспективы в связи со вступлением России в ВТО.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, стратегия развития, лесной сектор, комплексное лесное планирование, оценка лесных ресурсов



Значительное внимание к лесному сектору экономики обусловлено тем, что на долю России приходится 22% мировых лесных площадей, в число которых входят леса различного предназначения, представляющие различную коммерческую ценность для получения древесины как сырья и находящиеся в ведении различных лесовладельцев. На начало ХХI века площадь российских земель, покрытых лесом составила 776 млн га, а количество древесины равно 82,1 млрд куб.м [9]. По запасам древесины Россия занимает ведущее место в мире. При этом лесопромышленный комплекс (ЛПК) дает в ВВП лишь 2,6%, а в валютной выручке от экспорта – 4,3%. Запасы древесины позволяют без экономического ущерба заготавливать около 700 млн м3 древесины (на сегодняшний день 170 млн м3) [10].

Зачастую встречаются мнения о том, что «лесов в России, так много, что их хватит на всех и на все времена» [11], На этом основании можно утверждать, что имеющийся экономический потенциал лесного сектора позволяет России занять ведущее место в мире и по производству лесной продукции. При этом предполагается, что доход от лесного сектора может достигнуть как минимум 100 млрд долларов, хотя сейчас получаемый доход от продажи товарной продукции в пять раз меньше.

Попытаемся выяснить, почему лесной сектор не смог стать значимой силой российской экономики. Применим институциональный подход к исследованию проблем лесного сектора экономики, как единой системы: лесного хозяйства, лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности и рынка.

Некорректные данные о состоянии лесных ресурсов

Состояние лесных ресурсов России отражено в применяемой в настоящее время карте лесов Российской Федерации «Леса России» за 2000 год [12]. При ее разработке были использованы космические данные высокого разрешения, данные наземных наблюдений, спутниковых данных. Использование современных технологий позволило получить достаточно точные сведения о составе лесной растительности, пространственном размещении лесных дорог, но при разработке карты была применена последняя официальная карта лесов СССР, составленная по официальным данным инвентаризации, основанных на устаревших данных, вплоть до применения по отдельным районам материалов лесоустройства 50-х гг. ХХ века. Информационной базой для статистического учета лесов по всем категориям земель по состоянию на 1 января 2003 года также были устаревшие материалы лесоустройства, не всегда корректно актуализированные [13]. По факту имеем искажение лесной статистики.

Система сбора и учета информации о состоянии лесов до сих пор не создана. В отрасли происходит массовое искажение данных о лесонарушениях и пожарах, за которое никто не несет ответственности. Академик РАСХН Н.А.Моисеев пишет: «…намеренное искажение его определенными субъектами лесных отношений в своих экономических интересах на практике имеет негативные последствия для национальной экономики и, как следствие, для экономики лесного хозяйства» [14]. С целью устранения незаконных вырубок и упорядочения продажи леса в декабре 2011 г. Рослесхозом был разработан проект Федерального закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов». Проект до сих пор не утвержден: пока еще только принято решение детально рассмотреть проект и обсудить вопросы, которые могут появиться во время реализации.

С 2006 года в стране прекратились государственное финансирование лесоустройства и проведение лесоустроительных работ. В результате органы государственной власти просто не располагают достоверными данными о состоянии лесов и лесного хозяйства.

Состояние лесопромышленного комплекса

Рассмотрим текущее состояние лесопромышленного комплекса. Лесная промышленность Российской Федерации состоит из взаимосвязанных между собой отраслей − лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической.

В настоящее время в лесопромышленном комплексе более 35 тыс. предприятий, из них около 3 тыс. крупные и средние, доля которых составляет почти 95% всей выпускаемой продукции.

Доля лесной промышленности в общем объеме производства промышленной продукции и экспорта России составляет более 4%, в ВВП страны − 2,2%.

В 2011 году объем производства древесины, необработанной по России, остался на уровне 2010 г., рост 4% до 109 млн пл. м3. Уровень переработки заготовленной древесины повысился до 6%. Еще несколько лет назад он был чуть выше 50% [15]. 2011 год был достаточно стабильным, индекс промышленного производства ЛПК по итогам года составил 100,3%.

В последние годы в мировом производстве лесоматериалов доля России растет в связи с опережением российским ЛПК среднемировых темпов развития.

Поэтапное увеличение вывозной таможенной пошлины на круглые лесоматериалы и реализации инвестиционных проектов с 2004 года позволило сократить экспорт необработанной древесины более чем в 2 раза.

В 2011 году экспорт необработанной древесины составил 22 млн пл. м3, экспорт лесной и ЦБ продукции около 10,4 млрд долларов США, рост более 10% к уровню 2010 года. Основными экспортерами являются Китай, Финляндия, Япония.

В 2008 году была утверждена Стратегия развития лесного комплекса России до 2020 года. В качестве основных задач Стратегией было определено увеличение объема отгруженной продукции к 2020 году в 4,3 раза, доведение уровня переработки заготовленной древесины с 49% в 2007 году до 78,5% в 2020 году. В целях успешной реализации Стратегии принято постановление Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» [5].

Проблемы, связанные со вступлением России в ВТО

Одной из проблем лесопромышленного комплекса является недоступность лесосырьевых ресурсов. Условием инвестирования в ЛПК частными компаниями является конкурентоспособная стоимость древесного сырья на складе потребителя. Конкурентоспособная стоимость древесного сырья в значительной степени обусловлена: региональной транспортной инфраструктурой, строительством лесовозных дорог, технологической сбалансированностью спроса на древесное сырье, размещением лесопромышленных производств.

В 2012 году важнейшим событием для лесного сектора стало вступление России во Всемирную торговую организацию. Вступление в ВТО в значительной степени отразится на лесной отрасли российской экономики. Наибольшее сокращение производства прогнозируют для трех отраслей: обработки древесины, целлюлозно-бумажного производства и производства изделий из дерева (то есть для лесной отрасли) − на 6,74% [17].

При вступлении в ВТО между Российской Федерацией и Европейским союзом было заключено двухстороннее соглашение по широкому кругу вопросов. В числе проблем, связанных со вступлением России в ВТО, прежде всего, следует отметить снижение вывозных таможенных пошлин на бумагу и картон и необработанную древесину. Снижение вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину снизит заинтересованность инвесторов развивать глубокую переработку древесины на территории России, увеличит дефицит сырья на внутреннем рынке, затормозит реализацию инвестиционных проектов.

Основной статьей российского импорта лесной продукции является бумага и картон, действующая ставка по которым в зависимости от вида составляет от 5% до 15%, а в рамках ВТО она составляет 0%. При этом могут возникнуть проблемы у крупных картонно-бумажных производств, продукция которых может по этой причине стать неконкурентоспособной.

Вывод

За последние годы Правительством России был принят ряд решений в интересах развития лесного комплекса. Глава Рослесхоза В.Н. Масляков в интервью «Парламентской газете» так определил задачу-максимум для своего ведомства: «Сохраняя леса, − сказал он, − мы должны обеспечить опережающее развитие лесного сектора и его интеграцию в мировую экономику» [16].

Для достижения этих целей необходимо, чтобы при вступлении в ВТО с наименьшими потерями для лесного сектора России на всех уровнях власти были приняты соответствующие меры: комплексное лесное планирование на основе экономической оценки ресурсов, совершенствование системы платежей за древесину на корню и финансирования воспроизводства лесов, четкое разделение ответственности за строительство лесовозных дорог между лесопользователями и государством и др.


Источники:

1. Лесной кодекс РФ: Фед. закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Российская газета. − 2006. − 8 дек.
2. Постановление Правительства РФ от 24.04.2007 № 246 «Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации».
3. Об утверждении типовой формы лесного плана субъекта Российской Федерации: Приказ МПР РФ от 16 июл. 2007 г. № 182 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 окт. 2007 г. № 41.
4. Материалы Первой международной конференции «Проблемы лесоустройства и государственной инвентаризации лесов в России». 2−4 февраля 2009, г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosleshoz.gov.ru/media/news/214.
5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»: // СЗ РФ от 23 июл. 2007 г. № 30, ст. 3935.
6. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года: утв. приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31.10.008 № 248/482 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/ base/?reg=doc;base=LAW;n=99108.
7. Научные основы национальной лесной политики России и законодательное регулирование лесных отношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gov.ru/search/kmpage/80200027/publiks/les/oblivin./htm.
8. Моисеев Н.А. О национальной лесной политике России // Информационный бюллетень. – 2005. − 5–8 октября. – С. 12.
9. Алексеев В.А. Леса и лесная политика России // Лесная газета. – 2008. − 4.03.
10. Воскобойников И.В. Инновационная политика в лесопромышленном комплексе // Альманах «Деловая слава России». – 2011. – 06.02.
11. Шутов И.В. Остановить деградацию лесного хозяйства России. − М.: Лесная страна, 240 с. − С. 74.
12. Барталев С.А., Ершов Д.В., Исаев А.С, Потапов П.В., Турубанова С.А., Ярошенко А.Ю. Карта лесов Российской Федерации. Информационная система TerraNorte. Институт космических исследований РАН, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://terranorte.iki.rssi.ru.
13. Доклад Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека «Обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Основные проблемы. Возможные решения». – 2012. − Март.
14. Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства: учеб. пособие. − М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. − С. 348.
15. Лесная промышленность. Основные показатели 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lesonline.ru/analitic/?cat_id=12&id=202216.
16. Томилова Т. Мы должны обеспечить интеграцию лесного сектора в мировую экономику [интервью с В.Н. Масляковым] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pnp.ru/extnews/5455.html.
17. ВТОрична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/WTO-Russia-April-2012/$FILE/WTO-Russia-April-2012.pdf.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 18:49:05