Исследование опыта организации корпоративного обучения и анализ компетенций сотрудников предприятий лесной промышленности для внедрения цифровых технологий

Кравченко П.П.1, Бурцев Д.С.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Кравченко П.П., Бурцев Д.С. Исследование опыта организации корпоративного обучения и анализ компетенций сотрудников предприятий лесной промышленности для внедрения цифровых технологий // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 4. – С. 1159-1172. – doi: 10.18334/lim.9.4.116967.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50084863
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье отражен теоретический и практический опыт корпоративного обучения сотрудников на современных предприятиях лесопромышленного комплекса, на его основе выбрана модель обучения и разработана матрица компетенций для предприятий лесной промышленности, нацеленных внедрять цифровые решения. В рамках теоретического опыта исследованы научные работы российских и зарубежных авторов, затрагивающие различные способы обучения сотрудников в современной организации – системный, компетентностный, личностно ориентированный, синергетический. В рамках практического опыта проанализированы подходы к обучению сотрудников в лесопромышленных предприятиях России с целью выбора оптимальной модели обучения сотрудников и разработки матрицы компетенций сотрудников для предприятий лесной промышленности в рамках внедрения цифровых технологий. На основе анализа теоретического и практического опыта был выбран оптимальный метод обучения сотрудников для предприятий лесной промышленности, внедряющих инновационные технологии. Определены наиболее значимые навыки сотрудников, необходимые для работы с новыми технологическими решениями на предприятиях лесной промышленности и непосредственно их затрагивающие цифровые технологии. Затем в рамках выбранного способа обучения была разработана матрица компетенций, отражающая наиболее значимые навыки сотрудников предприятий лесной промышленности, необходимые при работе с цифровыми технологиями. На основе разработанной матрицы компетенций для предприятий лесной промышленности, намеревающихся осуществлять имплементацию инновационных решений, был сделан вывод о наиболее значимых компетенциях в зависимости от специфики предприятий лесной промышленности.

Ключевые слова: лесная промышленность, лесопромышленный комплекс, корпоративное обучение, компетентностный подход, матрица компетенций, цифровые технологии, инновации

JEL-классификация: L73, M14, M15, M53



Введение

Современные технологические решения предъявляют множество требований к организациям, а персонал или интеллектуальный капитал в современной инновационной парадигме является наиболее ценным ресурсом организации [1, 4] (Lutchenko, Khorev, Zhitinskaya, Parshin, Ionov, 2020; Apraiz Julen, Antonio Jesús, 2020), что, в свою очередь, дает понять, что квалификация и навыки персонала организации выступают жизненно необходимым требованием при внедрении цифровых технологий Индустрии 4.0 [2] (Németh Eszter, Németh Kornél, Szép Károly, 2021). Особенно это требование стоит учитывать предприятиям лесной промышленности, поскольку организации данной отрасли страдают от нехватки высококвалифицированных специалистов в условии цифровизации бизнес-процессов [3, 7] (Timokhina, 2020; Kropivšek Jože, Zupančič Anton, 2016). В то же время система корпоративного обучения определяет то, какой инструмент выбрать для формирования необходимых навыков сотрудников, и является ключевой в организации при внедрении современных технологических решений, поскольку предоставляет возможность развития современных компетенций сотрудников [4–7] (Apraiz Julen, Antonio Jesús, 2020; Nazarova, Komendantova, 2013; Ladykova, Sidorina, Sarycheva, 2018; Kropivšek Jože, Zupančič Anton, 2016).

Подходов к корпоративному обучению сотрудников существует достаточно большое количество, однако как в теории, так и на практике все сводится к применению компетентностного подхода. Людмила Ивановна Назарова и Юлия Сергеевна Комендантова в своей работе [5] (Nazarova, Komendantova, 2013) выделили 4 основных подхода в обучении персонала инновационной организации – системный, компетентностный, личностно ориентированный и синергетический. Авторы отметили, что необходимо использовать каждый из подходов, чтобы разработать свою собственную уникальную методику обучения сотрудников на основе четырех вышеупомянутых подходов. Ольга Владимировна Ладыкова вместе с коллективом авторов [6] (Ladykova, Sidorina, Sarycheva, 2018) выделяет компетентностный подход как основу инновационного обучения, а сам процесс инновационного обучения ведется через корпоративные онлайн-академии. Вышеупомянутые авторы в своих работах сходятся в том, что компетентностный подход направлен на обучаемость, самоопределение, социализацию и индивидуальность сотрудника. Компетентностный подход также находит отражение в работе словенских ученых Жозе Кропивчека и Антона Зупанчича. В их исследовании [7] (Kropivšek Jože, Zupančič Anton, 2016), связанном с развитием компетенций в словенской лесной промышленности, подтверждается практическая польза от применения разработанного ими компетентностного подхода при обучении сотрудников.

В данной работе была поставлена следующая цель – исследовать теоретический и практический опыт корпоративного обучения сотрудников на современных предприятиях лесопромышленного комплекса для выбора оптимальной модели обучения и разработки матрицы компетенций для предприятий лесной промышленности, внедряющих цифровые технологии. Объект исследования – корпоративное обучение сотрудников на современных предприятиях лесной промышленности. Предмет исследования – компетенции и способы их совершенствования для предприятий лесной промышленности. Задачи работы заключаются в следующем: в проведении сравнительного анализа подходов к организации обучающего процесса в российских предприятиях лесопропромышленного комплекса и выборе на его основе оптимального подхода обучения сотрудников для предприятий лесной промышленности; в определении навыков, необходимых для работы с новыми технологическими решениями на предприятиях лесной промышленности, и непосредственно их затрагивающих цифровых технологий; в разработке матрицы компетенций сотрудников для предприятий лесной промышленности в рамках работы с цифровыми технологиями. В исследовании разработана и предложена к применению матрица компетенций, затрагивающая необходимые навыки и должности при работе с цифровыми технологиями с учетом специфики деятельности предприятия лесной промышленности, на основе которой можно выделить приоритетные навыки (по убыванию значимости) в зависимости от специфики предприятия. Можно предположить, что в зависимости от специфики предприятия набор приоритетных навыков будет отличаться.

Методы исследования

Для достижения поставленной цели научной работы были использованы следующие методы исследования: анализ российских и зарубежных теоретических работ в области корпоративного обучения, а также сравнительный анализ практики организации обучающего процесса в российских предприятиях лесопромышленного комплекса позволил выбрать оптимальный подход к корпоративному обучению сотрудников для предприятий лесной промышленности в рамках внедрения цифровых технологий, а также определить связанные с данными технологиями необходимые компетенции; для визуализации требуемых навыков, необходимых для работы с цифровыми технологиями, и связанных с ними должностей был использован инструмент «Матрица компетенций».

Результаты исследования

Рассмотрим практический опыт российских предприятий лесной промышленности, связанный с обучением сотрудников. Данные сравнительного анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ подходов к организации обучающего процесса в крупных предприятиях лесной промышленности России

Особенность
Предпритие
Группа Илим [8, 9]
Архангельский ЦБК [10]
Свеза [11]
Сегежа Групп [12, 13]
Тип
Компетентностный
Компетентностный
Компетентностный
Компетентностный
Наименование подхода к обучению
Корпоративный университет
Сотрудничество с университетмаи и техникумами
Корпоративный университет
Корпоративный университет
Принцип подхода
Активное использование собственного образовательного комплекса с различными факультетами на онлайн и офлайн основе, сотрудничество с образовательными центрами
Поддержка сотрудничества с северным федеральным университетом им. М.В. Ломоносова (САФУ) и Новодвинским индустриальным техникумом (НИТ) для подготовки кадров
Использование внутренней системы обучения и повышения квалификации персонала на основе онлайн-платформы, сотрудничество с образовательными центрами
Разработка обучающих роликов и онлайн курсов на собственной платформе, сотрудничество с образовательными центрами
Принцип реализации обучения
Отправка сотрудников – руководителей различных звеньев в передовые вузы (в первую очередь ВШЭ), специалистов и рядовых сотрудников в колледжи и лицеи на повышение квалификации, активное использование собственных онлайн курсов, роликов и менторов для обучения большего числа сотрудников
Отправка на обучение и повышение квалификации управленческих кадров высшего и среднего звена в САФУ, рядовых сотрудников в НИТ
Отправка руководителей и ключевых сотрудников в в образовательные центры Уральского региона и Санкт-Петербурга;
Прохождение рядовыми сотрудниками онлайн-курсов на собственной платформе
Отправка топ менеджеров и начальников бизнес-единиц в вузы для повышения квалификации (ВШБ ВШЭ); Разработка собственных курсов, прохождение их рядовыми сотрудниками
Частота обучения, раз в год
1/2/4
1/2
1/2/4/12
1/2/4
Сложность реализации
Средняя
Низкая
Средняя
Средняя
Размер компании, которая может унаследовать подход
Крупная, средняя
Крупная, средняя, малая
Средняя, крупная
Крупная, средняя
Способ организации обучающего процесса
Сверху вниз
Сверху вниз, на низах
Сверху вниз
Сверху вниз
Источник: составлено авторами по материалам [8–13].

Таким образом, все рассмотренные предприятия применяют компетентностный подход к обучению персонала, следовательно, оптимальным подходом к корпоративному обучению сотрудников на предприятиях лесной промышленности является компетентностный подход поскольку он достаточно прост и зарекомендовал себя как отличный способ корпоративного обучения, в том числе в инновационных компаниях. Однако стоит отметить, что для каждого предприятия компетентностный подход характеризуется собственным набором уникальных компетенций, а также способом реализации (частота обучения, подход и способ организации обучающего процесса, принцип реализации обучения и т. д.).

Для того чтобы построить матрицу компетенций, в первую очередь необходимо определить навыки, необходимые для работы с цифровыми технологиями на предприятиях лесной промышленности. Необходимые навыки, связанные с работой с цифровыми технологиями в лесной промышленности, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Необходимые навыки, связанные с работой с цифровыми технологиями в лесной промышленности

Наименование навыка
Описание навыка
Возможные цифровые технологии, с которыми необходимо будет работать
Навык 1
Понимание существующих цифровых технологий и принципа их работы в лесной промышленности
-
Навык 2
Умение работать с программными решениями на основе цифровых технологий
ERP/MES/CAD/GPS/1C/Кросс функциональные мобильные приложения
Навык 3
Умение работать с аппаратными решениями на основе цифровых технологий
Дроны, устройства 3D-моделирования, датчики промышленного Интернета вещей, устройства на основе искусственного интеллекта и компьютерного зрения, лазерные системы сканирования, системы на основе машинного и глубокого обучения, системы на основе технологий больших данных, системы цифровых двойников, системы виртуальной и дополненной реальности
Навык 4
Умение работать с робототехническими решениями на основе цифровых технологий
Робототехнические комплексы на основе систем искусственного интеллекта, машинного и глубокого обучения с интегрированной системой цифровых двойников
Навык 5
Умение работать с автономными и полуавтономными машинами на основе цифровых технологий
Полуавтономные машины на основе систем дистанционного управления и дополненной реальности, автономные машины на основе систем дополненной реальности и цифровых двойников
Навык 6
Умение собирать и анализировать информацию о работе цифровых технологий в трудовой деятельности
Системы на основе технологий больших данных и облачных вычислений, цифровых двойников
Навык 7
Умение хранить и обслуживать аппаратные решения на основе цифровых технологий
Возможные цифровые технологии, с которыми необходимо будет работать, указанные в навыке 3
Навык 8
Умение хранить и обслуживать робототехнические решения на основе цифровых технологий
Возможные цифровые технологии, с которыми необходимо будет работать, указанные в навыке 4
Навык 9
Умение хранить и обслуживать автономные и полуавтономные машины на основе цифровых технологий
Возможные цифровые технологии, с которыми необходимо будет работать, указанные в навыке 5
Источник: составлено авторами по материалам [14] (Kravchenko, Burtsev, 2022).

Стоить отметить, что помимо необходимых навыков, в таблице 2 также были представлены возможные цифровые технологии, которые будут присущи определенному навыку. В общем виде необходимые навыки представляют собой в первую очередь прикладные умения – умение работать с технологиями и обслуживать их, а также знания о принципе работы существующих цифровых технологий в лесной промышленности.

На основе навыков, представленных в таблице 2, а также на основе имеющихся должностей (и функций) на предприятиях лесной промышленности [15, 16] построим матрицу компетенций сотрудников для предприятий лесной промышленности в рамках работы с цифровыми технологиями, в которой будут перечислены только те должности (и функции), которые будут напрямую задействованы и взаимосвязаны при работе с цифровыми технологиями. Методика назначения целевых оценок навыка следующая: от 0 до 3, где 0 – указанный навык не требуется, 1 – требуется поверхностное знание, 2 – требуется продвинутое владение навыком. После постановок оценок рассчитывается итоговая оценка по разделу 0 – сумма статей в разделе, а затем по такому же принципу промежуточные итоги разделов 1, 2.1, 2.2, 2.3. Поскольку раздел 0 является общим для разделов 1, 2.1, 2.2, 2.3, то для того чтобы найти итоговые оценки по разделам 1, 2.1, 2.2, 2.3, необходимо суммировать итог раздела 0 и промежуточный итог рассматриваемого раздела. Для оценки комплексного внедрения технологий на предприятии лесной промышленности, в которое включены и лесозаготовительная, и деревообрабатывающая деятельность, необходимо суммировать итоговую оценку по разделу 0 и все промежуточные итоги каждого из разделов 1, 2.1, 2.2, 2.3. В результате получим итоговую оценку по всем промежуточным итогам разделов (1, 2.1, 2.2, 2.3.) с учетом раздела 0, дающую информацию о том, какие навыки нужны при комплексном внедрении цифровых технологий на предприятии лесной промышленности с лесозаготовительной и деревообрабатывающей деятельностью. Итоговая матрица компетенций представлена в таблице 3.

Таблица 3

Матрица компетенций сотрудников для предприятий лесной промышленности в рамках работы с цифровыми технологиями


Необходимые навыки, связанные с работой с цифровыми технологиями
Навык 1
Навык 2
Навык 3
Навык 4
Навык 5
Навык 6
Навык 7
Навык 8
Навык 9
Наименование должности (функция)
Целевая оценка навыка
Раздел 0. Общие для лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности
Генеральный директор/исполнительный директор (управление организацией)
2
2
1
1
1
1
1
1
1
Контролер качества и учета продукции (контроль качества и учет продукции)
2
2
0
0
0
0
0
0
0
Инженер-программист (настройка и обслуживание программных и аппаратных цифровых систем)
1
2
2
1
1
0
2
1
1
Инженер-электромеханик (ремонт и обслуживание аппаратных цифровых систем)
1
1
2
1
1
0
2
1
1
Аналитик больших данных (сбор и анализ данных автоматизированных систем, маркетинговый анализ)
2
2
1
1
1
2
0
0
0
Оператор станков/комплексов с программным управлением (производство продукции)
1
2
2
2
0
1
2
2
0
Остальные сотрудники (обеспечение функционирования организации)
1
1
0
0
0
0
0
0
0
Итоговая оценка по разделу 0
10
12
8
6
4
4
7
5
3
Раздел 1. Лесозаготовительная промышленность (в т.ч выполнение лесохозяйственных мероприятий)
Лесоинженер (отвод и таксация лесосек, анализ и планирование лесозаготовок, организация заготовки и вывозки древесины)
1
1
2
0
0
1
2
0
0
Оператор лесозаготовительных машин (рубка, трелевка, погрузка)
1
1
1
0
2
1
1
0
2
Слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования
1
1
2
0
2
1
2
0
2
Промежуточный итог раздела 1
3
3
5
0
4
3
5
0
4
Итоговая оценка по разделу 1 (с учетом раздела 0)
13
15
13
6
8
7
12
5
7
Раздел 2.1. Деревообрабатывающая промышленность (первичная обработка – производство пиломатериалов)
Оператор сушильных установок (сушка пиломатериалов)
1
1
2
2
0
1
2
2
0
Оператор установок и линий обработки пиломатериалов (обработка пиломатериалов)
1
1
2
2
0
1
2
2
0
Отделочник изделий из древесины (дизайн пиломатериалов)
1
2
2
1
0
1
2
1
0
Промежуточный итог раздела 2.1
3
4
6
5
0
3
6
5
0
Итоговая оценка по разделу 2.1 (с учетом раздела 0)
13
16
14
11
4
7
13
10
3
Раздел 2.2. Деревообрабатывающая промышленность (вторичная обработка – лесохимическая промышленность)
Аппаратчик выпаривания (выпаривание отходов лесозаготовки – опилок, стружки)
1
1
2
0
0
1
2
0
0
Аппаратчик перегонки (перегонка выпаренных отходов лесозаготовки)
1
1
2
0
0
1
2
0
0
Бондарь-укупорщик (укупорка и откупорка емкостей с отходами лесозаготовки, слежение за показаниями емкости)
1
1
2
0
0
1
2
0
0
Лаборант химического анализа (анализ и определение состава продукции)
1
1
2
0
0
2
2
0
0
Промежуточный итог раздела 2.2
4
4
8
0
0
5
8
0
0
Итоговая оценка по разделу 2.2 (с учетом раздела 0)
14
16
16
6
4
9
15
5
3
Раздел 2.3. Деревообрабатывающая промышленность (вторичная обработка – целлюлозно-бумажная и мебельная промышленность)
Дизайнер мебельных изделий (дизайн мебели)
1
2
2
0
0
1
2
0
0
Оператор автоматических и полуавтоматических линий резки бумаги, картона и целлюлозы (резка бумаги, картона, целлюлозы)
1
1
2
2
0
1
2
2
0
Оператор комплексов сборки изделий из древесины (сборка мебели)
1
1
2
2
0
1
2
2
0
Промежуточный итог раздела 2.3
3
4
6
4
0
3
6
4
0
Итоговая оценка по разделу 2.3 (с учетом раздела 0)
13
16
14
10
4
7
13
9
3
Итоговая оценка по всем промежуточным итогам разделов (1, 2.1, 2.2, 2.3.) с учетом раздела 0
23
27
33
15
8
18
32
14
7
Источник: составлено авторами.

Таким образом, таблица 3 показывает, что при комплексном внедрении цифровых технологий на предприятии лесной промышленности полного цикла (в лесозаготовке и деревообработке) наиболее значимыми являются навык 3 – умение работать с аппаратными решениями на основе цифровых технологий, поскольку аппаратные технологии составляют большинство технологических решений и наиболее используемые на практике в рамках внедрения цифровых технологий, следом идет закономерный навык 7 – умение хранить и обслуживать аппаратные решения на основе цифровых технологий в связи с необходимостью качественно обслуживать технологические решения. Навык 2 – умение работать с программными решениями на основе цифровых технологий – располагается на третьей позиции, поскольку является необходимым фундаментом для связи всех цифровых технологий между собой, а навык 1 – понимание существующих цифровых технологий и принципа их работы в лесной промышленности необходим для четкого понимания имеющихся цифровых решений у фирмы и понимания того, что фирма идет в ногу с инновациями, куда она движется и чего желает достигнуть.

Приоритет требуемых навыков, с учетом поставленных оценок в таблице 3, в зависимости от направления деятельности предприятия лесной промышленности представлен в таблице 4.

Таблица 4

Приоритет требуемых навыков на предприятиях лесной промышленности

Направление деятельности
Приоритет 1
Приоритет 2
Приоритет 3
Лесозаготовительная промышленность (в т.ч выполнение лесохозяйственных мероприятий)
Навык 2
Навык 1 и 3
Навык 7
Деревообрабатывающая промышленность (Первичная обработка – производство пиломатериалов)
Навык 2
Навык 3
Навык 1 и 7
Деревообрабатывающая промышленность (Вторичная обработка – лесохимическая промышленность)
Навык 2 и 3
Навык 7
Навык 1
Деревообрабатывающая промышленность (Вторичная обработка – целлюлозно-бумажная и мебельная промышленность)
Навык 2
Навык 3
Навык 1 и 7
Предприятие лесной промышленности полного цикла
Навык 3
Навык 7
Навык 2
Источник: составлено авторами.

Приоритеты 1, 2, 3 (табл. 4) не говорят о приоритетном порядке развития указанных в их рамках компетенциях, а говорят в первую очередь о значимости данных навыков в общей архитектуре навыков организации, то есть приоритеты показывают те навыки, которые будут наиболее востребованы при работе с цифровыми технологиями и качество развития которых у сотрудника будет в большей степени влиять на производительность труда, качество продукции, на общий результат деятельности лесопромышленного предприятия, использующего цифровые технологии в производственной деятельности.

Матрица компетенций (табл. 3) нацелена на ее использование, в первую очередь при комплексном внедрении цифровых технологий на предприятии лесной промышленности полного цикла (имеется лесозаготовительная и комплексная деревообрабатывающая деятельность (первичная обработка – заготовка пиломатериалов, вторичная обработка – целлюлозно-бумажная и мебельная промышленность, лесохимия). Однако при этом ее можно использовать и при конкретных видах деятельности – лесозаготовке или деревообработке (первичная или вторичная). Следовательно, если рассмотрим итоговые оценки по разделам 1, 2.1, 2.2, 2.3 (табл. 3), то последует вывод, что самым необходимым и приоритетным умением для каждой из отрасли (лесозаготовка, деревообработка (заготовка пиломатериалов), деревообработка (лесохимическая промышленность) и деревообработка (целлюлозно-бумажная и мебельная промышленность)) будет являться навык 2 – умение работать с программными решениями на основе цифровых технологий (табл. 4), поскольку как и упомянуто выше, программные решения являются основой для внедрения цифровых технологий и их связующим звеном.

Заключение

Проведенное исследование позволило определить, что оптимальным подходом к корпоративному обучению сотрудников на предприятиях лесной промышленности является компетентностный подход, поскольку он достаточно прост, распространен на предприятиях и зарекомендовал себя как отличный способ корпоративного обучения в условиях инновационного развития организации. В зависимости от специфики предприятий лесной промышленности, набор приоритетных навыков будет отличаться. На предприятии лесной промышленности полного цикла будет в первую очередь необходим навык умения работать с аппаратными решениями на основе цифровых технологий ввиду их технологической важности и наличия в общей системе предприятия лесной промышленности полного цикла (от лесозаготовки до деревообработки). Если рассматривать отрасли лесной промышленности по отдельности, то для каждой отрасли важно умение работать с программными решениями на основе цифровых технологий, поскольку это базовые цифровые решения, составляющие основу современных технологий каждого отдельного предприятия лесной промышленности.


Источники:

1. Лутченко В.Г., Хорев А.И., Житинская Л.О., Паршин Н.М., Ионов С.В. Роль персонала в развитии инновационных процессов предприятия // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2020. – № 4(86). – c. 292-296. – doi: 10.20914/2310-1202-2020-4-292-296.
2. Németh Eszter, Németh Kornél, Szép Károly The Development of Competencies for Employability Digital Competencies: Influence of the Industry 4.0 concept on digital competencies // GiLE Journal of Skills Development. – 2021. – № 1. – p. 68-81. – doi: 10.52398/gjsd.2021.v1.i2.pp68-81.
3. Тимохина О.А. Проблемы кадрового обеспечения лесопромышленного комплекса в условиях цифровизации экономики Российской Федерации // Повышение эффективности управления устойчивым развитием лесопромышленного комплекса: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г.Ф. Морозова. Воронеж, 2020. – c. 510-514.– doi: 10.38006/907345-73-7.2020.510.514.
4. Apraiz Julen, Antonio Jesús The mediating role of personnel training between innovation and performance: Evidence from the German pharmaceutical industry // Cuadernos de Gestión. – 2020. – № 3. – doi: 10.5295/cdg.180990jc.
5. Назарова Л.И., Комендантова Ю.С. Методологические подходы к моделированию корпоративного обучения сотрудников инновационной организации // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». – 2013. – № 4(60). – c. 138-142.
6. Ладыкова О.В., Сидорина Е.В., Сарычева М.А. Концептуальные подходы к развитию профессиональной компетентности у сотрудников организации с использованием инновационных форм обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-1. – c. 372-376.
7. Kropivšek Jože, Zupančič Anton Development of Competencies in the Slovenian Wood-Industry // Dynamic Relationships Management Journal. – 2016. – № 5. – p. 3-20. – doi: 10.17708/DRMJ.2016.v05n01a01.
8. Обучение и развитие. Группа «Илим». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilimgroup.ru/career/obuchenie (дата обращения: 21.11.2022).
9. Корпоративный университет. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilimgroup.ru/career/universitet (дата обращения: 21.11.2022).
10. АЦБК и региональные образовательные учреждения внедряют новую модель системы профессиональной подготовки кадров. Пресс-центр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.appm.ru/press-center/atsbk-i-regionalnye-obrazovatelnye-uchrezhdeniya-vnedryayut-novuyu-model-sistemy-professionalnoy-pod/ (дата обращения: 21.11.2022).
11. «Свеза» обучает и развивает. Sveza.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sveza.ru/press/news/sveza-obuchaet-i-razvivaet/ (дата обращения: 21.11.2022).
12. Сегежский цбк. Предприятия ПАО «Сегежа Групп» Segezha Group PJSC. [Электронный ресурс]. URL: https://segezha-group.com/about/factory/scbk/ (дата обращения: 22.11.2022).
13. Segezha Group обучает стратегический кадровый резерв. МК Красноярск. [Электронный ресурс]. URL: https://kras.mk.ru/economics/2022/05/30/segezha-group-obuchaet-strategicheskiy-kadrovyy-rezerv.html (дата обращения: 22.11.2022).
14. Кравченко П.П., Бурцев Д.С. Цифровые технологии в лесной промышленности: перспективы и барьеры // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1029-1050. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114874.
15. СВОДНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ профессий работающих в лесной промышленности и лесном хозяйстве с указанием групп производственных процессов и необходимых специальных санитарно-бытовых помещений и устройств. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/9015835 (дата обращения: 03.12.2022).
16. Приказ Рослесхоза от 20.01.2020 N 9 Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством лесного хозяйства, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и признании утратившим силу приказа Рослесхоза от 07.09.2018 N 736. Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosleskhoza-ot-20012020-n-9-ob-utverzhdenii-perechnja (дата обращения: 06.12.2022).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:44:14