Вступление России в ВТО: предложения по оптимизации отрицательных последствий

Костылева С.О.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (5), Июнь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289213
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье дается оценка последствиям вступления России в ВТО для отдельных отраслей экономики. Также предлагаются конкретные меры политики, нацеленной на оптимизацию последствий вступления России в ВТО.

Ключевые слова: либерализация, всемирная торговая организация, несырьевой экспорт



Летом 2012 года после 18 лет переговорного процесса Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Результаты оценки последствий вступления России в ВТО в масштабах экономики всей страны указывают на общий положительный эффект. Суммарный эффект от изменения тарифов и улучшения условий доступа российских произво­дителей на зарубежные рынки составит в краткосрочной перспективе 0,5 % от уровня агрегированного потребления в стране.

Эффект неравномерно распределен между отраслями экономики. В масштабе всей страны наибольший рост объема производства ожидается в цветной металлургии (14,45 %, в процентах от уровня базового года), в черной металлургии (3,63 %), в химическом и нефтехимическом производстве (2,05). Наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и произ­водство изделий из дерева (-6,74 %, в процентах от уровня базового года), легкая промышленность (-4,35 %) и машиностроение (-2,77 %).

Однако необходимо иметь в виду, что в целом позитивное или нейтральное влияние вступления в ВТО на экономику России и ее отрасли может значительно варьироваться на региональном уровне как в положительную, так и в отри­цательную сторону. Ключевыми параметрами, определяю­щими характер такого влияния, являются структуры издержек отрасли на уровне региона, а также величина транспортных и торговых расходов. Масштаб вариации эффектов еще больше увеличивается, когда мы переходим на уровень муниципалитетов. В значи­тельном числе моногородов России произойдет снижение спроса, подобное тому, которое наблюдалось во время кризиса 2008-2009 годов.

Для того чтобы вступление в ВТО принесло стране макси­мальные выгоды при минимальных потерях, действия правительства должны включать в себя как меры, нацелен­ные на быструю и безболезненную реструктуризацию неконкурентоспособных отраслей российской экономики, так и меры, реализация которых усилит положительное влияние членства во Всемирной торговой организации [1].

Необходимо уже сегодня принимать системные меры, направленные на снижение возможного отрицательного воздействия вступления России в ВТО. Для минимизации потерь, в первую очередь, необходимы меры, направлен­ные на ускорение процесса перемещения рабочей силы из неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те отрасли и регионы, которые имеют потенциал роста. Особое внимание должно быть уделено проблеме моногородов, градообразующие предприятия которых работают в отрас­лях, характеризующихся высокой степенью риска снижения объема производства. Важным принципом политики должна быть нейтральность осуществляемых мер в отноше­нии поддержки определенных отраслей. Меры социальной политики с учетом принципов пространственного размеще­ния производства должны составить основу политики, направленной на смягчение отрицательных последствий [2].

Для усиления положительного влияния вступления России в ВТО необходимо, во-первых, увеличивать потенциал российского несырьевого экспорта путем снижения барьеров, препятствующих выходу российских компаний на зарубежные рынки, и принятия мер поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО. Опыт Китая и ряда других ориентированных на экспорт стран указывает на значитель­ный потенциал развития, заложенный в политике продви­жения экспорта. Вступление России в ВТО является важным и необходимым условием для того, чтобы данный механизм развития стал доступен и для российской экономики. При этом нужно иметь в виду, что речь не идет о прямых мерах государственной финансовой поддержки экспорта – ВТО запрещает применение большинства таких мер. Однако значительные издержки экспортеров связаны с другими факторами (информационными, лицензионными, таможен­ными, административными, инфраструктурными и т.п.), в отношении которых ВТО не только не ограничивает меры государственной поддержки, но и даже стимулирует их.

Во-вторых, положительное воздействие вступления России в ВТО связано с ростом объема поступающих в страну прямых иностранных инвестиций. Опыт государств, вступивших в ВТО ранее, и оценки последствий присоеди­нения России к ВТО указывают на то, что прямые иностран­ные инвестиции в либерализуемые сектора услуг могут обеспечить в долгосрочной перспективе рост объема производства в стране до 11 % ВВП. Для усиления этих эффектов органы власти всех уровней должны рассматри­вать задачу улучшения инвестиционного климата в каче­стве основного приоритета экономической политики [3].

Конкретные меры политики, нацеленной на оптимизацию последствий вступления России в ВТО, должны включать следующее.

¾ Реструктуризация градообразующих предприятий в моногородах, находящихся в зоне риска, с последую­щим выводом непрофильных активов и их приватизацией.

¾ Развитие транспортной инфраструктуры, инфраструкту­ры связи и почты для снижения издержек обеспечения связи городов и населенных пунктов в зоне повышенно­го риска с другими регионами страны и зарубежными странами.

¾ Создание стимулов для прихода крупных инвесторов в регионы и города в зоне повышенного риска. На пред­приятия крупного бизнеса (как в промышленном производстве, так и в банковском секторе), работающие в рамках госзаказа любого рода, должны быть возложе­ны обязательства, которые предусматривают приобрете­ние товаров и услуг у компаний малого и среднего бизнеса в проблемных регионах и городах.

¾ Обеспечение доступа к финансированию для представи­телей малого и среднего бизнеса в проблемных регионах и городах.

¾ Обучение и переобучение жителей проблемных городов и регионов. Необходимо значительное развитие челове­ческого капитала для того, чтобы сделать эти города и регионы более привлекательными для инвесторов.

¾ Поддержка экспорта на уровне субъектов Российской Федерации может быть реализована в рамках региональ­ных программ развития малого и среднего предпринима­тельства, которые на данный момент утверждены в большинстве субъектов.

¾ Снижение административных барьеров, связанных с прохождением экспортерами таможенных процедур. Основными направлениями совершенствования тамо­женных процедур должны стать сокращение количества документов до минимального уровня, упрощение порядка оформления экспортных разрешительных документов, оптимизация сроков таможенного оформле­ния и выдачи разрешений на вывоз и временный ввоз-вывоз товаров на гарантийный ремонт.

¾ Улучшение налогового администрирования и совершен­ствование процедуры возмещения НДС по экспортным поставкам.

¾ Улучшение бизнес-климата в стране и регионах путем снижения административных барьеров, осуществления инвестиций в инфраструктуру, борьбы с коррупцией, обеспечения условий равной конкуренции для всех хозяйственных субъектов и т. п.

Заключение

Таким образом, для того чтобы вступление в ВТО прошло с наименьшими потерями для российской экономики, необходимо, чтобы на всех уровнях власти были приняты соответствующие меры. Они должны быть нацелены на снижение издержек и преимущественное развитие конкурентоспособных отраслей и предприятий, а также на переориентацию тех из них, конкурентоспособность которых невозможна в рамках существующего мирового разделения труда.


Источники:

1. Осипов А.Ю. Вступление во всемирную торговую организацию: плюсы и минусы для России // Российское предпринимательство. — 2012. — № 15 (213). — с. 4-10. — URL: http://bgscience.ru/lib/7627/
2. Дробот Е.В., Шлепова К.О. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (4). — doi: 10.18334/.37336
3. Шлепова К.О. Анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота России // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (4). — doi: 10.18334/.37341

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:53:36