Вступление России в ВТО: предложения по оптимизации отрицательных последствий
Костылева С.О.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (5), Июнь 2013
Цитировать:
Костылева С.О. Вступление России в ВТО: предложения по оптимизации отрицательных последствий // Экономические отношения. – 2013. – Том 1. – № 1. – С. 3-6.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289213
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье дается оценка последствиям вступления России в ВТО для отдельных отраслей экономики. Также предлагаются конкретные меры политики, нацеленной на оптимизацию последствий вступления России в ВТО.
Ключевые слова: либерализация, всемирная торговая организация, несырьевой экспорт
Летом 2012 года после 18 лет переговорного процесса Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Результаты оценки последствий вступления России в ВТО в масштабах экономики всей страны указывают на общий положительный эффект. Суммарный эффект от изменения тарифов и улучшения условий доступа российских производителей на зарубежные рынки составит в краткосрочной перспективе 0,5 % от уровня агрегированного потребления в стране.
Эффект неравномерно распределен между отраслями экономики. В масштабе всей страны наибольший рост объема производства ожидается в цветной металлургии (14,45 %, в процентах от уровня базового года), в черной металлургии (3,63 %), в химическом и нефтехимическом производстве (2,05). Наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева (-6,74 %, в процентах от уровня базового года), легкая промышленность (-4,35 %) и машиностроение (-2,77 %).
Однако необходимо иметь в виду, что в целом позитивное или нейтральное влияние вступления в ВТО на экономику России и ее отрасли может значительно варьироваться на региональном уровне как в положительную, так и в отрицательную сторону. Ключевыми параметрами, определяющими характер такого влияния, являются структуры издержек отрасли на уровне региона, а также величина транспортных и торговых расходов. Масштаб вариации эффектов еще больше увеличивается, когда мы переходим на уровень муниципалитетов. В значительном числе моногородов России произойдет снижение спроса, подобное тому, которое наблюдалось во время кризиса 2008-2009 годов.
Для того чтобы вступление в ВТО принесло стране максимальные выгоды при минимальных потерях, действия правительства должны включать в себя как меры, нацеленные на быструю и безболезненную реструктуризацию неконкурентоспособных отраслей российской экономики, так и меры, реализация которых усилит положительное влияние членства во Всемирной торговой организации [1].
Необходимо уже сегодня принимать системные меры, направленные на снижение возможного отрицательного воздействия вступления России в ВТО. Для минимизации потерь, в первую очередь, необходимы меры, направленные на ускорение процесса перемещения рабочей силы из неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те отрасли и регионы, которые имеют потенциал роста. Особое внимание должно быть уделено проблеме моногородов, градообразующие предприятия которых работают в отраслях, характеризующихся высокой степенью риска снижения объема производства. Важным принципом политики должна быть нейтральность осуществляемых мер в отношении поддержки определенных отраслей. Меры социальной политики с учетом принципов пространственного размещения производства должны составить основу политики, направленной на смягчение отрицательных последствий [2].
Для усиления положительного влияния вступления России в ВТО необходимо, во-первых, увеличивать потенциал российского несырьевого экспорта путем снижения барьеров, препятствующих выходу российских компаний на зарубежные рынки, и принятия мер поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО. Опыт Китая и ряда других ориентированных на экспорт стран указывает на значительный потенциал развития, заложенный в политике продвижения экспорта. Вступление России в ВТО является важным и необходимым условием для того, чтобы данный механизм развития стал доступен и для российской экономики. При этом нужно иметь в виду, что речь не идет о прямых мерах государственной финансовой поддержки экспорта – ВТО запрещает применение большинства таких мер. Однако значительные издержки экспортеров связаны с другими факторами (информационными, лицензионными, таможенными, административными, инфраструктурными и т.п.), в отношении которых ВТО не только не ограничивает меры государственной поддержки, но и даже стимулирует их.
Во-вторых, положительное воздействие вступления России в ВТО связано с ростом объема поступающих в страну прямых иностранных инвестиций. Опыт государств, вступивших в ВТО ранее, и оценки последствий присоединения России к ВТО указывают на то, что прямые иностранные инвестиции в либерализуемые сектора услуг могут обеспечить в долгосрочной перспективе рост объема производства в стране до 11 % ВВП. Для усиления этих эффектов органы власти всех уровней должны рассматривать задачу улучшения инвестиционного климата в качестве основного приоритета экономической политики [3].
Конкретные меры политики, нацеленной на оптимизацию последствий вступления России в ВТО, должны включать следующее.
¾ Реструктуризация градообразующих предприятий в моногородах, находящихся в зоне риска, с последующим выводом непрофильных активов и их приватизацией.
¾ Развитие транспортной инфраструктуры, инфраструктуры связи и почты для снижения издержек обеспечения связи городов и населенных пунктов в зоне повышенного риска с другими регионами страны и зарубежными странами.
¾ Создание стимулов для прихода крупных инвесторов в регионы и города в зоне повышенного риска. На предприятия крупного бизнеса (как в промышленном производстве, так и в банковском секторе), работающие в рамках госзаказа любого рода, должны быть возложены обязательства, которые предусматривают приобретение товаров и услуг у компаний малого и среднего бизнеса в проблемных регионах и городах.
¾ Обеспечение доступа к финансированию для представителей малого и среднего бизнеса в проблемных регионах и городах.
¾ Обучение и переобучение жителей проблемных городов и регионов. Необходимо значительное развитие человеческого капитала для того, чтобы сделать эти города и регионы более привлекательными для инвесторов.
¾ Поддержка экспорта на уровне субъектов Российской Федерации может быть реализована в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, которые на данный момент утверждены в большинстве субъектов.
¾ Снижение административных барьеров, связанных с прохождением экспортерами таможенных процедур. Основными направлениями совершенствования таможенных процедур должны стать сокращение количества документов до минимального уровня, упрощение порядка оформления экспортных разрешительных документов, оптимизация сроков таможенного оформления и выдачи разрешений на вывоз и временный ввоз-вывоз товаров на гарантийный ремонт.
¾ Улучшение налогового администрирования и совершенствование процедуры возмещения НДС по экспортным поставкам.
¾ Улучшение бизнес-климата в стране и регионах путем снижения административных барьеров, осуществления инвестиций в инфраструктуру, борьбы с коррупцией, обеспечения условий равной конкуренции для всех хозяйственных субъектов и т. п.
Заключение
Таким образом, для того чтобы вступление в ВТО прошло с наименьшими потерями для российской экономики, необходимо, чтобы на всех уровнях власти были приняты соответствующие меры. Они должны быть нацелены на снижение издержек и преимущественное развитие конкурентоспособных отраслей и предприятий, а также на переориентацию тех из них, конкурентоспособность которых невозможна в рамках существующего мирового разделения труда.
Источники:
2. Дробот Е.В., Шлепова К.О. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (4). — doi: 10.18334/.37336
3. Шлепова К.О. Анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота России // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (4). — doi: 10.18334/.37341
Страница обновлена: 26.07.2024 в 23:26:58