Развитие предпринимательской деятельности в индустрии гостеприимства

Ковальчук А.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (213), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируются основные проблемы развития предпринимательской деятельности в индустрии гостеприимства. Рассматриваются специфические особенности организации предпринимательской деятельности в отрасли, даются рекомендации по антикризисному управлению.

Ключевые слова: инвестиции, антикризисное управление, параметры финансового состояния предприятия, срок окупаемости инвестиций, кризисные явления в экономике, успех предпринимательской деятельности



Основная составляющая успеха предпринимательской деятельности в индустрии гостеприимства заключается в технико-экономическом обосновании на предприятиях предстоящих целей, задач и оценке эффективности инвестиционных решений, выбора наилучших способов их осуществления при условии ограниченности ресурсов. На сегодняшнем этапе развития для большинства российских предпринимателей главной задачей является выгодное привлечение и эффективное использование финансовых средств с учетом факторов времени, рисков, инфляции и т.д. Принятием своих управленческих решений предприниматели обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе реализации инвестиционных намерений, на достижение поставленных целей. Таким образом, организация предпринимательской деятельности предусматривает не только управление инвестициями, но и ориентацию участников предпринимательской деятельности на реализацию принятых решений. Факторы, тормозящие развитие индустрии гостеприимства Развитие предпринимательства в индустрии гостеприимства в России всегда сопровождалось с целым рядом проблем экономического и политического характера [12]. Среди множества проблем самыми распространенными является частые изменения в законодательстве, высокие банковские проценты, отсутствие страхования предпринимательских рисков. Характер предпринимательского потенциала индустрии гостеприимства в России обусловлен переходным состоянием российской экономики, для которой характерно проявление ряда факторов, тормозящих развитие предпринимательства в отрасли: − кризисные явления в экономике (так в кризисный 2009 г. в России загрузка отелей упала на 22,8%, по сравнению с 2008 г. [11]); − несовершенство законодательства (нестабильность законодательной базы − происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий); − несовершенство налоговой системы (уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для вновь создающихся предприятий ограничен); − безопасность деятельности предприятия (развитие предпринимательства в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона); − длительный срок окупаемости инвестиций в объекты индустрии гостеприимства (от 7 до 10 лет [1, 8]); − проблемы финансирования проектов из-за сложности получения земельных участков (неопределенность инвестиционных затрат при оформлении землеотводной документации и других разрешающих документов); − недостаточность или дороговизна банковских кредитов; − нехватка и текучесть квалифицированных кадров в отрасли; − неравномерное распределение гостиничного фонда в пользу крупных городов (предпринимателей интересуют объекты капиталовложений в крупных городах, где инвестиции окупаются быстрее и приносит большие доходы). Управление бизнесом в условиях меняющейся среды Особенностью развития отечественного предпринимательства в индустрии гостеприимства являются ограниченность собственных ресурсов и риски в конкурентной борьбе с зарубежными гостиничными сетями. Отсутствие достаточных стартовых капиталов усугубляется сложностью получения кредитов. Большинство банков предпочитает работать с крупными заемщиками, имеющими достаточное залоговое обеспечение. Поэтому для отечественных предпринимателей поиск долгосрочных финансовых ресурсов для реализации инфраструктурных проектов является довольно сложной задачей. Обеспечение кредитами представляется возможным в большей степени для предприятий, имеющих финансовую устойчивость и занимающих стабильное положение на рынке услуг. Российское предпринимательство существует не более двадцати лет, и устойчивых, действительно успешных предприятий, имеющих сложившуюся репутацию и кредитную историю, не так уж и много. Предоставлению же кредита предшествует большая подготовительная работа, направленная на получение максимально полной информации о потенциальном заемщике. В целом, анализируя сложившуюся ситуацию в стране, можно сделать вывод, развитие предпринимательства в индустрии гостеприимства представляет собой сложный и трудоемкий процесс, сопровождающийся многочисленными проблемами, встречающимися на его пути. С развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности и изменчивости экономической среды, что порождает неясность и неуверенность в получении ожидаемого результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства. В такой ситуации предприятия, работающие в условиях рыночной экономики, должны обладать большой гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение макроэкономической среды. В современной предпринимательской деятельности частота обновления технологий и методов ведения бизнеса подразумевает его постоянное движение и развитие, отсутствие изменений практически всегда приводит к кризису. Главной задачей управления предприятием в таких условиях является реализация мероприятий по поддержанию их финансового положения и укрепление конкурентного потенциала, а основным средством реализации – осуществление изменений. Признаки ухудшения финансового состояния предприятия Параметры финансового состояния предприятия – одна из наиболее часто встречающихся причин упадка предпринимательской активности [9]. Речь идет о необходимости непрерывном режиме проводить анализ динамики финансового состояния предприятия, обращая особенное внимание на следующие тревожные сигналы: − увеличение затрат на производство услуг − предприятие, затраты которого превышают затраты конкурентов, всегда будет находиться в проигрышном состоянии; − необоснованный рост расходов предприятия (представительских, на командировки, участие в нерентабельных проектах, покупка дорогостоящего оборудования и т.п.); − хроническая нехватка оборотных средств финансирования операционной деятельности отеля, нерегулярная и неполная выплата заработной платы, вынужденное использование новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях; − устойчиво низкие значения ключевых показателей деятельности отеля (прибыльность, рентабельность, уровень доходов, загрузка, средняя цена номера и т.п.) в сравнении со среднерыночными показателями; Рис. Антикризисное управление гостиничными предприятиями Image 1 − низкое значение ликвидности, неоптимальное соотношение между увеличением дебиторской задолженности, запасами продуктов на складе, уменьшением наличности, с одной стороны, и потребностями в краткосрочных финансовых ресурсах, с другой; Как показано на рис., антикризисное управление предприятием объединяет совокупность управленческих инструментов, направленных, в первую очередь, на оптимизацию бизнес-процессов и операционной деятельности с целью уменьшения всех статей затрат и увеличения поступления денежных средств, необходимых для достижения целей развития предприятия [6]. Кроме этого, необходимо проведение соответствующих мероприятий по повышению объема продаж и прибыли. В дополнение ко всему, целесообразно на постоянной основе проводить оценку финансово-экономического состояния предприятия, включая анализ показателей эффективности бизнес-процессов, ликвидности и рентабельности. Методы антикризисного управления Работа по реализации современных подходов и методов антикризисного управления может начинаться с любого элемента системы управления предприятием, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом. Наиболее общие подходы и методы антикризисного управления можно сформулировать следующим образом: − выработка стратегии развития предприятия на основе анализа его сильных и слабых сторон, охватывающей все направления его деятельности; − создание эффективного контроллингового управления, т.е. анализ показателей о финансово-хозяйственной деятельности и выявление причин отклонений их фактических значений от плановых; − реализация определенных подходов по нормированию (лимитированию) финансовых расходов и диверсификации капиталовложений, с целью уменьшения инвестиционных рисков; − совершенствование структуры управления и системы принятия решений, системы стимулирования; − система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы и новаторства. Заключение История свидетельствует, что именно в эпоху рецессий рождались компании, которые с течением времени становились мировыми брендами – лидерами в своих отраслях (Hyatt Marriott, Burger King и др.). При этом нужно отметить, что их появление не сопровождалось какими бы то ни было значительными инвестициями – эти компании появились в большей степени благодаря гибкости, упорству, новаторству и предприимчивости своих основателей. Для действующих же компаний кризис – хороший шанс избавиться от ненужных, неэффективных и вредных элементов в финансово-экономической деятельности, получив новые возможности для своего развития в будущем.


Источники:

1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // ред. РФ от 30.12.2002, (ч. I) ст. 514.
2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// СЗ РФ. 2003. № 50. ст. 4850.
3. Видовая структура основных фондов // Основные фонды. Предпринимательство / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
4. Губанов С. Новая целевая задача и условия ее решения // Экономист. − 2008. − № 3. − С. 9−14.
5. Пошлина на ввоз кондитерских изделий в Россию после вступления в ВТО станет ниже// Russian Food & Drinks № 1 (2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sanna-group.ru.
6. Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы: автореф. дис. докт. экон. наук. − М., 1997. − С.40.
7. Официальный сайт ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ascond.ru.
8. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec.

Страница обновлена: 23.11.2024 в 19:27:48