Определение современных бизнес-моделей нестандартных форм гостеприимства
Леушина О.В.1, Севрюков И.Ю.1, Зотова Е.Г.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия, Новосибирск
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Цитировать:
Леушина О.В., Севрюков И.Ю., Зотова Е.Г. Определение современных бизнес-моделей нестандартных форм гостеприимства // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 9. – С. 3379-3394. – doi: 10.18334/ce.17.9.118917.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54742062
Аннотация:
В современных условиях индустрия гостеприимства претерпевает существенные изменения. В условиях развития внутреннего туризма и ухода крупных гостиничных сетей с Российского рынка отечественные отельеры ищут новые подходы к развитию бизнеса. В статье на основе анализа текущего состояния развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации в постпандемийный период и период экономических ограничений авторами представлены возможности внедрения новых решений в деятельность современных гостиничных предприятий. Рассмотрена концепция гибридных отелей, формирование гибридных номеров – как одного из элементов третьего места для жизни, применения коворкинга для привлечения не только потенциальных гостей в отель, но и для привлечения жителей города для увеличения прибыльности отеля. Все эти решения позволят индустрии гостеприимства повысить клиентоориентированный подход к каждому гостю, качество обслуживания, повысить конкурентоспособность и уровень прибыли.
Ключевые слова: гостиничный бизнес, концепция гибридных решений, гибридные номера, коворкинг, коливинг
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в результате мировой пандемии корона вируса, а также спецоперации на Украине и последовавшими за ее началом санкциями Запада произошла тотальная трансформация не только экономики, но и образа жизни значительной части населения земного шара. Ритм жизни человека изменился кардинально, что привело к необходимости пересмотреть жизненные ценности, модели потребления, характер и формы занятости, переосмыслить возможности свободы перемещения.
В этих условиях быстрыми темпами меняется вся сфера гостеприимства, которая играет значительную роль в экономике страны. В интересах государства и бизнеса необходимо своевременно выявлять возникающие проблемы развития отрасли, разрабатывать новые подходы и формы работы, позволяющие быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям на международной и российской арене.
Значительное число исследований направлено на выявление проблем отрасли, к основным из которых можно отнести: низкий уровень инвестиций в инфраструктуру, особенно в условиях катастрофического снижения иностранных инвестиций вследствие санкций; концентрация инфраструктуры отелей в крупных центрах и низкий уровень транспортной доступности во многих регионах страны; нехватка квалифицированных кадров и, как следствие, снижение качества обслуживания; снижение уровня загрузки действующего номерного фонда и заполняемости отелей; снижение покупательной способности населения [5], [8], [9], [10].
Одним из приоритетных путей повышения эффективности предприятий сферы гостеприимства является создание и использование инновационных продуктов и услуг. Большинство исследований в этом направлении посвящены использованию информационных технологий, новых видов маркетинга и рекламы, а также инновационных технических средств, созданных для использования в других сферах деятельности [14], [17.], [13]. Гостиничный оператор Hilton Worldwide включил инновации в число четырех основных трендов развития гостиничного бизнеса в 2023 году [12]. Одним из направлений инноваций в отелях является развитие мультибрендинга, способствующего повышению разнообразия гостиничного продукта и привлечению новых целевых групп [7].
Целью исследования является анализ показателей развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации и в мире в условиях тотальных перемен, выявление угроз развития в связи с уходом иностранных компаний и определение возможных нестандартных направлений использования гостиничных площадей.
Научной новизной исследования является предложение перехода от традиционных форматов гостиничного бизнеса к разработке новых концепции, новых подходов, новых бизнес-моделей современных нестандартных форм гостеприимства для привлечения различных сегментов потребителей.
Основная часть исследования
Туристическая отрасль, а вслед за ней и гостиничный бизнес, обоснованно признаны самыми пострадавшими от пандемии секторами экономики.
В статистическом бюллетене Росстата [1] приведены данные исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) c участием экспертов Oxford Economics по вкладу сектора туризма и путешествий в мировой ВВП в последние годы (табл. 1).
Таблица 1. Туризм в мировой экономике [1]
|
2019
|
2020
|
2021
|
Мировой ВВП сектора туризма и путешествий,
в % к предыдущему году
|
103,5
|
49,6
|
121,7
|
Мировой ВВП, в % к предыдущему году
|
102,5
|
96,7
|
105,8
|
Вклад туризма в мировой ВВП, трлн долл. США
|
9,63
|
4,8
|
5,8
|
в % от мирового ВВП
|
10,3
|
5,3
|
6,1
|
Число рабочих мест в сфере туризма, млн ед.
|
333
|
271
|
289
|
в % от общего числа рабочих мест в мире
|
10,0
|
8,3
|
9,1
|
Согласно данным Всемирной туристической организации (UNWTO), в 2019 году было совершено 1,5 млрд международных туристических поездок [22]. В 2021 году туристы по всему миру совершили около 415 млн поездок, что на 4% больше, чем годом ранее, когда показатель измерялся 400 млн. Однако в сравнении с 2019 годом, когда еще не было пандемии коронавируса COVID-19, число международных туристских прибытий упало на 72%. Это сделало 2021 год худшим годом для туризма за всю историю после 2020 года, когда падение составило 73%, сообщила 18 января 2022-го UNWTO. Вклад туризма в 2021 году в мировую экономику на $1,0 трлн выше, чем 2020-м, но все еще значительно ниже допандемического значения. Кроме того, в UNWTO сообщают, что экспортные поступления от международного туризма в 2021 году превысили $700 млрд, что является небольшим улучшением по сравнению с 2020-м, но менее половины от $1,7 трлн, зарегистрированных в 2019 году. ЮНВТО оценила убытки туристической отрасли из-за пандемии коронавируса COVID-19 в $1 трлн по итогам 2020 года [2].
По данным UNWTO, в 2022 году в мире было зарегистрировано более 900 млн международных туристических поездок, что вдвое больше, чем в 2021 году [22]. Тем не менее, количество международных прибытий в 2022 году на 37% ниже, чем в допандемийном 2019 году. По оценкам экспертов UNWTO, мировой туризм продолжит восстановление в 2023 году. Согласно прогнозам, общее количество международных поездок достигнет показателей от 80% до 95% от допандемийного уровня [2].
В России также туристическая отрасль понесла значительные убытки, но потери на российском рынке благодаря поддержке государства оказались значительно меньше как в экономике, так и в структурных изменениях (табл. 2).
Таблица 2. Отдельные показатели деятельности организаций туристической индустрии РФ (по данным Росстата [4])
Показатели
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Доля валовой добавленной
стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте РФ, процентов
|
2,7
|
2,7
|
2,8
|
2,4
|
2,6
|
Валовая добавленная
стоимость туристской индустрии (в основных текущих ценах,
млрд. руб.)
|
2
242,7
|
2
490,8
|
2
789,9
|
2
324,9
|
3
169,7
|
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток,
млрд. руб.)
|
171,4
|
202,9
|
173,5
|
-216,8
|
249,8
|
Средняя
численность работников туристской индустрии, тыс
|
1 191,5
|
1 166,4
|
1 179,7
|
1 146,4
|
1 161,9
|
Число
гостиниц и аналогичные средства размещения
|
18753
|
21302
|
21312
|
20410
|
21575
|
Число номеров в
гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс.
|
508
|
585
|
593
|
583
|
620
|
Число
мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс.
|
1137
|
1299
|
1348
|
1362
|
1487
|
Численность граждан РФ,
размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, млн. (по
данным BusnesStat [5])
|
|
57,2
|
61,1
|
38,3
|
52,8
|
Численность иностранных
граждан, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс.
|
7907
|
10476
|
10681
|
2107
|
2837
|
В России гостиницы в 2020 году потеряли 28,8 млн. постояльцев из числа собственных граждан и 8,6 млн. иностранных граждан. Значительно снизилась загрузка отелей, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Отельерам пришлось приложить максимум усилий, чтобы перестроить работу, адаптироваться к глобальным переменам, вызванным локдауном. К 2022 году гостиничный бизнес акклиматизировался к новым реалиям, стал на рельсы эволюционного развития нового современного гостеприимства, в основе которого лежали технологии, процессы и инновации, порожденные условиями ограничений.
Зимой 2022 года спецоперация на Украине и последовавшие за ее началом санкции Запада вновь создали аномальную ситуацию в экономике: глобализация оказалась не благом, а тормозом ведения бизнеса. Возникла необходимость в экономической независимости, экономическом суверенитете. Эти масштабные перемены принесли новые испытания российской индустрии гостеприимства: ряд зарубежных гостиничных сетей приостановили или покинули российский рынок. По данным компании EY [11] по состоянию на февраль 2021 года в России насчитывалось 210 гостиниц под управлением международных гостиничных операторов с общим номерным фондом в количестве 43 845 номеров. Самая большая доля рынка (82%) была распределена между пятью компаниями: Accor Hotels, Hilton Worldwide, Marriott International, Radisson Hotel Group, Inter-Continental Hotels Group [11]. Международные операторы управляли значительной долей качественного номерного фонда, к которому относились сертифицированные гостиницы от 3* и выше и в которых предпочитали останавливаться иностранные туристы. В 2022 году о приостановке деятельности на территории России заявили Hilton, Marriot, IHG из группы крупнейших компаний, а также Hyatt Hotels Corporation, Best Western и Sokos Hotels [15]. Приостановка их деятельности не привела к закрытию отелей, так как большинство из них только управлялись иностранными кампаниями, но не владели ими. В результате их ухода произошла смена команды управления, а иногда и просто ребрендинг. Появились новые возможности развития у национальных гостиничных сетей и локальных операторов.
Спрос со стороны иностранных гостей значительно упал. Особенно пострадали сегмент люкс и гостиницы верхнего ценового уровня. Загрузка этих отелей по данным EMNCC упала в 2-3 раза. Санкции сказались не только на уменьшении количества потребителей услуг, но и на росте проблем в технологическом оснащении индустрии гостеприимства. Уход некоторых западных компаний, оказывающих услуги по строительству, оснащению, автоматизации, обслуживанию, продвижению и бронированию отелей привел к сложностям развития российской туристической индустрии в соответствии с передовыми мировыми трендами, ограничил доступ к ноу-хау, потребовал необходимости быстрой замены иностранных специалистов на собственные кадры. Так уход из России в 2020 году глобальных платформ бронирования Booking.com, занимавшей 77,5% рынка платформ бронирования, и AirBnB, привел к полной трансформации рынка. На передовые позиции по предоставлению бронирования вышел российский сервис Ostrovok.ru, занявший 27,9% рынка, а также наблюдался резкий рост прямого бронирования на сайтах гостиниц. В течение года этот показатель вырос с 9,3% до 29,7%. [15].
Наряду с негативными последствиями пандемии и последующими за ней событиями, появились и позитивные тенденции, а именно: экономика страны в целом, и туризм с гостиничной отраслью, в частности, взяли курс на кардинальное переосмысление ведения бизнеса, на поиск эволюционно новых путей развития, создание перспективных точек роста, развития национальных проектов, не зависящих от иностранных инвестиций и технологий. Успешная реализация поставленных задач приведет в конечном итоге к экономическому суверенитету страны и отрасли гостеприимства, снизят риски дальнейших кризисов при возникновении каких-либо новых аномальных ситуаций.
На сегодняшний день в туристической и гостиничной отраслях произошли существенные изменения, повлиявшие на формирование новых направлений в развитии бизнеса. Вынужденная смена запроса значительной части российских туристов с международного на внутренний рынок; поворот потока иностранных туристов на восточные регионы России; переход гостиниц от международных брендов к российским; увеличение локальных операторов; создание государством благоприятных условий и возможностей для появления новых гостиниц и туристических проектов. Все эти изменения требуют от бизнеса поиска принципиально новых идей и нестандартных решений для ведения и дальнейшего развития отрасли. И о том, что эти перемены уже начались, свидетельствует статистика роста объема услуг – по данным BusinesStat в 2022 г в России услугами гостиниц воспользовались 62,4 млн чел, что на 63% превысило значение 2020 г – 38,3 млн чел. [6].
В это непростое время, время жесткой экономической турбулентности, игрокам рынка приходится искать новые, порой революционно новые, подходы к ведению бизнеса. Не составляет исключения и сфера гостеприимства. Новые реалии вынуждают отельеров создавать такие проекты, которые будут обеспечивать стабильный доход, не зависимо от создавшихся условий. Этому запросу отвечает концепция гибридных решений, позволяющая обеспечить экономическую устойчивость предприятий (особенно в пиковые периоды), увеличить эффективность использования гостиничного пространства, максимально повышая при этом синергию службы продаж и удовлетворения потребностей клиентов.
Одной из составляющих данной концепции является создание гибридных отелей – такого формата гостиниц, где в одном помещении или сопряженных помещениях совмещены разные типы размещения или комбинируется предоставление гостиничных услуг, относящихся к разным форматам. Объединяются, как правило, сопредельные товарные категории, отвечающие запросу целевой аудитории. Так в одном здании возможно расположение хостела и отеля 2 звезды эконом класса, гостиниц 3 и 4 звезды, 4 и 5, апарт-отель 5 звездочная гостиница, то есть существовать гибриды могут и в премиальном сегменте, и в низко бюджетном. У гибридных отелей имеются общие зоны: сопряженное лобби, общие рестораны, конференц-залы, бизнес-центры, банкетная служба; единая система коммуникаций, единый обслуживающий персонал, один руководитель, единая система продаж. Такой формат позволяет получить максимальный доход в условиях колебания спроса. Большая или нестандартная площадь гостиницы нивелируется двумя смежными форматами обслуживания. Синергия двух категорий гостиничного сегмента обеспечивает более высокое заполнение независимо от сезонных колебаний. Отдел продаж может удовлетворить разные заявки, оптимизировать штат сотрудников, вести гибкое ценообразование в условиях сниженного спроса. Гости гибридного отеля получают возможность самостоятельно выбирать услуги, предоставляемые разными форматами: могут поселиться в более бюджетном сегменте, но обедать в ресторане высокого уровня, или, наоборот, поселиться в просторных апартаментах, но пользоваться услугами ресторана рангом ниже. Гости имеют возможность пользоваться общей инфраструктурой отеля – СПА-зоны, бассейны, спортзалы и пр., и хотя в некоторых отелях имеется разграничение зон, за которые придется доплатить, но это будет небольшая внутренняя доплата.
Компания Radisson Hotel Group заявила о запуске новой концепции гибридных решений после реконструкции отеля Radisson Collection Hotel, Grand Place Brussels, предлагая гостям мультифункциональные номера и различные варианты проведения гибридных мероприятий [Radisson Hotel Group представляет концепцию Гибридных решений [8]. В настоящее время в 50 отелях Radisson Hotel Group в Европе, Ближнем Востоке и Африке оказываются услуги в соответствии с данной концепцией, направленные на сочетание личного и виртуального общения, проведение различных мероприятий и конференций.
Первый гибридный отель We&I Ramada by Vertical в России построила, но пока не запустила в эксплуатацию компания Becar Asset Management в Санкт-Петербурге [18]. В планах компании продолжать развивать данное направление.
Еще одним направлением в рамках концепции гибридных решений является создание гибридных номеров. Сама идея создания таких номеров не нова. Еще в 90-х годах прошлого столетия номера в отелях стали использовать как представительские офисы, но с приходом пандемии спрос на такие номера во всем мире, и в России в том числе, вырос многократно. Современные гибридные номера – это новый концепт, где удачно совмещаются удобства гостиничного номера с технически оснащенным рабочим пространством, что позволяет гармонично сочетать работу с комфортной повседневной жизнью. Как правило, гибридные номера предлагают полный спектр оборудования для удаленной работы: рабочий стол, высокоскоростной интернет, услуги видеоконференцсвязи, большой спектр оргтехники, канцелярские принадлежности и прочие необходимые клиенту инвентарь и аксессуары. Дополнительным бонусом является возможность пользоваться всей инфраструктурой отеля. Гибридными номерами могут пользоваться не только туристы и бизнес-путешественники, но и местные жители, сняв номер на несколько дней для решения краткосрочных задач. Специалисты, работающие в сфере создания офисных пространств, отмечают, что переделка классических гостиничных номеров в гибридные, достаточно проста в силу того, что все нужные инженерные коммуникации уже имеются. Остается только дополнить недостающими компонентами.
Кроме гибридных номеров для отдельных клиентов в последнее время активно развивается направление создания в отелях коворкингов, как офисного пространства для работы и проведения различных мероприятий. Саму идею коворкинга реализовал впервые в США в 2005 году в Сан-Франциско программист Брэд Ньюберг как удобное пространство для работы, обеспеченное всем необходимым оборудованием и спектром бытовых услуг. Коворкинг позволил снизить затраты на аренду рабочего места по сравнению с стандартным размещением офиса в стационарном помещении. Количество коворкингов как во всем мире, так и в России, постоянно растет. Большинство из них располагаются в бизнес-центрах крупных городов.
В силу сложившихся в последние годы обстоятельств, перед отельерами стал вопрос о более эффективном использовании свободных номеров и таких помещений, как конференц- и банкетных залов. Поэтому отели являются отличной альтернативой для создания на их базе коворкингов. Они имеют определенные преимущества перед бизнес-центрами. Интеграция коворкингов в отели позволяет клиентам не только работать в качественных, хорошо оборудованных помещениях, но и получать дополнительные комфортные услуги. У отелей, в отличие от офисов и традиционных коворкингов, изначально имеется много базовых опций, таких как свободные площади, гибкие пространства, круглосуточная работа без выходных, наличие различных объектов для отдыха и занятия спортом, баров, ресторанов, фирменный обслуживающий персонал. При заключении договора аренды отельеры проявляют определенную гибкость, не требуют дорогостоящих гарантий и долгосрочных обязательств. Сама концепция индустрии гостеприимства требует оказания персонализированных высококачественных услуг, создания приятной обстановки и впечатлений для гостей. Немаловажным обстоятельством является тот факт, что отели придерживаются строгих протоколов гигиены и чистоты, что делает размещение коворкингов в отеле еще более привлекательным. Оптимизация использования всех этих возможностей создает для клиентов идеальные условия для работы. Сегодня отельный бизнес находится в постоянном поиске новых путей развития, которые позволяют сделать его притягательным не только для постояльцев, но и для горожан, стать центром округа, города или района, местом общения, работы и отдыха. Интеграция коворкинга в отели является бизнес-моделью, позволяющей реализовать эту задачу.
Размещение коворкингов в отелях имеет еще одно такое немаловажное преимущество, как создание идеального места для нетворкинга, который, в свою очередь, является универсальным инструментом для налаживания горизонтальных связей, поиска деловых знакомств. В коворкинге встречаются люди самых разных профессий, но всех их объединяет желание развиваться в своем деле, эффективно решать профессиональные задачи, обмениваться опытом, идеями и информацией, что приводит к достижению главной цели нетворкинга – личном и деловом успехе каждого из участников общения. Грамотно встроенный в коворкинг-пространство нетворкинг позволяет устанавливать доверительные и долгосрочные отношения с людьми, закладывать основу для решения поставленных перед собой задач. Коворкинги в отелях расширяют возможности нетворкинга в силу разнообразия контингента гостей из самых разных городов России и мира, что, несомненно, является преимуществом для быстрого расширения деловых связей. В свою очередь, внедрение нетворкинга в коворкинг-пространство способствует привлечению новых клиентов, увеличивает наполнямость отеля, обеспечивает дополнительный доход, повышает узнаваемость бренда. Наблюдаемый при таком симбиозе эффект синергии позволяет значительно повысить эффективность отеля.
В рамках концепции гибридных решений одним из перспективных форматов гостиничного бизнеса является коливинг. Это достаточно новая для России бизнес-идея долгосрочного проживания однородных по своим интересам, образу жизни и направлению деятельности людей, заинтересованных в создании комьюнити-сообщества с четко установленными правилами проживания. В мире эта форма
По информации The Housemonk, в 2020 году, несмотря на коронавирусный кризис, количество операторов коливингов в мире увеличилось на треть (с 610 до 870), а число проживающих в них людей составило 3,35 млн [23]. По данным Becar Asset Management, в 2020 году в мире открылось 900 новых коливингов – это почти на треть больше, чем годом ранее [24]. Самый крупный коливинг в мире The Collective находится в Лондоне и представляет собой 10 этажей жилья, рабочих пространств, общественных и досуговых зон [19]. Коливинг рассчитан, в основном, на молодых людей, стремящихся к независимости от быта, желающих получать новые эмоции и впечатления, сосредоточиться на решении личных целей.
Отличительной чертой коливинга является социализация проживающих без нарушения личного пространства, что предполагает наличие отдельного приватного пространства и общественной зоны совместного пользования, приспособленной для активного досуга, общения с соседями и продуктивной работы. Одним и х необходимых условий коливинга является наличие комьюнити-менеджера, способного подобрать гостей по определенным параметрам, установить правила проживания, организовать разного рода мероприятия, способствующие нетворкингу резидентов.
Коливинг рассчитан на недорогой сегмент проживания, поэтому, чаще всего, его располагают в хостелах или бюджетных отелях 2 звезды. В коливинг-хостелах личного пространства нет, есть обычные спальные места с ширмами. В отличие от обычного хостела, в них менеджер может решать все возникающие проблемы. В коливинг-отелях могут проживать 2-4 человека, но есть небольшое личное пространство, большая общая комната, бытовая и рабочая зоны. Гибриды коливинг-хостел и коливинг-отель подойдут для проживания людей не только на длительный срок, но и на время отпуска или каникул. Все это повышает привлекательность отелей и расширяет целевые сегменты потребителей.
Заключение
Сегодня туризм и индустрия гостеприимства переживает исторически значимые преобразования, позволяющие им выйти на новый виток развития. Условия, созданные правительством для реализации этих задач, как никогда способствуют этому процессу обновления. Господдержка гостиничного бизнеса осуществляется как по федеральным, так и по региональным программам. 19 августа 2022 г. распоряжением Правительства РФ № 2321-р был утвержден план мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. «План включает более 65 мероприятий и содержит комплекс мер государственной поддержки отрасли. В их числе – финансирование регионов для развития туристических кластеров, льготное кредитование инвестиционных проектов по созданию туристической инфраструктуры, выделение грантов бизнесу на строительство и реконструкцию гостиниц, поддержка развития сельского и экологического туризма. Также планом предусмотрено финансирование инициатив по созданию модульных гостиниц и кемпингов, субсидирование проектов по производству туристического оборудования и увеличение господдержки лизинга такого оборудования, расширение механизма финансирования предприятий народных художественных промыслов» [20]. Помощь предлагается объектам любого уровня – от крупных сетевых структур до локальных небольших отелей. Программы финансовой поддержки направлены, в основном, на финансовую поддержку отрасли путем предоставления льгот и субсидий. Так в 2022 году была введена на 5 лет нулевая ставка НДС для гостиниц и других объектов туриндустрии; предоставляются льготные кредиты под 5% в год для строительства или модернизации гостиниц и развития гостиничного бизнеса; предоставляются кредитные каникулы предпринимателям в сфере туризма и гостиничного бизнеса. В результате, если в 2019 году на поддержку туризма государством было направлено 7 млрд. рублей, то в 2022 году – 74,5 млрд рублей [21].
Но для того, чтобы оставаться конкурентоспособными и в дальнейшем успешно развиваться, нужно не только рассчитывать на помощь государства, но и оптимизировать ресурсы, отслеживать изменения запросов потенциальных потребителей, адаптироваться к условиям рынка. Высокий уровень турбулентности в экономике России не только не препятствует развитию гостиничного бизнеса, но и, наоборот, создает возможности для трансформации, способствует формированию нового мышления в профессиональной среде. Необходимо отходить от традиционных форматов, разрабатывать и внедрять новые концепции, новые подходы, новые бизнес-модели, искать современные нестандартные формы гостеприимства для привлечения различных сегментов потребителей. Все это позволит обеспечить качественное обслуживание россиян и зарубежных гостей, вывести туризм и индустрию гостеприимства на мировой уровень, четко соблюдая мировые стандарты. Одним из путей достижения этих целей и является применение концепции гибридных решений.
Источники:
2. Туризм (мировой рынок). Tadviser. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Туризм_(мировой_рынок) (дата обращения: 03.04.2023).
3. Международный туризм в 2022 году оказался на 37% ниже допандемийного 2019 года. Ator. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/node/51037? (дата обращения: 07.04.2023).
4. Туризм в России. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm/publications (дата обращения: 03.04.2023).
5. Аверин А.В., Поздняков К.К., Свагдиене Б. О проблемах развития туризма и индустрии гостеприимства в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 12-3. – c. 419-426. – doi: 10.17513/vaael.2017.
6. Анализ рынка гостиничных услуг в России в 2018-2022 гг., прогноз на 2023-2027 гг. в условиях санкций. BusinesStat. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/images/demo/hotels_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 07.04.2023).
7. Безрукова Н.Л. Новые стратегии развития гостиничной индустрии // Туризм и современность: состояние, проблемы и прогнозы развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва – Киров, 2018. – c. 20-23.
8. Волов А. Гостиничный бизнес после спецоперации. Откровенно о перспективах гостиничного рынка России после 2022 года. Alexeyvolov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://alexeyvolov.ru/stati/gostinichnyj-biznes-posle-spetsoperatsii (дата обращения: 05.04.2023).
9. Волов А. Международные гостиничные бренды уходят. Что дальше?. Horeca.estate. [Электронный ресурс]. URL: https://horeca.estate/interview/74-gostinichnyj-biznes/1423-aleksej-volov-mezhdunarodnye-gostinichnye-brendy-ukhodyat-chto-dalshe (дата обращения: 05.04.2023).
10. Воронцова М.Г., Васильева А.Д. Развитие предприятий гостиничной индустрии в условиях кризиса туризма // Журнал правовых и экономических исследований. – 2020. – № 3. – c. 122-128. – doi: 10.26163/GIEF.2020.31.17.018.
11. Гостиницы под управлением международных операторов в России – 2021 год. Компания EY. [Электронный ресурс]. URL: https://ey-international-hotel-brands-in-russia-2021-analytics-rus-1.pdf (дата обращения: 05.04.2023).
12. Гостиничные тренды 2023 года. Frontdesk.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontdesk.ru/article/gostinichnye-trendy-2023-oda?ysclid=lfanpg35qs3247996 (дата обращения: 05.04.2023).
13. Иванов А.М. Маркетинговые коммуникации в индустрии гостеприимства в условиях турбулентности национальной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 523-536. – doi: 10.18334/epp.13.2.117174.
14. Игнатьев А.А. Инновации в туризме как эффективный метод повышения уровня конкурентоспособности туристского продукта // Горизонты экономики. – 2017. – № 4(37). – c. 28-35.
15. Итоги 2022 г. Гостиничная недвижимость. Россия. Nikoliers.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nikoliers.ru/upload/iblock/3f0/ygemswtxjtqcloc2dq0s4wu115tkkq04.pdf (дата обращения: 07.04.2023).
16. Radisson Hotel Group представляет концепцию Гибридных решений. Hoteliernews. [Электронный ресурс]. URL: https://hoteliernews.ru/radisson-hotel-group-predstavlyaet-kontseptsiyu-gibridnyh-resheniy/ (дата обращения: 01.04.2023).
17. Рубцова Н.В. Инновации в индустрии гостеприимства // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 457-466. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100664.
18. В Питере открылся отель для «цифровых кочевников». В чем его «фишки»?. Dzen.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Y2uJmSSooiRE_ABF (дата обращения: 01.04.2023).
19. Гибрид жилья, отеля и офиса: почему коливинги ждет большое будущее. Novosibirsk.cian.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://novosibirsk.cian.ru/stati-gibrid-zhilja-otelja-i-ofisa-pochemu-kolivingi-zhdet-bolshoe-buduschee-317946/ (дата обращения: 01.04.2023).
20. Правительство утвердило план мероприятий по развитию туризма в России до 2035 года. Persona-grata.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://persona-grata.ru/news/3608? (дата обращения: 01.04.2023).
21. Как новая реальность меняет индустрию гостеприимства в России. Hotelier.pro. [Электронный ресурс]. URL: https://hotelier.pro /news/item/kak-novaya-realnost-menyaet-industriyu-gostepriimstva-v-rossii/ (дата обращения: 01.04.2023).
22. Всемирная туристская организация. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unwto.org/ (дата обращения: 01.04.2023).
23. The Coronavirus Pandemic as the Crisis of Civilization. Resilience.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.resilience.org/stories/2020-03-27/the-coronavirus-pandemic-as-the-crisis-of-civilization/ (дата обращения: 01.04.2023).
24. Гибрид жилья, отеля и офиса: почему коливинги ждет большое будущее. Becar.pro. [Электронный ресурс]. URL: https://becar.pro/news/?news_id=1961 (дата обращения: 01.04.2023).
Страница обновлена: 15.08.2024 в 19:01:52