Предпринимательский риск как важнейшая компонента экономического механизма развития сферы потребительских услуг

Разомасова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (210), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Разомасова Е.А. Предпринимательский риск как важнейшая компонента экономического механизма развития сферы потребительских услуг // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 12. – С. 88-92.

Аннотация:
В рамках настоящей публикации предпринимательский риск рассматривается в соответствии с принятыми в научном сообществе представлениями: как опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, риск, экономический механизм, сфера потребительских услуг



Традиционно в большей части экономического мира развитием сферы услуг занимаются предприниматели. Предприниматель как субъект рыночной экономики, впервые системно описанный Кантильоном(Ричард Кантильон (1680–1734 гг.), банкир, экономист и демограф, один из ранних исследователей капиталистического способа производства. По происхождению ирландец, вел свои дела в Великобритании и Франции. – Прим. ред.) почти триста лет назад, преследует цель извлечения прибыли в условиях предпринимательского риска. Столетием позже Ганс фон Мангольдт установил наличие связи между уровнем предпринимательского риска и ожидаемой предпринимательской прибылью, где большим уровням риска соответствует надежда на более высокую прибыль.

В двадцатом веке трудами ряда ученых (Хизрич, Питерс) было установлено, что предприниматель как личность не склонен к безмерному риску. Сфера его интересов лежит в проектах с умеренной степенью риска.

Риски коррупционного характера

Таким образом, чрезмерные предпринимательские риски являются фактором сдерживающим развитие предпринимательской инициативы вообще и предпринимательской активности в сфере потребительских услуг, в частности. Статистические данные свидетельствуют, что в сфере потребительских услуг темпы роста числа предприятий не превышают 1,5% в год на протяжении последних десяти лет. Отсюда рабочей гипотезой является предположение о том, что темпы развития в значительной степени сдерживаются высокими предпринимательскими рисками.

Опрос предпринимателей, работающих в сфере потребительских услуг, показал, что среди множества рисков, с которыми сталкиваются предприниматели в России, наиболее часто упоминаются риски коррупционного характера, которые компенсируются относительно высокими ценами за оказываемые ими услуги.

При этом 23% опрошенных обязательно включают в стоимость услуг легальные и нелегальные сборы, а 61% респондентов постоянно испытывают нехватку финансовых ресурсов, поскольку вынуждены изымать оборотные средства для решения вышеупомянутых проблем.

Эти проблемы предпринимателей отражают совокупный уровень риска, который должен окупаться прибылью, заложенной в цены на предоставляемые услуги.

Независимо от отраслевого характера бизнеса и продолжительности работы компании на рынке услуг, коррупционные риски носят общий характер и оказывают влияние на развитие предпринимательства как в отдельных регионах, так и в так и в целом по России.

Исходя из рабочей гипотезы, мы поставили задачу найти связь коррупционных рисков с уровнем цен в сфере потребительских услуг, используя для этой цели узкую разновидность потребительской услуги – приготовление кофе на предприятии малого бизнеса.

Стоимость чашки кофе в разных странах мира с наценкой на коррупционные издержки

С этой целью мы использовали данные международной организации по противодействию коррупции Transparency international [1] в ежегодном отчете которой отражается информация о коррупционном состоянии экономики разных стран. В соответствие этим данным мы поставили уровень цен на приготовление кофе. Приготовление кофе, как услуга выбрана нами неслучайно, поскольку она чрезвычайно широко распространена в мировой практике.

Кроме того практически во всех странах технология приготовления кофе одинакова и имеет примерно одинаковые затратные характеристики.

Данные приведены в табл. (см. выше).

Таблица

Цены на услугу по приготовлению кофе в 14 странах мира в сопоставлениис индексом восприятия коррупции (оценки 2011 г.)

Связывая индекс коррупции с ценами на услуги потребительского характера, мы отыскали уравнение регрессии индекса восприятия коррупции (ИВК) на уровень цен, который показывает, что цены на услуги с высоким коэффициентом корреляции зависят от уровня коррупционных рисков, действующих в экономике.

Выполненный анализ показывает, что в странах с меньшими коррупционными рисками цены на услугу по приготовлению кофе в значительно большей степени приближаются к реальной операционной себестоимости. Ясно, что изложенный подход носит концептуальный характер, который на уровне теории позволяет утверждать, что понижение уровня коррупционных рисков (как и прочих других рисков), приведет к нелинейно большему снижению цен на услуги.

Описанную связь можно рассматривать как важнейший элемент экономического механизма развития отрасли, способный обеспечить некое равновесие уровня спроса и предложения на потребительские услуги, которое складывается при условии, если совокупная прибыль производителя услуг максимальна, а цена предложения приемлема для подавляющей части потребителей, при этом риск определяет уровень равновесия. Равновесие такого типа описано Курно (Cournot) (Антуан Огюст Курно (1801–1877 гг.) – французский экономист, философ и математик. – Прим. ред.), согласно которому наличие определенного количества производителей услуг на отдельно взятой территории обеспечит каждому из них максимальную прибыль при гармоничном сочетании цен и спроса.

Цены на услуги, риски и покупательская способность

На примере предприятий сферы потребительских услуг, предлагающих потребителям свой продукт в виде кофе, с помощью разработанного нами инструментария мы вычислили необходимое число предприятий для г. Новосибирска при заданном уровне равной для них рентабельности бизнеса в 20%. Численность таких предприятий должна достигать 3237 ед.. В реальности же, численность предприятий, специализирующихся на приготовлении кофе в городе (на 1 января 2011 г.), составляет 434 ед., что обеспечивает каждому из предпринимательских субъектов рентабельность в размере 60%.

Для поддержания высокого уровня рентабельности бизнеса предприниматели тяготеют к центральным местам города, стараясь открывать предприятия в границах преобладания присутствия граждан со средним и высоким уровнем доходов. Для проверки этого обстоятельства, используя подход В. Кристаллера, мы провели собственные натурные измерения, подтвердившие, что сложившееся равновесие в сфере потребительских услуг Новосибирска делает услуги территориально малодоступными и дорогими для большинства граждан.

С этой целью мы рассчитали значение фактической плотности предприятий сферы потребительских услуг по отношению к градостроительной норме (СНиП 2.07.01 –89).

Полученные данные показывают, что по мере удаления от центра к периферии, обеспеченность населения необходимыми услугами потребительского характера снижается. Картину снижения уровня видовой комплектарности потребительских услуг от центральных мест к периферии можно наблюдать по графику, представленному на рис. (см. на с. 91).

Рис. Распределение показателя плотности предприятий сферыпотребительских услуг по районам г. Новосибирска на 01.03.2012

Производители потребительских услуг неохотно идут на периферию города с более низким, чем центральных местах порогом конкуренции и большим количеством людей, способных стать потенциальными потребителями услуг первой необходимости.

Смысл сложившейся ситуации нам видится в том, что уровень коррупционных рисков для предпринимательских субъектов не зависит от территории нахождения их предприятия в городе, а возможность их компенсации через цены на услуги ограничена рисками и покупательной способностью.

Результаты проведенного исследования предпринимательских субъектов Новосибирска, действующих в сфере потребительских услуг, позволяют сделать вывод о том, что основная причина низких темпов развития отрасли лежит в плоскости защиты имущественных и коммерческих интересов предпринимателей от рисков, с которыми они постоянно сталкиваются.

Вывод

Таким образом, движение самого механизма развития сферы потребительских услуг может осуществляться только в процессе снижения рисков, в частности коррупционного характера.


Источники:

1. Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/state/2011/12/02/3750.

Страница обновлена: 29.04.2024 в 02:54:33