Роль компонентов человеческого капитала в международных показателях благосостояния общества
Савочкин А. В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Март 2025)
Аннотация:
В статье рассматривается роль компонентов человеческого капитала, таких как образование, здравоохранение, навыки и мотивация, в формировании международных показателей благосостояния общества. Анализируются ключевые индексы, включая Индекс человеческого развития, Индекс человеческого капитала, Индекс социальной мобильности, Индекс глобальной конкурентоспособности и Индекс процветания, в контексте их влияния на устойчивое социально-экономическое развитие. Особое внимание уделяется взаимосвязи человеческого капитала с экономической продуктивностью, социальной мобильностью и инновациями. Предложены новые подходы к измерению мотивации как неотъемлемого компонента человеческого капитала.
Ключевые слова: человеческий капитал, устойчивое развитие, индекс человеческого развития, индекс человеческого капитала, социальная мобильность, мотивация, образование, здравоохранение
JEL-классификация: E24, J24, O15, I21, I23, I25, I26, I28, I11, I15, I18
Введение
С начала 1990-х годов тема человеческого капитала постепенно приобрела важнейшее значение в экономической и социальной политике стран и стала предметом особого внимания международных организаций. Страны, стремясь усилить свою экономическую конкурентоспособность, начали осознавать, что человеческий капитал – квалификация, навыки, знания и здоровье работников – становится ключевым фактором экономического роста и развития. Произошёл сдвиг в понимании того, что экономика знаний является основой успешного развития в глобализированном мире. Страны начали активно инвестировать в образование и развитие человеческих ресурсов, понимая, что это не только способ повысить производительность, но и возможность создать инновационные отрасли. Человеческий капитал начал восприниматься как важный элемент для достижения устойчивого социально-экономического развития. Страны, поддерживаемые международными организациями, начали разрабатывать программы, направленные на снижение бедности, улучшение образования, здравоохранения и социального обеспечения, что способствовало развитию и накоплению человеческого капитала. К началу XXI века человеческий капитал стал ключевой темой как для отдельных стран, так и для международных организаций. Растущая взаимосвязь между инвестициями в человеческие ресурсы и экономическим ростом стимулировала создание различных инициатив, программ и индексов, которые акцентировали внимание на важности человеческого капитала [3] для обеспечения долгосрочного устойчивого развития.
Целью статьи является анализ роли компонентов человеческого капитала, таких как здоровье, образование, навыки и мотивация, в формировании международных показателей благосостояния общества и их влияния на устойчивое социально-экономическое развитие стран.
Для решения данной цели требуется решить следующие задачи:
· Рассмотреть концепцию человеческого капитала и её эволюцию в контексте международной экономической политики.
· Проанализировать ключевые международные индексы, такие как Индекс человеческого развития (ИЧР), Индекс человеческого капитала (ИЧК), Индекс социальной мобильности, Индекс глобальной конкурентоспособности и Индекс процветания, с точки зрения их подходов к оценке человеческого капитала.
· Оценить недостатки существующих индексов, особенно в аспектах субъективных характеристик человеческого капитала, таких как мотивация и трудовая этика.
· Предложить новые подходы к оценке человеческого капитала, ориентированные на комплексный учёт объективных и субъективных факторов.
Индекс человеческого развития
Организации, такие как Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Программа развития ООН (ПРООН), начали уделять особое внимание человеческому капиталу как важному компоненту для достижения устойчивого развития. В 1990 году ПРООН впервые ввела Индекс человеческого развития (далее ИЧР, до 2013 года – Индекс развития человеческого потенциала), который акцентировал внимание на здоровье, образовании и уровне жизни, а не только на экономических показателях, таких как ВВП. Это стало важным шагом в развитии концепции человеческого капитала [7]. В докладах ПРООН и других организаций всё большее значение придавалось качеству жизни населения. Программы и инициативы, направленные на улучшение здоровья, доступ к образованию и повышение квалификации, начали рассматриваться как основа для повышения человеческого капитала. Всемирный банк в 1990-е годы начал активно продвигать программы, направленные на улучшение системы образования и здравоохранения в развивающихся странах. страны с переходной экономикой начали перестраивать свои социальные и экономические структуры. Одной из приоритетных задач стало улучшение системы образования, здравоохранения и рынка труда для повышения человеческого капитала, который считался необходимым для успешной интеграции в мировую экономику.
Идея создания индекса человеческого развития возникла на основе работы выдающегося пакистанского экономиста Махбуба ул Хака и индийского философа и лауреата Нобелевской премии по экономике Амартия Сена. Основной мотивацией для создания ИЧР было стремление предложить более широкую и гуманистическую альтернативу чисто экономическим показателям, таким как валовой внутренний продукт (ВВП), которые долгое время доминировали в оценке успеха и благополучия стран. ИЧР был введён как реакция на несколько ключевых недостатков существующих методов оценки прогресса стран, таких как ВВП и другие сугубо экономические индикаторы. ВВП измеряет только экономическую активность и общее производство товаров и услуг в стране [16]. Однако этот показатель не отражает качества жизни, уровня образования, состояния здоровья населения, а также распределения доходов и доступа к социальным благам. А экономический рост сам по себе не всегда ведет к улучшению уровня жизни. Страны могут иметь высокий ВВП, но при этом сталкиваться с бедностью, неравенством и низким качеством жизни для значительной части населения.
Амартия Сен, один из авторов концепции, разработал теорию «способностей» (capabilities), в которой основное внимание уделяется не только экономическому росту, но и возможности людей реализовать свои потенциалы и вести полноценную, здоровую и образовательную жизнь. Сен утверждал, что настоящая цель развития заключается в расширении возможностей людей, а не просто в увеличении их доходов [18]. Махбуб ул Хак, ключевой разработчик ИЧР, стремился представить понятие человеческого развития как центральную концепцию в экономическом и социальном планировании, фокусируясь на людях, а не только на экономике. До введения ИЧР мировая оценка уровня развития стран была ограничена экономическими показателями, не охватывающими важные аспекты жизни, такие как образование, здоровье и продолжительность жизни [2]. Важно было создать индекс, который бы отражал более комплексную картину человеческого благосостояния.
ИЧР оценивает три ключевых аспекта человеческого развития:
1. Здоровье: измеряется с помощью ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Этот показатель отражает уровень здоровья населения, доступ к медицинской помощи, санитарные условия и другие факторы, влияющие на продолжительность жизни.
2. Образование: измеряется двумя показателями:
o Средняя продолжительность обучения для взрослого населения (среднее количество лет обучения, которое прошло взрослое население).
o Ожидаемая продолжительность обучения для детей (ожидаемое количество лет, которое дети, рожденные в этом году, проведут в системе образования).
3. Уровень жизни: измеряется с помощью валового национального дохода (ВНД) на душу населения по паритету покупательной способности (ППС). Этот компонент оценивает доступ к материальным ресурсам и уровню доходов населения.
ИЧР был введен, чтобы предложить более всесторонний и точный инструмент для оценки уровня человеческого развития в разных странах. Он был призван дополнить традиционные экономические показатели и акцентировать внимание на качестве жизни и благосостоянии людей. Индекс помогает фокусировать внимание правительств, организаций и международного сообщества на проблемах образования, здравоохранения и уровня жизни. С его введением стало проще оценивать прогресс в этих сферах и разрабатывать соответствующую политику, направленную на улучшение человеческого капитала. Также, в отличие от показателей, таких как ВВП, которые могут скрывать значительное неравенство в распределении богатств внутри стран, ИЧР акцентирует внимание на базовых аспектах, которые важны для всех слоев населения — доступ к образованию, здравоохранению и достойной жизни, и, в отличие от показателей, таких как ВВП, которые могут скрывать значительное неравенство в распределении богатств внутри стран, ИЧР акцентирует внимание на базовых аспектах, которые важны для всех слоев населения — доступ к образованию, здравоохранению и достойной жизни. ООН через ИЧР активно продвигала идею, что главным критерием успеха является не просто экономический рост, а благополучие людей и их способности реализовать свой потенциал. Это способствовало формированию глобальной повестки в области устойчивого развития, что позже стало основой для разработки Целей устойчивого развития (ЦУР) [5].
По данным «Доклада о человеческом развитии за 2023–2024 гг.» Программы развития ООН в 2022 году Россия заняла 56-ое место в рейтинге стран по индексу человеческого развития, что отнесло её в категорию стран с очень высоким уровнем человеческого развития [12]. Последние исследования ИЧР на региональном уровне в России проводились ещё в доковидное время, в 2019 году Аналитическим центром при Правительстве РФ. На 2019 год Тюменская область в региональном рейтинге ИЧР заняла 7 место, а ХМАО и ЯНАО заняли 3 и 4 места соответственно, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу [1].
Индекс человеческого капитала
Индекс человеческого капитала (далее ИЧК) был введён в 2018 году в рамках проекта «Human Capital Project» на ежегодных встречах Всемирного банка и МВФ в Индонезии. Он был создан для того, чтобы дать странам инструмент для оценки своего прогресса в развитии человеческого капитала и позволить сравнивать себя с другими странами по важным параметрам. Целью этого проекта стало содействие странам в улучшении развития их человеческого капитала для более устойчивого и инклюзивного экономического роста [19]. Введение ИЧК было ответом на осознание того, что наряду с физическими и финансовыми ресурсами, именно человеческий капитал играет ключевую роль в повышении производительности труда и в экономическом развитии стран.
В современном мире экономика становится всё более основанной на знаниях и технологиях. Вклад человеческого капитала — навыков, знаний, здоровья населения — стал ключевым фактором, который определяет способность стран поддерживать долгосрочный экономический рост и повышение уровня жизни. До создания ИЧК существовали такие показатели, как Индекс человеческого развития (ИЧР), который акцентировал внимание на текущих уровнях жизни, образовании и доходах. Однако этого оказалось недостаточно для оценки будущей способности населения страны продуктивно работать и вносить вклад в экономику. Всемирному банку требовался индекс, который бы помог правительствам и политикам понять долгосрочные инвестиции в здоровье и образование [11]. При этом во многих странах правительства недостаточно инвестировали в улучшение образования и здравоохранения, что создавало серьёзные долгосрочные угрозы для экономического развития. Индекс человеческого капитала был создан для того, чтобы обратить внимание на критическую важность инвестиций в человеческие ресурсы и стимулировать реформы, направленные на их улучшение. Исследования Всемирного банка показали, что улучшения в области образования и здравоохранения напрямую влияют на производительность рабочей силы и экономический рост. Если дети получают качественное образование и доступ к здравоохранению, то они вырастают более продуктивными и активными участниками рынка труда. Показав через индекс отставание в развитии человеческого капитала, Всемирный банк надеялся подтолкнуть правительства к увеличению инвестиций в здравоохранение и образование [4]. Страны с более высоким ИЧК имеют значительно больше возможностей для роста, чем те, где игнорируются важные социальные факторы.
ИЧК измеряет вклад здоровья и образования в производительность рабочей силы через следующие компоненты:
Индекс социальной мобильности
Глобальный отчет о социальной мобильности от Всемирного экономического форума – это документ, который анализирует состояние социальной мобильности в мире и предоставляет рейтинг стран по уровню возможностей для граждан улучшить своё социальное и экономическое положение. Социальная мобильность отражает способность людей перемещаться вверх или вниз по социально-экономической лестнице в течение жизни, что зависит от многих факторов, таких как доступ к образованию, справедливое распределение доходов и возможностей на рынке труда. Социальная мобильность относится к возможностям, которые человек имеет для улучшения своего социального и экономического положения по сравнению с предыдущими поколениями [14]. В отчетах ВЭФ анализируются факторы, влияющие на социальную мобильность в разных странах, и то, как эти факторы могут способствовать сокращению неравенства.
· Индекс оценивает пять ключевых факторов:
· Доступ к здравоохранению;
· Доступ к качественному образованию;
· Возможности на рынке труда;
· Надёжность социального страхования;
· Справедливое распределение доходов и возможностей.
В отчете предоставляется рейтинг стран в зависимости от их показателей социальной мобильности. Обычно страны с развитой экономикой, особенно Скандинавские государства (например, Дания, Норвегия, Швеция), занимают верхние позиции благодаря высоким показателям равенства возможностей и доступа к образованию, здравоохранению и социальной защите. Страны с более высоким уровнем неравенства (как экономического, так и образовательного) и слаборазвитой системой социальной поддержки обычно имеют более низкие позиции в рейтинге.
Основная цель отчета — обратить внимание на глобальные проблемы неравенства и недостаточной социальной мобильности. В странах с низкой социальной мобильностью сложнее преодолевать бедность и разрыв между богатыми и бедными, что снижает устойчивость общества и экономик. Всемирный экономический форум предлагает ряд рекомендаций для правительств и компаний с целью повышения социальной мобильности. Среди них:
· Улучшение доступности и качества образования для всех слоёв населения.
· Создание справедливых условий на рынке труда, включая поддержку равной оплаты труда для женщин и меньшинств.
· Инвестиции в системы социальной защиты и здравоохранения.
· Противодействие бедности и предоставление более широких возможностей для экономического роста для всех слоёв населения.
Индекс глобальной конкурентоспособности
Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI, ИГК) — это комплексный показатель, разработанный Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum, WEF), который оценивает конкурентоспособность стран на основе множества экономических и институциональных факторов. Впервые он был введён в 2004 году и с тех пор является одним из основных индексов, используемых для сравнения экономических возможностей стран на глобальном уровне. Данный индекс оценивает способность страны обеспечивать высокий уровень благосостояния своих граждан в долгосрочной перспективе. Основная цель ИГК — выявить факторы, которые способствуют повышению производительности, инновационности и устойчивости экономики страны, что, в свою очередь, способствует её долгосрочной конкурентоспособности на мировой арене. Индекс фокусируется на том, как страны создают условия для повышения производительности своих экономик. ИГК акцентирует внимание на инновациях, образовании, инфраструктуре, макроэкономической стабильности и других ключевых факторах, которые формируют конкурентные преимущества стран в глобальной экономике [13].
Каждая страна оценивается на основе комбинации статистических данных и опросов экспертов. Опросы проводятся среди бизнес-лидеров и других ключевых участников экономики страны, чтобы оценить субъективные аспекты, такие как эффективность государственных институтов или степень инновационности бизнеса. Индекс глобальной конкурентоспособности построен на основе 12 основных столпов, которые охватывают разные аспекты экономики и общества:
1. Основные требования (Basic Requirements):
o Институции (эффективность государственных и частных институтов, защита прав собственности, независимость судебной системы);
o Инфраструктура (качество дорог, портов, аэропортов, доступ к электричеству и интернету);
o Макроэкономическая стабильность (низкий уровень инфляции и долговая нагрузка);
o Здравоохранение и начальное образование (доступ к базовым медицинским услугам и образованию).
2. Усилители эффективности (Efficiency Enhancers):
o Высшее образование и профессиональная подготовка (доступность и качество высшего образования, навыки рабочей силы);
o Эффективность рынка товаров (уровень конкуренции, доступ к рынкам);
o Эффективность рынка труда (гибкость найма, равенство заработных плат, производительность труда);
o Развитие финансового рынка (доступность кредитов, регулирование);
o Технологическая готовность (доступ к новым технологиям, инновациям);
o Размер рынка (внутренний и внешний спрос).
3. Факторы инноваций и совершенства (Innovation and Sophistication Factors):
o Развитие бизнеса (уровень квалификации менеджмента, инновационные процессы, степень зрелости компаний);
o Инновационный потенциал (инвестиции в исследования и разработки, сотрудничество между бизнесом и научными учреждениями).
Индекс глобальной конкурентоспособности предоставляет странам аналитический инструмент для улучшения своих экономических политик и стратегий, а также для сравнения с конкурентами на мировой арене [9]. Включение множества показателей из разных сфер (институциональная среда, инновационная способность, инфраструктура и т. д.) делает его полезным для анализа и принятия стратегических решений как на уровне государств, так и на уровне компаний и международных организаций.
Индекс процветания
Индекс процветания (Legatum Prosperity Index, LPI, ИП) — это комплексный показатель, разработанный Институтом Legatum (Legatum Institute), который оценивает процветание стран, основываясь на сочетании экономических, социальных и институциональных факторов, влияющих на уровень благосостояния граждан. Индекс впервые был опубликован в 2007 году и с тех пор регулярно обновляется, охватывая более чем 160 стран мира [15]. Индекс направлен на оценку уровня процветания стран не только с экономической точки зрения, но и с учётом таких показателей, как качество жизни, личная свобода, социальный капитал и управление. Основная цель ИП — выявить, как разные аспекты жизни общества влияют на благосостояние его граждан и способствуют долгосрочному процветанию.
Индекс процветания базируется на анализе широкого набора статистических данных, таких как данные Всемирного банка, ООН, Всемирной организации здравоохранения и других авторитетных источников. Он также включает опросы населения для оценки субъективного восприятия благосостояния в стране. Как и в случае индекса глобальной конкурентоспособности страны оцениваются по 12 категориям, каждая из которых отражает различные аспекты экономической и социальной жизни:
1. Безопасность (Safety and Security) — уровень внутренней и внешней безопасности, угроза преступности, насилие, конфликты.
2. Личное благополучие (Personal Freedom) — защита прав человека, свобода самовыражения и выбора, гражданские права.
3. Управление (Governance) — эффективность государственного управления, верховенство закона, уровень коррупции, доверие к государственным институтам.
4. Социальный капитал (Social Capital) — степень общественного доверия, качество социальных связей, поддержка со стороны общества.
5. Инвестиции в людей (Investment in People) — доступ к образованию, уровень грамотности и квалификации населения.
6. Предпринимательство и возможности (Entrepreneurship and Opportunities) — поддержка предпринимательской активности, инновационная среда, легкость ведения бизнеса.
7. Экономическая база (Economic Quality) — уровень экономической активности, макроэкономическая стабильность, устойчивость экономики к кризисам.
8. Условия для бизнеса (Business Environment) — степень регуляции, налогообложение, доступ к капиталу.
9. Здравоохранение (Health) — качество медицинских услуг, доступ к здравоохранению, продолжительность жизни.
10. Образование (Education) — доступность и качество начального, среднего и высшего образования.
11. Природная среда (Natural Environment) — экологическая устойчивость, уровень загрязнения, меры по защите окружающей среды.
12. Жилищные условия (Living Conditions) — доступ к жилью, качеству коммунальных услуг, стандарт жизни.
Индекс процветания играет важную роль для анализа и сравнения уровня благосостояния в разных странах. Он помогает правительствам и международным организациям выявлять сильные и слабые стороны социально-экономического развития, предоставляя ориентиры для улучшения качества жизни. Индекс также подчёркивает, что процветание — это больше, чем просто высокий уровень доходов; оно включает гармоничное развитие всех аспектов общества, включая личные свободы, образование и здравоохранение.
Обзор международных комплексных показателей дает достаточно широкое представление о том, что как отдельные компоненты человеческого капитала такие как образование и здравоохранение, так и человеческий капитал в целом, начиная с 90-х годов начали обращать на себя внимание стран и международных организаций. При этом стоит отметить, что периодичность обновления индикаторов могут быть далеко не ежегодное, что может поднять вопрос о спросе на более оперативные комплексные показатели.
Рассмотренные международные показатели по-разному раскрывают отдельные компоненты человеческого капитала, акцентируя внимание на ключевых аспектах.
· Компонент здоровья хорошо раскрыт в ИЧР и ИЧК, где используются такие показатели, как ожидаемая продолжительность жизни, детская смертность и задержка роста у детей. Эти индикаторы дают возможность оценить долгосрочное влияние здоровья на способность человека к трудовой деятельности и образованию.
· Компонент образования глубоко проработан в ИЧР (ожидаемая продолжительность обучения и текущая образовательная подготовка) и ИЧК (доля детей, охваченных образованием). Эти показатели показывают уровень доступности и качества образования, что является основой для формирования человеческого капитала.
· Индекс глобальной конкурентоспособности и Индекс процветания акцентируют внимание на связи человеческого капитала с экономической продуктивностью, инновациями и эффективностью использования трудовых ресурсов.
· Индекс социальной мобильности раскрывает аспекты равенства возможностей и устранения барьеров, связанных с доступом к образованию и рынку труда, что также влияет на развитие человеческого капитала.
· Компонент мотивации практически не рассматривается в этих показателях. Лишь частично он может быть косвенно оценен через показатели социальной мобильности, равенства возможностей и инновационного потенциала. Мотивация, как внутренний драйвер к обучению и труду, остается недостаточно проработанным аспектом.
Международные показатели в основном сфокусированы на объективных, количественно измеримых аспектах человеческого капитала – здоровье, образовании, производительности. Однако субъективные и поведенческие аспекты, такие как мотивация, трудовая этика и стремление к развитию, остаются недооцененными. Это создает возможность для разработки новых подходов и показателей, которые бы более полно учитывали человеческий капитал в региональном и национальном контексте.
Стоит ещё раз повторить, что человеческий капитал — это совокупность знаний, навыков, опыта и здоровья, которые человек использует для создания экономической и социальной ценности. Однако для того, чтобы эти качества были применены на практике, необходима мотивация. В ситуации, когда навыки, знания и здоровье не используются из-за отсутствия мотивации, можно считать, что человеческий капитал фактически «заморожен» и, в лучшем случае, переходит в разряд человеческого потенциала – возможностей и способностей человека, которые могут быть развиты или реализованы в будущем. То есть, эти ресурсы остаются потенциальными возможностями, которые могут быть активированы только при изменении мотивации. Так, мотивацию, как компонент человеческого капитала и потенциала, можно рассмотреть с разных сторон и на разных уровнях, аналогично тому, как здоровье и образование включаются в международные показатели, которые можно также разделить на текущие и ожидаемые. В таблице 1 представлены данные примеры.
Таблица 1
Примеры подходов и индикаторов измерения мотивации
Подход
|
Оцениваемый период
|
Примеры индикаторов
|
Мотивация к обучению и развитию
|
Текущий
|
Доля завершенных образовательных
программ среди взрослого населения.
Количество часов, посвященных дополнительному обучению. |
Ожидаемый
|
Доля взрослого населения, участвующего
в программах дополнительного образования.
Опросы на тему готовности к обучению и саморазвитию. | |
Мотивация к труду и
профессиональной активности
|
Текущий
|
Доля трудоустроенного населения,
довольного своей работой.
Уровень трудового энтузиазма (например, данные опросов на тему вовлеченности в рабочий процесс). |
Ожидаемый
|
Доля молодых людей, планирующих
работать по специальности.
Показатели профессионального самоопределения у молодежи. | |
Социальная мотивация и
гражданская активность
|
Текущий
|
Доля взрослого населения, регулярно
участвующего в волонтерских инициативах.
Уровень доверия к общественным институтам и готовности к коллективной деятельности. |
Ожидаемый
|
Доля молодежи, участвующей в
социальных проектах или волонтерстве.
Опросы на тему готовности к общественной активности. | |
Психологическая и эмоциональная
мотивация
|
Текущий
|
Уровень удовлетворенности жизнью.
Показатели уверенности в своих силах. |
Ожидаемый
|
Уровень психологической устойчивости.
Доля населения, участвующего в программах личностного роста. |
Таким образом, мотивацию можно измерять через реализованные действия и потенциальные намерения, что позволяет получить более полное представление о готовности и способности человека участвовать в обучении, труде и социальной жизни. Эти индикаторы могут быть дополнены методами опросов, социального мониторинга и психологических тестов для оценки различных аспектов мотивации [8].
Заключение
В условиях глобализации и ускоренного развития технологий человеческий капитал становится центральным фактором, определяющим конкурентоспособность стран и их способность к устойчивому развитию. Анализ международных показателей благосостояния, таких как ИЧР, ИЧК, Индекс социальной мобильности, Индекс глобальной конкурентоспособности и Индекс процветания, демонстрирует, что инвестиции в здоровье, образование и развитие навыков населения являются ключевыми элементами успешной социальной и экономической политики [10].
Однако важно учитывать не только объективные, но и субъективные аспекты человеческого капитала, такие как мотивация, трудовая этика и стремление к личностному развитию [6]. Они играют критическую роль в реализации потенциала общества и требуют более детальной проработки в рамках новых подходов к оценке человеческого капитала. Формирование и развитие человеческого капитала требует комплексного подхода, который сочетает улучшение здоровья, образования и социальной защиты с созданием условий для повышения мотивации и вовлечённости граждан. Это позволит не только повысить уровень благосостояния населения, но и заложить основу для долгосрочного и устойчивого развития, ориентированного на человеческие ценности и инновации.
Источники:
2. Доклады о состоянии здравоохранения в мире. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/publications (дата обращения: 16.01.2025).
3. Галоян Д., Едигарян К. Индексы человеческого капитала и человеческого развития как инструменты измерения человеческого капитала // Вестник Армянского государственного экономического университета. – 2022. – № 3. – c. 9-28. – doi: 10.52174/1829-0280_2022.3-9.
4. Голованова Е.Н., Лочан С.А., Хавин Д.В. Инвестиции в человеческий капитал предприятия. / Учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2022. – 88 c.
5. Камалдинова И.М., Мухаметшина Г.Р. Анализ индекса человеческого развития России и его роль в темпах экономического развития страны // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2023. – № 2. – c. 106-114. – doi: 10.54220/v.rsue.1991-0533.2023.2.28.013.
6. Карташова Л.В., Савочкин А.В. Совершенствование измерения и оценки человеческого капитала как фактора развития организации // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 311-330. – doi: 10.18334/lim.10.1.117349.
7. Карый А.В., Афиногенова И.Н. Индекс человеческого развития в системе показателей развития страны // Территория науки. – 2015. – № 4. – c. 76-79.
8. Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. / Учебник и практикум. - М.: Издательство Юрайт, 2024. – 269 c.
9. Морозова И.Г., Фазлыева М.С. Оценка глобальной конкурентоспособности стран АТЭС // Глобальная экономика и образование. – 2022. – № 4. – c. 42-52.
10. Савочкин А.В. Преодоление дефицита рабочей силы при формировании человеческого капитала // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 1. – c. 53-68. – doi: 10.18334/lim.11.1.120506.
11. Устинова А.С., Орлова Е.В. Оценка влияния индекса человеческого капитала на экономический рост: содержательные аспекты // Молодежь и системная модернизация страны: Сборник научных статей 5-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 6-ти томах. Том 2. Курск, 2020. – c. 157-161.
12. Human Development Report 2023-24. Hdr.undp.org. [Электронный ресурс]. URL: https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2023-24 (дата обращения: 09.01.2025).
13. The Human Capital Index 2023: Data and Methodology. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/human-capital (дата обращения: 13.01.2025).
14. Global Social Mobility Report 2023. Всемирный экономический форум. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/global-social-mobility-report-2023 (дата обращения: 29.12.2024).
15. Legatum Prosperity Index 2023. Институт Legatum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prosperity.com/ (дата обращения: 26.12.2024).
16. Sen A. Development as Freedom. Global.oup.com. [Электронный ресурс]. URL: https://global.oup.com/academic/product/development-as-freedom-9780192893307 (дата обращения: 02.01.2025).
17. Surtaeva O.V., Maximov M.B. Locus of control as a component of the human capital of the Altai Krai population // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2022. – № 11. – p. 275-283.
18. Haq M. Reflections on Human Development. Undp.org. [Электронный ресурс]. URL: https://undp.org/publication/reflections-human-development.
19. The Global Competitiveness Report 2023. Всемирный экономический форум. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2023 (дата обращения: 11.01.2025).
20. Education at a Glance 2023: Human Capital and Education Indicators. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/education/education-at-a-glance/ (дата обращения: 10.01.2025).
Страница обновлена: 27.02.2025 в 11:42:58