Совершенствование системы пенсионного страхования как фактор снижения уровня теневой экономики
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье проанализированы методы администрирования страховых пенсионных взносов в России, выявлены факторы, способствующие развитию теневой экономики. Предложены механизмы снижения уровня теневого сектора российской экономики и стимулирования инвестиционной деятельности посредством совершенствования системы пенсионного страхования граждан.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, теневая экономика, пенсионный фонд, индивидуальный предприниматель, страховые взносы, патентная система налогообложения
Дать объективную оценку масштабам российской теневой экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. По оценкам некоторых специалистов, в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% строительства, 9,2% транспорта и связи, 8,9% обрабатывающего производства, 4,6% коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2% рынка недвижимости и 2,3% гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некоторым подсчетам более 90%) [1]. По нашему мнению. эти цифры занижены.
Теневая деятельность ограничивает возможность привлечения предпринимателями инвестиционных ресурсов, препятствует развитию реального производства. В этой связи необходимо создание условий для полноценного функционирования легальной экономики, стимулирования инвестиционной деятельности.
Пенсионные и страховые взноси индивидуального предпринимателя
Благоприятная инвестиционная среда формируется под воздействием различных факторов. Среди них и развитость инфраструктуры, и доступность кредитных ресурсов и наличие квалифицированных работников на рынке труда. Однако среди прочего особую роль играют механизмы администрирования налоговых и иных обязательных платежей.
Существенные недочеты, по нашему мнению, способствующие развитию теневого сектора российской экономики имеют место в системе пенсионного страхования населения.
Так, с момента постановки гражданина на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица пенсионные службы начисляют на него страховые взносы.
С одной стороны, логично. Индивидуальный предприниматель – работодатель Иванов должен выплачивать самому себе – нанятому работнику Иванову ежемесячную заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда и, следовательно, выплачивать с этой суммы страховые взносы. В 2009 году выплаты в Пенсионный фонд РФ (ПФР) от одного предпринимателя составили 7275 руб. С 2010 года пенсионные службы администрируют еще и отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). В 2011 году с учетом повышения ставок страховых взносов данные выплаты составили 16 160 руб.
Территориальные подразделения ПФР не утруждают себя выяснением того, занимался ли в частности Иванов предпринимательской деятельностью в текущем году или нет, имел ли он прибыль или убытки. Ежегодно весной начинается массовое оформление исков и направление их для исполнения в службы судебных приставов.
В то же время предприниматель – это индивидуум, который самостоятельно в рамках действующего законодательства нашел возможность обеспечить себя средствами к существованию путем предоставления населению каких-либо услуг или производства товаров востребованных населением, который несет на себе все риски и убытки, связанные со своей деятельностью. Есть предприниматели, которые работают исключительно индивидуально (сапожник, часовщик и т.д.).
Средства остающиеся у предпринимателя после возмещения всех затрат и уплаты причитающихся налогов являются его личным доходом и разделение его с целью взимания дополнительно страховых взносов на работодателя и работника в одном лице воспринимается населением отрицательно.
При расчете ставок или размеров налоговых платежей, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, применяющими различные формы упрощенной системы налогообложения, органы государственной власти наверняка оценивали и необходимость уплаты ими страховых взносов.
Налогообложение и теневая экономика
Однако на нынешнем этапе с учетом особенностей российского менталитета, когда граждане нашей страны, как правило, считают, что «государство всегда обманывает», данная мера приводит к тому, что они вообще не регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя и, следовательно, свою предпринимательскую деятельность ведут только в «тени».
Ежегодная экономия только на страховых взносах в размере более полутора десятка тысяч рублей позволяет мелкому предпринимателю пару-тройку раз «откупиться» от налоговых и контролирующих органов. Выигрыш налицо.
В этой связи целесообразно рассмотрение вопроса освобождения от уплаты страховых взносов, если не всех, то хотя бы некоторых категорий индивидуальных предпринимателей. К примеру, предпринимателей, работающих индивидуально (без нанятых работников) или с применением упрощенной системы налогообложения на основе патента, с перерасчетом при необходимости ставок налоговых платежей либо стоимости патента.
Освобождение предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, от уплаты страховых взносов будет способствовать, на наш взгляд, переходу значительного числа субъектов малого предпринимательства на такую форму упрощенной системы налогообложения и существенной легализации деятельности предпринимателей, работающих в «тени», что, в свою очередь, приведет к увеличению доходов бюджетной системы нашей страны.
По нашему мнению, это не единственная норма пенсионной системы, стимулирующая теневую форму ведения бизнеса. В настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, в случае внесения гражданином или его работодателем взносов в размере 12 тысяч руб. в год, пенсионные службы зачисляют на его накопительную часть трудовой пенсии такую же сумму [2]. Это конечно на нынешнем этапе в какой-то степени решает проблему ПФР, но во всем остальном государство проигрывает. Данная мера, на наш взгляд, является фактором, стимулирующим теневую экономику. Предприниматели, работающие в «тени», получают возможность вполне законно «отложить себе на старость». Кроме того, дополнительные расходы государства пусть и в долгосрочной перспективе составляют 12 тыс. рублей.
Налоговые вычеты, которые могли бы стимулировать выход из тени
Использование этой схемы более выгодно предпринимателю, работающему нелегально, когда он на свой рубль получает еще один рубль от государства. Работая официально, помимо страховых пенсионных взносов он уплачивал бы и соответствующие своей деятельности налоги, осуществлял бы также отчисления в фонды социального и обязательного медицинского страхования (ФСС и ФОМС).
Человека интересовала именно пенсия и он ее получил. Стимулов для выхода из «тени» нет. Преференции, получаемые предпринимателями от ФСС и ФОМС малы. Часть из них, в частности услуги здравоохранения, «теневики» итак получают, числясь как безработные.
Выбранное направление получения дополнительных доходов Пенсионного фонда РФ не способствует легальной деятельности субъектов малого предпринимательства и стимулирует развитие теневой экономики.
На наш взгляд, целесообразней было бы введение налогового вычета в сумме 200–300 тысяч рублей в год с доходов граждан, подлежащих налогообложению, при условии направления ими средств, невыплаченных в виде налога на доходы физических лиц (НДФЛ), на страховую и (или) накопительную часть трудовой пенсии.
При данной схеме государство не теряет ничего (налоги, невыплаченные в виде НДФЛ, поступают в Пенсионный фонд России), а лишь перенаправляет часть доходов федерального бюджета. В настоящее время из-за слабого администрирования страховых взносов, опять же в силу значительной теневой составляющей российской экономики, федеральный бюджет вынужден поддерживать пенсионную систему. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР составили в 2010 году – 1166,3 млрд руб., в 2011 году – 875,9 млрд рублей [3].
В случае увеличения объемов доходов ПФР соответствующие объемы дотаций из федерального бюджета будут сокращаться.
Возможно также рассмотрение варианта установления дополнительных условий участия граждан в указанной выше схеме.
К примеру: в случае предоставления гражданам ежегодного налогового вычета в размере до 300 тысяч руб. они обязаны направить соответственно до 39 тысяч руб. (13% – размер невыплаченного НДФЛ) на страховую часть трудовой пенсии и до 9 тысяч руб. (3%) дополнительно на накопительную часть трудовой пенсии.
В данном случае государство остается в явном выигрыше. И даже в этом случае желание граждан участвовать в такой программе будет массовым, в связи со значительными бонусами в виде накопления собственного пенсионного капитала за счет невыплаченного НДФЛ.
Пути снижения реального уровня теневой экономики
Ресурсы пенсионной системы являются сегодня институтом, который должен обеспечивать наиболее долгосрочное инвестирование средств граждан на фондовом рынке, способствовать развитию инвестиционных процессов в российской экономике. В этой связи применение предложенного механизма будет способствовать и этому направлению использования накоплений пенсионного фонда.
Следует заметить, что повышение с 1 января 2011 года в России ставок страховых взносов до 34% также является крайне неблагоприятной мерой в условиях высокого уровня теневой экономики. По оценке экспертов, в «тень» может уйти до 35% отечественного бизнеса. Также будут сокращаться рабочие места, социальные пакеты трудящихся, инвестиции в развитие производства [4].
Кроме того увеличение отчислений во внебюджетные фонды приводит к уменьшению налоговых платежей предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения. Опять же в проигрыше федеральный бюджет.
Развитые страны активно конкурируют за привлечение на свою территорию «труда» и «капитала», устанавливая пониженные ставки по налогам на заработную плату и прибыль и повышая налоги на потребление и недвижимость. В этой связи данная мера получения дополнительных доходов внебюджетных фондов будет препятствовать привлечению инвестиционных ресурсов, развитию видов экономической деятельности, стимулирующих инновации и модернизацию.
Реалистичное снижение уровня теневой экономики возможно, на наш взгляд, лишь при условии постоянного совершенствования законодательства в части обеспечения должных условий развития предпринимательства, привлечения реальных инвестиций. Следует своевременно учитывать вероятное поведение экономических субъектов и всевозможные факторы, влияющие на него.
Источники:
2. Федеральный закон от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 18. – ст. 1943; 2010. – № 31. – ст. 4196; 2011. – № 29. – ст. 4291.
3. Бюджеты пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/budzhet_pfr.
4. Без снижения налоговой нагрузки мы проиграем борьбу за инвестора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.deloros.ru/main.php?mid=239&doc=20215.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 22:51:46