Анализ социально-экономических рисков развития обязательного пенсионного страхования

Блохина О.С.

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Блохина О.С. Анализ социально-экономических рисков развития обязательного пенсионного страхования // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 9. – doi: 10.18334/et.11.9.121572.



Введение. Современная система обязательного пенсионного страхования функционирует в условиях влияния различных социально-экономических рисков. Главное условие финансовой устойчивости солидарной системы пенсионного обеспечения – баланс численности трудоспособного населения и пенсионеров, которое подвержено влиянию различных внешних и внутренних факторов. Современная система обязательного пенсионного страхования находится в зависимости от демографических трендов, макроэкономических условий, развития рынка труда и роста численности социально незащищенных граждан. Тенденции последних десятилетий демонстрируют сокращение численности трудоспособного населения на фоне роста населения пенсионного возраста, что влияет на формирование дефицита финансирования системы обязательного пенсионного страхования. Современные тенденции рынка труда определяются демографическими параметрами и появлением новых форм занятости под влиянием социально-экономических трансформаций и развития цифровой среды. При этом стоит учитывать и факт влияния пенсионной системы страны на социально-экономическую ситуацию, динамику рынка труда и макроэкономические параметры.

Проблемы и особенности развития обязательного пенсионного страхования в России исследуется рядом авторов. Проблемы сбалансированности бюджета в части пенсионного обеспечения и функционирования системы обязательного пенсионного страхования рассматривают авторы Н.В. Сухорукова и А.А. Цвырко [1]. Авторы Т.А. Терещенко и И.В. Балашова в своей статье анализируют базисные вопросы формирования доходов и расходов в условиях современных экономико-правовых реалиях [2]. А.К. Соловьев в своих работах исследует влияние уровня развития и структура рынка труда на систему пенсионного обеспечения [3,4]. Авторы В.А. Даниелян, В.М. Полтерович рассматривают влияние реформ пенсионной системы на привлекательность пенсионной системы для застрахованных лиц, а также зависимость сбалансированности бюджета СФР от роста теневого сектора [5].

Рост численности нуждающихся в социальной защите, экономические и цифровые трансформации рынка труда, демографические тренды требуют от пенсионной системы гибкости и актуарной сбалансированности в долгосрочной перспективе, учитывая риски развития пенсионного страхования [6]. Целью работы является анализ социально-экономических рисков развития обязательного пенсионного страхования и их влияние на устойчивость и сбалансированность страховой пенсионной системы.

Основная часть. Основным условием устойчивости пенсионной системы является сбалансированность доходов и расходов бюджета СФР в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Актуарная сбалансированность обязательного пенсионного страхования может быть обеспечена при условии поддержания приемлемого уровня нагрузки на плательщиков страховые взносы получателями страховых выплат. Однако, пенсионная система находится в тесной взаимосвязи с рядом факторов, и как следствие под влиянием возникающих рисков.

Сбалансированность распределительного компонента системы обязательного пенсионного страхования находится в прямой зависимости от размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы, и следовательно рост уровня заработной платы будет обеспечивать и рост страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Рассмотрим показатели, характеризующие уровень заработной платы в стране.

За исследуемый период 2010 – 2023 гг. фонд заработной платы вырос в 1,86 раза, темп роста в 2023 г. по сравнению с 2022 г. составил 115%, значение ВВП за аналогичный период выросло в 3, 35 раза (рисунок 1). Приведенная динамика демонстрирует опережающий рост производительности труда над ростом фонда заработной платы, что может говорить о том, что труд недооценен и заработная плата занижена. Сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на поступления страховых взносов и на финансовую сбалансированность пенсионной системы [7].

Рисунок 1 – Динамика фонда заработной платы и ВВП за 2010-2023 гг.

Источник: составлено автором по данным [12]

В целях проведения оценки уровня средней заработной платы по отношению к нормативно установленным показателям минимального обеспечения трудоспособного населения, рассмотрим соотношение заработной платы с прожиточным минимум трудоспособного населения (ПМТ) и минимальным размером оплаты труда (МРОТ). За период с 2010 г. по 2023 г. соотношение средней заработной платы и МРОТ незначительно сократилось, состав 4,6 раза в 2023 году. За 2010-2023 гг. отношение средней заработной платы к ПМТ выросло, составив в 2023 г. 4,8 раза, что демонстрирует опережающий рост средней заработной платы (рисунок 2). Рассмотренная динамика демонстрирует устойчивый рост средней заработной платы относительно ПМТ, а относительно МРОТ начиная с 2018 года.

Рисунок 2 - Соотношение заработной платы с ПМТ и МРОТ

Источник: составлено автором по данным [12]

Проблема старения населения является актуальной для большинства развитых стран и в первую очередь оказывает влияние на устойчивость пенсионных систем, основанных на солидарных принципах. Рост соотношения численности получателей пенсионного обеспечения к численности плательщиков страховых взносов приводит к положению, в котором поступающие страховые взносы не могут обеспечить пенсионные страховые выплаты, в результате чего у государства появляются дополнительные расходы на пенсионное обеспечение.

Период 1991-2018 гг. характеризуется тенденцией сокращения трудоспособного населения. За 27 лет показатель снизился на 2,2 млн. человек, составив в 2018 г. 81,8 млн. человек. Устойчивое снижение трудоспособного население наблюдается в период 2006-2018 гг., в котором только 2015 г. отразил незначительный рост показателя. В результате проведения пенсионной реформы и расширения границ трудоспособного возраста, начиная с 2019 г. начинается устойчивый рост численности трудоспособного населения и снижения численности населения пенсионного возраста. Так в 2023 году по сравнению с 2018 численность населения в возрасте старше трудоспособного сократилась на 3,4 млн. человек или на 9,2% (рисунок 3).

Рисунок 3 – Возрастная структура населения за 1991-2023 гг., млн. человек

Источник: составлено автором по данным [12]

Несмотря на наметившиеся положительные структурные изменения населения, возникшие после проведения пенсионной реформы по повышению пенсионного возраста, прогнозные данные распределения населения по основным возрастным группам отражают изменения тенденции в сторону старения населения начиная с 2036 г. Прогнозный периода 2026-2034 гг. характеризуется ростом численности населения трудоспособного возраста, на что повлияли различные причины: расширение границ трудоспособного возраста, влияние демографических волн, проводимая социальна политика, направленная на рост рождаемости (рисунок 4). Несмотря на проводимые меры со стороны государства, направленные на сдерживание старения населения и рост рождаемости, начиная с 2036 года возобновляется тенденция сокращения численности трудоспособного населения и роста населения в старших возрастах, что необходимо учитывать при проведении пенсионной политики и прогнозирования рисков развития.

Рисунок 4 – Прогноз возрастной структуры населения (средний вариант прогноза), млн. человек

Источник: составлено автором по данным [12]

Демографическая проблема старания населения оказывает значимое влияние на рост соотношения численности плательщиков страховых взносов и количества получателей пенсионного обеспечения, что имеет первоочередное влияние на устойчивость системы обязательного пенсионного страхования. Для отражения нагрузки на застрахованных лиц, уплачивающих страховые взносы, рассмотрим динамику численности наемных работников.

Период 2002-2018 гг. отражает рост численность пенсионеров с одновременно снижающейся численность наемных работников, что соответственно привело к росту коэффициента нагрузки. В 2018 году соотношение пенсионеров и наемных работников достигло максимума – 99,4%, таким образом практически на каждого наемного работника приходился один пенсионер. После проведения пенсионной реформы [8] и изменения соответствующих возрастных групп, ситуация начала меняться в сторону сокращения численности пенсионеров и роста наемных работников: в 2023 году численность пенсионеров сократившись по сравнению с 2018 годом на 2,8 млн. человек (рисунок 5).

Рисунок 5 – Численность пенсионеров и численность наемных работников за 2002-2023 гг., млн. человек

Источник: составлено автором по данным [12]

За период 2002-2022 гг. численность наемных работников сократилась на 7,7 млн. человек или на 15,2% на фоне сокращения численности трудоспособного населения на 5,6%. Таким образом данные рисунка 6 иллюстрируют, что сокращение численности наемных работников происходило темпами, превышающими темпы сокращения трудоспособного населения и несмотря на рост численности трудоспособного населения с 2019 года, численность наемных работников продолжила сокращаться.

Рисунок 6 – Среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте и численность наемных работников

Источник: составлено автором по данным [12]

Основываясь на данных рисунка 6 о динамике среднегодовой численности трудоспособного и доли наемных работников в численности трудоспособного населения с использованием прогнозных данных Росстата о распределении численности населения по полу и одногодичным возрастным группам (по среднему варианту прогноза), построен прогноз указанных показателей (рисунок 7). При условии сохранения трендов 2002-2022 гг. сокращения численности наемных работников, к 2029 году показатель сократится еще на 3,04 млн. человека или на 7,1% по сравнению с 2022 г. Тенденция снижения численности наемных работников наблюдается, несмотря на прогнозируемый рост численности населения в трудоспособном возрасте на 3,7 млн. человек или на 4,4 % к 2029 году.

Рисунок 7 – Прогноз среднегодовой численности населения в трудоспособном возрасте и численности наемных работников на период 2023-2029 гг.

Источник: составлено автором по данным [12]

Система обязательного пенсионного страхования подвержена влиянию различных факторов, финансовая обеспеченность которой в первую очередь зависит от условий функционирования рынка труда. Помимо уровня заработной платы и численности застрахованных лиц на процессы формирования пенсионных прав и финансового состояния системы ОПС влияют современные тенденции роста самозанятых и индивидуальных предпринимателей, а также появление иных новых форм занятости.

После поэтапного введения налогового режима «Налог на профессиональный доход» [9] в субъектах Российской Федерации динамика количества самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», отражает стремительный рост: в 2023 году достигнув 9,3 млн. самозанятых, при этом рост самозанятых по сравнению с 2021 году составил 2,4 раза (рисунок 8). Однако, в системе обязательного пенсионного страхования большая часть самозанятого населения не участвует, для самозанятых предусмотрено только добровольное участие в системе пенсионного страхования [10]. С одной стороны, самозанятые не формируют пенсионные права и в будущем не смогут получать страховые выплаты, а с другой стороны, не уплачивают страховые взносы, что занижает доходную часть бюджета СФР. Таким образом применение специального налогового режима приводит к дисбалансу бюджета СФР [11].

Рисунок 8 – Динамика количества самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в целом по Российской Федерации, тыс. человек

Источник: составлено автором по данным [13]

Современный рынок труда отличается динамично развивающимися новыми формами занятости, формирование которых появляется под влиянием развития цифровой среды и глобальных экономических трансформаций. Развитие цифровизации предоставляет дополнительные возможности занятым и обеспечивает возможность работы на любом расстоянии. Динамика последних лет отражает рост цифровых платформ и нестандартных форм занятости. Однако нестандартные формы занятости имеют слабое правовое регулирование или полное ее отсутствие, а также имеет ограниченные социальные гарантии для такого рода занятого населения.

Социальное обеспечение занятых на новых формах занятости обеспечивают лишь частичные гарантии медицинского обеспечения, государственного пенсионного обеспечения (социальные пенсии), выплаты по уходу за ребенком и по безработице. Наблюдаются проблемы мотивации добровольного участия самозанятого населения в системе пенсионного страхования. При сохранении текущих тенденций все большее число трудоспособного населения в перспективе будут исключены из системы обязательного пенсионного страхования и смогут претендовать только на социальную пенсию.

В развитии нестандартных форм занятости платформенная занятость занимает значимое место на фоне происходящих экономических и политических изменений: в 2023 году рост составил в 105,3% по сравнению с 2022 годом. Динамика платформенной занятости по возрастным группам в 2023 г. демонстрирует рост занятости для всех возрастных групп, при этом максимальный рост наблюдается в возрасте 20-39 лет – 105,7%. Наибольшая доля занятых сконцентрирована в возрастной группе от 30 до 39 лет (рисунок 9).

Рисунок 9 - Динамика платформенной занятости по возрастным группам, тыс. человек

Источник: составлено автором по данным [13]

Анализ ретроспективных данных и прогноза численности наемных работников показал значительное снижение стандартной формы занятости за последние несколько десятилетий и в долгосрочной перспективе такая тенденция сохраняется. Одновременно с поэтапным снижением численности наемных работников наблюдается стремительный рост численности самозанятого населения. Однако, возникающие формы нестандартной занятости требуют их включения в систему обязательного пенсионного страхования, поскольку проблемы социального обеспечения для нестандартных форм занятости полноценно не решены. Проблема участия самозанятых в пенсионном страховании усугубляется высокими показателями неформальной занятости в России. При сохранении текущих условий добровольного участия самозанятых в системе обязательного пенсионного страхования и высокой доле теневого сектора на рынке труда, проблемы экономической нагрузки на сокращающуюся численность наемных работников и роста государственных расходов будут обостряться. Анализ половозрастного распределения платформенной занятости показал, что большая часть занятых – это население трудоспособного возраста, большая часть которых не формирует пенсионные права. Стремительный рост самозанятых влияет на занижение поступлений страховых взносов в бюджет СФР, а в перспективе такие граждане не смогут получать страховую пенсию.

Заключение. Пенсионная система в России, как и во всем мире, находится в зависимости от множества социально-экономических, демографических и макроэкономических параметров, что подвергает ее развитие существенным рискам. Проведенный анализ показал, что современные условия функционирования пенсионной системы влияют на финансовую устойчивость пенсионного страхования. Прогнозируемое сокращение численности трудоспособного населения и численности наемных работников с одновременным ростом пенсионеров создают риски роста экономической нагрузки на работающее население и роста государственных расход на пенсионные выплаты. Рост численности самозанятого населения в условия незначительного их участия в системе пенсионного страхования, также оказывают отрицательное влияние на формирование бюджета СФР.


Страница обновлена: 14.08.2024 в 13:57:33