Актуальные вопросы российского и международного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 09 (207), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса на современном этапе.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, государственная поддержка, малый и средний бизнес, международное регулирование предпринимательства
Актуальность исследования различных аспектов российского и международного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности связана как с глобализацией предпринимательской деятельности, так и с потенциальной возможностью использования эффективного опыта международного уровня для достижения целевых результатов федеральных государственных программ.
Международное законодательство и международные структуры поддержки предпринимательства в России в последние годы исследуются нечасто [1].
В иностранной литературе данный вопрос освещается активнее, причем особого внимания заслуживают исследования, в которых авторы отмечают высокую эффективность ряда систем поддержки предпринимательства в различных странах и на международном уровне в целом. Однако встречаются и зарубежные работы, авторы которых настаивают на осторожном подходе к государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (далее − МСП) [2]. В российской науке выделяется ряд исследований опыта стран СНГ в сфере поддержки предпринимательской деятельности [3].
Международные структуры поддержки предпринимательства
В мире исторически сложилось, что наилучшим хозяйственным порядком, обеспечивающим равенство шансов, возможность экономического и социального восхождения для членов общества, прежде всего за счет собственной предпринимательской деятельности, считался такой порядок, при котором малое и среднее предпринимательство становится мотором экономического развития [4].
При этом сформировались две основные тенденции:
1) отход от политики ограничивающих мер в сторону политики создания благоприятного режима для предпринимательской деятельности и коммерциализации знания, инноваций;
2) передача большей части полномочий регулирования МСП с федерального на местный уровень. Отметим, что данная тенденция наблюдается и в России.
Сегодня международное законодательство в сфере поддержки предпринимательской деятельности концентрировано в таких отраслях, как международное инвестиционное право, международное налоговое право, международное трудовое право (в том числе миграционное), а также нормативно-правовые акты, защищающие право интеллектуальной собственности на международном уровне.
Международная структура поддержки предпринимательства объединяет следующие наднациональные и национальные организации:
1) организации, направленные на общее регулирование: ООН, ВТО, ОЭСР, АМР США и др.;
2) финансовые структуры: МБРР, МФК, ЕБРР, фонд «Евразия», Американо-Российский Фонд по экономическому и правовому развитию (USRF) и др.
3) зарубежные союзы и ассоциации предпринимателей: ОСЕК Бизнес-сеть, Швейцария; Всеобщая конфедерация малых и средних предприятий, Париж, Франция; Союз промышленных и предпринимательских конфедераций Европы; Федерация Финских Предпринимателей и мн. др. Конкретные международные программы, влияющие на развитие предпринимательской деятельности, основаны на национальном опыте и специфике вида деятельности.
Особенности государственного регулирования предпринимательства
Мы полагаем, что роль государственного регулирования в процессе глобализации предпринимательства меняется и характеризуется следующими особенностями.
1. В новых экономических условиях возрастает роль международных структур, регулирующих и поддерживающих предпринимательство.
2. Несмотря на снижающийся потенциал инструментария государственного регулирования предпринимательства, для некоторых отраслей и видов предпринимателей (малые и средние) оно остается значимым.
3. На настоящем этапе государственные методы регулирования должны быть направлены на политику поддержки таких субъектов предпринимательства, которые используют международные стандарты, имеют национальные стратегические ориентиры, а также цели развития инвестиционной привлекательности. Речь идет в первую очередь об инновационных секторах народного хозяйства.
Система государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в России имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при ее анализе:
1) законодательные критерии отнесения субъектов к сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) вступили в силу только в 2008 году (статистика, осуществляемая ранее, не является вполне достоверной);
2) по-прежнему статистические данные не учитывают микропредприятия и их особенности;
3) существует диспропорция в развитии МСП в различных регионах России.
Для адекватной оценки показателей развития предпринимательской деятельности в России необходимо понимать сложность социально-экономической ситуации в стране, отраженную в концепции экономических противоречий Ю.Г. Чернышевой [5]. Данный подход имеет особо важное методологическое значение для рыночной экономики России, где постоянно проявляется противоречивая природа экономических явлений в процессе перехода от общественной собственности к частной. Она определяет исследование МСП в контексте его социально-экономических противоречий, отражающих позитивные и негативные стороны предпринимательства в стране.
Малое и среднее предпринимательство как сектор экономики
Как отмечает Ю.Г. Чернышева, состав частных экономических противоречий, вытекающий из сущности основного экономического противоречия МСП, постоянное возрастание роли и социально-экономического потенциала предпринимательства в рыночной экономике и относительно низкой экономической жизнеспособности таких предприятий, определяет направления их государственной поддержки.
В России МСП как сектор экономики существует около 20 лет и все еще находится на стадии становления. Оно приобрело определенную устойчивость и достаточную широту распространения, превратилось в полной мере в самостоятельный сектор экономики страны, в котором четко обозначились стороны экономических противоречий. Уже создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность таких предприятий, уточнены отдельные положения политики государства по их поддержке, разработаны механизмы государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, образованы структуры для ее реализации.
В 2008−2010 гг. сохранялась неустойчивая положительная динамика численности МСП. Менее позитивна картина в отношении занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, где наблюдается негативная динамика, что, правда, может быть объяснено переводом части работников на работу по совместительству, подряду, а также увеличением числа действующих индивидуальных предпринимателей. Учитывая общеэкономические обстоятельства 2008−2009 гг. (мировой финансовый кризис) стоит отметить, что малое и среднее предпринимательство в условиях кризиса показало высокую экономическую устойчивость и стремление к максимальному сохранению рабочих мест. В целом среди факторов, мешающих развитию предпринимательства в России, следует учитывать:
1) региональную диспропорцию;
2) административные и законодательные барьеры;
3) недостаток финансирования;
4) низкую эффективность государственного регулирования и поддержки.
Методы регулирования и поддержки предпринимательства
Как известно, государство воздействует на предпринимательскую деятельность с помощью системы правовых, административных и экономических инструментов или регуляторов. Причем, среди экономических методов государственного регулирования предпринимательской деятельности можно особенно выделить налогообложение и лицензирование. В целом система регуляторов особенно необходима в кризисные периоды, так как основана на ограничительных методах.
Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [6] предполагает не только поддержание стабильных темпов экономического роста, но и увеличение с 15 до 60% доли экономически активного населения, занятого в секторе малого и среднего предпринимательства.
В этой связи кроме упомянутых методов государственного регулирования активно развивается система государственной поддержки предпринимательской деятельности на федеральном уровне, куда входит согласно ст. 16 Федерального закона № 209:
1) стимулирование на основе создания особых инфраструктурных проектов (кластеры, бизнес-инкубаторы, ОЭЗ и пр.);
2) финансовая и имущественная поддержка;
3) инновационная политика;
4) информационно-консультационная поддержка;
5) поддержка МСП, осуществляющих отдельные виды деятельности.
В целом, современная государственная политика поддержки предпринимательской деятельности должна строиться в соответствии с условиями членства страны в ВТО. При этом реализуемые меры поддержки в субъектах Российской Федерации не должны искажать рыночные механизмы внутри страны и просто дублировать федеральные меры и механизмы. Они должны развивать и конкретизировать подходы федерального уровня к государственной поддержке и исходить из специфики регионов.
Заключение
Итак, к основным направлениям государственной поддержки предпринимательства на федеральном уровне в России относятся:
1) формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
2) расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам;
3) системное развитие инфраструктуры для предоставления предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
Источники:
2. Lerner J. Boulevard of Broken Dreams: Why Public Efforts to Boost Entrepreneurship and Venture Capital Have Failed--and What to Do About It. − Princeton University Press, 2009.
3. Кабилов Д.М. Механизмы регулирования и государственной поддержки предпринимательства в Республике Таджикистан: Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. − Душанбе, 2011.
4. Кабир М.Е. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства (международный опыт): Дис.... канд. экон. наук: 08.00.14. – М., 2003.
5. Чернышева Ю.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий (теория и практика): Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. – Ростов-н/Д, 2009.
6. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:13:27