Основные векторы и результаты исследований международных организаций и зарубежных ученых в сфере платформенной занятости

Забелина О.В.1, Анфалова А.В.1
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Забелина О.В., Анфалова А.В. Основные векторы и результаты исследований международных организаций и зарубежных ученых в сфере платформенной занятости // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 6. – С. 771-784. – doi: 10.18334/et.11.6.121253.

Аннотация:
В статье авторами представлены результатынаучного обзора актуальных (2023-2024гг.) зарубежных исследований в сфере платформенной занятости. В обзор включены исследования, проведенные под эгидой международных организаций – Международной организации труда, Международной ассоциации социального обеспечения,Организации экономическогосотрудничестваи развития, Европейского фонда образования. Актуальность рассмотрения основных выводов и предложений зарубежных экспертов о перспективах развития государственного регулирования и социального партнерства в сфере труда в платформенной экономике вызвана необходимостью учета международного опыта при завершении разработки и обсуждения в России проекта закона о платформенной занятости. В статье затрагиваются точки зренияореализации достойного труда в платформенной экономике, регулировании правового статуса и условий труда платформенных занятых, распространении на них социальной защиты, создании институтов коллективного представительства интересов платформенных работников. Рассмотрен опыт Евросоюза по подготовке Директивы о работе на платформах и проблемы, связанные с ее принятием.Результаты исследования могут быть использованы при подготовке предложений о внесении изменений и дополнений в законопроекто платформенной занятости

Ключевые слова: рынок труда,платформенная занятость,регулирование, статус платформенных работников, социальная защита

JEL-классификация: J21, J23, J24



ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда и сфера социально-трудовых отношений претерпевают в настоящее время радикальные изменения под давлением современных вызовов. Переход к цифровой экономике пришёлся на время пандемии и сложной геополитической ситуации, обостряющей конкуренцию за инновации и человеческие ресурсы.

Под влиянием цифровизации во многих странах мира возникают и получают все большее распространение новые формы занятости населения, в т.ч. платформенная занятость. С ростом разнообразных цифровых платформ растет численность занятых на них работников, трансформируются формы организации труда, профессионально-квалификационная структура занятых. Все эти процессы формируются под воздействием определенных факторов и складываются в устойчивые тенденции, выявление которых является важным для эффективного регулирования развития нового сегмента рынка труда.

Следует отметить, что во всех государствах введение феномена платформенной занятости в правовое поле проходит стартовый период, в то же время уже реализовались некоторые подходы и практические решения, которые могут быть адаптированы к российским условиям. Актуальность рассмотрения основных выводов и предложений зарубежных экспертов о перспективах развития государственного регулирования и социального партнерства в сфере платформенного труда вызвана необходимостью учета международного опыта при завершении разработки и обсуждения в России проекта закона о платформенной занятости.

Международная организация труда (далее - МОТ) отмечает, что наиболее сильно влияние цифровой экономики на занятость ощущается в области онлайн-платформ. По данным экспертов МОТ, цифровые платформы открывают новые перспективы трудоустройства, в том числе женщинам, людям с ограниченными возможностями, молодежи и тем, кто на традиционных рынках труда находится в ущемлённом положении [1]. Эти выводы о социальной значимости платформенной занятости совпадают с выводами российских экспертов. Так, по результатам исследования Института социальной политики НИУ ВШЭ «Платформенная занятость: динамика развития и социально-экономические эффекты», максимальную готовность включаться в платформенную занятость показывают «женщины в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком (53,1%), за ними следуют безработные (50,6%), болеющие или нетрудоспособные длительное время или постоянно (41,7%), а также учащиеся и не работающие (39,6%)». [2] Председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов поясняет популярность новой формы занятости на платформах ее доступностью для большинства категорий населения, в том числе уязвимых групп (пенсионеры, матери с детьми, молодежь). [3]

Несмотря на гибкость платформенной занятости и другие возможные преимущества, она сопряжена для работников с проблемами, связанными с нерегулярностью работы, низкими доходами, неблагоприятными условиями труда, суженной социальной защитой и сложностями с отстаиванием своих интересов посредством общественных объединений. Большинство платформенных работников не имеют доступа к социальной защите, что может не только усугублять дефицит достойного труда и неравенство, но и угрожать их здоровью.

Доклад МОТ 2022 г. «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции-2022» [4] отражает обеспокоенность экспертов качеством новых рабочих мест – пандемия резко снизила ожидания потенциальных работников, поскольку работы очень мало, многие вынуждены соглашаться на полное отсутствие социальных гарантий ради заработка. Проблема роста социального неравенства акцентирована и в новом докладе МОТ «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции-2024». [5] В исследованиях российских экспертов отмечается риск прекаризации рабочей силы в условиях распространения платформенной занятости [6], дефицит социальной защиты платформенных работников [7] и рост их спроса на социальную защиту со стороны государства. [8]

На наш взгляд, сложившийся вектор на изучение особенностей феномена платформенной занятости, ее роли на рынке труда и социально-экономических последствий для вовлеченных в нее работников в современных условиях недостаточен. Накопившиеся во многих странах проблемы, вызванные отсутствием или стартовым характером государственного регулирования труда платформенных занятых и работы платформ цифрового труда, требуют как критической оценки странового опыта, так и межстрановых обобщений практики и результатов исследований для выработки гибкой политики, согласующей интересы государства, бизнеса и работников.

Целью данной статьи является систематизация научно-экспертных подходов к решению проблем, связанных с расширением сферы платформенной занятости и развитием ее государственного регулирования в странах мира на основе обзора исследований, проведенных под эгидой авторитетных международных организаций - Международной организации труда, Международной ассоциации социального обеспечения, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского фонда

Новизна работы состоит в критической оценке и систематизации подходов экспертов международных организаций по актуальным для Российской Федерации проблемам реализации достойного труда в платформенной экономике, регулирования правового статуса и условий труда платформенных занятых, распространения на них социальной защиты, создания институтов коллективного представительства интересов платформенных работников.

Включенные в обзор публикации удовлетворяют следующим критериям: предмет исследования – платформенная занятость (ключевые слова: рlatform work; рlatform workers; рlatform employment); опубликованы в 2023-2024 гг.; язык публикации – английский; доступ к полному тексту публикации.

При подготовке статьи авторами были использованы методы контентного и критического анализа, сравнения и обобщения, систематизации.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке предложений о развитии механизмов регулирования платформенной занятости в Российской Федерации.

ПРОБЛЕМАТИКА ПЛАТФОРМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Основным актуальным исследованием на начало 2024 года является документ МОТ «Реализация достойного труда в платформенной экономике», выпущенный в январе текущего года [9]. В начале в нем рассматриваются бизнес-модели платформ, их преимущества и рыночная власть. Отмечается отсутствие согласованности в терминологии и определении «платформенной экономики» на международном уровне, что порождает, в том числе, проблемы с оценкой масштаба данного явления. С другой стороны, точный подсчет невозможен из-за сосредоточенности больших данных в руках крупных игроков бизнеса.

Со стороны характера труда в исследовании МОТ акцент делается на том, что такой вид занятости обладает некоторыми особенностями, как гибкость и низкие барьеры входа, преобладание в секторах доставки и пассажирских перевозок, возможность получения дополнительного дохода (по оценкам МОТ, только около 30% работников отмечают работу на платформе как основной доход), а также использование методов алгоритмического управления [9].

Результатом проведенного МОТ анализа является вывод о необходимости создания международного стандарта достойного труда в контексте платформенной занятости, так как межстрановое сравнение показало неоднородность развития этой сферы труда: в одних странах регулирование обрело законодательную базу, в других – только разрабатываются подходы [9]. Разработку международного документа МОТ предлагает начать с внутристрановых консультаций с опорой на подготовленные вопросы с основными стейкхолдерами – представительными организациями работодателей и работников. Следующим этапом работы будет их обсуждение на Международной Конференции Труда в 2025-2026 годах.

В литературе большое число исследований относительно платформенной занятости приходится на европейский рынок труда, отличающийся высокой степенью регулирования. Большая историческая переговорная сила работников, используемая для обеспечения более надежной защиты труда и комплексных социальных пособий, нежели у самозанятых, обуславливает тенденции в сфере регулирования труда работников платформ [10]. В контексте дефицита их социальной защиты наиболее популярным способом в Европе на сегодняшний день является попытка реклассификации их в качестве существующей категории наемных работников, покрытой социальным обеспечением [10].

Исходя из быстрого распространения цифровых платформ и последующего роста работников на них, Европейский союз (далее – ЕС) в течение длительного времени (с конца 2021 года) готовит Директиву о работе на платформах (Platform Work Directive) (далее – Директива), направленную на уточнение правил их работы и улучшение условий труда их работников. Первоочередная цель документа – обеспечение правильного определения статуса платформенных занятых. В этой связи ключевые положения Директивы касаются юридической «презумпции занятости» (presumption of employment), закрепляющей статус наемного работника для платформенного занятого при наличии фактов, указывающих на контроль и руководство [11]. Бремя доказывания отсутствия трудовых отношений ложится на плечи платформ. Основным предметом споров среди европейских стран стали критерии обеспечения этого юридического и процедурного инструмента. По оценкам Европейского парламента, Директива, устанавливающая такую ​​юридическую презумпцию, приведет к реклассификации 5,5 миллионов человек, занятых в платформенной работе и ошибочно отнесённых к самозанятым [12].

Против соглашения о Директиве в декабре 2023 года выступило 12 государств-членов, первой из которых была Франция [13]. Даже внутри Европейского Совета существует раскол между более предписывающим и защищающим трудящихся подходом Испании и Бельгии и более гибким подходом Франции и стран Северной Европы, ориентированным на коллективные соглашения [14]. В результате переговоров на момент весны 2024 года принято решение об отмене общих для всех стран критериев, а вместо этого был выбран упрощенный подход, основанный на национальных определениях «работников» и «фактах, указывающих на контроль и руководство» [15]. Однако важно отметить, что «презумпция занятости» также не является панацеей, легко разрешающей сложные противоречия относительно классификации работников. Она представляет из себя лишь процессуальный механизм, который облегчает доступ к охране труда. Реальный объем прав работника в сфере определяют национальные концепции и определения занятости в законодательстве, которые могут быть ограниченными и чрезмерно точными, зачастую с трудом охватывая даже «всех, кто работает», не говоря уже о платформенных занятых [16].

Другим важным нововведением в Директиве стали правила алгоритмического управления, которое представляет из себя абсолютно новое явление в сфере регулирования трудовых отношений. Как отмечается в статье, подготовленной МОТ совместно с Европейской Комиссией в 2022 году, несмотря на цифровую эволюцию алгоритмического управления, оно является разрушительным из-за того, что значительно повышает организационные способности управления сложными экономическими и рабочими процессами, поскольку использует огромные возможности цифровых технологий по сбору, хранению и обработке информации. В алгоритмическом управлении эти технологические достижения объединяются и используются для реорганизации контроля и изменения баланса сил на рабочем месте [17]. Директива ЕС, в свою очередь, закрепляет невозможность увольнения напрямую или на основании решения, принятого алгоритмом или автоматизированной системой принятия решений, что выдвигает необходимость человеческого контроля при работе на цифровой платформе [11].

В исследовании МОТ относительно введения и содержания Директивы отмечается, что, с одной стороны, предлагаемый (на момент написания материала) документ может ввести ряд новых защитных устройств, которые, если их правильно реализовать, обеспечат ощутимые улучшения для работников платформ, несмотря на тот факт, что в некоторых отношениях этот инструмент мог бы пойти дальше и предоставить план прав и средств защиты всем работникам, а не только тем, кто работает через платформы. С другой стороны, этот документ рискует не решить постоянно возникающие проблемы, созданные алгоритмическим управлением и работой на платформе, из-за отсутствия адаптации уже существующих инструментов и неиспользования потенциала Директивы как помощника в координации и согласовании разрозненных источников [18].

Основным выводом исследования Антонио Алоизи и коллег является заключение о том, что недавние изменения в сфере регулирования платформенной занятости отражают устойчивую приверженность дихотомической модели подчинения и автономии [18]. В целом институциональная структура международного, европейского и национального права не предназначена для современных бизнес-моделей, при которых работники географически рассредоточены, рабочие места раздроблены, экономические процессы проводятся через цифровую инфраструктуру, и работа состоит из ряда непрерывных, но непостоянных задач.

Исследования европейских ученых касаются также стран вне ЕС. Например, в 2024 году свою работу по странам Южного и Восточного Средиземноморья представил Европейский фонд образования [19]. В ней отмечается, что в регионе нет достоверной статистики платформенной занятости, однако распространение и популярность платформ свидетельствует об ее росте. Одним из факторов привлекательности работы как на онлайн, так и на локальных платформах для местных жителей является отсутствие возможностей трудоустройства на местах. Кроме того, в данном исследовании среди проблем развития платформенной занятости отмечаются не только стандартные отсутствие гарантий занятости, социальной защиты, карьерного роста и развития, невозможность объединения в профсоюз и представительства своих интересов, но и характерные для данного региона проблемы с международными платежными системами, плохое интернет-соединение, а также выполнение большого количества неоплачиваемой работы для создания репутации, трата времени на подачу заявок и общение с потенциальными клиентами. Несмотря на высокую (относительно местной почасовой зарплаты) запрашиваемую ставку, реально начисленная в итоге значительно меньше. Работникам платформ на местах не гарантируется минимальная заработная плата, а их доход зависит от продолжительности рабочего дня. Кроме того, поскольку они сами несут расходы на работу, такие как топливо и обслуживание автомобиля, заработок за вычетом их становится еще ниже.

Согласно исследованию МОТ о платформенной занятости в развивающихся странах, влияние цифровых платформ на рынок труда здесь отличается от ситуации в развитых странах. В контексте отсутствия адекватной защиты труда государство должно не только осуществлять инвестиции для привлечения и развития цифрового капитала, но и выступать в роли поставщика социальных услуг последней инстанции, предоставляя минимальную социальную помощь уязвимым группам населения, в том числе и тем, кто занят на цифровых рабочих местах [20]. Сара Кук и Ума Рани также отмечают, что в условиях высокого уровня неформальной занятости платформы могут стать источником как достойной работы, так и доходов государства и финансирования социальной защиты. То есть государственное регулирование должно отталкиваться от возможности привлечения цифрового бизнеса к ответственности и созданию требуемых условий, которые в скором времени могут быть закреплены на международном уровне.

Создание где бы то ни было системы социального обеспечения для платформенных занятых – лишь часть проблемы, требующей решения со стороны государственных органов. Обеспечение эффективности работы нововведений сопряжено с подключением работников платформ к этой системе. В организованном под эгидой Международной ассоциации социального обеспечения (далее - МАСО) исследовании, ориентированном на изучение различных страновых практик разрешения вопроса социальной защиты гиг-работников, отмечается, что необходимо внедрение доступной процедуры регистрации и внесения взносов, а также предоставления самих пособий [21]. Например, автоматическое внесение взносов платформами от лица своих работников (Франция, Эстония, Индонезия) [22-24] или электронная система выставления счетов напрямую самозанятым работникам для упрощения процесса (Аргентина, Мексика, Бразилия) [25]. Второй характеристикой системы выступает включение самих платформ в обмен данными и создание взаимосвязи между ними и национальными агентствами [21].

В другом исследовании, проведенном экспертами МАСО, авторы приходят к выводу, что в любой стране так или иначе существует сложность адаптации существующих моделей к более широкой и в то же время гибкой структуре, реагирующей на быстроменяющийся мир труда, в том числе за счет комбинации со стороны работников различных источников дохода [10; 26].

В работах, посвященных развитию сферы платформенного труда, также существует отдельная дискуссия о коллективном представительстве интересов платформенных занятых, и их объединении для защиты собственных прав на постоянной основе, а не по факту их несоблюдения. В конце 2023 года экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) был выпущен доклад на тему платформенных кооперативов – организаций, которыми непосредственно владеют и демократически управляют работники, использующие веб-сайты и мобильные приложения для продажи товаров и/или услуг [27] Их возникновение авторы исследования связывают с необходимостью создания альтернативы традиционным платформам для решения проблем, связанных со статусом занятости, качеством рабочих мест и асимметрией переговорных сил [27]. В соответствии с оценками проекта «Internet of Ownership», в мире существует более 500 кооперативов-платформ, которые действуют в различных секторах, начиная от культуры и общественного питания, и заканчивая транспортом и туризмом [27].

В зависимости от деятельности, членства и целей их можно разделить на четыре типа: «потребитель/пользователь» (consumer/user), «производитель» (producer), «работник» (worker) и «многосторонний» (multi-stakeholder). Вне зависимости от типа, все кооперативы ставят в приоритет потребности своих членов, используют демократическое управление (один человек – один голос) для ведения своей деятельности и сохраняют контроль над развивающимися технологиями. Первый тип (worker platform cooperative) фокусируется на обеспечении занятости своих членов-работников, второй (producer platform cooperative) – на переговорах по улучшению условий для членов-поставщиков, третий (consumer/user platform cooperative) – на соотношении цены и качества для клиентов-членов, а четвертый (multi-stakeholder platform cooperative) – на объединении различных сторон и минимизацию транзакционных издержек для всех [27].

Результаты исследования гласят о необходимости облегчения и улучшения доступа к финансированию для платформенных кооперативов, разработки и адаптации законодательства с учетом реалий, измененных под воздействием цифровых технологий, предоставления услуг по наращиванию потенциала и поддержки бизнеса для платформенных кооперативов [27].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из результатов исследований международных организаций, можно сделать вывод о завершении в целом как в отдельных странах, так и на межстрановом уровне, этапа определения и формулирования проблем платформенной занятости (в частности, касающихся неопределенности правового статуса работников платформ, дефицита их социальной защиты, регулирования платформенного бизнеса и его воздействия на рынок труда). На данный момент наблюдается переход к разработке конкретных документов, закрепляющих принятые решения. Среди имеющих наибольший потенциал воздействия, наряду с Директивой о работе на платформах Европейского Союза, всеми исследователями отмечается инициированный МОТ международный нормативно-правовой акт, регулирующий платформенную занятость, старт разработке которого дан в 2024 году.


Источники:

1. World Employment and Social Outlook 2021: The role of digital labour platforms in transforming the world of work. Ilo. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/publications/flagship-reports/role-digital-labour-platforms-transforming-world-work (дата обращения: 14.06.2024).
2. Институт социальной политики НИУ ВШЭ. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://isp.hse.ru/mirror/pubs/share/929451267.pdf (дата обращения: 05.06.2024).
3. Волкова Е. Платформенная занятость становится основным источником дохода. Ведомости. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2024/01/25/1016639-platformennaya-zanyatost (дата обращения: 11.03.2024).
4. World Employment and Social Outlook: Trends 2022. Ilo. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/publications/world-employment-and-social-outlook-trends-2022 (дата обращения: 27.02.2024).
5. World Employment and Social Outlook: Trends 2024. Ilo/- 2024/. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/publications/flagship-reports/world-employment-and-social-outlook-trends-2024 (дата обращения: 27.02.2024).
6. Шевчук А. В. Труд и власть в российской модели платформенного капитализма // Социология власти. – 2022. – № 3-4. – c. 128-155.
7. Zabelina O.V., Sergeeva M.V. Social Security Deficit in New Forms of Employment in Russian Economy // Социально-трудовые исследования. – 2024. – № 2(55). – p. 100-111.
8. Социальные гарантии для платформенных занятых в России — 2024. Цср. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/ru/research/sotsialnye-garantii-dlya-platformennykh-zanyatykh-v-rossii-2024/ (дата обращения: 27.02.2024).
9. Realizing decent work in the platform economy. Ilo. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_909906.pdf (дата обращения: 27.02.2024).
10. Platform workers and social security: Recent developments in Europe. International Social Security Association. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.issa.int/analysis/platform-workers-and-social-security-recent-developments-europe (дата обращения: 27.02.2024).
11. Platform Work: first green light to new EU rules on employment status. European Parliament. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20240318IPR19420/platform-work-first-green-light-to-new-eu-rules-on-employment-status (дата обращения: 29.03.2024).
12. Platform work directive: press conference on Wednesday at 11.00. European Parliament. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20231212IPR15855/platform-workers-directive-press-conference-on-wednesday-at-11-00 (дата обращения: 29.03.2024).
13. Bérastégui P. Provisional deal reached on the Platform Work Directive. Etui. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.etui.org/news/provisional-deal-reached-platform-work-directive (дата обращения: 11.03.2024).
14. Bourgery-Gonse T. Is the platform work directive dead?. Euractiv. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.euractiv.com/section/gig-economy/news/is-the-platform-work-directive-dead/ (дата обращения: 11.03.2024).
15. Platform workers: Council confirms agreement on new rules to improve their working conditions. Council of the European Union. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2024/03/11/platform (дата обращения: 29.03.2024).
16. Aloisi A., Rainone S., Countouris N. Platform-work directive: the clock is ticking. Social Europe. - 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.socialeurope.eu/platform-work-directive-the-clock-is-ticking (дата обращения: 11.03.2024).
17. Baiocco S., Fernández-Macías E., Rani U., Pesole A. The Algorithmic Management of work and its implications in different contexts // Background Paper Series of the Joint EU-ILO Project «Building Partnerships on the Future of Work». – 2022. – № 9.
18. Aloisi A., Rainone S., Countouris N. An unfinished task? Matching the Platform Work Directive with the EU and international "social acquis". Ilo. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/publications/working-papers/WCMS_907189/lang--en/index.htm (дата обращения: 27.02.2024).
19. New forms of work and platform work in the Southern and Eastern Mediterranean. European Training Foundation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.etf.europa.eu/en/publications-and-resources/publications/new-forms-work (дата обращения: 26.04.2024).
20. Cook S., Rani U. Platform work in developing economies: Can digitilisation drive structural transformation?. Ilo. - 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/research/publications/working-papers/WCMS_909792/lang--en/index.htm (дата обращения: 06.03.2024).
21. Platform workers and social protection: International developments. International Social Security Association. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.issa.int/analysis/platform-workers-and-social-protection-international (дата обращения: 27.02.2024).
22. Auto-entrepreneur: an ultra-streamlined, 100 per cent digital system for registering, managing and declaring one’s activities in a few clicks. A practice of URSSAF. International Social Security Association. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.issa.int/gp/217405 (дата обращения: 27.02.2024).
23. Entrepreneur account. Estonian Tax and Customs Board. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.emta.ee/en/private-client/taxes-and-payment/taxable-income/entrepreneur-account (дата обращения: 27.02.2024).
24. Ogembo D., Lehdonvirta V. Taxing earnings from the platform economy: an EU digital single window for income data? // British Tax Review. – 2020.
25. Barreix A. D. Electronic Invoicing in Latin America: English Summary of the Spanish Document // Inter-American Development Bank. – 2018.
26. Schoukens P., Weber E. Unemployment insurance for the self-employed: a way forward post-corona // IAB-Discussion paper. – 2020. – № 32.
27. Platform cooperatives and employment: An alternative for platform work. OECD Local Economic and Employment Development (LEED) Papers. – 2023. – №. 16. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/platform-cooperatives-and-employment_3eab339f-e (дата обращения: 05.06.2024).

Страница обновлена: 25.06.2024 в 10:53:17