Актуальность и прикладное значение обзорно-аналитической деятельности в предметных областях знаний

Смирнова Л.С.1
1 Курчатовский институт

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Смирнова Л.С. Актуальность и прикладное значение обзорно-аналитической деятельности в предметных областях знаний // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 3. – С. 733-752. – doi: 10.18334/vinec.14.3.121577.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69925471

Аннотация:
В статье представлено краткое обзорное введение в тематику, относящуюся к обзорно-аналитической деятельности в предметных областях знаний и сфер деятельности, дана характеристика аналитического подхода при выполнении обзорно-аналитических исследований в предметных областях знаний в целях сбора данных и знаний из разрозненных источников, анализа и синтеза контента источников, обоснования рекомендаций по развитию исследований. В обзоре сделан акцент на актуальность обзорно-аналитических исследований и на важность теоретической основы (методологии) выполнения данных исследований, формирующей определенные требования к методам и результатам исследования. Дано краткое описание общих универсальных принципов, подходов и методов выполнения обзорно-аналитических работ. В качестве примера потенциального применения на практике обзорно-аналитического подхода для интеграции и анализа ретроспективных и современных знаний в отдельной области знаний ядерной энергетики предложена тема для исследования - создание эффективной системы лицензирования проектов атомных станций на базе малых модульных реакторов в национальных системах регулирования в гармонизации с международными требованиями. Содержание статьи основано на практическом опыте изучения множества аналитических обзоров разных исследователей и на собственном опыте автора статьи в выполнении подобных аналитических исследований

Ключевые слова: Обзорно-аналитическая деятельность, анализ данных, синтез знаний, фрагментарные исследования, методология, аналитические обзоры

Финансирование:
Работа проведена в рамках выполнения государственного задания НИЦ «Курчатовский институт»



Введение.

В любой области знаний или сферы деятельности лица, принимающие решения, должны обладать максимально широким и достаточно глубоким пониманием всех сторон рассматриваемой проблемы или решаемой задачи, включая знания о современном состоянии развития работ и перечне областей, которые требуют дополнительных научных исследований, разработки технологических и технических решений. Для интеграции фрагментарных знаний в конкретной предметной области необходимо выполнить определенный спектр работ, который предназначен для концентрированного изложения результатов анализа разрозненных знаний с последующей их систематизацией. Комплекс обзорно-аналитических работ можно отнести к виду деятельности в компаниях и научных центрах, который определяется в современном понятийном аппарате как «управление знаниями». Экономика знаний (управление знаниями) является одной из областей концепции инновационной экономики, в задачи которой входит подготовка обоснований для выполнения необходимых научных исследований и стимулирование внедрения результатов научных и технологических исследований в проекты реальной экономики, развитие и применение на практике человеческого потенциала знаний и опыта, поскольку знания людей являются главным ресурсом экономики знаний.

В современной среде научных публикаций отмечается рост научно-исследовательских работ с результатами обзорно-аналитических исследований. Обзорный аналитический подход исследования и интеграции фрагментарных знаний и данных в разных областях и публикация отчетов с результатами таких исследований особенно активно развиваются в последнее десятилетие [1, 2, 3]. Такая активность выполнения обзорных аналитических работ связана:

- с уникальной современной информационной доступностью к множеству публикаций научной и практической сфер деятельности, ранее выполненных фрагментарных исследований, документов и материалов;

- с широким спектром предложений для решения проблем в разных областях экономической, социальной, научной и технической деятельности, с неопределенностью и необходимостью обоснованного выбора направлений экономического, технологического и технического развития разных стран, необходимостью покрытия потребностей и обеспечения ресурсами программ развития и направлений исследований, необходимостью выбора оптимальных вариантов для принятия решений;

- с потребностью лиц, принимающих решения, иметь полную картину знаний в определенной предметной области и современного состояния развития работ в этой области.

Обзорно-аналитические исследования, как правило, охватывают сложные многомерные области и явления в конкретных сферах деятельности, требующие многоуровневого анализа, концептуального и методического подхода, а также анализа множества источников с разными данными из отдельных частей области знаний. Анализируемые предметные области могут относиться к направлениям научно-исследовательской сферы деятельности, к технологической или технической области, к практической сфере в реализации проектов и программ, к другим специфическим областям и направлениям.

Широкий практический и научный интерес к качественным результатам обзорно-аналитической деятельности предопределяет, с точки зрения экспертов, необходимость формирования теоретической основы (методологии) выполнения обзорных аналитических исследований для подготовки и выпуска качественных обзорных отчетов определенного формата. Методология, в свою очередь, служит теоретической и практической концептуальной базой для стандартизированной системы подходов и методов при проведении обзорных исследований в конкретных сферах и подготовки аналитических обзорных отчетов.

Выбор конкретного формата для обзорно-аналитического исследования из существующего разнообразия форматов во многом определяется целями и задачами исследования, наличием достаточного контента и первичных данных для исследования предметной области. Цели могут быть самыми разными, но, наиболее часто, исследователями выделяются следующие основные:

– экспертный синтез знаний в целях ориентации в большом объеме фактических данных и обоснований, относящихся к определенной сфере исследования (через предварительный поиск и систематизацию данных из ранее опубликованных исследований, анализ обоснований-доказательств);

- выполнение предварительного обзорного исследования в целях стимулирования продолжения более глубокого изучения отдельных направлений исследуемой области знаний;

- обобщение знаний в целях подготовки аналитического обоснования для принятия стратегических или тактических решений компаниями, корпорациями, управленческими структурами государства и бизнеса, внедрения решений в практику реализации программ, в нормативную область деятельности, в целях стимулирования реализации важных проектов.

В российской исследовательской среде обзорно-аналитическая деятельность также активно развивается в разных областях знаний и сферах деятельности. Существует определенное количество открытых и внутренних (отраслевых) исследований обзорно-аналитического характера, например [4, 5, 6]. Зарубежная методология выполнения обзорно-аналитических исследований, некоторые универсальные концептуальные положения этой методологии, подходы и методы, а также опыт и практика их применения могут быть интересны, а, возможно, и полезны российским исследователям для применения в практических задачах. Интерес к вопросу теоретической базы (методологии) выполнения обзорных аналитических исследований возник у автора данной статьи в связи с практическим опытом выполнения конкретных обзорно-аналитических работ в области развития направления проектов атомных энергетических установок малой мощности [7, 8, 9] и в связи с продолжением исследований в этом направлении для подготовки следующих обзорных материалов.

Задачи данной обзорной статьи можно охарактеризовать следующим образом:

- краткое описание и общая характеристика современного состояния и тенденций в развитии исследовательских работ обзорно-аналитического характера в предметных областях знаний,

- общее представление о методологии обзорных аналитических исследований, цели, задачи, методы и подходы выполнения исследований и оформления результатов;

- потенциальные возможности для практического применения современной методологической концепции обзорно-аналитических исследований в конкретных областях знаний.

Для подготовки и описания современного состояния и тенденций в развитии обзорно-аналитической деятельности предметных областей был выполнен поиск, подборка и изучение материалов с описанием общей концепции и основных положений методологии обзорно-аналитических исследований, с анализом рекомендаций и возможностей применения основ разработанной методологии для разных типов обзорных исследований.

Основной целью обзора является акцентирование внимания на актуальности и целесообразности выполнения обзорно-аналитических работ разного формата в специфических сферах предметных областей для анализа, интеграции фрагментарных знаний и представления качественных отчетов с ретроспективными и современными знаниями.

Актуальность и прикладное значение обзорно-аналитической деятельности в предметных областях знаний.

Комплексный методологический подход в обзорно-аналитической деятельности к поиску первичной информации в исследуемой области, к ее анализу, дальнейшему синтезу знаний в предметной области наиболее разработан и имеет широкое практическое применение в исследовательских проектах компаний, научных институтов и аналитических агентств за рубежом.

Растущее количество фрагментарных фактических данных и обоснований, находящихся в источниках первичной информации, привело к увеличению количества обзорно-аналитических исследований с анализом и систематизацией данных в предметных областях и увеличению публикаций в зарубежной среде [1, 2, 3].

Рис. 1. Ежегодное число опубликованных обзорно-аналитических исследований по методологии scoping review. Рисунок адаптирован из [1].

«По состоянию на 2010 ещё не было общепризнанного определения обзора предметного поля, однако позднее появились руководства с чётким определением, методиками проведения и описанием этапов проведения обзора. В российской литературе по состоянию на 2021 год существуют единичные примеры таких обзоров, в связи с чем существует необходимость в информировании русскоязычной аудитории о данной методологии и существующих рекомендациях по ней.» (электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Обзор предметного поля)

Можно отметить некоторые важные общие тенденции в развитии обзорно-аналитического вида деятельности:

- сообщество экспертов все чаще обращает внимание на необходимость создания научной методологии, методов и подходов при выполнении обзорно-аналитического исследования в целях получения актуальных и полезных результатов исследования;

- при подготовке и выпуске итогового документа по выполненному обзорному исследованию для улучшения его качества зарубежными экспертами рекомендуется применение некоторых стандартизированных правил;

- отмечается увеличение разнообразия типов и форм обзорных и обзорно-аналитических исследований, которые выполняются с разными целями и предназначением, в отношении к некоторым из них не существует единых унифицированных подходов, стандартов и методов.

Методология, методы, подходы и способы обобщения знаний в определенных областях знаний развиты и частично стандартизированы в зарубежной среде. Любая стандартизация деятельности, с одной стороны, помогает исследователю или практику, с другой стороны, часто задает жесткие границы для выполнения работы. В научно-исследовательской деятельности трудно, а иногда практически невозможно стандартизировать творческую составляющую исследовательской деятельности, так же, как едиными универсальными стандартами невозможно учесть специфику конкретной предметной области. Важно также сделать акцент на некую неоднозначность в трактовке и понимании данного вида деятельности и результатов обзорных исследований с позиции разных заинтересованных сторон: инициаторов или заказчиков работ, исследователей, экспертов. Отчасти это можно объяснить тем, что цели и задачи, которые ставят перед подобными исследованиями разные заинтересованные стороны, отличаются. С позиции инициатора исследовательского проекта или заказчика работы ожидания и требования к результатам обзорно-аналитической работы часто носят прикладной характер и предполагают наличие обоснованных выводов, включающих содержательные рекомендации для принятия тех или иных решений. С позиции исследователей, изучающих обширный фрагментарный фактический материал (источники первичных данных), относящийся к исследуемой предметной области знаний, результатом работы, как правило, должен стать квалифицированный синтез разрозненных данных и фрагментарных знаний с первичным анализом и систематизацией, но без рекомендаций для принятия решений. Исследователями преследуется цель непредвзятого широкого научно-исследовательского взгляда на проблему, имеющую комплексный многомерный характер, без субъективных оценок и акцентов на какие-либо факторы изучаемой области. Поэтому важно посмотреть на обзорно-аналитический вид деятельности как с точки зрения существующей методологии (в определенной области знаний) с учетом некоторых устоявшихся принципов и форматов данной деятельности в международном и российском пространстве, так и с точки зрения независимого научного взгляда исследователей, выполняющих данные работы.

Перед описанием методических подходов следует отметить ряд устоявшихся в международной и российской среде определений, относящихся к обзорно-аналитическим исследованиям.

Scoping approach – подход к анализу сферы охвата - «аналитический подход, направленный на понимание и определение сферы охвата исследования в конкретной предметной области в целях выполнения научно-исследовательского обзора, базирующегося на изучении и анализе доступных в заданной предметной области источников информации. Задачей аналитического обзорного подхода является выявление ключевых концепций, исходных базисных положений, источников данных и фактических обоснований, а также способов, которыми они были получены, включая анализ пробелов в существующих исследованиях. Scoping approach может не включать полноценного синтеза знаний в связи с отсутствием доступных источников данных в конкретной сфере охвата предметной области» [2].

Обзор – «синтезированный текст, в котором дается сводная характеристика какого-либо вопроса или ряда вопросов, основанная на использовании информации, извлеченной из некоторого множества отобранных для этой цели первичных документов за определенное время» [10].

Обзорные исследования направлены на концентрированное отображение ключевых концепций, лежащих в основе предметной области исследований, а также на интеграцию основных источников с данными и типами имеющихся доказательств. Обзорные исследования проводятся как самостоятельные исследовательские проекты, особенно там, где область является сложной многофакторной или ранее предметная область не была всесторонне рассмотрена” [11].

По мере развития обзорно-аналитического вида деятельности и анализа результатов практических обзорных исследований экспертами все чаще отмечаются два ключевых фактора:

- важность качества результатов итогового обзорного отчета;

- необходимость формирования четкой структуры модели организации работы по обзорному исследованию предметной области знаний.

Для получения качественных результатов обзорных отчетов, важных, актуальных и интересных для экспертного сообщества и для заказчиков, в международной среде была разработана Методология и сформированы определенные подходы к выполнению обзорно-аналитических работ, которые должны гарантировать необходимый уровень качества результатов, транслируемых в публичную среду. Помимо научной методологической основы выполнения обзорно-аналитических работ сформировалось отношение к данным работам как к самостоятельным исследовательским проектам, состоящим из последовательности определенных этапов, шагов и требующих определенных ресурсов – человеческих, временных, информационных, финансовых. Поэтому проектная модель организации обзорно-аналитической работы имеет существенное значение с точки зрения качества результата, объема охвата области знаний, сроков выполнения и оценки затрат на работу.

Эксперты отмечают [2, 12], что на современном этапе большинство открытых аналитических обзорных исследований выполнены в области здоровья (на базе медицинских и медико-биологических данных), следующими по охвату обзорными исследованиями областями знаний являются социальные науки и прикладные задачи в разработке программного обеспечения. В связи с множеством прикладных исследований обзорно-аналитического и системно-обзорного характера в медико-биологической сфере институтами управления данной области знаний были инициированы, разработаны, а для определенных типов обзоров стандартизированы методологические принципы, методические подходы и определенные требования к работам и отчетам в этом виде деятельности.

Методология обзорно-аналитической деятельности

Для характеристики Методологии обзорно-аналитической деятельности важно предварительно дать определение термина «методология» с точки зрения общего концептуального отношения к этому понятию в научном мире.

«Методологияучение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.» [Большой энциклопедический словарь, электронный ресурс https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/].

«Методология система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [Философский энциклопедический словарь (1983), электронный ресурс https://rus-philosophy-enc.slovaronline.com/].

Если кратко определить «Методологию как учение об организации деятельности, то организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления» [13].

Для выполнения прикладных обзорно-аналитических исследований в области медико-биологических разработок, испытаний, практических воздействий и анализа получаемых результатов была разработана специальная Методология, которая представлена в документе «Methodology for JBI Scoping Reviews» – «Руководство для исследователей, делающих обзорные работы» Института Джоанны Бриггс (Joanna Briggs Institute - JBI) – международной исследовательской организации, работающей в области «доказательной» медицины [15]. Медико-биологическая предметная область исследований стала «пионером» в развитии методологического подхода в работах обзорно-аналитического характера.

При ознакомлении с методологическими принципами и методическими подходами, изложенными в соответствующих первичных источниках и экспертных статьях [1, 2, 3, 10-13, 15-25], можно прийти к заключению, что они во многом имеют универсальный характер и могут быть приняты для использования исследователями других областей знаний и сфер деятельности при выполнении работ подобного рода. Согласно зарубежной Методологии обзорных исследований упорядочивание научной обзорно-аналитической деятельности можно разделить на 2 этапа и несколько стадий внутри одного из этапов:

- этап предварительного планирования;

-этап активной практической пошаговой обзорно-аналитической деятельности:

- поиск информации;

- изучение первичных источников, отбор релевантных;

- анализ и синтез знаний и данных;

- подготовка отчетного документа.

Этап предварительного планирования.

На подготовительном этапе необходимо, прежде всего, определить, какие потребности в знаниях привели к началу исследовательского проекта, к какому виду (типу) обзорного исследования будет относиться выполняемая работа по анализу и обобщению знаний в конкретной предметной области, определить тип итогового документа.

Для этого следует установить:

- цели и задачи исследования,

- определить степень охвата области знаний или сферы деятельности с учетом выделенного времени и затрат на работу,

- выбрать стратегию и определить общие характеристики запросов для поиска первичных документов и отбора важных обоснований (доказательств),

- собрать команду экспертов в предметной области, обозначить функции каждого эксперта и способы взаимодействия экспертов,

- определить методы анализа содержания источников, степень их релевантности, обозначить подходы к отбору, систематизации и синтезу знаний,

- предварительно охарактеризовать ожидаемые результаты работы.

Подготовительный этап необходим для формирования Протокола выполнения работы, который в дальнейшем будет служить Руководством в деятельности членов команды для принятия четких и последовательных решений для достижения результатов. В Протоколе должны быть отражены намерения исследователей по достижению результатов в задаче обзорно-аналитического характера.

Содержание Протокола по мере выполнения объемной обзорно-аналитической работы может корректироваться, но главная его цель – обеспечить соответствие результатов работы поставленным целям и перечню решаемых задач.

Этап активной практической пошаговой обзорно-аналитической деятельности.

В соответствии с Протоколом дальнейшие работы выполняются в зависимости от установленного типа обзорно-аналитического документа, целей и задач исследования, степени охвата предметной области знаний, наличия доступных первичных источников с необходимым контентом и других условий и требований, перечисленных в Протоколе.

Первой стадией в работе является поиск информации (описательных положений и фактических данных) в исследуемой предметной области знаний.

Для данной деятельности в Протоколе должна быть описана Стратегия поиска, в которой представлен перечень хорошо структурированных запросов для поиска, обозначены краткие общие характеристики поиска и отбора содержательных материалов по критериям соответствия запросам и тематике исследования. Поиск может осуществляться в разных информационных средах, Методология не ограничивает состав сред поиска и предполагает, что это могут быть как открытые материалы: публикации - статьи, доклады, открытые источники мнений экспертов, книги, так и «серая» литература.

«Современное русскоязычное определение «серой» литературы (англ. grey literature): источники информации, выпускаемые на всех уровнях правительственных органов, сферы науки, высшей школы, бизнеса и промышленности в электронном или печатном виде без участия коммерческих издательств, то есть организациями, для которых издательская деятельность не является основной. Примерный перечень типов «серой» литературы: отчеты о научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках (НИОКР), регистрационные карты НИОКР, диссертации – кандидатские и докторские, авторефераты диссертаций, труды конференций, патенты, стандарты, Выпускные квалификационные работы (ВКР) высших и средних специальных учебных заведений, рецензии, отзывы, материалы экспертиз и прочие документы.» [14].

В отношении «серой» литературы, следует отметить, что в определенных областях знаний «серая» литература может достигать до 30 % от общего состава источников информации. Поиск или получение такой литературы для включения в источники для анализа – отдельный вопрос в организации работы группы экспертов в конкретной области исследования.

По итогам процесса поиска важно, чтобы контент найденного материала удовлетворял критериям соответствия и приемлемости для включения в список первично отобранных источников. Поисковый процесс может быть многоуровневым, итерационным, что предполагает, что в исходном найденном источнике содержится ссылка на важный документ, содержащий существенную информацию для выполняемого исследования, а поиск данного документа требует дополнительных усилий. Непосредственно процесс поиска может быть трудоемким и затратным по времени, поэтому весь архив собранных первичных источников представляет определенную самостоятельную ценность, особенно, если содержание источников приходится переводить с иностранных языков. В международной среде для выполнения обзорных исследований в области медико-биологических направлений согласно Методологии выполнения обзорных работ принято использовать специально разработанные модельные инструменты поиска источников информации с использованием структурированных вопросов (запросов) по заданной теме. Такие модели ускоряют процесс поиска и отбора первичных источников, но существуют и побочные эффекты при отборе источников только автоматизированным способом.

Следующей стадией является изучение первичных источников, отбор релевантных (важных, подходящих).

Не все отобранные источники могут быть релевантными в достаточной степени для использования контента этих источников в аналитическом исследовании, особенно значительное количество нерелевантных исследований встречается при автоматизированном поиске в базах данных. Поэтому изучение и анализ описаний, доказательств, обоснований и фактических данных из отобранных первичных источников для дальнейшего синтеза знаний является одной из ключевых задач команды экспертов. Важная аналитическая работа начинается на данной стадии и заключается в отборе наиболее доказательных исследований, извлечении данных, сопоставлении содержания разных материалов, в обобщении, систематизации знаний и представлении результатов. Для отбора важных документов из состава первично найденных источников согласно Методологии должны быть разработаны критерии включения и исключения источников из списка первично отобранных.

Именно начиная с данной стадии, широта и глубина знаний, профессиональная квалификация специалистов-исследователей, выполняющих обзорное исследование, является важным фактором, повышающим доверие к аналитическим результатам, представленным в итоговом обзорном документе.

В состав литературы в итоговом отчетном документе должны быть включены только те первичные источники, которые после отсева остались в качестве отобранных для анализа и синтеза знаний по теме.

Стадия анализа и синтеза знаний с дальнейшим оформлением результатов обзорно-аналитической работы.

Как правило, для представления результатов обзорно-аналитической деятельности используется описательного-аналитический подход со структуризацией всех тем исследуемой области и отображением содержательного контента, отобранного из источников по темам. Темы, которые были затронуты при анализе исследуемой области знаний и выступающие в роли определенных подобластей для анализа, могли оформиться не на подготовительном этапе составления Протокола, а в процессе работы с источниками информации. Интеграция и систематизация информации по темам и задачам всей охватываемой области знаний, как непосредственно в аналитической работе, так и при подготовке итогового документа, требуют значительных усилий и времени из-за большого количества источников и большого объема и разнообразия содержательной информации. Выделение ключевых причинных факторов, вызвавших интерес и необходимость исследования, глубинные взаимосвязи между темами и задачами предметной области могут быть выявлены на данной стадии специалистами-исследователями высокой квалификации, что, в свою очередь, послужит базой для качественного итогового обзорного отчета.

Важным элементом Методологии обзорных исследований является разработка руководящих принципов для подготовки отчета. Методология рекомендует создавать так называемый «чек-лист» (check list) или «контрольный список» - список, позволяющий разбить сложную многоаспектную работу на небольшие задачи как в целях осуществления контроля за выполнением работы по задачам, так и дальнейшего структурированного изложения в отчете синтезированных знаний. В настоящее время в Методологии не существует однозначных требований или рекомендаций по подготовке «контрольного списка» к большому ряду типов обзорных исследований [2, 11, 21, 22].

Согласно Методологии, при подготовке итогового документа рекомендуется описывать методы синтеза знаний, данных и обоснований, которые применялись исследователями, что будет служить важным обоснованием и критерием непредвзятости и объективности результатов исследования.

Стадия подготовки отчетного документа определенного формата.

Задача представления результатов анализа-синтеза большого объема содержательного материала и фактических данных в структурированном формате и в форме, доступной для восприятия читателями – важная содержательная и оформительская работа, выполняемая профессиональными экспертами при подготовке качественного отчета. Научная и практическая ценность результатов во многом определяется качественным изложением выполненной работы, поэтому форма представления, помимо описательной части, должна обязательно включать наглядные изображения - таблицы, графики, блок-схемы, диаграммы.

При написании обзорно-аналитического документа, основанного на изучении множества источников информации, допускается использование как прямого цитирования текста, так и парафраз (краткий пересказ своими словами) большого куска текста без искажения смысла с обязательной ссылкой на источник. Целями прямого цитирования или парафраза может быть необходимость опереться в своих исследованиях на важное содержательное положение из текста первичного источника.

Основным критерием качества выполненной работы является следующий: представление результатов должно быть согласовано с целями и задачами исследовательского проекта, которые были описаны в Протоколе. Поэтому в выводах отчета должна быть указана степень достижения целей и решения поставленных задач, охарактеризованы проблемные зоны и ограничения при достижении целей исследования. Обязательной процедурой перед окончательным выпуском итогового документа является представление результатов исследования экспертам. При наличии серьезных замечаний экспертов, может потребоваться доработка исследования в целях получения более качественных результатов.

Важно сделать акцент на универсальность основных принципов Методологии, подходов и методов, которые служат целям возможного их применения в обзорно-аналитических исследованиях, в научных и прикладных проектах разных областей знаний и сфер деятельности. Можно предполагать и надеяться, что многие универсальные принципы, методы и подходы, являющиеся теоретической основой Методологии обзорно-аналитической деятельности, помогут исследователям разных сфер деятельности и областей знаний (не только медико-биологической) учитывать их при реализации своих исследовательских проектов. А специфика предметных областей никак не сможет повлиять на универсальные основы Методологии, наоборот, подобная Методология или методические рекомендации могут быть разработаны для любой предметной сферы знаний с учетом ее специфики и с использованием опыта разработки и применения Методологии обзорных исследований в медико-биологической сфере. Поскольку все больше авторов готовят обзоры для интеграции результатов многопрофильных исследований и появляются различные типы обзоров, поэтому в целях формирования требований по повышению качества результирующих документов могут создаваться методологии подготовки конкретных типов обзорных материалов в разных отраслях и сферах деятельности.

Потенциальная область для обзорно-аналитического исследования в ядерной энергетике.

Для принятия важных решений в целях развития такой отрасли, как ядерная энергетика (ЯЭ), могут быть востребованы исследования по интеграции и анализу ретроспективных и современных знаний в разных областях (направлениях работ) отрасли в целях концентрированного отображения с широким охватом разных аспектов конкретной проблемы, описания решенных и нерешенных задач в данной области с выработкой рекомендаций для развития дальнейших исследований. В качестве примера, к работам обзорно-аналитического характера могут относиться работы по объединению современных знаний и наработок, связанных с развитием направления, относящегося к инновационным проектам атомных станций (АС) на базе малых модульных реакторов (ММР), с анализом современного контента источников из международной и российской информационной среды. Ряд таких обзорно-аналитических работ был выполнен в последние годы [6, 7, 8, 9].

В современных иностранных исследованиях, относящихся к проектам АС на базе ММР, делается акцент на подготовку схемы развертывания (англ. the deployment scheme) направления Small Modular Reactors (SMRs), которая затрагивает множество вопросов, среди которых присутствуют ключевые требования к проектам или требования высокого уровня (англ. High-Level Requirements - HLRs). Требования высокого уровня могут иметь разный характер, как правило, это общие технические требования, которые могут указывать на конкретные функции или функциональные возможности установки, требования по безопасности и общественной приемлемости, степени экологической чистоты технологии, требования по экономической целесообразности, другие требования. Одним из таких требований высокого уровня к инновационным проектам ЯЭ является существование в национальной системе регулирования оптимизированной модели лицензирования проектов АС на базе ММР. В случае экспортного варианта данное требование должно быть реализовано как в стране разработчика проекта, так и в стране заказчика проекта. Требования высокого уровня предполагают дальнейшую более детальную конкретизацию и техническую реализацию мероприятий по их выполнению.

С точки зрения актуальности выполнения обзорно-аналитических исследований представляют интерес вопросы интеграции знаний в области требований к проектам АС на базе ММР, прежде всего, относящиеся к обоснованию безопасности и к процессам лицензирования инновационных проектов на базе ММР. Обоснование безопасности проекта ядерной энергетической установки (ЯЭУ) и процедуры получения лицензий для размещения, сооружения, эксплуатации объекта являются важными стадиями жизненного цикла проекта и могут быть определенным фактором риска для его экономической реализации в случае низкой готовности регулирующей среды для инновационных проектов. Поэтому максимальная готовность нормативно-правовой базы регулирующей среды в сфере ядерных технологий и готовность самих проектов ЯЭУ соответствовать необходимым требованиям снижают лицензионный риск.

Для выполнения обзорно-аналитического исследования в обозначенной предметной области в целях подготовки аналитического обзора следует определить как методы, так и задачи исследования, которые помогут найти необходимую информацию по теме, а в дальнейшем проанализировать и структурировать описания, обоснования и данные из разных первичных источников, характерные для исследуемой области. В исследовании конкретной предметной области происходит привязка специфических аспектов предметной области к общим задачам аналитического подхода.

Ключевой задачей исследования является акцентирование внимания на специфические проблемы и аспекты, обозначенные в анализируемых исходных материалах, относящихся к проектам АС малой мощности на базе ММР в проекции на задачу создания эффективной системы лицензирования проектов АС на базе ММР в национальных системах регулирования в гармонизации с международными требованиями. Важной сопряженной задачей исследования является подготовка документа с перечнем и расшифровкой специфических терминов, понятий и сокращений (аббревиатур), неразрывно связанных с исследуемой областью и специально выбранных из текстов первичных источников для удобства ознакомления с итоговым аналитическим документом.

В качестве задач, которые могут быть обозначены для обзорного исследования в области процессов лицензирования проектов АС на базе ММР с анализом международного опыта предлагаются следующие:

- сформировать представление и дать общую характеристику внешнего контекста и актуальности развития направления ядерной отрасли, связанного с проектами малой мощности на базе ММР;

- дать характеристику области исследования (сферы охвата), то есть охарактеризовать особенности и специфику области лицензирования проектов ядерной энергетики и ядерных видов деятельности, как важную деятельность регулирующих органов каждой страны, определить роль и место требований к проектам ядерной энергетики в национальных моделях лицензирования; возможности, проблемы и условия применения международных стандартов в национальных системах регулирования;

- описать процессы и шаги, происходящие в мировом ядерном сообществе в целях сосредоточения усилий международных экспертных групп и национальных систем регулирования для формирования согласованной позиции в отношении разработки эффективной модели лицензирования инновационных проектов АС на базе ММР в национальных системах регулирования с учетом международных стандартов и требований;

- подготовить перечень характерных ключевых особенностей проектов АС на базе ММР, могущих повлиять на потенциальную необходимость пересмотра отдельных регулирующих требований к проектам АС на базе ММР, на решение задач, стоящих перед регулирующими органами, потенциальными лицензиатами и разработчиками проектов по согласованию требований к проектам АС на базе ММР и оптимизации подходов их лицензирования, на потенциальные проблемы и трудности, относящиеся к задаче лицензирования новых проектов как в странах - разработчиках проектов, так и в странах-заказчиках новых проектов;

- дать краткую характеристику предлагаемых международных и национальных концепций и стратегий в области лицензионных процессов для проектов модульных реакторов малой мощности с коррекцией отдельных шагов и процедур в ныне действующих национальных системах лицензирования проектов АС большой мощности;

- изложить выработанные экспертами рекомендации и предложения для вновь создаваемых регулирующих систем ядерной отрасли в странах-новичках в целях лицензирования проектов АС на базе ММР.

Такое обзорно-аналитическое исследование может стать определенной научно - исследовательской основой для развития работ в области лицензионных подходов для проектов АС на базе ММР с более глубоким анализом как вопросов разработки требований к таким проектам со стороны регулирующих органов, операторов, энергосистем, заказчиков, так и вопросов подготовки модели регулирования данных проектов, с дальнейшей разработкой рекомендаций и программы действий в этом направлении.

В статье обозначена лишь одна потенциальная область знаний для обзорно-аналитического исследования в ядерной энергетике. Интерес к развитию этого вида исследовательской деятельности со стороны заказчиков и самих исследователей поможет определить необходимость выполнения определенного спектра обзорно-аналитических работ, обобщающих накопленные знания в разных областях, выявляющих пробелы в обоснованиях и данных, помогающих принятию отраслевых решений.

Заключение

Предлагаемое краткое обзорное введение в тему активно развивающегося направления обзорно-аналитических исследований в предметных областях знаний разных форматов и целевых назначений может служить обоснованием полезности и аргументацией в поддержку таких работ. Задачей данного краткого обзорного исследования было формирование общего понимания важности и актуальности выполнения данных работ в связи с большим объемом фрагментарного фактического материала (источников первичных данных), затрагивающего отдельные аспекты проблем, необходимостью анализа большого количества данных, знаний и обоснований из первичных источников, их группировки и дальнейшим синтезом знаний для подготовки обобщающих аналитических отчетов. В статье дано краткое описание основных принципов, методов и положений Методологии обзорно-аналитической деятельности, которые по своей сути описывают общие универсальные положения Методологии, разработанные для подготовки систематических обзоров. Универсальность принципов может помочь исследователям разных сфер деятельности и областей знаний учитывать их при реализации своих исследовательских проектов.

Обзорно-аналитические исследования важны и необходимы для ядерной отрасли в целях обоснования исследовательских программ, обобщения фрагментарных исследований, развития конкретных направлений деятельности, разработки технологий и технических проектов. Применение на практике описанных в статье универсальных методологических подходов при выполнении обзорных аналитических исследований поможет сформировать объективность, непредвзятость, обоснованность и надежность полученных результатов научных исследований.


Источники:

1. Кулакова Е. Н., Настаушева Л., Кондратьева И. В. Систематическое обзорное исследование литературы по методологии scoping review: история, теория и практика // Вопросы современной педиатрии. – 2021. – № 2 (3). – c. 210–222. – doi: 10.15690/vsp.v20i3/2271.
2. Verdejoa C., Tapia-Benaventea L., Schuller-Martíneza B., Vergara-Merinoa L., Vargas-Peiranob M., Silva-Dreyerb A. M. What you need to know about scoping reviews // Medwave. – 2021. – № 21(02). – p. 8144. – doi: 10.5867/medwave.2021.02.8144.
3. Current best practices for the conduct of scoping reviews. Heather Colquhoun, RegOT.(Ont.) Occupational Science and Occupational Therapy, University of Toronto. Impactful Biomedical Research: Achieving Quality and Transparency. May 12, 2016
4. Объекты генерации в изолированных и труднодоступных территориях в России. Аналитический доклад Аналитического Центра. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika (дата обращения: 22.04.2024).
5. Инвестиционные проекты и потенциал экономического развития регионов России. Аналитический доклад Аналитического Центра при Правительстве РФ. Июль 2018 год
6. Журавлёв И.Б., Крупнова А.П., Птицын П.Б. Технологические и экономические аспекты проектов атомных станций малой мощности (АСММ). - М.: ЦАИР, частное учреждение “Наука и инновации”, 2020.
7. Демин В. Ф., Смирнова Л. С., Голосная А. А. НИЦ «Курчатовский институт». Основные положения, современное состояние, особенности практической реализации проектов модульных АЭС на базе реакторов малой мощности с акцентами на вопросы экономики. Preprints.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.24108/preprints-3112107 (дата обращения: 24.04.2024).
8. Смирнова Л. С., Королев С. А. НИЦ «Курчатовский институт». Систематизация и характерные особенности потенциальных сценариев работы проектов АС малой и средней мощности в региональных энергетических системах и в комплексных производственных системах с акцентами на вопросы экономического анализа сценариев работы энергоустановок. Preprints.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.24108/preprints-3112401 (дата обращения: 24.05.2024).
9. Смирнова Л.С. НИЦ «Курчатовский институт». Важность исследования требований к инновационным проектам АС на базе малых модульных реакторов в контексте формирования мировых энергетических стратегий и национальных программ энергетического развития. Preprints.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.24108/preprints-3112761 (дата обращения: 26.06.2024).
10. Шевченко Л. Б. Обзорно-аналитическая деятельность. Гпнтб со ран. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/umkbn/ppt/obzor_and.files/frame.htm (дата обращения: 22.05.2024).
11. Andrea C. Tricco, Erin Lillie1, Wasifa Zarin1, Kelly O’Brien, Heather Colquhoun, Monika Kastner, Danielle Levac, Carmen Ng, Jane Pearson Sharpe, Katherine Wilson, Meghan Kenny, Rachel Warren, Charlotte Wilson, Henry T. Stelfox and Sharon E. Straus. A scoping review on the conduct and reporting of scoping reviews. BMC Medical Research Methodology. Volume 16, Article number: 15 (2016). Available from: https://www.researchgate.net/publication/293637334,
12. Низгораев И.И. Методика систематических обзоров: Torgerson C. Systematic reviews. London. Continuum, 2003 // Обзоры, рецензии, рефераты. – 2005. – № 3.
13. Новиков А. М., Новиков Д. А. «Методология: Словарь системы основных понятий». / Изд. 2. - URSS, 2019. – 208 c.
14. Павлов Л.П. Серая литература как источник научной и технической информации. / Монография. - Научно-техническое издательство «Горячая линия–Телеком», 2016.
15. Methodology for JBI Scoping Reviews. The Joanna Briggs Institute Reviewers’ Manual 2015. Australia. [Электронный ресурс]. URL: www.joannabriggs.org. (дата обращения: 22.05.2024).
16. Arksey H., O\'Malley. Scoping studies: Towards a methodological framework // International Journal of Social Research Methodology. – 2005. – № 1. – p. 19-32.
17. Andrea C. Tricco et al // BMC Medical Research Methodology. – 2016. – № 16. – p. 15. – doi: 10.1186/s12874-016-0116-4.
18. Peters, Micah D.J. BHSc, MA(Q); Godfrey, Christina M. RN; Khalil, Hanan BPharm, MPharm, McInerney, Patricia Parker, Deborah; Soares, Cassia Baldini RN, MPH. Guidance for conducting systematic scoping reviews. International Journal of Evidence-Based Healthcare: September 2015 - Volume 13 - Issue 3 - p 141-146
19. Joanna Briggs Institute Reviewer's manual. Joanna Briggs Institute, Adelaide, Austraila 2017 [cited 2019 Nov 4]. [Электронный ресурс]. URL: https://reviewersmanual.joannabriggs.org/ (дата обращения: 05.06.2024).
20. Systematic Review Resource Package. The Joanna Briggs Institute Method for Systematic Review Research. Quick Reference Guide. Queen’s Joanna Briggs Collaboration Version 4.0 January 26, 2015
21. Checklist for systematic reviews and research syntheses. Critical Appraisal tools for use in JBI Systematic Reviews. JBI, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://jbi.global/sites/default/files/2020-08/Checklist_for_Systematic_Reviews_and_ Research_Syntheses.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
22. Page M.J., McKenzie J.E., Bossuyt P.M. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews // Systematic Reviews. – 2021. – № 10. – p. 89.
23. Craig Lockwood, Kelli Borgess Dos Santos, Robin Pap. Practical Guidance for Knowledge Synthesis: Scoping Review Methods. November 19, 2019. doi.org/10.1016/j.anr.2019.11.002, электронный ресурс: https://www.asian-nursingresearch.com/article/S1976-1317(19)30525-0/fulltext
24. Zachary Munn, Micah D. J. Peters, Cindy Stern, Catalin Tufanaru, Alexa McArthur Systematic review or scoping review? Guidance for authors when choosing between a systematic or scoping review approach // BMC Medical Research Methodology. – 2018. – № 1. – doi: 10.1186/s12874-018-0611-x.
25. Micah D.J. Peters, Casey Marnie, Andrea C. Tricco, Danielle Pollock, Zachary Munn, Lyndsay Alexander, Patricia McInerney, Christina M. Godfrey, Hanan Khalil. Updated methodological guidance for the conduct of scoping reviews. JBI Evidence Synthesis. October 2020. DOI: 10.11124/JBIES-20-00167

Страница обновлена: 30.09.2024 в 22:23:21