Инновационный бизнес в России: недекларируемая реальность

Дабагов А.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (200), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Мы много говорим об инновационном развитии в нашей стране, и всем известно, что лучше всего инновации воплощаются в жизнь на предприятиях малого и среднего бизнеса. Легко управляемые, способные быстро перестраиваться они обладают всеми возможностями для разработки высокотехнологичных новшеств и их доведения до потребителя. Но так ли просто на сегодня быть инновационной компанией? Автор статьи, являясь президентом фирмы, производящей высокотехнологичное медицинское оборудование, рассказывает об этом как бы «изнутри» и предлагает конкретные меры по улучшению инновационного климата в России.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, административные барьеры, предпринимательская инициатива, инновационный климат модернизация российской экономики высокотехнологичное медицинское оборудование финансирование



На примере нашей компании хотелось бы проанализировать инновационный климат в нашей стране и дать предложения по его улучшению.

Нашей компании 14 лет.

− Мы производственная компания.

− Мы инновационная компания. Из около 200 человек персонала примерно 50 – разработчики очень высокой квалификации, в том числе шесть кандидатов технических наук. Мы выпускаем много изделий, которые в Российской Федерации, кроме нас, никто не производит, и начали экспорт высокотехнологичной продукции в Европу.

− Мы разрабатываем и производим продукцию, которая входит в пять приоритетных направлений модернизации российской экономики, объявленных Президентом РФ [1]: высокотехнологичную сложную медицинскую диагностическую технику и ИТ в медицине.

− Мы выпускаем самое высокотехнологичное медицинское оборудование (компьютерные томографы) для крупнейшей транснациональной корпорации General Electric [2].

Иными словами, наша компания ЗАО «Медицинские технологии, Лтд» является успешной и инновационной, и ее можно без преувеличения назвать одним из лидеров на отечественном рынке в своем сегменте.

1. Инфраструктура

Помещений для производства нормальных нет, а те, что есть, дорогие. Технопарков нет. Заявленные технопарки таковыми не являются: зачастую это обычные офисные центры. Стоимость аренды в московском регионе в 8−10 выше, чем в Китае и минимум в 1,5 раза выше, чем в Европе. Например, у нашей компании производство расположено на четырех различных площадках и приходилось неоднократно переезжать с одного места на другое, что весьма непросто для компании, имеющей сложное оборудование.

Учитывая эту проблему, мы были вынуждены принять решение о строительстве собственного технопарка, какие существуют на Западе. Мы его строим, но (вдумайтесь!) плата за присоединение энергоносителей больше, чем стоимость здания со всей начинкой. Поэтому денег на это нам не хватает.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

необходимо создать механизм государственно-частного партнерства при строительстве технопарков: государство берет на себя инфраструктуру, представители бизнеса − здание. Так делается во всем мире!

2.Финансирование

С финансированием ситуация существенно лучше. Существует несколько фондов (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [3] и др.). Наша компания за последние два года получила пару грантов (до этого мы развивались исключительно на собственные средства). Но этих фондов мало, суммы небольшие, и получить там финансирование для малых начинающих компаний непросто.

3. Коммерциализация

Принят закон, позволяющий университетам участвовать в создании инновационных малых предприятий [4], но Бюджетный кодекс РФ этого не позволяет.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

следует доработать и запустить этот очень важный закон, что позволит вскрыть очень большой инновационный пласт в нашей стране.

4. Конкуренция

Необходимо создать в российской экономике конкурентную среду, стимулирующую предприятия к использованию в своей деятельности продукцию и услуги инновационных предприятий, создать спрос на инновации, которого сейчас нет. Для этого необходимо, чтобы был реализован посыл Президента РФ о том, чтобы к 2020 году доля занятого населения на предприятиях малого и среднего бизнеса составляла 60%. Тогда огромное число малых и средних предприятий по объективным причинам создаст серьезную конкурентную среду в стране.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

необходимо дать поручения министерствам и ведомствам подготовить долгосрочные планы развития малого и среднего бизнеса в стране, чтобы предпринимательские структуры, развиваясь, имели ориентиры.

5. Административные барьеры

В нашей стране много административных барьеров, мешающих развитию, а подчас и ставящих под вопрос существование бизнеса. Но об одном из них хотелось бы сказать особо.

Для инновационных компаний необходимо постоянное общение с таможней – закупка самой современной комплектации, которая регулярно обновляется. Но вы попробуйте законно провести через таможню пробирку?!!

Федеральная таможенная служба разоряет инновационные производственные компании, ставя почти непреодолимые барьеры для ввоза в страну любых комплектующих изделий и оборудования.

Что из этого следует?

В нашей стране нет стимулов для развития и существования инновационных компаний. На сегодня выгоднее размещать производство за рубежом или тупо торговать готовой западной техникой. Можно сократить на 80% персонал и издержки и зарабатывать в несколько раз больше денег. Мы не собираемся этого делать, так как хотим и надеемся жить (и чтобы дети наши жили) в цивилизованной стране.

Но система не может строиться на энтузиазме отдельных элементов. Система – четкое взаимодействие всех ее элементов, и когда одни бездействуют, а другие противодействуют – система не работает.

А в других странах она работает.

Многочисленные правильные посылы руководителей нашей страны, мягко говоря, не коррелируются с действиями органов государственной власти.

Это тем более обидно, что мы не только ничем не хуже, чем они, но и лучше и в плане предпринимательской инициативы и у нас выше интеллектуальный потенциал.

Заключение

Таким образом, для развития инновационной экономики в стране необходимо устранить главные препятствия:

− убрать административные барьеры;

− помочь бизнесу с инфраструктурой;

− увеличить финансирование;

− создать конкурентную среду в экономике.

[1] К пяти приоритетным направлениям модернизации российской экономики Президент РФ Д. Медведев на заседании Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики страны в июне 2009 г. отнес следующие: 1) энергоэффективность и энергосбережение; 2) ядерные технологии; 3) космические технологии с уклоном в телекоммуникации; 4) медицинские технологии; 5) стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения. – Прим. ред.

[2] General Electric (GE) – крупнейшая американская многоотраслевая корпорация, основанная в 1878 г., производитель энергетического, электротехнического и медицинского оборудования. – Прим. ред.

[3] Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – государственная некоммерческая организация, образованная постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 65, один из трех государственных научных фондов. В фонд направляется 1,5% средств федерального бюджета, выделяемых на науку. – Прим. ред.

[4] Речь идет о Федеральном законе от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Документ введен в действие с 3 августа 2009 г. – Прим. ред.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 13:20:18