Государственно-частное партнерство, как одно из направлений сохранения и развития сельских территорий

Берестов А.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы о необходимости организации государственно-частного партнерства в аграрном секторе экономики. Путь развития сельских территорий автор видит в привлечении бизнес-структур к государственно-частному партнерству, ради развития сельских территорий.

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, государственно-частное партнерство, социальная ответственность бизнеса, муниципальные образования, сельскохозяйственные организации, сельские территории, агрохолдинги



Без устойчивого развития сельских территорий не следует ожидать успешного экономического развития страны и ее социального благополучия. Это в значительной мере обусловлено тем, что сельская местность практически занимает две трети площади России, на которой проживает более четверти всего населения, а также исключительной роли села в системе общественного развития.

Развитие сельских территорий и потенциал страны

Основой развития сельских территорий, его экономическим базисом, является сельское хозяйство, занимающее особое место среди других отраслей экономики по следующим причинам:

– оно обеспечивает физическую и экономическую доступность населения к основным видам качественных продуктов питания;

– способствует развитию смежных секторов экономики, технологически связанных с ним;

– является основным видом хозяйственной деятельности и занятости населения в сельской местности.

Здесь необходимо учитывать и тот факт, что от эффективной деятельности сельскохозяйственных организаций в значительной мере зависит состояние муниципалитетов, а также уровень административного и социального контроля над большей частью территории страны. Село остается хранителем особого уклада сельской жизни.

Следствием неблагополучия в сельской жизни является сокращение числа сельских поселений, что приводит к постепенной утрате социального контроля над сельскими территориями, усилению рисков их поглощения со стороны приграничных государств.

Устойчивое развитие сельских территорий возможно только при стабильном развитии сельского сообщества на основе эффективно функционирующей сельской экономики, повышения уровня и качества жизни сельского населения, поддержания экологического равновесия в сельской местности.

Для стимулирования этого процесса необходимо:

– обеспечить сельскому хозяйству равные с другими отраслями экономики условия получения денежных доходов;

– способствовать росту в сельской местности занятости селян, как сельскохозяйственной (прежде всего), так и несельскохозяйственной деятельностью, с целью повышения уровня комфортности проживания в сельских поселениях на основе расширения доступности и повышения качества социально-бытовых услуг.

Сохранение ведущей роли отрасли сельского хозяйства в структуре аграрной экономики, обусловлено тем, что Россия, обладая огромным потенциалом, владеет примерно десятой частью сельскохозяйственных угодий планеты. Интенсивное развитие этой отрасли позволит в конечном итоге уйти от части импорта продовольствия и обеспечить основной продукцией и сырьем как внутренний российский рынок, так и со временем стать активным участником мирового продовольственного рынка.

Местное самоуправление и государственно-частное партнерство

Для развития сельских территорий большое значение имеет принятый в 2003 г. с последующими изменениями Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 (1 Полное название документа Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Действует в ред. от 07.12.2011. – Прим. ред.), который призван способствовать становлению подлинного самоуправления. Основная цель этого документа – создание условий для самостоятельного функционирования населенных пунктов как системы жизнеобеспечения данной местности с ограниченным участием государства, передача населению всех полномочий по организации своей деятельности на данной территории.

Заложенный в нем механизм реализации самоуправления можно условно разделить на две части – организационную и экономическую. Первая часть расписана довольно детально и из нее четко понятно, какие полномочия (а они довольно обширны) возлагаются на муниципалитеты. В экономической части рассматриваются вопросы, касающиеся формированию бюджетов муниципальных образований. И вот здесь есть недоработки, в связи с тем, что обширные полномочия не подкрепляются реально экономической основой, так как отсутствуют постоянные источники налоговых поступлений. Налоги, собираемые местными органами самоуправления (на доходы физических лиц, на имущество, земельный налог и местные сборы), не способны обеспечить нормальную организацию жизнедеятельности населения данной территории по причине их недостаточности. В результате муниципалитеты не могут преодолеть постоянный недостаток финансовых средств, что не позволяет им успешно решать вопросы экономического и социального развития их территорий.

Заметную роль в росте налогооблагаемой базы в муниципалитетах может сыграть крупный бизнес через привлечение его к государственно-частному партнерству (ГЧП). Примеров тому уже достаточно – это опыт Белгородской и Орловской областей, Республики Татарстан и др.

Следует обратить внимание на то, что сельскохозяйственное производство большинством авторов, занимающихся проблемами ГЧП, в том числе на региональном и муниципальном уровнях, не рассматривается как возможный вариант организации партнерских отношений [1, 2, 3].

В определенной мере это можно объяснить тем, что в государственном масштабе, в первую очередь, рассматриваются варианты сотрудничества с бизнесом по тем проектам, где требуются многомиллиардные инвестиции. Однако такие же инвестиции, если не больше, требуются и для развития сельских территорий, если рассматривать их не в отдельности, а в масштабах страны и ее регионов.

Государственно-частное партнерство и социальная ответственность бизнеса

По мнению мирового сообщества, бизнес, особенно крупный, должен нести перед обществом социальную ответственность. Корпоративная социальная ответственность регламентируется международным стандартом «Социальная ответственность 8000» (SA 8000)2 (2 SA 8000 (Social Accountability 8000) – стандарт для оценки социальных аспектов систем управления. В его основу положены несколько конвенций Международной организации труда, Конвенция Организации Объединенных Наций по правам ребенка и Всемирная декларация прав человека. Цель стандарта SA 8000:1997 – улучшение условий труда и жизненного уровня работников. – Прим. ред. ). SA 8000 по значимости стоит в одном ряду со стандартами управления качеством (ИСО 9000), управления охраной окружающей среды (14001). В отличие от двух последних стандартов, SA 8000 содержит базовые требования по социальной ответственности корпоративных структур [4].

Это утверждение основано на том, что собственность имеет социальную функцию, которая реализуется в подчинении субъектов социальным нормам в решении ими социальных задач. Собственники обязаны в своих действиях исходить не только из своих интересов, но и из интересов общества в целом. Учитывая интересы общества, собственник создает условия для эффективного осуществления будущей деятельности. В свою очередь общество гарантирует и охраняет права собственника [4].

Из этого следует, что реализация корпоративной социальной ответственности бизнес-структурами не должна рассматриваться как меценатство или благотворительность и что эта ответственность формируется на взаимовыгодной основе.

Для крупных бизнес-структур, заинтересованных в организации агробизнеса, сельские территории могут быть привлекательны, прежде всего, уже сложившимися здесь формами хозяйствования (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства), их производственным и экономическим потенциалом, природно-климатическими условиями, ближайшими рынками сбыта произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, возможным эффективным сотрудничеством с местными органами власти.

В числе других участников ГЧП следует отдельно рассматривать малый и средний агробизнес (сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства, индивидуальное предпринимательство). Их значимость для сохранения и развития сельских территорий проявляется, прежде всего, в их массовости, организации предпринимательской деятельности и на территориях с менее выгодными (по сравнению с предприятиями агрохолдингов) условиями сельскохозяйственного производства. То есть, в качестве субъектов государственно-частного партнерства, направленного на сохранение и развитие сельских территорий, выступают, с одной стороны, государство в лице сельских муниципальных образований, а с другой – различные бизнес структуры: агрохолдинги, сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения, производящие товарную продукцию.


Источники:

1. Ахтаириева Л.Г. Современные направления и инструменты частно-государственного партнерства в регионе // Экономика и управление. – 2009. − №1/4. − С. 47−50.
2. Гневко В.А., Ивлева Е.С. Социально-экономическое партнерство бизнеса и власти // Экономика и управление. – 2009. − № 1. − С. 74−77.
3. Масленников А. Государственно-частное партнерство: региональный аспект // Экономист. − № 9. − С.72−79.
4. Рамазанов А. Концепция корпоративной социальной ответственности // Проблемы теории и практики управления. – 2007. − № 12. − С. 38−46.

Страница обновлена: 05.11.2024 в 22:48:19