Инвестирование в развитие сельских территорий региона как основной фактор сохранения кадрового потенциала села (на материалах Пензенской области)
Коваленко Е.Г.1, Крапчина Л.Н.2, Князькина А.А.2
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Россия, Саранск
2 Пензенский государственный университет, Россия, Пенза
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 3 (Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42624869
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В представленной статье рассматривается необходимость инвестирования в производственную составляющую аграрного сектора как основную сферу приложения труда жителей сельских территорий, а также в инфраструктурную составляющую села, обуславливающую положительные миграционные тенденции в сельской местности. Авторами выявлены причины деградации сельских территорий и влияние на этот процесс слабой инвестиционной политики в отношении сельских поселений региона. В процессе исследования авторы делают вывод – инфраструктурная составляющая сельской местности оказывает определяющее влияние на принятие решения людьми продолжать жить и трудиться в сельской местности. Разработаны рекомендации по формированию единого инвестиционного механизма развития сельских территорий как системы сохранения кадрового потенциала аграрного сектора страны.
Ключевые слова: сельские территории, кадровый потенциал, инвестирование, устойчивое развитие, развитие региона
JEL-классификация: O15, E22, J01, J08, J24, J43, R11
Введение
Современные тенденции развития сельскохозяйственной отрасли в России имеют разнонаправленный характер: с одной стороны, демонстрируется рост производственных показателей под влиянием государственных мер, принятых в последние годы с целью повышения устойчивости АПК, а с другой – условия, в которых реализуется аграрное производство, к сожалению, характеризующиеся деградацией сельских территорий. Во многом такое положение дел обусловлено тем, что за последние годы наблюдается неравномерное развитие производственной и социально-инфраструктурной сфер на селе.
Значительные капиталовложения в обновление и модернизацию аграрных предприятий, особенно агрохолдингов, не сопровождаются соответствующими инвестициями в околопроизводственные структуры – сельскую местность, являющуюся и базисом для осуществления агропромышленнного производства и поставщиком трудовых ресурсов, и экологической основой жизнедеятельности большинства населенных пунктов, в том числе, городских. Инвесторы всегда имеют главной целью поиск наиболее эффективных мест приложения капитала [11] (Scherbakova, 2018).
Если уход с отечественного агропродовольственного рынка многих иностранных производителей освободил ниши, способные стать местом приложения свободных инвестиционных ресурсов в производственной сфере, то относительно сельских территорий кардинальных изменений не произошло: инвестиционные институты неохотно осуществляют вложения в развитие сел [9] (Polushkin, 2016). Это отражается на главной составляющей вектора развития аграрного производства как основы продовольственной безопасности государства – кадрах для села.
Постоянный отток населения из сельской местности характерен не только для квалифицированных работников производственной сферы, занятых и способных быть занятыми в сельскохозяйственных предприятиях, но и для работников обслуживающей сферы села, что создает дополнительный виток падения инфраструктурного обеспечения сельской местности и делает жизнь на территории сельских поселений еще более непривлекательной. Все это определяет цель исследования, которая заключается в необходимости выработки инструментария для стимулирования инвестиций в развитие сельских территорий, в том числе, в развитие кадрового потенциала, в тех людей, которые вносят свой бесценный вклад в существование сельских территорий, проживают и в дальнейшем желают проживать в сельской местности.
Научная новизна исследования состоит в выявлении зависимости состояния кадрового потенциала села от производственно-социальной инфраструктуры сельской местности, а также в обосновании необходимости инвестирования в развитие сельских территорий в целях сохранения трудовых ресурсов, обеспечивающих функционирование агропромышленного комплекса региона.
Факторы депопуляции сельских территорий, проявляющиеся в снижении численности сельских жителей, деградации демографических процессов, падении популярности сельского образа жизни, характерны, практически, для всех регионов России [3] (Vartanova, Gazimagomedova, 2018). Во многом этому способствует и региональная политика укрупнения муниципальной территории организации поселений. Это обусловлено, в первую очередь, организационными условиями: мелким поселениям трудно реализовать определенные функции. В то же время, имеет место и экономический аспект, заключающийся в экономии финансовых ресурсов на инфраструктурные составляющие сельского поселения. Для отдельных регионов, районов российских областей, кроме прочего, как правило, характерна еще и низкая плотность населения. На примере Пензенской области это выглядит следующим образом: с одной стороны, Башмаковский, Вадинский, Сердобский, Сосновоборский районы обладают высоким природно-климатическим потенциалом, способным обеспечить занятость населения в аграрном производстве и лесном хозяйстве, с другой стороны – отдаленность от областного центра не способствует удержанию кадров ни в производственной сфере, ни в сфере муниципального управления, создавая замкнутый круг фактического отсутствия человеческих ресурсов для выполнения как производственных, так и управленческих функций [6] (Kovalenko). Кроме того, статьей 13.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено упразднение поселений на территориях с низкой плотностью сельского населения при условии снижения его численности до менее, чем ста человек [1]. Это должно быть оформлено в рамках решения граждан и по инициативе граждан, проживающих в данном поселении, после чего территория упраздняемого поселения будет считаться межселенной в составе муниципального района. В соответствии с пунктами данной статьи, введенными в 2007 году, за последнее десятилетие прекратили существование тридцать населенных пунктов Пензенской области. При этом можно отметить, что в редких случаях инициатива исходила от граждан, в основном инициировали их сходы местные администрации, что фактически противоречит требованиям законодательства. Наименее плотными по числу сельских поселений в настоящее время являются два района Пензенской области – Малосердобинский и Спасский, наиболее плотными – Белинский, Мокшанский и Пензенский, соответствующая информация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группировка районов Пензенской области по количеству
сельских поселений
Показатель
|
Количество муниципальных районов, ед.
|
Наименование районов
|
до 25
|
2
|
Малосердобинский,
Спасский
|
26–45
|
9
|
Камешкирский,
Неверкинский, Бековский, Бессоновский, Шемышейский, Иссинский, Лопатинский,
Сердобский, Пачелмский
|
46–65
|
13
|
Наровчатский,
Сосновоборский, Никольский, Кузнецкий, Вадинский, Лунинский, Тамалинский,
Земетчинский, Колышлейский, Башмаковский, Городищенский, Нижнеломовский,
Каменский
|
66–100
|
2
|
Белинский,
Мокшанский
|
более 101
|
1
|
Пензенский
|
Негативные тенденции в динамике сельских поселений предопределяются неблагоприятной демографической ситуацией. Демографическая ситуация в Пензенской области характеризуется снижением численности населения, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.
Таблица 2
Динамика городского и сельского населения в Пензенской области
Год
|
Численность населения, тыс. чел.
|
Доля от общей численности, %
|
Темпы изменения численности, %
| ||||
Всего
|
Городского населения
|
Сельского населения
|
Городского населения
|
Сельского населения
|
Городского населения
|
Сельского населения
| |
2013
|
1368,7
|
933,0
|
435,7
|
68,2
|
31,8
|
-0,32
|
-1,11
|
2014
|
1355,6
|
923,2
|
432,4
|
68,1
|
31,9
|
-0,43
|
-2,05
|
2015
|
1348,7
|
920,9
|
427,8
|
68,3
|
31,7
|
-0,25
|
-1,06
|
2016
|
1341,5
|
916,9
|
424,6
|
68,3
|
31,7
|
-0,43
|
-0,75
|
2017
|
1316
|
896,5
|
419,5
|
68,1
|
31,9
|
-0,44
|
-5,06
|
При общей негативной демографической тенденции в регионе происходит увеличение доли городского населения в сторону снижения доли сельского населения. При этом ежегодные темпы снижения численности сельского населения значительно превышают тепы снижения городского населения (рис. 1). Сложившаяся тенденция связана как с естественной убылью сельского населения, так и процессами урбанизации.
Рисунок 1. Коэффициенты естественной и миграционной убыли городского и сельского населения в Пензенской области
Источник: составлено автором по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]
В качестве положительных структурных сдвигов можно отметить замедление темпов миграционной убыли сельского населения. В то же время, проанализировав детально миграционные процессы по районам области, было выявлено, что большая часть миграционных процессов характеризуется трудовым аспектом, то есть перемещение населения осуществляется в соответствии с потребностями людей в трудоустройстве и возможностях конкретных муниципальных образований предоставить рабочие места по соответствующим направлениям. Наихудшие показатели миграционных процессов наблюдаются в отдаленных районах Пензенской области – Башмаковском, Вадинском, Сосновоборском, Земетчинском. При этом в близлежащих к городу районах происходит активный миграционный приток населения, преломивший тенденцию периода 2000–2012 гг. Так, в Бессоновском и Пензенском районах с 2015 по 2018 гг. наблюдаются темпы прироста населения от 0,3 до 2,1 % в год, что на девяносто и более процентов обусловлено миграционными факторами. Во всех районах Пензенской области отмечается приток мигрантов из стран СНГ, обусловленный востребованностью низкоквалифицированной рабочей силы и персонала, согласного на условия с более низкой оплатой труда. Большая часть мигрантов – жители Узбекистана, Таджикистана, с 2018 г. – Республики Кыргызстан. Если до 2012 г. преимущественная сфера приложения труда граждан, въезжающих в Россию из республик СНГ, была строительная, то в последние пять – шесть лет всё больше мигрантов устраиваются на работу в сельской местности, в том числе на сельскохозяйственные предприятия [4] (Volodin, Dubina, Knyazkina, 2019). За период с 2015 по 2018 гг. статус мигрантов с разрешением на временное проживание в Пензенской области получили около 20 тыс. чел., с видом на жительство – 2,5 тыс. чел., граждан России – 3,8 тыс. чел. Таким образом, большая часть мигрантов работает с разрешением на временное проживание при условии оформления патента на работу в Российскую Федерацию. Переселению мигрантов в сельскую местность содействует федеральная и региональная программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [2] (Vartanova, Bezverbny, 2019). На региональном уровне предусмотрено, что переселение по Программе может осуществляться только в сельскую местность. Это способствует тому, что желающие переехать в регион регистрируются в сельских поселениях, а, поскольку, условиями программы предусмотрен контроль за фактическим нахождением по месту регистрации, мигранты, как правило, находят работу по месту жительства, то есть в сельской местности. Поскольку переселенцы редко могут позволить себе приобретение дорогостоящего жилья, они приобретают его в отдаленных районах области. Это отчасти приводит к увеличению малочисленных сельских населенных пунктов, характеристика которых представлена в таблице 3.
Таблица 3
Группировка сельских поселений Пензенской области
по численности населения
Показатели
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2018 г. в % к 2014 г.
|
Число
сельскохозяйственных поселений – всего, ед.
из них: |
1419
|
1419
|
1417
|
1412
|
1412
|
99,51
|
без
населения
|
73
|
79
|
82
|
82
|
84
|
115,07
|
5
и менее человек
|
132
|
128
|
126
|
126
|
124
|
93,94
|
6–25
человек
|
217
|
219
|
219
|
219
|
219
|
100,92
|
26–100
человек
|
295
|
298
|
300
|
300
|
302
|
102,37
|
101–200
человек
|
177
|
179
|
181
|
181
|
184
|
103,95
|
201–500
человек
|
287
|
283
|
281
|
279
|
277
|
96,52
|
501–1000
человек
|
146
|
146
|
145
|
143
|
141
|
96,58
|
1001–2000
человек
|
63
|
61
|
61
|
57
|
57
|
90,48
|
2001–3000
человек
|
8
|
8
|
7
|
7
|
6
|
75,00
|
3001–5000
человек
|
14
|
13
|
13
|
12
|
12
|
85,71
|
Более
5000 человек
|
7
|
6
|
6
|
6
|
6
|
85,71
|
Определенные опасения вызывает тот факт, что в структуре сельского населения снижается доля людей трудоспособного возраста, что наглядно представлено в таблице 4.
Таблица 4
Динамика и структура численности сельского населения
трудоспособного возраста
Показатели
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
Численность
сельского населения, всего, тыс. чел.
|
435,7
|
432,4
|
427,8
|
424,6
|
419,5
|
419,1
|
в
том числе:
моложе трудоспособного возраста |
67,9
|
67,9
|
67,8
|
67,5
|
66,5
|
66,1
|
трудоспособного
возраста
|
241,2
|
236,3
|
230,0
|
225,8
|
220,3
|
219,6
|
трудоспособного
возраста
|
132,6
|
128,1
|
130,0
|
131,3
|
132,7
|
133,4
|
Доля
людей трудоспособного возраста в общей численности сельского населения, %
|
55,4
|
54,6
|
53,8
|
53,2
|
52,5
|
52,4
|
Снижение доли трудоспособного населения угрожает развитию сельских территорий, прежде всего, с экономической точки зрения: обостряется дефицит кадров для работодателей в сельской местности. Без должного трудового потенциала невозможно обеспечить модернизацию агроформирований, предприятий других специализаций, размещенных на сельских территориях, повышение уровня социального и культурного обслуживания села, улучшить системы образования и здравоохранения на селе. Это, в свою очередь, вызывает новый виток оттока сельских жителей в городскую местность. В то же время, одним из факторов оттока людей трудоспособного возраста является отсутствие рабочих мест соответствующей квалификации. Несмотря на рост производства аграрной продукции в регионе и достаточно высокую долю сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта (рис. 2), сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются с недостатком рабочей силы той квалификации, которая может обеспечить работу современной техники и действие современных технологий АПК [6] (Kovalenko). Наблюдается острый дефицит людей не только рабочих профессий, но также и управленческих кадров, специалистов вспомогательных и обслуживающих отраслей (логистов, коммерсантов, специалистов по информационным технологиям и т.п.).
Рисунок 2. Динамика доли сельского хозяйства в валовом региональном продукте Пензенской области в 2013–2018 гг.
Источник: составлено авторами
Высокие темпы роста аграрного производства обусловлены внедрением передовых технологий в АПК Пензенской области, требующих создания высокопроизводительных рабочих мест с соответствующей оплатой труда. Однако, даже наличие высокопроизводительных рабочих мест не удерживает сельское население от переезда в сельскую местность. Нами проведено анкетирование среди сельских жителей пяти основных депрессивных районов Пензенской области, характеризующихся наивысшими показателями оттока трудоспособного населения из сельской местности, о причинах переезда в города или другие регионы. Всего было представлено и обработано 311 анкет. Желание покинуть сельскую местность выразили 67 % мужчин и 80 % женщин. По возрастному критерию предпочтения распределились следующим образом: более 90 % людей в возрасте до 20 лет желали бы переехать в город, среди населения от 20 до 50 лет этот порог снижен до 61 %, среди пожилых людей переехать желали бы только 40 %. Результаты обработки анкет о причинах желания покинуть сельскую местность представлены в таблице 5.
Таблица 5
Основные причины оттока трудоспособного населения
из сельской местности
Причины желания покинуть сельские
территории
|
Количество ответов, в % к числу
опрошенных
| ||||
Мужчины
|
Женщины
|
Молодежь (до 20 лет)
|
Люди трудоспособного возраста от 20
до 50 лет
|
Люди старше 50 лет
| |
Отсутствие
работы (полное)
|
48
|
19
|
89
|
54
|
91
|
Отсутствие
работы подходящей квалификации
|
78
|
34
|
91
|
60
|
100
|
Отсутствие
работы с желаемой оплатой труда
|
100
|
96
|
100
|
98
|
100
|
Плохие
бытовые условия проживания
|
41
|
52
|
88
|
46
|
57
|
Плохие
дороги
|
84
|
61
|
90
|
79
|
85
|
Отсутствие
или плохое качество связи, сети Интернет
|
47
|
38
|
74
|
29
|
58
|
Отсутствие
или плохое качество системы здравоохранения
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Отсутствие
или плохое качество системы образования
|
66
|
96
|
100
|
78
|
21
|
Отсутствие
или слабое развитие культурной сферы села
|
41
|
79
|
100
|
68
|
41
|
Невозможность
начать собственное дело
|
80
|
42
|
100
|
64
|
100
|
Отсутствие
внимания или слабое внимание органов местного самоуправления к проблемам
села
|
100
|
84
|
100
|
96
|
96
|
На вопрос: «Если бы Вы были обеспечены работой с желаемой оплатой труда, остались ли бы Вы в селе?» положительно ответили почти 90 % мужчин и лишь 33 % женщин. Абсолютно все опрошенные в возрасте до 20 лет ответили, что достойная оплата труда не удержит их в сельской местности при наличии возможности переехать в город, хотя люди старшего поколения считают, что, если бы заработная плата соответствовала городским меркам, молодежь осталась бы в селе. Несмотря на огромное наличие проблем в сельской местности лишь 4 % опрошенных ответили, что обращались с официальными запросами об улучшении положения в сельские и районные администрации. Абсолютное большинство опрошенных связали желание переезда со стремлением обеспечить лучшее будущее своим детям и внукам. Интересные результаты были получены при ответе на вопрос: «Могли бы методы государственной поддержки (выделение денежных средств на открытие собственного дела) удержать Вас в сельской местности?»: более 90 % мужчин ответили отрицательно, почти такое же количество женщин – положительно. Это, как и то, что абсолютное число женщин считает, что работа в сельской местности всегда найдется, характеризует повышенную деловую активность женского сельского населения.
Анализируя профиль анкетируемого сельского населения, мы пришли к выводу, что существенную роль в сокращении сельского населения играет современное неудовлетворительное состояние производственно-бытовой и социальной инфраструктур села.
На рисунке 4 изображена динамика общей площади жилья, приходящегося в среднем на одного жителя. Мы видим, что плотность заселения жилых помещений в городе выше, сельские жители живут относительно просторнее, при этом темпы роста площади жилья в расчете на одного жителя сельской местности не отстают от аналогичных показателей горожан.
Рисунок 4. Динамика общей площади жилья, приходящегося в среднем на одного жителя Пензенской области в 2013–2018 гг., м 2
Источник: составлено авторами по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]
В свою очередь, качество жилья сельских жителей оставляет желать лучшего (таблица 6).
Таблица 6
Показатели обеспеченности городского и сельского жилья
Пензенской области объектами бытовой инфраструктуры в 2018 гг., %
Показатели
|
Жилье
городских поселений [1] |
Жилье сельских поселений
|
Соотношение показателей обеспеченности
(сельского к городскому)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Обеспеченность
централизованными источниками теплоснабжения (или коллективного пользования)
|
89,4
|
2,6
|
2,9
|
Обеспеченность
централизованным водоснабжением
|
97,3
|
4,8
|
4,9
|
Обеспеченность
централизованной канализацией
|
94,9
|
1,4
|
1,4
|
Обеспеченность
проводной телефонной связью и сетью Интернет
|
56,2
|
0
|
-
|
Наличие
в жилом помещении туалета
|
94,4
|
11,6
|
12,3
|
Наличие
в жилом помещении ванны, душа
|
94,1
|
4,0
|
4,3
|
Наличие
подключения автоматических стиральных машин (по опросам)
|
84,5
|
2,1
|
2,5
|
Источник: составлено авторами по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]
Становится очевидным, что при таком разрыве в бытовых условиях трудно найти аргументы в пользу проживания в сельской местности. Ни один из показателей обеспеченности даже на шестую часть не достигает городских показателей, что объясняет отток населения в города и поселения с более комфортными условиями проживания.
Аналогичная ситуация наблюдается в отношении обеспеченности сельских территорий учреждениями образования и здравоохранения.
В 1990 г. в Пензенской области число сельских школ составляло 84,7 % от общего числа школ, в 2000 г. этот показатель снизился до 78,5 %, к 2018 г. он составил только 72,1 %. Если учесть при этом средние общеобразовательные учреждения районных центров, то процент сельских школ снизился до 52 %. Только за последние пятнадцать лет закрылось 317 сельских школ.
Похожими процессами деградации характеризуется и система здравоохранения Пензенской области. Снижение обеспеченности сельского населения услугами здравоохранения происходит на фоне роста смертности сельского населения, в том числе, по причинам заболеваний сердечнососудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, онкологии.
Число культурных учреждений и библиотек в сельской местности Пензенской области за период с 2000 года по настоящее время сократилось более, чем в 3,5 раза, бытовых учреждений – в 1,5 раза, отделений почтовой связи – в 6 раз, площадь жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах выросла в 8,8 раз. Положительная динамика наблюдается в отношении ввода в действие нового жилья, строительства спортивных сооружений, обеспечения образовательных учреждений и организаций здравоохранения новейшим оборудованием. Данные процессы были реализованы в рамках целевых программ устойчивого развития сельских территорий [7] (Likhacheva, 2017).
Негативные процессы, касающиеся уровня жизни населения, обеспеченности его услугами образования, здравоохранения, связи, являются важной причиной оттока сельского населения в городскую местность, но не основополагающей. Как правило, дети, молодежь и люди преклонного возраста покидают сельскую местность вместе с людьми трудоспособного возраста, для которых, в свою очередь, основным мотивом к переезду становится наличие трудовых вакансий с желаемой оплатой труда. Этот фактор может быть реализован только при наличии достаточного количества рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях соответствующего профиля. Традиционно основной сферой занятости в сельской местности является аграрное производство, в связи с чем целесообразно рассмотреть инвестиционные процессы в данной сфере, чтобы оценить возможности удержания кадров на селе, как базиса трудового потенциала сельских территорий.
Инвестирование в производственно-хозяйственную деятельность является одним из основополагающих факторов развития сельских территорий. При этом размер и динамика инвестиций в развитие сельских территорий существенным образом зависит от инвестиционной привлекательности региона, а также от инициативы и активности региональных органов власти по формированию благоприятного инвестиционного климата.
Стоит отметить, что по объемам инвестиций Пензенская область занимает лишь десятое место из четырнадцати в ПФО [7] (Likhacheva, 2017).
В то же время по удельному весу инвестиций, направленных на развитие сельских территорий Пензенская область является лидером не только среди анализируемых регионов, но и во всем Приволжском федеральном округе (рисунок 7).
Рисунок 7. Доля инвестиций, направляемых на развитие сельских территорий, %
Источник: составлено авторами по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]
Объем инвестиций в непроизводственную сферу, несмотря на незначительную долю в общем объеме инвестиций, ежегодно увеличивается в денежном выражении, причем большая их часть формируется за счет бюджетных ассигнований (рисунок 8). Значительная часть средств направлена на строительство объектов социальной сферы (плоскостных спортивных сооружений, фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики), развитие газификации и водоснабжения в сельской местности, развитие сети автомобильных дорог, ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности.
Рисунок 8. Структура инвестиций в объекты по направлению их использования, %
Источник: составлено авторами по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]
Что касается инвестиций в объекты непроизводственной сферы, то их основным источником были средства, выделенные в рамках реализации государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014–2020 годы» в соответствии с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» [10] (Pronina, Dubina, Knyazkina, 2018).
Проведенные исследования показывают, что в Пензенской области наблюдается положительная динамика инвестиций в развитие сельских территорий. При этом большая часть инвестиций направлена на создание и развитие объектов производственного назначения. Инвестирование осуществляется и в объекты социальной инфраструктуры села, хотя и меньшими темпами. Что касается структуры источников финансирования инвестиций, то здесь следует отметить, если в период до 2010 года инвестиции в объекты производственной сферы осуществлялись в значительной степени за счет средств государственной поддержки системы кредитования АПК, то в настоящее время в большей степени это преимущественно собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средства частных инвесторов [8] (Mikhailova, 2016). Это свидетельствует о наличии высокого интереса со стороны бизнеса к агропромышленному сектору ввиду относительно высокой и устойчивой эффективности инвестиций, которые нивелируют все возможные риски, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства [9] (Polushkin, 2016).
В качестве отрицательных тенденций следует отметить, практически, полное отсутствие инвестиций в сферу образования в сельской местности, в мероприятия по улучшению благоустройства сельских поселений в отношении оснащения средствами связи и сетью Интернет, проявления интереса инвесторов к вложениям в сельские территории в качестве рекреационных зон.
Современная политика, направленная на устойчивое развитие сельских территорий, должна решить ряд проблем экономического, социального, демографического характера при условии сохранения и развития природно-ресурсного, социально-экономического, историко-культурного и рекреационного потенциала сельской местности. В этой связи, важное значение имеет выработка стратегических приоритетов инвестиционного механизма развития сельских территорий, способных воздействовать на сохранение и развитие кадрового потенциала села [10] (Pronina, Dubina, Knyazkina, 2018).
Эти приоритеты в отношении развития сельских территорий направлены на:
– рост аграрного производства как основы трудоустройства жителей сельских территорий;
– создание и развитие производств, обеспечивающих товарами село и сельское развитие (сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для переработки сельхозпродукции, в том числе, малогабаритного, стройматериалы, продукция для ЖКХ и обеспечения инженерной инфраструктуры села);
– поддержку технологий, обеспечивающих сохранность экосистемы сельских территорий и улучшающих их экологическую обстановку;
– наращивание рекреационного потенциала сельских территорий через систему агротуризма;
– инвестирование в производственно-сбытовую инфраструктуру села;
– стимулирование развития сельских народных промыслов как элемента культуры народов, населяющих Пензенскую область, и бренда региона.
Все это будет способствовать не только улучшению показателей экономики, но и демографии, предпринимательской активности городских поселений и территорий, к ним прилегающих.
Заключение
Россия всегда славилась сельскими территориями, в годы командно-административной системы экономики социально-производственная инфраструктура села настолько была развита, что, практически, не ощущалось грани между городом и деревней. Развитость инфраструктуры, обеспеченность работой и строящимся комфортабельным жильем, возможность получения дополнительного дохода от ведения личного подсобного хозяйства, перспективы карьерного роста для молодых специалистов привлекали не только сельскую молодежь оставаться работать в родных местах, но и городскую. Молодые специалисты, уроженцы городов, попадавшие по распределению в аграрное производство, в сферу образования, учреждения культуры и медицины, комбинаты бытового обслуживания сельского населения, нередко оставались в деревне, обзаводились семьями и становились сельскими жителями. Развитость социальной инфраструктуры в сельской местности определялась финансированием со стороны сельскохозяйственных предприятий, на балансе которых содержались объекты социальной сферы. К сожалению, с переходом к рыночным отношениям разрушение прежних форм хозяйствования привело и к разрушению сложившейся социальной сферы в сельской местности, к изменению уклада жизни сельчан. Вновь создаваемые сельскохозяйственные предприятия не ставили перед собой цели сберегать и развивать когда-то созданную социальную инфраструктуру, что, в свою очередь, привело к стагнации, а в ряде случаев и деградации сельских территорий, оттоку сельской молодежи в город и старение сельского населения. Именно поэтому без продуманной государственной политики инвестирования в развитие сельских территорий российских регионов невозможно сохранение и приумножение кадрового потенциала и возрождения деревни.
[1] К жилью городских поселений отнесено жилье городов Пензенской области, а также районных центров и муниципальных образований, имеющих статус рабочих поселков
Источники:
2. Вартанова М.Л., Безвербный В.А. Повышение уровня и качества жизни населения – главная задача устойчивого развития сельских территорий // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 1925-1938.
3. Вартанова М.Л., Газимагомедова П.К. Пути достижения устойчивого развития сельских территорий // Продовольственная политика и безопасность. – 2018. – Том 5. – № 3. – с. 125-132.
4. Володин В.М., Дубина Г.И., Князькина А.А. Современное состояние системы государственного регулирования села в Пензенской области // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2019. – №4. – С. 280-292.
5. Князькина А.А. Проблемы формирования инвестиционного механизма развития сельских территорий региона // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновации как инструмент развития и модернизации экономики» (Казань, 26.11.2019 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2019. – С. 42-44.
6. Коваленко Е. Г. Механизм устойчивого развития сельских территорий региона // Современные проблемы науки и образования: электр. науч. журнал. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.scienc e-education.ru/102-5823.
7. Лихачёва Т.Н. Перспективы развития рынка труда сельских территорий в неустойчивых социально-экономических условиях // Экономика труда. – 2017. – Том 4. – № 4. – с. 367-388.
8. Михайлова Н. Инвестиции в село // Сетевое издание «Ulpressa». – 2016. – 2 ноября 2016 г. URL: https://ulpressa.ru/2016/11/02/investitsii-v-selo/
9. Полушкин Н.А. Устойчивое развитие сельских территорий – повышение качества человеческого капитала на селе // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://web.sna-uka.ru/issues/2016/11/74318
10. Пронина Ю.Ю., Дубина Г.И., Князькина А.А. Анализ системы государственного регулирования развития сельского хозяйства и сельских территорий региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – №10. – C. 1929–1940.
11. Щербакова К. А. Инвестиционная политика РФ на современном этапе // Молодой ученый. – 2018. – №51. – С. 313-315. [Электрон. ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/237/54934/ (дата обращения: 09.12.2019).
12. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. [Электрон. ресурс]. URL: https://pnz.gks.ru/.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 21:45:42