Анализ финансирования федерального проекта «Сохранение озера Байкал»

Седаш Т.Н.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Седаш Т.Н. Анализ финансирования федерального проекта «Сохранение озера Байкал» // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – doi: 10.18334/epp.14.5.120971.

Аннотация:
В статье проведен анализ финансирования «водных» федеральных проектов за 2019 - 2021гг., входящих в национальный проект «Экология». Особое внимание уделено анализу состава и структуры источников финансирования федеральной программы «Сохранение озера Байкал». Сделан вывод о том, что наиболее значимыми инструментами финансирования являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета и субсидии. Даны рекомендации о необходимости более масштабного привлечения внебюджетного финансирования для реализации данной федеральной программы с помощью государственно-частного/муниципально-частного партнерства, выпуска «голубых» (как разновидности «зеленых») облигаций. Статья представляет интерес для исследователей, изучающих экологические проблемы, а также органов власти, отвечающих за охрану водных ресурсов.

Ключевые слова: Экология, финансирование, федеральный проект, озеро Байкал



Введение

Российская Федерация занимает второе место в мире по обеспеченности водными ресурсами, однако качество воды из года в год ухудшается, что может привести к необратимым последствиям. Необходимость сохранения уникальных водных объектов, таких как озеро Байкал, обуславливает актуальность исследования. Для защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности был принят Национальный проект «Экология» (2019 - 2024 гг.) [10], который включает на сегодняшний день 9 федеральных проектов (ФП) (изначально 11), связанных с охраной окружающей среды. Три из них относятся к охране водных ресурсов: «Оздоровление Волги» (охватывает 16 регионов), «Сохранение озера Байкал» (3 региона) и «Сохранение уникальных водных объектов» (56 регионов). С 2025г. на основе вышеперечисленных проектов предполагается создать единый водный проект, который также охватит реки Неву, Иртыш, Дон, Амур, Урал, Волхов, Терек, озеро Ильмень. Цель проекта - способствовать улучшению качества жизни почти 85% населения России, проживающего в бассейнах этих рек. Также с 2025г. планируется не продлевать ФП «Чистая страна», а реализовывать ФП «Генеральная уборка», как более масштабный и включающий объекты для последующей рекультивации не только на суше, но и в водных объектах (подъем и утилизация затонувших кораблей).

Проблемам экологического состояния водных объектов и, в частности, охране озера Байкал посвящен ряд статей российских ученых: Гордеевой Е.М. [3], Ющенко М.С. [12], Дицевича Я.Б. и Колобова Р.Ю. [5]. Вопросы финансирования экологических проектов рассматривались в работах Архиповой В.В. [2], Абрамовой М. А., Дубовой С. Е., Рубцова Б. Б. [1], Махалиной О.М., Махалина В.Н. [7], Мирошниченко О., Мостовой Н. [8]. Вместе с тем не были достаточно исследованы источники и инструменты финансирования ФП «Сохранение озера Байкал». Поэтому целью данного исследования является проведение анализа источников финансирования «водных» федеральных проектов, в частности, ФП «Сохранение озера Байкал» за 2019-2021гг., и разработка рекомендаций по совершенствованию финансового-экономических механизмов его реализации.

Научная новизна исследования заключается в авторском анализе данных по финансированию ФП «Сохранение озера Байкал» и выработке предложений по возможным инструментам внебюджетного финансирования данного ФП.

Методологическую основу исследования составляли функциональный научных подход, методы экономического анализа.

Особенности финансирования «водных» проектов

Доля финансирования «водных» проектов в общем финансировании НП «Экология» незначительна (6,3%). Среди источников финансирования преобладают средства федерального бюджета, а внебюджетные источники по программе «Сохранение уникальных водных объектов» не предусмотрены, а по «Сохранение озера Байкал» составляют менее 1% (см. Таблицу 1).

Таблица 1 – Источники финансирования «водных» федеральных проектов национального проекта «Экология» за период 2019-2024 гг.

Федеральные проекты
Всего
в том числе, %
млн руб.
% от финансирования всех ФП
федеральный бюджет
из них
консолидированные бюджеты субъектов РФ
из них
внебюджетные источники
субсидии бюджетам субъектов РФ
субсидии бюджетам
Оздоровление Волги
205 378,9
5,1
65,1
97,0
19,4
0
15,5
Сохранение озера Байкал
33 944
0,8
86,4
92,2
13,0
0
0,6
Сохранение уникальных водных объектов
15 152
0,4
87,7
75,1
12,3
0
0
Всего по 11 Федеральным проектам
4 041 042
100
17,3
72,5
3,3
0
79,4

Источник: составлено автором на основе данных Паспорта национального проекта «Экология» [10]

Проанализируем особенности реализации и финансирования ФП «Сохранение озера Байкал» за 2019-2021гг. Стоит отметить, что Байкал является самым древним (возраст более чем 30 млн лет) и самым глубоким (до 1642 м) озером на земле. Байкал содержит 20% мировых запасов пресной воды и является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО [3]. Однако в последние десятилетия все увеличивающееся загрязнение озера может привести к экологической катастрофе. Остро стоит проблема утилизации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и других промышленных предприятий, сброса сточных вод как в само озеро, так и в впадающую в него реку Селенгу. В Центральной экологической зоне Байкала сейчас недостает более 20 очистных сооружений. [1]

Важность защиты и охраны озера Байкал отражена в «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия», «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [6], Федеральном законе от 1 мая 1999 г. № 94‑ФЗ «Об охране озера Байкал».

В соответствии с паспортом НП «Экология» ФП «Сохранение озера Байкал» направлен на:

− сохранение и восстановление биоресурсного потенциала и биологического разнообразия водных объектов Байкальской природной территории (БПТ);

− охват площади БПТ государственным экологическим мониторингом;

− сохранение и восстановление водных объектов;

− сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты БПТ.

Планируется достичь следующих результатов по выполнению показателей федерального проекта с 2018г. по 2024г.: сократить объемы сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты БПТ на 58 % ( с 247 560 до 145 644 тыс. м3) (разд. 3, п. 6.6); с 70% до 100% довести охват площади БПТ государственным экологическим мониторингом (разд. 3, п. 12.1) [10]. Предусмотрено строительство и модернизация очистных сооружений совокупной мощностью более 350 тысяч куб. метров в сутки, возведение инженерной защиты протяженностью более 18 км. Площадь территорий в акватории озера Байкал, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению, должна снизится с 448,9 га до нуля к началу 2025 г.

Основным источником всех федеральных проектов являются средства федерального бюджета. Проанализируем инструменты финансирования из федерального бюджета ФП «Сохранение озера Байкал» за 2019-2021г. (в таблице 2 приведены данные за 2021г., аналогичным образом были собраны и проанализированы данные за 2019г. и 2020г.). По всем инструментам финансирования выполнение запланированных расходов приближается к 100%. Похожая ситуация наблюдалась и за предшествующие 2 года. Однако в 2019г. межбюджетные трансферты, направленные на снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, были исполнены только на 23,6%, а в 2020г. субсидии на осуществление капитальных вложений, предназначенные для модернизации и строительства очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод - на 66,1%.

За все исследуемые 3 года, как видно из данных таблиц 2 и 3, наиболее значимыми инструментами бюджетного финансирования являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, а также субсидии. Лидером по утвержденным бюджетным ассигнованиям из консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2020 - 2021гг. стала Иркутская область – в 2020г. на ее долю приходилось 92,6%, а в 2021г.- 93% всех ассигнований, при этом исполнение бюджетных обязательств составило в 2020г. -71,8%, а в 2021г.- 100% (см. таблицы 4-5).

Таблица 2 – Инструменты финансирования из федерального бюджета ФП «Сохранение озера Байкал» за 2021 год

№ п/п
Инструмент
Цель финансирования
Утверждено, руб.
Исполнено, руб.
% исполнения
1
Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям
Модернизация и строительство очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты
185416400
185416400
100
Государственный экологический мониторинг Байкальской природной территории
195476400
195476400
100
Создание проектного офиса федерального проекта "Сохранение озера Байкал" и обеспечение его функционирования
29000000
29000000
100
Государственный экологический мониторинг Байкальской природной территории
185145700
185145700
100
Государственный экологический мониторинг Байкальской природной территории
19800000
19800000
100
Сохранение и воспроизводство уникальных водных биологических ресурсов озера Байкал
6291900
6291900
100
Проведение научного исследования по вопросу изучения влияния уровня воды в озере Байкал
27000000
27000000
100
2
Межбюджетные трансферты
Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал
335548000
335547566,36
99,99
3
Межбюджетные трансферты/Консолидированные субсидии
Модернизация и строительство очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод
2837193800
2837193795,35
99,99

Продолжение таблицы 2

4
Бюджетное финансирование (Закупка товаров, работ и услуг)
Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал
79725600
79725550
100
Государственный экологический мониторинг Байкальской природной территории
67500000
67500000
100
5
Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности/
Субсидии на осуществление капитальных вложений

Сохранение и воспроизводство уникальных водных биологических ресурсов озера Байкал
221266400
221266400
100
6
Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности/
Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность

Сохранение и воспроизводство уникальных водных биологических ресурсов озера Байкал
82062700
82062700
100
7
Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности

Модернизация и строительство очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты
48026000
48026000
100

Итого

4319452900
4319452411,71
99,99
Источник: составлено автором по данным Национальные проекты России URL: https://spending.gov.ru/np/ (дата обращения 10.12.2023)

Таблица 3 – Состав и структура источников финансирования ФП «Сохранение озера Байкал» за 2019-2021 гг.

Источники финансирования
2019 год
2020 год
2021 год
План
Факт
% выполнения
План
Факт
% выполнения
План
Факт
% выполнения
млн. руб.
структура, %
млн. руб.
cтрукту
ра, %
млн. руб.
структура, %
млн. руб.
структура, %
млн. руб.
структура, %
млн. руб.
структура, %
1. Федеральный бюджет
3894,00
80,84
2329,14
х
59,81
4512,90
83,12
3218,61
100
71,32
6050,10
84,02
4341,19
97,32
71,75
2. в том числе Межбюджетные трансферты
3529,40
х
2082,80
х
59,01
4168,60
х
2104,90
х
50,49
5436,10
х
3172,70
х
58,36
3. Консолидированные бюджеты субъектов РФ (с учетом межбюджетных трансфертов)
4278,7
х
х
х
х
5081,4
х
1603,2
х
31,55
6586,5
х
3292,1
х
49,98
4. Консолидированные бюджеты субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов)
749,3
15,5
х
х
х
912,80
16,81
(501,7)
-
-
1150,40
15,98
119,4
2,68
10,37
5. Внебюджетные источники
173,2
3,66
х
х
х
3,20
0,07
х
х
0,00
0,00
0,0
0,00
0,00
0,00
6. Всего (стр. 1+4+5)
4816,5
100
х
х
х
5428,9
100
2716,91
100
х
7200,5
100
4460,59
100
61,94
Источник: составлено автором по донным «Электронный бюджет» https://www.budget.gov.ru и паспорта НП Экология от 2018г. http://government.ru/info/35569/ (дата обращения 15.12.2023)

Таблица 4 – Инструменты финансирования из консолидированных бюджетов субъектов РФ ФП «Сохранение озера Байкал» за 2020 год

№ п/п
Наименование субъекта РФ
Утвержденные бюджетные ассигнования, млн руб.
Лимиты бюджетных обязательств, млн руб.
Принятые бюджетные обязательства, млн руб.
Исполнено, млн руб.
% исполнения
1
Итого
2 191,7
2 191,7
2 154,1
1 603,2
73,1
2
Забайкальский край
27,1
27,1
0,0
19,9
73,4
3
Иркутская область
2 029,6
2 029,6
2 028,7
1 458,2
71,8
4
Республика Бурятия
135,0
135,0
125,4
125,0
92,6
Источник: составлено автором по донным «Электронный бюджет» https://www.budget.gov.ru https://spending.gov.ru (дата обращения 10.12.2023)

Таблица 5 – Инструменты финансирования из консолидированных бюджетов субъектов РФ ФП «Сохранение озера Байкал» за 2021 год

№ п/п
Наименование субъекта РФ
Утвержденные бюджетные ассигнования, млн руб.
Лимиты бюджетных обязательств, млн руб.
Принятые бюджетные обязательства, млн руб.
Исполнено, млн руб.
% исполнения
1
Итого
3 322,4
3 322,4
0,4
3 292,1
99,1
2
Забайкальский край
213,4
213,4
0,0
201,4
94,4
3
Иркутская область
3 090,9
3 090,9

3 090,6
100
4
Республика Бурятия
18,2
18,2
0,4


Источник: составлено автором по донным «Электронный бюджет» https://www.budget.gov.ru (дата обращения 10.12.2023)

На ФП «Сохранение озера Байкал» в 2022 г. было выделено 8,5 млрд руб., в результате в акватории Байкала было ликвидировано 9 свалок и очищено 110 тыс. куб. м. [2] В 2023-2025г. планируется профинансировать мероприятия по сохранению озера в размере около 22 млрд рублей. По итогам 2023 г. можно сделать вывод о стопроцентном кассовом исполнении ФП. В Центральной экологической зоне Байкальской природной территории было ликвидировано 17 несанкционированных свалок (26,28 га). В Иркутской области – 7 свалок, в Республике Бурятия – 10 свалок.

Однако, ряд мероприятий по оздоровлению и сохранению Байкала не были выполнены. Основная проблема, по мнению аудиторов Счетной палаты, - плохое качество подготовки или отсутствие проектной документации. Так основным предприятием -загрязнителем Байкала является БЦБК, загрязненная территория которого составляет 541 гектар. Из-за отсутствия проектной документации в 2020г. финансирование (3,6 млрд рублей), выделенное на работы по ликвидации накопленного вреда, причиняемого БЦБК, было направлено на иные цели, а в 2023-2024 гг. сокращено в полном объеме [3]. Из-за необходимости корректировки и уточнения проектной документации на полгода были перенесены мероприятия по строительству и реконструкции сооружений очистки сточных вод. Также из-за недостаточных мощностей рыбоводных заводов показатель объема выпуска молоди и личинок омуля был снижен в 2020г. до 60% от первоначально запланированного, в целом воспроизводство водных биоресурсов Байкала ведется неэффективно.

Рекомендации по привлечению внебюджетных источников финансирования для ФП «Сохранение озера Байкал»

Стоит отметить, что внебюджетные источники финансирования ФП «Сохранение озера Байкал» предусмотрены всего лишь в размере 0,6% от суммы финансирования (см. табл.1), причем данные о фактическом их привлечении и инструментах финансирования не публикуются. На наш взгляд, недостаточная проработанность механизма привлечения внебюджетных средств не позволяет кардинально улучшить экологическую ситуацию, сложившуюся в Байкальском регионе. В мировой и российской практике инструментами внебюджетного финансирования «водных» программ и проектов чаще всего являются:

− механизм государственно-частного (ГЧП)/ муниципально-частного партнерства (МЧП);

− «зеленые» облигации (федеральные, региональные, корпоративные);

− «зеленые» кредиты (процентная ставка по которым субсидируется со стороны государства).

На сегодняшний день на платформе поддержки инфраструктурных проектов «РосИнфра» зарегистрировано 260 инвестиционных проектов в сфере экологии, 95% из которых относятся к обращению и обработке твердых коммунальных отходов (ТКО) (246 проектов) [11]. Основной формой реализации данных проектов является концессионное соглашение - 224 проекта. Механизм ГЧП/МЧП также активно используется в коммунальной сфере – тепло-водоснабжении, водоотведении, электроснабжении -199 проектов, из них 194 проекта также реализуются в виде концессий.

Из всех федеральных проектов национального проекта «Экология» только для реализации ФП «Комплексная система обращения с ТКО» предусмотрена возможность привлечения ГЧП/МЧП. Данный положительный опыт было бы целесообразно распространить и на «водные» проекты, например, при очистке сточных вод и акваторий частный партнер получал бы возможность создания платных зон отдыха и т.п. Использование механизма ГЧП для реализации государственной программы Китая по очистке воды для городов - China's Sponge City Program на 79,75% финансируется за счет привлечения средств с использованием государственно-частного партнерства и льготного кредитования частных инвесторов [14].

По данным Bloomberg в 2023г. зеленые облигации (green bonds) стали бесспорными лидерами среди мировых ESG облигаций, достигнув 575 млрд. долларов США, в то время как социальных облигаций (social bonds) и облигаций устойчивого развития (sustainability bonds) было выпущено на 135 млрд. дол. и 161 млрд. дол соответственно [4]. Причем крупнейшим эмитентом зеленых облигаций стали правительства Италии (10 млрд. евро), Франции, Германии, Ирландии, Нидерландов и Великобритании на общую сумму 190 млрд. долларов.

Среди зеленых облигаций выделяют так называемые «тематические» облигации:

− солнечные облигации (solar bonds) - муниципальные доходные облигации, предназначенные для финансирования возобновляемых источников энергии, в первую очередь солнечной энергии, и развития местных технологий;

− лесные облигации (forest bonds) эмитируются для финансирования проектов, связанных с защитой лесов, включая тропические;

− климатические облигации (climate bonds) выпускаются для финансирования проектов, направленных на сокращение выбросов углекислого газа или смягчение последствий изменения климата;

− голубые облигации (blue bonds) - финансовые инструменты, предназначенные для поддержки устойчивых океанских, морских и рыболовных проектов. Они являются достаточно новым долговым инструментом. Первые в мире суверенные голубые облигации были выпущены Сейшельскими Островами при поддержке Всемирного банка на 15 млн. долларов США в октябре 2018г. С 2018г. по 2022г. было эмитировано 26 выпусков голубых облигаций на общую сумму 5 млрд долларов США, при среднегодовом темпе роста в 92%. В настоящее время голубые облигации составляют менее 0,5% рынка устойчивого долга. Голубые облигации выпускаются в первую очередь для финансирования проектов по очистке воды океанов, морей, рек и озер от загрязнения, биоразнообразию и устойчивому рыболовству. Медианный срок погашения выпущенных голубых облигаций составляет 7 лет, тогда как средний срок погашения - 8,9 г., что сопоставимо со средним сроком погашения зеленых облигаций (7-9 лет). Самыми краткосрочными стали голубые облигации Банка Китая - 2 года, а самыми долгосрочными - голубые облигации Белиза -20 лет. Купонные ставки по выпущенным голубым облигациям составляют от 0,1% до 9% годовых. [14]

Основными эмитентами голубых облигаций стали финансовые институты (14 выпусков), и в первую очередь Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (IFC). Всемирный банк провел 5 выпусков голубых облигаций на общую сумму 324 млн. долларов США в рамках программы PROBLUE, принятой в 2018г. для поддержки реализации четырнадцатой цели устойчивого развития (ЦУР) «Устойчивое и комплексное развитие океанических секторов в здоровых океанах». Голубые облигации также были выпущены государственным Bank of China и правительством провинции Хайнань, экологической организацией Nature Conservancy, пяти корпорациями, тремя банками при поддержке Международной финансовой корпорации. Однако, в отличие от большинства видов зеленых облигаций, в секторе голубых облигаций еще не сложились стандарты и правила работы и раскрытия информации, что тормозит его развитие. Опыт выпуска голубых облигаций в будущем может быть использован для финансирования «водных» программ и проектов в нашей стране.

В России популярность ESG-облигаций также растет. С августа 2019 г. на Московской бирже была создана платформа поддержки ESG - инициатив - Сектор устойчивого развития, включающий 3 сегмента: «зеленых» облигаций, «социальных» облигаций и облигаций национальных проектов. Сегмент национальных проектов содержит облигации российских и иностранных эмитентов, соответствующие целям и задачам национальных проектов: «Экология», «Демография», «Здравоохранение», и при наличии подтверждения органами власти о данном соответствии.

В 2023г. по сравнению с 2022г. объем выпуска ESG-облигаций вырос на 34,5% до 142,8 млрд руб. [4]. Основную долю выпуска составили зеленые облигации -46%, затем социальные облигации - 31% и облигации устойчивого развития – 23%. По итогам 2023 г. в Секторе устойчивого развития ММВБ биржи было размещено 8 выпусков ESG-облигаций на общую сумму 140,8 млрд руб. Основными эмитентами зеленых облигаций стали: Государственная корпорации развития «ВЭБ.РФ» (выпуск 40 млрд руб.), АО «Банк ДОМ.РФ» (5 млрд руб.), ООО «ЛЕГЕНДА» (3 млрд руб.), Банк ГПБ (15 млрд руб.), Правительство Москвы (2 млрд руб.).

В настоящее время из всех федеральных проектов, входящих в национальный проект «Экология», зеленые облигации выпускаются только для финансирования ФП «Комплексная система обращения с ТКО» и ФП «Чистый воздух». На наш взгляд, было бы целесообразно разработать механизм привлечения внебюджетного финансирования в виде выпуска голубых облигаций (как подвида зеленых облигаций) для финансирования проектов и мероприятий связанных с «водными» федеральными проектами. Такие голубые облигации могли бы быть выпущены в виде федеральных облигаций, например, в виде специального федерального займа на цели сохранения озера Байкал, муниципальных облигаций, корпоративных облигаций, эмитированных предприятиями-загрязнителями для реализации проектов по очистке сточных вод в реки и озера и т.п. Для повышения привлекательности голубых облигаций для них необходимо предусмотреть освобождение полученного процентного дохода от налога на прибыль для инвесторов-юридических лиц и от НДФЛ для инвесторов-физических лиц, а также освободить инвесторов от налога на доходы при продаже облигаций.

Для успешного размещения зеленых облигаций также необходима государственная поддержка «зеленых» инвестиционных фондов и фондов устойчивого развития (Sustainable Funds), Мировая тенденция последних трех лет – опережающий рост активов данных фондов по сравнению с фондами, инвестирующими в традиционные активы [13], и рост доходности «зеленых» инвестиций. По данным Morgan Stanley в 2023г. устойчивые фонды обеспечили среднюю доходность в 12,6%, что почти на 50% превышает доходность традиционных фондов в 8,6%, а их активы выросли на 15% по сравнению с 2022г. (3,4 трлн дол). На устойчивые фонды сейчас приходится 7,2% от общего мирового объема всех активов, находящихся под управлением инвестиционных фондов [16]. В России фонды устойчивого развития развиты слабо, организованы в виде закрытых паевых инвестиционных фондов и предназначены для квалифицированных инвесторов. Необходимо стимулировать инвесторов приобретать зеленые финансовые инструменты (зеленые облигации, паи ПИФов устойчивого развития и др.), расширить перечень зеленых финансовых инструментов, предназначенных для неквалифицированных инвесторов.

Выводы

На основе проведенного анализа финансирования ФП «Сохранение озера Байкал» за 2019-2021гг. можно сделать вывод, что наиболее значимыми инструментами финансирования являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, а также субсидии. В начале реализации федерального проекта, а по некоторым мероприятиям и в более поздний период времени наблюдалось значительное недоисполнение бюджетных обязательств связанное, в первую очередь, с низким качеством подготовки проектной документации или ее отсутствием, а также зачастую отсутствием производственных возможностей для выполнения поставленных в проекте целей (например, по объему выпуска в озеро молоди и личинок омуля).

Для повышения эффективности реализации «водных» федеральных проектов были даны рекомендации по необходимости разработки механизма привлечения внебюджетных источников финансирования, и в частности ГЧП/МЧП и выпуска «голубых» (как подвида «зеленых» облигаций).

[1] Героева А. Проект «Сохранение озера Байкал продлят еще на 6 лет//Ведомости. 21.07.2022 URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/protection_nature/news/2022/07/21/932464-proekt-sohranenie-ozera-baikal-prodlyat-esche-na-shest-let (дата обращения 01.04.2024)

[2] Правительство выделит ₽22 млрд на сохранение Байкала// РБК. 19.04.2023 https://www.rbc.ru/business/19/04/2023/643fb5f79a79471e1832597d (дата обращения 05.04.2024)

[3] Сергей Мамедов обозначил проблемные зоны в реализации мероприятий по охране озера Байкал

https://ach.gov.ru/news/problemnye-zony-v-realizatsii-meropriyatiy-po-okhrane-ozera-baykal?highlight-search-result=%D0%A1%D0%9E%D0%A5%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%95%D0%9D&highlight-search-result=%D0%9E%D0%97%D0%95%D0%A0&highlight-search-result=%D0%91%D0%90%D0%99%D0%9A%D0%90 (дата обращения 05.04.2024)

[4] Green bonds reached new heights in 2023. Bloomberg Professional Services.February 8, 2024 https://www.bloomberg.com/professional/insights/trading/green-bonds-reached-new-heights-in-2023/ (date of access 11.03.2024).


Источники:

1. Абрамова М.А., Дубова С.Е., Рубцов Б.Б. Финансовые и денежно-кредитные инструменты реализации национальных проектов // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 3. – c. 6-16. – doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-6-16.
2. Архипова В.В. Зеленые финансы» как средство для решения глобальных проблем // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2017. – № 2. – c. 312-332.
3. Гордеева Е.М. Озеро Байкал как объект всемирного природного наследия: актуальные вопросы международно-правовой охраны // Теоретическая и прикладная экология. – 2021. – № 4. – c. 230-236. – doi: 10.25750/1995-4301-2021-4-230-236.
4. Горчаков В., Паничева С. Российский рынок ESG-облигаций: период переосмысления. Аналитический комментарий АКРА. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2762/ (дата обращения: 31.01.2024).
5. Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю. О концепции формирования комплексного информационного ресурса в целях эффективности деятельности по охране озера Байкал // Экологическое право. – 2023. – № 1. – c. 2-7. – doi: 10.18572/1812-3775-2023-1-2-7.
6. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (заключена в г. Париже 16 ноября 1972 г.). / Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. - М., 1990. – 496-506 c.
7. Махалина О.М., Махалин В.Н. Генезис источников финансирования экологических проектов и программ // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2022. – № 3 (Ч. 2). – c. 170–185. – doi: 10.28995/2073-6304-2022-3-170-185.
8. Мирошниченко О.С., Мостовая Н.А. Мировой рынок климатических облигаций: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 2. – c. 46-55. – doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-2-46-55.
9. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г. СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/.
10. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: www.mnr.gov.ru/upload/medialibrary/ba5/NP_Ekologiya.pdf (дата обращения: 16.03.2024).
11. Сайт «РосИнфра». Rosinfra.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru/base-projects/all?filters=%7B%22sphere%22%3A%5B78%5D%7D (дата обращения: 10.04.2024).
12. Ющенко М.С. Современное понимание стратегического планирования правовой охраны озера Байкал // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. – 2020. – № 3. – c. 74-90.
13. Alyssa Stankiewicz The 2022 U.S. Sustainable Funds Landscape in 5 Charts. Feb 17, 2023. Morningstar.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.morningstar.com/sustainable-investing/2022-us-sustainable-funds-landscape-5-charts (дата обращения: 15.08.2023).
14. Bosmans, Pieter, and Frederic de Mariz. The Blue Bond Market: A Catalyst for Ocean and Water Financing // Journal of risk and financial management. – 2023. – № 3. – p. 184. – doi: 10.3390/jrfm16030184.
15. Faith Ka Shun Chan et al. Meeting financial challenge facing China's Sponge City Program (SCP) – Hong Kong as a gateway to green finance // Nature-Based Solutions. – 2022. – № 2. – doi: 10.1016/j.nbsj.2022.100019.
16. Sustainable funds outperformed peers in 2023. Institute for sustainable investing. Morgan stanley. [Электронный ресурс]. URL: https://www.morganstanley.com/ideas/sustainable-funds-performance-2023-full-year.

Страница обновлена: 29.04.2024 в 12:54:27