Определение эффективности выбора управленческих решений

Полярус А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (33), Сентябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 8/2002.) Свое название метод многомерного шкалирования получил потому, что в результате преобразования исходной информации основные показатели, характеризующие изменение ситуации, оказываются оцененными по сравнительно небольшому числу факторов, измерены в сравнительно небольшом числе шкал. Каждый, таким образом выделенный фактор, получает со стороны специалистов, участвующих в проведении ситуационного анализа, содержательную интерпретацию.

Ключевые слова: управленческие решения, принятие управленческих решений



Свое название метод многомерного шкалирования получил потому, что в результате преобразования исходной информации основные показатели, характеризующие изменение ситуа­ции, оказываются оцененными по сравнительно небольшому числу факторов, измерены в сравнительно небольшом числе шкал. Каждый, таким образом выделенный фактор, получает со стороны специалистов, участвующих в проведении ситуацион­ного анализа, содержательную интерпретацию.

Использование метода многомерного шкалирования способствует установлению наиболее существенных факторов, определяющих развитие ситуации. Другим важным моментом после установления факторов, определяющих развитие ситуации, является изучение механизмов, обусловливающих это развитие, взаимодействия факторов, воздействия подчас противоположно ориентированных сил, конкуренции и т. д.

Например, если одним из основных показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятия, является прибыль (П), а основными факторами, влияющими на прибыль, получаемую предприятием, являются:

- конкурентоспособность выпускаемой продукции (Фк);

- объем производства (Фп);

- себестоимость выпускаемой продукции (Фс);

- текущий спрос на продукцию на рынках сбыта (Фсп);

и установлен вид зависимости

П = Кк * Фк + Кп * Фп + Кс * Фс + Ксп * Фсп (1)

где Кк, Кп, Кс, Ксп - коэффициенты, характеризующие сравнительную весомость установленных факторов, то мы сможем рассчитать ожидаемое значение прибыли при том или ином значении факторов, от которых она зависит.

Вместе с тем, по нашему мнению, данная формализованная модель определения эффективности выбора управленческого решения является недостаточно информативной. Это связано с тем, что величина прибыли может изменяться в очень широких пределах – в зависимости от того, достижение каких целей поставило перед собой руководство компании, до масштабов ее деятельности.

Так, при ориентации на максимизацию прибыли более информативными будут показатели рентабельности, прежде всего, рентабельности собственного капитала (ROE ‑ Return of Equity). На рис. 1 приведена схема модифицированного факторного анализа фирмы “Du Pont”, идея которого в свое время была предложена менеджерами этой компании. Схема демонстрирует зависимость показателя “рентабельность собственного капитала” от факторов “рентабельность реализованной продукции”, “ресурсоотдача” и “финансовый леверидж (рычаг – ред.)”.

В левой части схемы выделены субфакторы, влияющие на изменение рентабельности продукции. В их числе выручка от реализации, затраты в общей сумме и по видам. Из расчета видно, что 3,7% выручки от реализации представляют собой чистую прибыль, доступную владельцам обыкновенных акций.

2002_09_polyarus_dupontmodified.gif

Рис. 1. Модифицированная схема фирмы “Du Pont”: анализ по данным некоторой компании

В правой части схемы приведены различные виды активов, рассчитана оборачиваемость средств, вложенных в них, - 1,5 раза. Выражение, описывающее взаимосвязь показателей рентабельности актива (ROA), рентабельности реализованной продукции и ресурсоотдачи, называется формулой фирмы “Du Pont”:

ROA
=
Рентабельность продукции
*
Ресурсоотдача
=






=
Чистая прибыль/Выручка от реализации
*
Выручка от реализации/Сумма активов
=











= 3,7%*1,5 = 5,5%
(2)

Отсюда видно, что компания имела чистую прибыль в размере 3,7%, или 3,7 цента с каждого доллара, полученного за реализованную продукцию; средства, вложенные в активы, обернулись 1,5 раза в течение года; тем самым и была достигнута рентабельность активов в размере 5,5%. Если бы компания не привлекала внешних источников финансирования, рентабельность собственного капитала составила бы те же 5,5%. Однако 60% капитала фирмы было обеспечено кредиторами и владельцами привилегированных акций. Поэтому очевидно, что рентабельность собственного капитал должна быть выше, чем 5,5%. Коэффициент ROE рассчитывается умножением коэффициента ROA на специальный мультипликатор, характеризующий соотношение собственного капитала и авансированных в деятельность компании средств:

ROЕ
=
ROA
*
Мультипликатор собственного капитала
=






=
Чистая прибыль/Сумма активов
*
Сумма активов/Собственный капитал
=











= 5,5% * 2000 млн.долл / 800 млн.долл = 13,8%
(3)

Мы можем объединить формулы (2) и (3) для получения расширенной формулы фирмы “Du Font”:

ROE
=
Рентабельность продукции
*
Ресурсоотдача
*
Мультипликатор собственного капитала
=









=
Чистая прибыль/Выручка от реализации
*
Выручка от реализации/Сумма активов
*











*
Сумма активов/Собственный капитал
=
Чистая прибыль/Собственный капитал
(4)






Для данной компании мы имеем, таким образом,

ROE = 3,7% * 1,5 * 2,5 = 13,8% (5)

Безусловно, показатель ROE может быть исчислен более простым способом:

чистая прибыль / собственный капитал =110 млн дол. / 800 млн дол. * 100% = 13,8%.

Однако из расширенной формулы фирмы “Du Pont” видно, как влияют показатели рентабельности продукции, оборачиваемости и финансового левериджа на рентабельность собственного капитала.

Исходя из рассмотренных выше рассуждения можно предложить следующую формулу определения эффективности выбора управленческих решений для компаний, которые ставят перед собой цель максимизации прибыли:

ROE = Rп * К1 * Rр * К2 * М * К3 (6)

где Rп - рентабельность продукции;

Rр - ресурсоотдача;

М - мультипликатор собственного капитала;

К1, К2, К3 - коэффициенты, характеризующие сравнительную весомость данных факторов для компании. Значения этих коэффициентов здесь и далее определяются методом экспертных оценок от 1 до 0.

Для определения эффективности управленческих решений по развитию компании, ориентирующейся на увеличение своей доли рынка, может быть использована матрица рост/доля рынка, разработанная Бостонской консультационной группой (матрица БКГ) в начале 1970-х гг., которая является, вероятно, самым распространенным инструментом анализа современного менеджмента. В последние два десятиле­тия она получила широкое применение в качестве модели портфельного ана­лиза СБЕ компаний.

Матрица БКГ рассматривает направления хозяйственной деятельности компании в двух измерениях. По вертикальной оси откладываются показатели темпов роста рынка, ис­пользуемые БКГ в качестве переменной, характеризующей его привлека­тельность. При этом считается, что быстро растущие рынки являются более привлекательными, так как СБЕ имеет возможность добиться увеличения своей доли на них без особых усилий. Кроме того, расширение доли компа­нии на растущем рынке будет особенно ценным по мере его дальнейшего развития. Средняя точка между высокой и низкой скоростью роста устанав­ливается произвольно, но как достаточно распространенные рассматривают­ся темпы роста на уровне 10 % в год.

По горизонтальной оси откладывается относительная доля рынка (отноше­ние доли рынка СБЕ к доле компании-лидера), которая используется в качестве переменной, описывающей относительную конкурентоспособность. Считается, что высокая доля рынка, во-первых, означает преимущество СБЕ над конкурентами по издержкам, что сле­дует из кривой опыта, основное допущение которой состоит в том, что у компаний, имеющих больший кумулятивный опыт производства, - наимень­ший уровень издержек на единицу продукции, благодаря накопленным знани­ям и возможностям внедрять новейшие технологии. Издержки могут быть снижены и за счет экономии при закупках комплектующих, в процессе произ­водства товара, а также благодаря грамотному маркетингу. Во-вторых, пре­имущество обладания крупной долей рынка состоит в том, что высокая по­пулярность продукции компании создает основу для заключения выгодных соглашений с покупателями, что в потенциале означает рост прибыли.

Интегральный показатель (Iп), характеризующий эффективность выбора управленческого решения по факторам БКГ, может быть, по нашему мнению, рассчитан по формуле

Iп = Р * К1 + Д * К2 (7)

где Р - темпы роста объемов продаж (денежных потоков);

Д - доля рынка фирмы, %;

К1 и К2 - коэффициенты, характеризующие сравнительную значимость данных факторов для фирмы.

Достижение цели увеличения богатства акционеров корпораций, может быть обеспечено двумя путями: выплатой дивидендов и ростом курса (рыночной стоимости) обыкновенных акций, о чем мы расскажем в следующем номере журнала.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:47