Положительный имидж специалиста сферы туризма как необходимое слагаемое успешной туристской деятельности

Руглова Л.В., Матолыгина Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье поднимается проблема влияния профессионального имиджа специалистов сферы туризма на положительный имидж туристского предприятия, города, страны. Предлагаются пути формирования положительного имиджа специалистов в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: профессиональный имидж, специалисты сферы туризма, имиджирование, инструменты имиджирования



В современном мире туризм представляет собой огромную быстроразвивающуюся экономическую отрасль, высокодоходную для государства и населения этого государства. Для эффективного развития въездного туризма в любой стране очень важно формирование ее положительного образа за рубежом.

Одним из главных слагаемых позитивного или негативного впечатления образа является качество сервиса и профессиональная культура работников сферы туризма и гостиничного хозяйства. Именно они создают в значительной степени положительный или отрицательный имидж всех работников сферы туризма, а, в конечном счете, имидж принимающей страны.

Впечатления туристов, полученные за время пребывания в чужой стране, благоприятные или наоборот, значительно влияют на их отношение к этой стране и народу, проживающему в ней. Как показывает практика, негативные переживания, испытанные туристами за время их пребывания в чужой стране, приводят к значительной потере потенциальных клиентов.

Как указывает М. Пали [1], если ресторан предлагает отличную кухню, но обслуживание окажется недостаточно высокого качества, то 90% клиентов отрицательно оценят ресторан и, скорее всего, будут потеряны навсегда. Если качество пищи в ресторане объективно оценивается на 6 баллов по 10-бальной шкале, но качество обслуживания соответствует высшей оценке – 10 баллам, то восприятие ресторанного продукта в целом является отличным для 100% клиентов. Этот же принцип срабатывает в сфере туризма в целом.

Положительный имидж специалиста

В настоящее время очень часто имидж специалиста понимают довольно узко, только как характеристики внешнего вида. Но на самом деле имидж – это не столько внешний образ, сколько мнение, впечатление, возникающее у клиентов-потребителей и возможных партнеров в момент профессиональных контактов и сохраняющееся в течение долгого времени. Положительный имидж способствует продолжению и расширению деловых контактов, негативный – наоборот.

Эффективность создания положительного имиджа специалиста напрямую связана с возможностью наличия или развития таких качеств личности, как добросовестность и трудолюбие, доброжелательность и ответственность, нравственная толерантность и высокая коммуникативная культура в профессиональной деятельности.

Начинающим специалистам в области туристской деятельности, а это профессиональная система – «человек – человек», необходимо много работать над своим профессиональным имиджем, чтобы избавиться от присутствия личностных деструктивных качеств. Станиславский К.С. писал: «Если вы вообще не обладаете доброжелательством к людям, работайте над ним. Выпроваживайте за двери ваших гостей – зависть, сомнения, неуверенность, страх – и открывайте, распахивайте двери для радости. У вас много причин радоваться… И вы увидите…как все будет вам удаваться» [2].

Можно утверждать, что создание имиджа специалиста сопровождается адекватными изменениями, в первую очередь в его сознании, а затем в социально-профессиональных действиях.

Основы профессионального имиджа закладываются в профессиональном учебном заведении при сознательном и успешном освоении таких дисциплин как психология и педагогика, маркетинг, менеджмент, профессиональная этика, деловая коммуникация, профессиональный английский язык, и др.

Правильно организованная учебная и дипломная практика студента способствуют работе над успешным имиджем будущего работника сферы туризма, а затем дальнейший процесс формирования имиджа активно продолжается уже в профессиональной деятельности.

Имиджирование и саморазвитие

Но, конечно, главными инструментами имиджирования личности является ее самообразование и самосовершенствование. Именно в процессе самообразования человек не просто совершенствуется и развивает интеллект, он меняет свои личностные черты и характеристики, используя все свои внутренние возможности. Это – иногда очень тяжелая творческая работа, причем не просто по развитию своей личности, расширению эрудиции, повышению эффективности делового и профессионального общения, а где-то пересмотр и даже ломка своего миропонимания и наполнения его новым качественным содержанием. «Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума. Сила разума дает ему возможность проникать вглубь и постигать сущность предмета, вступая в активные отношения с ним. Сила его любви дает ему возможность разрушить стену, отделяющую одного человека от другого», утверждал Э. Фромм [3].

В своем исследовании мы отмечаем следующие функции самообразования, являющиеся определяющими в имиджировании:

– обучающая – подразумевает приобретение новых компетенций, в частности, специальных знаний, умений и навыков в своей профессии;

– социокультурная – обретение себя как члена определенного профессионального содружества, своей ниши в обществе и в профессии;

– развивающая – продолжение совершенствования своего личного восприятия, осознания и понимания мира вокруг себя, дальнейшее развитие рефлексии, памяти, мышления, личностных и профессиональных способностей;

– воспитывающая – воспитание духовно-гуманистической направленности, установки на постоянное нравственное самовоспитание в процессе всей жизни;

– коммуникативная – обучение открытости в диалоге, межличностному и групповому общению, коммуникативному успешному самовыражению;

– психотерапевтическая – обучение методам психологического воздействия (словом, поступком, обстановкой) на другого с профилактическими и профессиональными целями;

– творческая – преодоление ригидности и инерции собственного мышления, креативное поведение в реализации своих служебных функций в профессиональной деятельности;

– стимулирующая – формирование понимания необходимости, уверенности и стремления в преодолении трудностей в овладении профессией, достижения мастерства в профессиональной деятельности.

Таким образом, самообразование – это постоянное слагаемое жизни культурного человека, это постоянный, а иногда и очень трудный выбор человека, работающего над собой, преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира.

Самопрезентация

Как правило, симпатии приобретаются не только благодаря врожденным качествам, но и умению себя преподнести. Всегда следует помнить, что характеристики, позволяющие принимать решения о человеке при первой встрече, строятся в следующем порядке:

– 7% – содержание речи;

– 38% – голос;

– 55% – внешность (одежда, манеры, мимика и т.д.).

Но ни в коем случае нельзя считать себя абсолютно безупречным. Это – большая ошибка в самопрезентации, имеющая плохие последствия.

Другая ошибка, когда человек не уверен и не умеет продемонстрировать своих лучших личностных и профессиональных качеств. И в первом и во втором случае имиджирование оценивается как не совсем эффективное и успешное, а иногда и как провальное. Самопрезентация будет считаться удачной и положительной, если новые знакомые воспринимают образ человека как притягательный, достойный доверия, вызывающий симпатию. Такому образу обычны уверенность, а не самоуверенность, дружелюбие, а не панибратство, упорядочность взаимоотношений с другими людьми, готовность общаться с ними.

Известный российский историк В. Ключевский писал: «Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей». Практически это же утверждал задолго до него знаменитый художник эпохи Возрождения Микеланджело: «Совершенство складывается из мелочей». То же самое и в самопрезентации.

Исследователь Р. Халф в одном из своих учебных пособий приводит забавный пример из деловой жизни: один бизнесмен, бывший серьезным кандидатом в президенты солидной фирмы, узнал позднее, что он проиграл, поскольку носил короткие черные носки и во время собеседования продемонстрировал кусочек неприкрытой ноги между брюками и носками [4].

Выводы

Таким образом, если необходимо сформировать и сохранить положительный имидж специалиста, то главное – это быть хорошим специалистом реально, а не только стараться казаться им. А для этого в своей профессии следует постоянно подниматься со ступеньки знаний на более высокую ступеньку умений. А затем, как бы ни устал, находить в себе силы и стремление для подъема еще на более высокую ступень профессионального совершенства и творчески действовать на основе уже приобретенных и успешно опробованных знаний, умений, навыков и убеждений, и не останавливаться на этом. Успешный профессиональный имидж человека создается не просто, иногда годами упорного труда, но может легко и очень быстро разрушиться как следствие его легкомыслия, самоуспокоения и самоуверенности в своей профессиональной деятельности.


Источники:

1. Палли М. Азбука ресторатора: Все, что нужно знать, чтобы преуспеть в ресторанном бизнесе. Серия: современные ресторанные и розничные технологии. М.: BBPG, 2009. – 224 с.
2. Станиславский К.С. Этика. М., 1981. – С. 40.
3. Фромм Э. /Мудрости тысячелетий. Энциклопедия. – Автор-составитель В. Балязин. – М.: Олма-Пресс, 2006. – С.147.
4. Half Robert. The Robert Half Way to Get Hired in Today's Job Market. Dec. 1989.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:51:56