Инновационное развитие компаний стран-участниц ВТО: сравнительный анализ

Фоменко О.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (80), Август 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20270725
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Одним из доказательств необходимости повышения инновационной деятельности в России выступает относительно низкий показатель ВВП на душу населения страны, несмотря на наличие большого ресурсного потенциала, в отличие от Новой Зеландии, у которой аналогичный показатель значительно выше. Использование положительного опыта Новой Зеландии в сфере поддержки инновационной активности может дать позитивные результаты и стать толчком к стимулированию активного внедрения нововведений в российских организациях. Особого внимания заслуживает государственная поддержка инноваций в Новой Зеландии. Правительство этой страны видит в подъеме инновационной активности источник укрепления национальной экономики, так как успешное внедрение нововведений позволит увеличить объемы экспорта, снизить издержки и обеспечить более продуктивное использование ресурсов, создать новые рабочие места и повысить доходы.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, бизнес-новаторы, экономика страны



Россия стала 156 полноправным членом Всемирной Торговой Организации 22 августа 2012 года. Единственное средство для сохранения внутреннего рынка для своих товаров (работ, услуг) – это повышение их качества. Для этого России необходимо уйти от сырьевой направленности и сориентироваться на инновационный сектор. Но с чего следует начать, на чей пример ориентироваться, ведь в России инновациям уделяется мизерное внимание, а практика повышения инновационного составляющего в экономике находится на очень низком уровне?

Согласно опыту других стран, лучшим решением в этой ситуации является анализ инновационной политики передовых в плане инноваций стран и пристальное изучение влияния данной политики на инновационную активность национальных компаний и анализ возможности применения их в российском производстве. Так, в статье Удальцовой Н.Л., Кучеровой М.С. было определено, что «благополучие Швейцарии построено на трех взаимосвязанных факторах: образование, наука, технологии. В условиях ограниченности ресурсов, именно эти факторы позволили стране добиться стабильного успеха во многих областях» [4].

Обзор показателей развития Новой Зеландии Новая Зеландия является страной-участницей ВТО с момента ее основания 1 января 1995 года.

Эта стана обладает собственными запасами нефти, газа и угля, но они сравнительно невелики. По данным Центрального Разведывательного Агентства (ЦРУ), Новая Зеландия обладает 96,1 миллиона баррелей разведанных нефтяных ресурсов (73 место в мире) по состоянию на 1 января 2012 года. Для сравнения, Россия занимает 9 место в мире или 60 млрд баррелей разведанных запасов нефти по состоянию на тот же период. Несмотря на такой разрыв в природных ресурсах, экономика Новой Зеландии довольно успешна. ВВП на душу населения (по ППС) в 2012 году составил 28800$ (46 место в мире), значительно опередив этот показатель в нашей стране – 17700$ (71 место в мире) в 2012 году [13] .

Во многом такое соотношение в Новой Зеландии было достигнуто благодаря активному внедрению и использованию инноваций в экономику страны.

Показатели инновационного развития

По данным статистического управления Новой Зеландии по состоянию на август 2011 года, коэффициент инновационности составляет 46 процентов. Коэффициент инновационности – это доля компаний, которые предприняли любую деятельность за последние два финансовых года по развитию, существенному улучшению или внедрению новых:

• товаров или услуг;

• операционных процессов;

• организационных или управленческих процессов;

• маркетинговых методов [3].

Как правило, наиболее заметными являются инновации в сфере производства товаров и услуг, а также в маркетинговых методах – эти типы инноваций приносят увеличение доходов и продаж, а также уменьшение издержек. Инновации в сфере операционных или управленческих процессов не так заметны потребителям, поскольку приносят изменения во внутреннюю деятельность компании. Тип осуществляемых инноваций во многом зависит от сферы деятельности организации. В Российской Федерации доля технологических инноваций составила в 2011 году 8,9%; маркетинговых –2,3%, что на 0,2% больше, чем в 2009 году; процент организационных инноваций вырос на 0,1% и составил 3,3%.

В 2009 году коэффициент инновационной деятельности в Новой Зеландии составлял 46%, к 2011 году этот показатель не изменился, но за эти два года стали доступны новые продукты, сервисы, методы и процессы. И хотя в России прослеживается положительная динамика, значение коэффициента в нашей стране уступает иностранному показателю в несколько раз. В 2011 году он составил всего 10,4%, что на 1,1% больше чем в 2009 году [11] и почти в 4,5 раза меньше чем в Новой Зеландии за аналогичный период.

Внедрение инноваций

Основную ценность новации можно оценить только после ее реализации, но определенное значение она несет уже на стадиях внедрения. Методическое руководство Осло выделяет три этапа (формы) инновационного процесса [3]:

• успешная – нововведение применено на практике;

• продолжающаяся – нововведение находится в процессе внедрения;

• завершенная инновация – от внедрения инновации отказались в течение двух лет.

Компания может внедрять новшества сразу на нескольких этапах одновременно. По данным статистического управления Новой Зеландии, процент организаций на стадии реализованной инновации снизился на 1% до 22%, на всех трех стадиях одновременно остался неизменным и составил 19% от общего числа компаний. Доля компаний на этапах внедрения инноваций или отказа от них увеличилась с 5% до 6%.

С увеличением размера компаний растет и их доля в инновационном процессе. Так, в Новой Зеландии всего 44% организаций со штатом 6–19 человек занимается инновационной деятельностью, в то время как доля инновационно активных фирм со среднегодовой численностью работников более 100 человек, составляет 62% [7]. Это объясняется тем, что крупные компании обладают большими ресурсами и возможностями для ведения инновационной деятельности. В Российской Федерации доля малых инновационных предприятий составила всего 5,11% в 2011 году [11].

Наибольшую инновационную активность в Новой Зеландии проявляют организации в сфере искусства и развлечений, а также в сфере образования и науки. Доля инновационных компаний в этих отраслях составляет 62%, что на 13% выше, чем в среднем по всем отраслям в стране.

Второе место занимает сфера финансовых и страховых услуг (61%), на третьем месте оптовая торговля (59%), четвертое место занимает сфера производства (55%) [7]. В России первое место в рейтинге сфер с инновационно активными предприятиями занимает производство кокса и нефтепродуктов (30,2%), на втором месте производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, и на третьем месте химическое производство (23,3%) [2]. Эти данные указывают на явное доминирование в экономике нашей страны нефтедобывающего сектора, в то время как Новая Зеландия развивает науку.

Инновации и государство

Такая высокая инновационная активность в Новой Зеландии во многом обусловлена активной поддержкой инновационной деятельности со стороны государства. С 1 февраля 2013 года в Новой Зеландии начало свою работу государственное агентство по инновациям «Callaghan Innovation».

Целью данной организации является ускорение процесса коммерциализации инноваций в новозеландских фирмах. Callaghan Innovation создает и поставляет инновационные продукты и услуги, которые позволят:

• мотивировать отрасль и отдельные предприятия на занятие инновационной деятельностью путем распространения вдохновляющей информации, обучению, консультированию и финансированию;

• связать индустрию с инновационными идеями, возможностями, партнерами и опытом;

• предоставлять ресурсы по управлению проектами и опыт, необходимые для развития высокоприоритетных инноваций.

Организации по инновационной деятельности

Агентство по инновациям Новой Зеландии объединяет около 400 ученых, исследователей, инженеров, технологов, бизнесменов и менеджеров. Этой организации выделяется около 115 миллионов долларов государственного финансирования ежегодно [9]. Стоит отметить, что в Российском бюджете на 2013 год на развитие науки и инновации предусмотрено более 3 миллиардов рублей, что составляет более 1 миллиарда долларов соответственно [1].

Подобных организаций на федеральном уровне в России не существует. Однако в Воронежской области создано казенное учреждение «Агентство по инновациям и развитию» – специализированная организация в сфере инноваций, занимающаяся оценкой, сопровождением и внедрением инновационных проектов [10]. Положительный опыт этого Агентства может стать толчком к созданию подобной организации в других регионах или на федеральном уровне.

Также в Новой Зеландии существует Инновационный Совет, который является национальным центром инноваций и сетью, которая проводит инновационные форумы, мероприятия и предоставляет ресурсы бизнес-новаторам для того, чтобы:

• вдохновлять людей, команды и организации, заинтересованные в инновациях;

• обеспечивать связь между новаторами – организациями, группами или отдельными людьми, которые хотят развивать новые технологии продукты и услуги;

• делиться знаниями, в том числе о том, как инновации дают потенциал для роста бизнеса;

• предоставлять доступ к ресурсам, знаниям, инструментам и средствам для инноваций и роста бизнеса;

• находить экспертов в области коммерциализации новаций [8].

Эта же организация проводит ежегодное вручение наград «New Zealand Innovators Award» предприятиям и изобретателям, которые вкладывались в разработку новых продуктов, услуг и создание, развитие венчурных компаний, а также повышение эффективности деятельности своих сотрудников.

Эта премия вручается в девяти разных категориях и стимулирует компании Новой Зеландии к инновационной деятельности. Аналогов такой награды в Россий пока нет.

В Российской Федерации в июне 2012 года был создан Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. В его состав входят Президент РФ, Председатель Правительства РФ, некоторые федеральные министры, главы крупных компаний. Создание этой комиссии можно считать одним из первых шагов к государственной поддержке инновационной деятельности.

Вывод

Как показал сравнительный анализ, в России уделяется недостаточное внимание инновационной активности компаний, что подтверждается низкими показателями коэффициента инвестиционной активности по сравнению с другой страной-участницей ВТО Новой Зеландией. Хотя эта страна уступает нашей по запасам нефти и газа, ее конкурентным преимуществом является довольно высокий удельный вес инновационных предприятий.

Использование положительного опыта Новой Зеландии в сфере поддержки инновационной активности, может дать позитивные результаты и стать толчком к стимулированию активного внедрения нововведений на российских предприятиях. Нашей стране для достижения высоких результатов экономической деятельности и повышения благосостояния населения также необходим подъем инновационной активности. Этому будет способствовать создание в нашей стране институтов государственной поддержки инновационной активности, подобных иностранным, переориентация российской экономики с ресурсной на инновационную.


Источники:

1. Аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов по проектам государственных программ Российской Федерации.
2. Ежегодный статистический сборник «Россия в цифрах», 2012.
3. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание.
4. Удальцова Н.Л., Кучерова М.С. инновационная активность России и Швейцарии: сравнительный анализ // Креативная экономика. – 2013. – № 5.
5. Сайт ВТО в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.ru/chto.asp?f=memb&t=7.
6. Официальный сайт департамента по управлению минеральными ресурсами Новой Зеландии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nzpam.govt.nz/cms/about.
7. Официальный сайт статистического управления Новой Зеландии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stats.govt.nz/browse_for_stats/businesses/business_growth_and_innovation/innovation-in-new-zealand-2011/rate-of-innovationremains-stable.aspx.
8. Официальный сайт Инновационного Совета Новой Зеландии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ideasaccelerator.com/what/innovation-council.
9. Официальный сайт агентства по инновациям Новой Зеландии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.callaghaninnovation.govt.nz/about-us.
10. Официальный сайт Агентства по инновациям и развитию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://innoros.ru/about.
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/science/.
12. Официальный сайт Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России [Электронный ресурс]. – Режим доступа::http://www.i-russia.ru/all/comission/about.html.
13. Официальный сайт Центрального Разведывательного Агентства США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cia.gov/ru/index.html.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:12