Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности региона как составляющей его имиджа
Бабкина Т.В.1, Колесникова Т.П.1
1 Новомосковский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Россия, Новомосковск
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)
Цитировать:
Бабкина Т.В., Колесникова Т.П. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности региона как составляющей его имиджа // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 835-846. – doi: 10.18334/epp.12.2.114166.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122573
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлено обоснование целесообразности оценки конкурентоспособности региона через составляющие его имиджа. Формирование регионом собственного положительного имиджа по мнению авторов статьи способствует привлечению внимания к нему. Поэтому положительный имидж, по нашему мнению, вступает значимым критерием оценки конкурентоспособности региона.
Проведено исследование подходов к понятию «конкурентоспособность региона». Выявлены и классифицированы основные критерии подобной оценки, а также проведён развернутый анализ наиболее актуальных методик оценки конкурентоспособности региона.
Доказано, что в настоящих условиях конкурентоспособность региона необходимо рассматривать как комплекс критериев оценки, посредством которых определяется уровень развития территории и его возможный потенциал, необходимо рассматривать как составляющие имиджа региона. Определено, что имидж региона формирует его образ, который может рассматриваться через структурные типы его социально-экономического развития. Оценку имиджа, в свою очередь, необходимо проводить по выделенным авторами группам.
Также доказано, что на начальном этапе оценки имиджа региона, необходимо выяснить, что потенциальные инвесторы думают о регионе и его инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: конкурентоспособность региона, методы оценки, имидж, показатели имиджа, критерии, инвесторы, инвестиционная привлекательность, промышленное развитие
JEL-классификация: R12, R13, R58
Введение
Развитие региона и его государственная поддержка проводятся на основании высокой оценки территории по показателям его развития как экономической, социальной составляющей, так и имеющегося потенциала, который можно эффективно использовать. Потенциал заключается в наличии ресурсов: трудовых, природно-сырьевых, инфраструктурных, производственных, территориальных, что все в целом формирует уровень конкурентоспособности региона.
Понятие конкурентоспособности региона в настоящий момент рассматривается авторами вариативно. И. Бегг рассматривает термин «конкурентоспособность» с двух позиций: с позиции уровня развития экономики региона и в сравнении с другими территориями [1] (Begg Ien, 1999).
Взгляд А. Селезнева на конкурентоспособность региона сформирован исходя из оценки экономических, политических и социальных факторов, которые влияют на товаропроизводителей данного региона на внешнем и внутреннем рынке и отражаются в основных показателях его оценки [2] (Seleznev, 1999).
Исходя из точки зрения основоположника теории конкурентоспособности М. Портера, конкурентоспособность региона в его понятии определяется через производительность благ на отдельной территории [3]. Причем возможность производить сформирована такими составляющими, как экспорт, импорт, отечественные и иностранные инвестиции. Оценка конкурентоспособности региона оценивается исходя из имеющихся условий, которые поддерживаются и активно развиваются как на уровне страны, так и имеют мировое (макроэкономическое) значение.
Конкурентоспособность региона необходимо рассмотреть через его инвестиционную активность, что проведено Г.А. Абранян, который представляет ее через ключевые статистические показатели и определяет 4 группы [4] (Abramyan, 2020).
Понятие конкурентоспособности по-разному раскрывается в работах как российских, так и зарубежных исследователей. Изучением занимались: Савельев Ю.В. [5] (Savelev, 2010), Шеховцова Л.C. [6] (Shekhovtsova, 2001), Кайбалина Н.Б. [7] (Kaybalina, 2018), Вартанова М.Л. [8] (Vartanova, 2017), Саблин В.Г. [9] (Sablin, 2014), Пальгова В.О. [10] (Palgova, 2019), Дробот Е.В. [11] (Drobot, 2012), Сопина Н.В., Кан Е.Н. [12] (Sopina, Kan, 2020), Печаткин В.В., Малышев Т.А. [13] (Pechatkin, Malyshev, 2021), Ушвицкий Л.И., Парахина В.Н. [14] (Ushvitskiy, Parakhina, 2005), Андреев В.Е. [15] (Andreev, 2000), Ларина Н.И., Макаев А.И. [16] (Larina, Makaev, 2006), Меркушов В.В. [17] (Merkushov, 2004), Гринчель, Б.М. [18], Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Писаров Ю.А. [19] (Fridman, Rechko, Pisarov, 2015), Антохина А.В. [20] (Antokhina, 2017), Фатхутдинов Р. [21] (Fatkhutdinov, 2003) и ряд других исследователей.
Следовательно, различие подходов в определении и оценке основных параметров говорит о необходимости рассмотрения понятия конкурентоспособности региона в современных условиях развития, а именно, по мнению авторов, влияния фактора внешней среды в состоянии нестабильности и при наличии форс-мажорных обстоятельств. Таким образом, конкурентоспособность региона – это комплекс основных критериев оценки, посредством которых определяется уровень развития территории и его возможный потенциал. Учитывая события последних лет по распространению коронавирусной инфекции, каждый регион сталкивается со сложными условиями ведения и развития бизнеса, но в условиях сложной ситуации он должен формировать свое положительное имя в экономической и социальной среде.
В связи с этим целью исследования является выявление теоретических аспектов оценки конкурентоспособности региона и разработка методических рекомендацией ее оценки через показатели его имиджа.
Научная новизна представленного исследования состоит в обосновании возможности и целесообразности оценки конкурентоспособности региона через составляющие его имиджа, а также в предлагаемой в статье авторской концепции выбора критериев подобной оценки.
Авторская гипотеза заключается в том, что формирование регионом собственного положительного имиджа способствует привлечению внимания к нему. Чем больше внимания к региону, тем больше возможностей получить «выгодное предложение» и улучшить, в свою очередь, конкурентоспособность региона. Поэтому положительный имидж, по нашему мнению, вступает значимым критерием оценки конкурентоспособности региона.
Методология исследования подразумевает авторское понимания структуры конкурентоспособности региона и соответствия тех или иных индикаторов имиджа региона каждому из элементов структуры конкурентоспособности.
Основная часть
Имидж региона формирует его образ, который может рассматриваться через структурные типы его социально-экономического развития по трем основным группам:
- промышленное развитие – характеризует существующее положение промышленности, которое сформировано на основании имеющегося потенциала (инфраструктурного, природно-сырьевого) или представлено имеющимися перспективами для развития территории региона (высокий уровень урбанизации, территориальная свобода и инфраструктурная доступность);
- финансовые показатели – показывают индекс производства, инвестиции, строительство жилого фонда, что оценивает экономическое развитие региона;
- социальная сфера – представляет качество жизни населения через его среднедушевые доходы, уровень безработицы, численность и структуру населения.
По представленным группам проводится оценка, которая выделяет шесть основных типов развития региона (табл. 1).
В результате деления любой регион попадает в определенную группу, которая будет являться привлекательной для развития и вложения средств со стороны инвесторов, а также регионы, требующие большой поддержки для выполнения минимальных условий для проживания населения и обеспечения их необходимыми условиями.
Если говорить о стратегии развития регионов, то основным приоритетом в них выступают группы 4–6. Для регионов по типу 1–3 разрабатывают прогнозы развития и проходят программы правительства по поддержке. Уровень конкурентоспособности данных территорий невысокий и уступает другой группе.
Оценка конкурентоспособности региона в настоящее время проводится различными методами, в основе которых заложен комплексный подход по оценке экономических и социальных показателей с официальных сайтов Росстата, Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли, Федерального казначейства. Результатом является обработка данных и интерпретация определенной позиции региона.
Таблица 1
Типовая классификация регионов по социально-экономическому развитию
№
|
Тип региона
|
Характеристика
|
1
|
Отсталые
|
Низкий уровень показателей, основной
задачей региона является формирование текущей ситуации соответствующей рынку
|
2
|
Промышленно-депрессивные
|
Отсутствие самостоятельного формирования
доходов у региона, промышленный сектор находится в упадке, уровень
технического и технологического износа высокий, основная составляющая в
бюджете от сельскохозяйственных предприятий, где занято подавляющая численность
населения
|
3
|
Сельскохозяйственно-депрессивные
|
Уровень производства соответствует средним
значения по производительности, оснащенности, сельскохозяйственные
предприятия в упадке или выведены, по показателю социальным значения средние
|
4
|
Средние
|
Все три показателя имеют усредненные
значения. Развитие региона возможно, но необходимы вложения для развития и
формирования устойчивого роста
|
5
|
Благополучные
|
Показатели жизни и развития промышленности,
сельского хозяйства позволяет формировать более половины бюджета региона,
стратегия развития позволяет прослеживать перспективу в развитии и улучшении
|
6
|
Благоприятные
|
Регион имеет весь необходимый комплекс
показателей, которые имеют потенциал к еще большему развитию и улучшению
|
Существующие методики оценки регионов приведены в таблице 2.
Таблица 2
Методики оценки конкурентоспособности регионов
Метод оценки
|
Характеристика
метода
|
Недостатки
|
Рейтинг
социально-экономического развития
|
Рейтинговая оценка
развития региона строится по определению среднеарифметической оценки значений
рейтинговых баллов по показателям масштаба и эффективности экономики,
бюджетной и социальной сферы
|
Статистические значения
допускают усредненные показатели, что некорректно может отразиться на
рейтинге
|
Методика, разработанная
Л.И. Ушвицким и В.Н. Парахиной [14] (Ushvitskiy,
Parakhina, 2005)
|
Акцент делается на
инвестиционную привлекательность и активность региона
|
Конкурентные факторы
определяются автором методики самостоятельно и они могут различаться
|
Методика, разработанная
В.Е. Андреевым [15] (Andreev,
2000)
|
Основной акцент делается
на уровне жизни населения и инвестиционной привлекательности
|
Социальные показатели
могут носить и качественную характеристику, что затрудняет метод оценки
|
Методика, разработанная
В.В. Меркушовым [17] (Merkushov,
2004)
|
Оценивается экономический
потенциал, региональная эффективность экономики и конкурентное преимущество региона
(оценка может проводиться по экономическим, инфраструктурным, социальным
показателям)
|
Метод более информативен
при проведении ретроспективного анализа развития региона и определения его
прогресса или регресса с выявлением значений по отклонению
|
Оценка
конкурентоспособности регионов на основе расчета индекса Н.И. Ларина, А.И.
Макаева [16] (Larina, Makaev,
2006)
|
Методика аналогична
определения рейтинга стран, проводится агрегирование частных показателей
(индексов) в общую группу, характеризующую положение страны по этому
показателю
|
Приоритетом в оценке
является уровень общего экономического развития, другие факторы не
оцениваются
|
Методика, разработанная
Б.М. Гринчель и В.Е. Костылевой [18]
|
Используется метод
ранжирования региона по сравнению с другими территориальными образованиями, а
также проводится оценка региона по его потенциалу: трудовому, финансовому,
ресурсному, инновационному. Авторы предлагают проводить оценку по «целевым
группам»: население, предпринимательство, малый бизнес, инвесторы и туристы
|
Оценка требует
дополнительной информации об уровне конкуренции, которая позволит провести
более объективную оценку
|
Подход к оценке
конкурентоспособности региона от Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Ю.А. Писаров [19] (Fridman, Rechko, Pisarov, 2015)
|
Оценка по пяти основным и
наиболее значимым для авторов факторов: уровень экономического потенциала и
его эффективное использование, привлекательность региона для бизнеса и для
населения и инновационность экономики региона. Каждая группа имеет свои
показатели в общей сложности – 26
|
Присутствие субъективизма
авторов при проведении оценки может исказить результаты в любую сторону
|
Методика Антохиной А.В [20] (Antokhina, 2017)
|
Оценка по трем группам
показателей: уровня экономического развития региона, жизненного уровня
населения и инвестиционной привлекательности. В оценке используются данные
официальных статистических отчетов, не используются весовые показатели и
оценка по приведенным значениям душевого производства рассчитывается по
отношению к среднероссийским показателям, что дает возможность видеть уровень
данного показателя конкретного региона на фоне страны
|
Методика не имеет широкого
применения и является относительно новой, практика использования невелика6
|
Методика, разработанная
В.В. Печаткиным, С.У. Салиховым, В.А. Саблиной [22] (Pechatkin, Salikhov, Sablina, 2004)
|
Многофакторный
корреляционно-регрессионный анализ с использованием линейной модели регрессии
по 36 показателям, разделенным на два блока оценки: способности производить
продукцию и услуги в регионе, а также удовлетворяет ли продукция потребности
населения региона
|
Большой объем информации
затрудняет проведение анализа и представляет сложность в математических
расчетах
|
Подход к оценке
конкурентоспособности региона Р.А. Фатхутдинов [21] (Fatkhutdinov, 2003)
|
Оценка конкурентного
преимущества по внешней или внутренней оценке, по которой происходит
превосходство
|
Оценка по конкурентным
преимуществам упускает проблемы или делает их менее значимыми при
рассмотрении
|
Следует отметить, что представленные методики оценки конкурентоспособности пытаются представить важность, объективность и необходимость проведения оценки, но каждая из них допускает свои шкалы и градации, а также показатели, именно поэтому уровень конкурентоспособности региона, по оценкам, может иметь различное толкование. В этом случае авторами предлагается использовать оценку имиджа региона.
Любая оценка подразумевает набор критериев, по которым она, собственно, и будет производиться, то есть необходимо составить универсальный перечень критериев оценки имиджа региона [23] (Pereladova, 2019). Изучив особенности регионального развития Российской Федерации, а также влияние различных факторов на имидж региона и на восприятие его сторонними лицами, был определен перечень критериев оценки имиджа региона.
На рисунке 1 представлена классификация критериев оценки имиджа региона.
Рисунок 1. Показатели имиджа региона
Источник: составлено авторами.
Критерии, приведенные ниже, оказывают непосредственное влияние на формирование имиджа того или иного региона, рассмотрим подробнее каждый из них:
- транспорт, то есть наличие развитой транспортной сети, а также свободный доступ к любым из видов транспорта, будь то воздушный, водный, сухопутный либо железнодорожный;
- связь, включая телефонную связь, доступ в Интернет даже в самых отдаленных районах региона;
- промышленность, наличие крупных и средних предприятий;
- техническая возможность вещания, услуги эфирной трансляции телевизионных и звуковых программ;
- инвестиции, наличие инвестирования, в том числе и иностранного;
- численность населения, достаточная для реализации необходимых проектов в рамках выбранного региона;
- социально-демографический состав, достаточное количество населения молодого и среднего возраста, способствующего развитию региона;
- структура занятости, достаточное количество экономически активного населения;
- доходы населения, достойная средняя заработная плата;
- административно-территориальное деление, то есть наличие как городов, так и сельских районов в структуре региона;
- природные ресурсы, наличие на территории, занимаемой регионом, полезных ископаемых, способствующих развитию промышленности региона;
- ландшафт региона, наличие мест отдыха, уголков природы, благоустроенных для отдыха, либо же территорий пригодных для отдыха туристов и местных жителей.
На начальном этапе оценки имиджа региона необходимо выяснить, что потенциальные инвесторы думают о регионе [24] (Ogarkova, Sargaeva, 2020). Узнать это можно несколькими способами. Во-первых, обратившись к общедоступным отчетам о регионе и его инвестиционном климате. Целый ряд международных, правительственных и неправительственных организаций и учреждений публикуют подобные документы. Отчеты по регионам отражают представление влиятельных правительственных организаций и СМИ, которое часто совпадает с мнением инвесторов.
Представление о регионе неоднородно. Как правило, инвесторы располагают более полной информацией о тех секторах, в которые уже делались вложения, и наоборот. Однако вне зависимости от того, в какой сектор привлекаются инвестиции, необходимо выяснить, как целевая аудитория воспринимает особенности региона [25] (Belenov, Shurchkova, Shilova, 2019).
Заключение
Очевидно, что формирование регионом собственного положительного имиджа способствует привлечению внимания к нему. Чем больше внимания к региону, тем больше возможностей получить «выгодное предложение» и улучшить, в свою очередь, конкурентоспособность региона. Поэтому положительный имидж, по нашему мнению, вступает критерием оценки конкурентоспособности региона.
Каждый регион имеет свой собственный неповторимый, индивидуальный имидж, отличающий его от других регионов. Задачей государственных органов власти является придание ему позитивных черт в глазах потенциальных инвесторов, общественности. Привлекательный имидж региона способствует повышению уровня деловой активности в регионе, привлечению внутренних и внешних инвестиций, дотаций из федерального центра, что, в свою очередь, позволяет повысить конкурентоспособность региона.
Весьма актуальным вопросом является необходимость управлять конкурентоспособностью региона посредством создания положительного имиджа. Если не уделять имиджу внимания, то существует большой шанс, что со временем главенствующую роль в сознании общественности и возможных инвесторов будет занимать негативный образ региона, изменить который будет довольно сложно.
Необходимо понимать, что создание положительного имиджа региона – долгосрочная, целенаправленная работа на перспективу. По истечении некоторого времени у людей возникнет ощущение надежности, благополучия, гордости за свой регион, что, конечно же, не останется незамеченным СМИ, а также и потенциальными инвесторами.
Формирование положительного имиджа региона – сложная, систематическая работа. Она имеет огромное значение как для одного региона, так и для всего государства в целом. Положительный имидж региона влияет не только на конкурентоспособность самого региона, но и на конкурентоспособность государства на международной арене.
Источники:
2. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юристъ, 1999. – 382 c.
3. Портер М., Кетелс К. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. Sp-ved.narod.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sp-ved.narod.ru/MATERS/PORTER_RFstrategy.pdf (дата обращения: 14.01.2022).
4. Абрамян Г.А. Анализ конкурентоспособности экономики российских регионов в условиях борьбы за инвестиции // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 878-898. – doi: 10.18334/eo.10.3.110548 .
5. Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике. / Монография. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. – 516 c.
6. Шеховцова Л.C. Конкурентоспособность региона: факторы и методы создания // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 4. – c. 11-16.
7. Кайбалина Н.Б. Влияние теневых экономических отношений на конкурентоспособность регионов // Теневая экономика. – 2018. – № 3. – c. 89-103. – doi: 10.18334/tek.2.3.40899 .
8. Вартанова М.Л. Кластерный подход в обеспечении повышения конкурентоспособности продовольственного рынка региона на основе внутритерриториального взаимодействия // Экономические отношения. – 2017. – № 4. – c. 321-342. – doi: 10.18334/eo.7.4.38192.
9. Саблин В.Г. Повышение конкурентоспособности регионов в современных условиях // Молодой ученый. – 2014. – № 3(62). – c. 520-524.
10. Пальгова В.О. Конкурентоспособность городов в условиях пространственного роста // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1817-1826. – doi: 10.18334/eo.9.3.40886 .
11. Дробот Е.В. Концептуальная модель формирования конкурентоспособности приграничного региона // Экономические отношения. – 2012. – № 2. – c. 6-10.
12. Сопина Н.В., Кан Е.Н. Зависимость уровня конкурентоспособности России от степени развития сектора информационно-коммуникационных технологий // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 395-408. – doi: 10.18334/eo.10.2.100859.
13. Печаткин В.В., Малышев Т.А. Конкурентоспособность реального сектора экономики США, Китая и России в условиях пандемии // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 319-334. – doi: 10.18334/eo.11.2.111995.
14. Ушвицкий Л.И., Парахина В.Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов северо-кавказского государственного технического университета. Серия «Экономика». – 2005. – № 1.
15. Андреев В.А. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки. - Ярославль: Изд-во Яросл. ун т, 2000. – 15 c.
16. Ларина Н.И., Макаев А.И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // Эко. – 2006. – № 10(388). – c. 2-27.
17. Меркушов В.В. Интегральная оценка конкурентоспособности региона. / Региональная наука: сб. науч. тр. молодых ученых. Кн. 1. - М.: СОПС, 2004.
18. Гринчель Б.М.. Костылева Н.Е. Важнейшие факторы повышения конкурентоспособности регионов. Hoster.metod.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://hoster.metod.ru:8086/regionforum/forum/materials/0 (дата обращения: 21.01.2021).
19. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Писаров Ю.А. Экономическая безопасность, экономическая защищенность и конкурентоспособность: региональный аспект // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2015. – № 1(107). – c. 122-126.
20. Антохина А.В. Методика оценки конкурентоспособности региона // Символ науки: международный научный журнал. – 2017. – № 4. – c. 26-29.
21. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. – 2003. – № 1. – c. 31-43.
22. Печаткин В.В., Салихов С.У., Саблина В.А. Рейтинговая оценка конкурентоспособности регионов России // Теория и практика программного развития регионов: Всероссийская научно-практическая интернет-конференция. Уфа, 2004. – c. 51-56.
23. Переладова Е.С. Имидж региона: структура и факторы // Молодой ученый. – 2019. – № 30(268). – c. 82-83.
24. Огаркова И.В., Саргаева Е.С. Анализ факторов, влияющих на имидж региона // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2020. – № 2. – c. 41-51. – doi: 10.18413/2408-9346-2020-6-2-0-4 .
25. Беленов О.Н., Шурчкова Ю.В., Шилова И.В. Как создать привлекательный имидж региона // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 2. – c. 70-76.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:55:55