Cтруктура реализации программы-поддержки строительного комплекса по средствам государственного финансирования строительного проекта

Логинова А.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Актуальность данной научной статьи «Структура реализации государственной программы-поддержки строительного комплекса» заключается в том, что бы разработать необходимую программу государственной поддержки в условиях стагнации, и доказать ее состоятельность. Выявить положительные результаты внедрения программы-поддержки строительного комплекса.

Ключевые слова: экономика, государство, строительный комплекс



Экономическая дестабилизация приводит к снижению роста производства, и, как следствие, – к экономическому кризису. Экономический кризис – серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки.

Куда приводит кризис?

При изменении экономического климата в сторону снижения одним их первых страдает строительный комплекс. То есть он может являться катализатором полной остановки, или уменьшения производства сопряженных организаций в процессе реализации строительного проекта. В итоге это может привести к остановке строительного цикла, в результате чего увеличивается объем незавершенного строительства не только в регионе, но и стране в целом. Прежде всего, это происходит из-за сокращения финансирования строительных проектов в запланированных объемах.

Даже временное прекращение поступления денежных средств, направляемых на финансирование строительных проектов, ведет к консервации строительства и, как следствие, к увольнениям работников в сопряженных организациях.

Инвесторы сокращают объемы финансирования строительных проектов, так как в условиях, неблагоприятных для бизнеса, денежные потоки перенаправляются на собственные (внутренние) цели организаций инвесторов. При неблагоприятных условиях и обстоятельствах по всем законам экономики должно произойти вмешательство государства. Теоретическое обоснование такого вмешательства изложено в работе известного английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Эти идеи на долгие годы определили характер механизма государственного вмешательства в экономику.

Опираясь на доводы, которые выглядели особенно доказательно, так как основывались на фактах Великой депрессии (1929–1933 гг.), Кейнс пришел к выводу о том, что самокорректирующаяся экономика и саморегулируемый рынок – иллюзии и, что только государство может помочь избежать стагнации, хаоса, катастрофических спадов производства, а, стало быть, и социальных катаклизмов [1].

Таким образом, государство посредством программ-поддержки может организовывать «вмешательство» в экономику. При этом при рациональном планировании целей и задач оно параллельно реализует исполнение и социальных, и экономических функций.

Реализация программы поддержки

Существующая федеральная целевая программа «Жилище» на 2010-2015 гг. в современных условиях экономики показывает свою несостоятельность.

Рост инфляции привел к замедлению роста экономики. В условиях кризиса многие регионы уменьшили свои инвестиционные ресурсы и пересматривают бюджет, происходит перераспределение доходов, что приводит к уменьшению денежных потоков, предназначенных для реализации программы «Жилище» и ее подпрограмм. В итоге страдает строительный комплекс регионов, а, следовательно, и страны в целом [2]. Возникает необходимость разработки федеральной программы-поддержки строительного комплекса в условиях кризиса. Данная программа строится с использованием метода тендеров и возвратности инвестиций через механизмы эксплуатации жилого фонда.

В настоящее время в Волгограде в очереди на улучшение жилищных условия стоят около 13 000 горожан.

Участниками указанной программы смогут стать не только очередники, находившиеся на учете до 2005 года, и малоимущие граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но и другие категории горожан.

Реализация государственной программы-поддержки происходит следующим образом. Формирование и финансирование происходит из федерального, областного и городского бюджетов, а также внебюджетных источников. На основе тендерной политики происходит реализация строительного проекта. Проведение тендера возлагается на градостроительный комитет. Возврат финансовых средств происходит через продажу готового жилья по себестоимости 10-15 тыс. руб/м2 [3].

Рассмотрим схему реализации государственной программы-поддержки строительного комплекса:

– направление целевых денежных средств в строительный комплекс;

– выделение денежных средств строительным организациям;

– реализация строительного проекта;

– запуск производственного цикла организаций и фирм, которые непосредственно участвуют в производственном процессе;

– движение денежных средств среди фирм и организаций;– привлечение рабочего ресурса;

– снижение безработицы;

– получение заработной платы сотрудниками;

– поступление в бюджет налогов;

– перераспределение средств государством;

– сдача объекта застройщиком;

– выделение квартир государству как плата за пользование денежных средств бюджета РФ;

– распределение квадратных метров по нуждам государственной программы;

– достижение целей правительственной программы;

– вывод из неблагоприятных условий бизнес и экономику государства в целом.

Таким образом, происходит включение механизма государственного вмешательства в экономику посредством финансовой поддержки строительного комплекса, который является достаточно крупным сегментом экономики.

Вывод

Реализация программы-поддержки является эффективной в условиях кризиса по сравнению с существующей программой «Жилище» и ее подпрограммами. Исполнение этой программы является простым и удобным как с технической, так и экономической точки зрения. Для государства же данная программа является реальным инструментом для выхода из неблагоприятных экономических условий. В результате ее реализации оно может достичь поставленных целей, и выполнить свои функции.


Источники:

1. Нуреев Р.М, Государство и рынок (развитие представлений о роли государства в рыночной экономике». – М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 24 с.
2. В Волгограде разрабатывают программу «Жилище» на 2011 – 2015 годы» // Вологоград. ру. − 2010. − 19.02.
3. Приложение № 6 к прогнозу социально-экономического развития Волгограда на 2009 год и плановый период 2010−2011 годов «Перечень муниципальных целевых программ на 2009−2011 годы».

Страница обновлена: 21.09.2024 в 23:24:22