Проблемы формирования финансовых основ местного самоуправления

Зинич Л.В.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать:
Зинич Л.В. Проблемы формирования финансовых основ местного самоуправления // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 11. – С. 4503-4515. – doi: 10.18334/ce.16.11.116521.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051451
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Социальная стабильность населения во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляется управление финансами на уровне местного самоуправления. Высокий уровень ответственности за управление государственными средствами при реализации финансовой политики возложен на органы муниципалитета. Одним из важных условий полноценной реализации возложенных на органы местного самоуправления задач является комплексное развитие и распределение бюджетных средств на протяжении всего бюджетного процесса. В статье рассмотрены недостатки бюджетной системы муниципальных образований, отражены негативные факторы в системе внебюджетных отношений, сформулированы предложения по совершенствованию процесса управления бюджетами муниципальных образований, определена необходимость укрепления финансовых основ местного самоуправления как важного фактора социально-экономического развития муниципальных образований. В этой связи выявление проблем и перспектив такого укрепления имеет особое значение для последовательного осуществления бюджетных реформ, влияющего на муниципальную экономику и благосостояние граждан.

Ключевые слова: проблемы, финансы, местное самоуправление, бюджет

JEL-классификация: H68, H70, H72



Введение

Формирование финансовых основ местного самоуправления – одна из актуальнейших проблем современности; решение жизненно важных вопросов населения на местном уровне зависит от их состояния. Развитие и совершенствование системы местного самоуправления в последнее время интересует большинство граждан Российской Федерации, т.к. в основном процесс жизнедеятельности происходил и происходит в муниципальных образованиях.

Вопросы формирования и управления финансами муниципальных образований отражены в работах таких авторов, как Гамзагаджиев М.Т. [6], Гюльмагомедова Г.А. [6], Джамалудинова М.Ю. [7], Зотиков Н.З. [8], Ганцгорн Е.Д. [8], Любимова Е.В. [9], Николаева Е.Ф. [10], Авдюков Ф.В. [10], Новосёлова Т.Н. [11], Радько О.А. [14], Севастеева И.А. [14] и др. Проблемам формирования муниципальных финансов посвящены труды Киреевой Е. [1], Арлановой О.И. [5], Зотикова Н.З. [5], Львовой М.В. [5], вместе с тем, практическим проблемам бюджетной сферы муниципальных учреждений должного внимания не уделялось, что и обусловило новизну данного исследования.

Целью исследования являлось выявление проблемных точек в бюджетной сфере, финансировании местного самоуправления, системе внебюджетных отношений и обоснование основных направлений укрепления финансовых основ местного самоуправления.

Основная часть

Задачей местного самоуправления является обеспечение защиты интересов местного населения, то есть предоставление разнообразных социальных благ в отношении населенной территории муниципального образования [4]. К компетенции местного самоуправления относится:

– обеспечение гарантии на возможность получения медицинских, образовательных, коммунальных услуг в местном учреждении;

– в сфере бизнеса создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса;

– в деятельности социальных институтах гарантии охраны окружающей среды и охраны общественного порядка и т.д. [15].

Решение реальных проблем местного значения зависит от развития местного самоуправления и, как совершенный первый инструмент, местное самоуправление имеет существенное значение в реализации региональной и местной политики. Взаимоотношения с местным населением тесно связывают местные органы власти, они имеют большие возможности организовать финансовый удел в интересах местного значения, именно поэтому в российском обществе на деятельность и ответственность возлагаются надежды на дальнейшее развитие экономики страны, органов местного самоуправления муниципалитета и отдельных территорий. Но в любом случае из исторически сложившегося административно-территориального устройства государства формирование реальных институтов местного самоуправления создает в России трудности [13].

Местное самоуправление обеспечивает связь между государством и отдельно населенными территориями, муниципалитетами. Местное самоуправление реализует систему в общественно-государственной системе, поэтому занимает особое место в государстве. Следует понимать, что через органы местного самоуправления осуществляется форма реализации гражданами своего права на самостоятельность, под свою ответственность и самостоятельное решение вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций [4,9].

Основными принципами системы местного самоуправления являются:

– деятельность местного самоуправления осуществляется строго в соответствии с условиями государственного права;

– органы местного самоуправления определяются выборами;

– в пределах своей компетенции местное самоуправление имеет свои вводные субъекты;

– надлежащее содержание местных материальных и финансовых ресурсов необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления.

Основные элементы муниципальной финансовой системы (муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы муниципальных бюджетов) и функциональный подход представляют собой все виды местных бюджетов, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации [2, 14].

Бюджетную основу местной автономии муниципалитета составляют доходы нескольких секторов, а именно:

– налоговые и неналоговые поступления;

– субсидии из государственного бюджета.

В состав местных бюджетных налогов и сборов входят:

– земельный налог;

– налог на имущество физических лиц;

– налог с продаж, как указано в НК РФ [7].

К необлагаемым налогом доходам относятся:

– доходы от использования собственного государственного и муниципального имущества;

– оплата оказания платных услуг и компенсация государственных расходов;

– плата за пользование природными ресурсами;

– доходы от реализации материальных и нематериальных активов;

– санкции, штрафы, убытки.

Также состав финансовой базы местного самоуправления муниципального образования финансируется из вышестоящих бюджетов федерального и регионального уровней.

Процесс перераспределения функций от центральной власти к местному самоуправлению, формирование института и финансовой основы местного самоуправления в Российской Федерации связан с общей децентрализацией государственной власти. В то же время муниципальный бюджет является основой муниципальных финансов.

Поступления в доходы бюджетов органов местного самоуправления поступают из различных доходных структур, т.е.:

– от налогов субъектов Российской Федерации и федеральных налогов;

– налоги и штрафы;

– переводы с местных сборов;

– средства, привлеченные органами государственной власти;

– поступления от сдачи в аренду или приватизации коммунального имущества;

– финансирование за счет прибыли предприятий, организаций и муниципальных учреждений;

– субсидии, гранты, трансфертные платежи и другие поступления [8, 10, 11].

Однако одним из важных источников местного бюджета являются доходы от собственных предприятий, а также от инвестиционных, страховых, кредитных, фондовых, частных и коммерческих предприятий и различных структур [3, 5]. Следовательно, муниципалитеты имеют разные области привлечения доходов с точки зрения независимости, прибыли и налоговых сборов.

Социальная стабильность населения во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляется управление финансами на уровне местного самоуправления.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Для самостоятельных органов местного самоуправления бюджет становится важнейшим инструментом реализации планов развития муниципального образования.

В настоящее время в бюджетной сфере выделяют ряд проблем (рисунок 1).

Рисунок 1. Основные проблемы бюджетной сферы и пути их решения

Источник: составлено автором.

В настоящее время, говоря о практической проблеме финансирования местного самоуправления [1], можно выделить следующие: несоответствие доходной и расходной частей финансов местных бюджетов не позволяет большинству муниципалитетов решать поставленные перед ними основные задачи. Большинство муниципальных образований не имеют устойчивой финансовой базы, что затрудняет установление экономической стабильности и развитие социальной сферы района для дальнейшего улучшения.

В бюджетной системе муниципальных образований имеются следующие недостатки:

– отсутствие муниципальной нормативно-правовой базы, регулирующей организацию финансов местных бюджетов;

– отсутствие стимулов к увеличению доходов местных бюджетов и повышению качества управления муниципальными финансовыми ресурсами;

– отсутствие специальных муниципальных программ в реализации стратегии финансирования местного бюджета;

– реализация программ и планов местного самоуправления зависит от внешнего финансирования;

– очень низкий инвестиционный потенциал и др.

Большинство бюджетов муниципальных образований не обладают собственной самостоятельностью, их структура управления не всегда соответствует поставленным задачам.

Из года в год происходит фактическая ликвидация финансовой базы муниципальных образований, поскольку общая сумма местных налогов и сборов в местных бюджетах постепенно уменьшается. Без сбалансированного местного бюджета накапливаются долги, и нет возможности их погасить. У местных органов власти нет стимулов для повышения качества обслуживания населения и устранения тяжелого финансового положения [6, 12].

В настоящее время в системе внебюджетных отношений существуют негативные факторы, отрицательно влияющие на экономику, а именно:

– большое количество местных бюджетов основано на выделении финансовой поддержки из бюджета государства;

– на муниципалитеты ложится тяжелое финансовое бремя;

– муниципальные бюджеты не имеют источников дефицита, но называют их «скрытыми дефицитами»;

– связь между местными бюджетами и другими компонентами финансово-экономической системы слаба.

В большинстве муниципальных бюджетов преобладает отсутствие баланса между доходами и расходами из-за долгов. Кроме того, финансовая основа государства зависит от субъектов Российской Федерации. Поэтому для повышения оздоровительного эффекта финансовых взаимоотношений органов власти различного уровня, необходимо разработать ряд регулирующих мер. Следовательно, расходы местных бюджетов станут более удобными, а финансовое планирование муниципальных бюджетов будет основано на самостоятельности и надежности.

На фоне роста социальной нагрузки на бюджет основной задачей фискальной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств, в том числе:

– необходимо повысить качество бюджетного планирования на основе муниципальных программ, с учетом запланированных и достигнутых результатов;

– увязать муниципальные задачи по оказанию муниципальных услуг с целями муниципальных программ, усилить контроля и ответственности за выполнение муниципальных задач;

– выполнить существующие расходные обязательства, не допустить принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками доходов;

– усилить адресную меру социальной поддержки граждан на основе проверки нуждаемости;

– повысить качество финансового менеджмента;

– внедрить эффективную контрактную систему для руководителей и сотрудников.

Важно отметить, что в современных условиях органам местного самоуправления непременно следует повышать эффективность использования финансовых и материальных ресурсов и совершенствовать механизм управления этими ресурсами, что приведет к стабильному состоянию социальной, экономической и внутриполитической обстановки в государстве.

Заключение

Таким образом, выявленные проблемы бюджетной сферы муниципальных учреждений требуют точечного и своевременного решения, в частности необходимо разработать и утвердить долгосрочную бюджетную стратегию, в рамках которой будут формироваться финансовые ресурсы по каждой муниципальной программе; сформировать механизм инвестирования бюджетных средств в имущество бюджетных учреждений, а также иных организаций, не являющихся получателями бюджетных средств; обеспечить развитие информационной системы цифрового бюджета, что повысит прозрачность деятельности финансовых органов муниципального образования, упростит администрирование, сократит расходы и усилит контроль за использованием бюджетных средств [1].

Реализация предложенных мер, поднимет уровень организации органов местного самоуправления и потенциал муниципального образования, повысит заинтересованность в укреплении и увеличении доходной базы местного бюджета и уровень эффективности в управлении местными финансами.


Источники:

1. Kireeva E. Problems of formation of municipal finance in the Russian Federation // The Financial law towards challenges of the XXI century: Conference Proceedings. Gdańsk - Brno, 2020. – p. 988-1001.
2. Morunova G.V., Gorbushina S.G., Kolesnikova T. Transformation of municipal finance in the context of globalization // SHS Web of Conferences. The 20th International Scientific Conference Globalization and its Socio-Economic Consequences: Edited by prof. lng. Tomas Kliestik. 2021. – p. 03019.
3. Лутфуллин Ю.Р., Шафеева Э.И. Theoretical basis of public and municipal finance // Эпоха науки. – 2020. – № 24. – p. 224-229.
4. Акмалова А. А. Система государственного и муниципального управления. / учебник / А.А. Акмалова, В.М. Капицын. - Москва : ИНФРА-М, 2021. – 414 c.
5. Арланова О.И., Зотиков Н.З., Львова М.В. Местные бюджеты: проблемы финансирования // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 5. – c. 14.
6. Гамзагаджиев М.Т., Гюльмагомедова Г.А. Месные бюджеты и финансы организаций как финансовая база муниципального образования // Вектор экономики. – 2019. – № 12. – c. 98.
7. Джамалудинова М.Ю. Управление финансами муниципальных образований // Журнал прикладных исследований. – 2021. – № 2. – c. 14-17.
8. Зотиков Н.З., Ганцгорн Е.Д. Муниципальные финансы, порядок их формирования // Совершенствование финансово-кредитного механизма регионов: Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2017. – c. 41-45.
9. Любимова Е.В. Современные подходы к определению муниципального образования и его финансам // Форму молодых учены. – 2020. – № 2(42). – c. 161-163.
10. Николаева Е.Ф., Авдюков Ф.В. Финансы муниципального образования // Системные технологии. – 2017. – № 24. – c. 64-68.
11. Новосёлова Т.Н. Муниципальные финансы: подходы к определению // Финансовая жизнь. – 2018. – № 1. – c. 88-90.
12. Парахина В.Н., Гридина Т.А., Панькова Л.Н. Повышение эффективности управления муниципальными финансами на основе стратегического подхода // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов. 2017. – c. 421-424.
13. Пынчук В.А. Некоторые аспекты совершенствования финансовой основы местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2019. – № 3. – c. 59-69.
14. Радько О.А., Севастеева И.А. Финансы муниципальных образований: понятие и состав // Современный взгляд на будущее управленческой науки: Сборник трудов Всероссийской (национальной) студенческой научно-практической конференции. 2019. – c. 171-173.
15. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 19.10.2022).

Страница обновлена: 08.08.2024 в 08:39:15