Финансовые кризисы в социально-экономических системах: профилактика и предупреждение
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Показано, что финансовый кризис является многофакторным явлением, которому сопутствуют значительные неуправляемые и быстро реализующиеся внешние риски, связанные с финансовой глобализацией. Предупреждение таких кризисов требует системного подхода. Его отсутствие, невнимание к накопленному опыту раннего предупреждения и особенностям прогнозирования с помощью математических моделей не позволило МВФ предупредить мас¬штабный азиатский кризис и глобальный кризис 2008 г. Полученный опыт дает импульс к совершенствованию моделей прогнозирования и переходу к ис¬пользованию системных мер в предупреждении кризисов.
Ключевые слова: кризис, прогнозирование, глобализация, системный подход, регулирование, финансовый риск, система раннего предупреждения, надзор
В современных условиях одним из широко используемых подходов к предупреждению масштабных катастроф и кризисов, связанных с огромными потерями, является использование систем раннего предупреждения (СРП). В мире накоплен значительный опыт их применения для предупреждения природных и антропогенных кризисов.
Существует большое разнообразие СРП, предупреждающих о возможном возникновении военных конфликтов [1, 17], голода [2, 84], гидрометеорологических и геологических катастроф и других масштабных событий с негативными социально-экономическими последствиями. В настоящее время отдельные методы СРП используются для предупреждения валютных кризисов [3, 60], банковских [4, 35] и корпоративных банкротств [5,10].
Ввиду того что финансовые кризисы по масштабам потерь и социально-экономическим последствиям схожи с указанными катастрофами, проанализируем особенности использования СРП и определим ее основные функции с целью выявления подходов к созданию системы предупреждения финансовых потрясений.
Что такое системы раннего предупреждения?
В ответ на увеличение человеческих жертв и рост ущерба в результате естественных бедствий в 1989 г. ООН объявила период 1990–1999 гг. международной декадой по сокращению природных катастроф. Инициативы, выдвинутые в рамках десятилетия, вошли в состав «Основополагающих принципов эффективного раннего предупреждения» (Guiding Principles for Effective Early Warning), объединивших элементы систем раннего предупреждения и управления рисками, и были предназначены для использования властными структурами. В течение этого десятилетия и в последующем принципы и методы раннего предупреждения получили дальнейшее развития.
В 1996 г. Международный валютный фонд начал разрабатывать систему раннего предупреждения валютных кризисов. В ООН имеются программы помощи наименее развитым странам в условиях угрозы войны, засухи, голода, наводнения, которые включают механизмы раннего предупреждения.
В военной области широко используются системы раннего предупреждения военных конфликтов. Данный метод имеет много общего с управлением рисками в области их идентификации, мониторинга и анализа, но отличается системностью и широтой подхода к решению проблем, связанных с внезапными, неуправляемыми масштабными рисками.
Однако универсального определения системы раннего предупреждения не существует. Это, по-видимому, оправдывается накопленным опытом и объемом специфических факторов риска, связанных с разного вида кризисами.
Есть множество определений СРП прикладного характера. Например, существует определение, принятое в рамках международной программы ООН по ограничению катастроф. В этом документе подчеркивается, что СРП используется с целью своевременного обеспечения достоверной информации со стороны ответственных органов, позволяющей людям и организациям, подверженным риску, предпринять меры, исключающие или снижающие риск, и подготовить эффективный ответ. Из этого определения вытекает, что ответственные органы наделены только функцией информирования о рисках, а остальные должны принимать соответствующие меры.
Происходит существенное разделение функций, ответственности и заинтересованности в предупреждении кризисов между субъектами, которые испытывают различную степень влияния их последствий: одни заранее информируют, причем акцент сделан на ранней стадии зарождения кризиса, а другие должны предпринимать эффективные меры с целью их предотвращения. Такой подход характерен для международных организаций.
Применительно к военным проблемам используется другое определение СРП: «Раннее предупреждение – это заблаговременное предупреждение компетентных властей об угрозе возникновения конфликта с целью принятия превентивных мер». Очевидно, что риск потерь, особенно в случае ядерного удара, неприемлем. Поэтому функции информирования и принятия мер по снижению риска нападения разделены. В данном случае система предупреждения представляет собой специальный комплекс мероприятий, который должен обладать наивысшей надежностью и оперативностью.
В зависимости от вида угрозы компетентные власти должны выбрать превентивные меры. Есть вероятность, что с развитием глобализации в экономике, в том числе и в финансовой сфере, уровень ущерба в результате возникновения финансовых кризисов станет настолько неприемлемым, что данное определение будет взято на вооружение.
Динамичность определения СРП
Итоги более чем десятилетней разработки, развития и функционирования систем раннего предупреждения в области природных катастроф подверглись обсуждению на международных научных конференциях в 2003, 2006 и 2010 гг. в Бонне и Шанхае, организованных и поддержанных различными комитетами ООН и соответствующими правительственными органами Германии, США и Китая. В материалах конференций в комплексном виде представлен положительный опыт использования СРП, недостатки и проблемы функционирования этих систем и перспективы их развития.
На конференции в Шанхае было предложено следующее определение: «Система раннего предупреждения – это социальный процесс создания в наибольшей степени точной информации о возможности возникновения ущерба и обеспечении передачи этой информации тем, кто подвергается опасности, и тем, кто должен обеспечить защиту».
Наличие множества трактовок раннего предупреждения не позволяет сформулировать определение, единое для всех случаев. Оно вместе со структурой системы может меняться в зависимости от поставленных целей и определения факторов риска, от тех органов, которые их формулируют, и от тех, которым пред назначены данные предупреждения об опасности.
Однако, учитывая масштабы потерь, причиняемые финансовыми кризисами, и вовлеченность практически всех субъектов ры ночной экономики, можно предположить, что последняя формулировка, определяющая СРП как социальный процесс, позволяет наиболее полно отразить роль государственных, общественных организаций и бизнеса в принятии мер по предупреждению кризисов.
Достоверность информации, ее заблаговременный характер и точность, предназначенность не только компетентным властям, но людям и организациям, подверженным риску, с целью принятия не только превентивных мер и обеспечения защиты, но и мер, исключающих или снижающих риск, подготовки эффективного ответа – эти формулировки, по-видимому, в наибольшей мере отвечают тем задачам, которые встают перед обществом в случае возникновения финансовых кризисов.
Важно учесть и обобщить накопленный опыт использования СРП различных видов кризисов в отношении предупреждения финансовых кризисов. Подходы, связанные с управлением рисками и ранним предупреждением, обладают рядом общих черт, которые проявляются при анализе факторов риска, их оценке, мониторинге и сборе информации, планировании способов предупреждения и управления.
Отличительной особенностью систем раннего предупреждения кризисов является системность подхода, обусловленная огромным количеством участников и масштабом потерь, вызываемых практически неуправляемыми рисками с достаточно высокой скоростью реа лизации. По этой причине особое внимание отводится мониторингу, прогнозированию кризисов и поиску индикаторов, позволяющих на ранней стадии выявить рост вероятности воз никновения кризиса и предупредить о возможной опасности.
Вывод
Таким образом, целесообразность применения подхода, связанного с ранним предупреждением, для увеличения стабильности финансового рынка обоснована тем, что риск финансового кризиса и риск природной катастрофы похожи масштабами потерь и количеством участников, а также высокой скоростью реализации и внезапностью. Однако риски природных и военных катастроф, для предупреждения которых предназначены СРП, отличаются от финансовых рисков, в отношении которых используются методы управления риском, тем, что первые реализуются во внешней среде и затем приносят разрушения и потери обществу в отличие от последних, которые зарождаются и реализуются внутри общества, и, таким образом, существует некоторая возможность управления ими. Это обусловливает огромное значение психологического фактора и особое внимание к информационной среде.
Во время финансовых кризисов известны случаи резкого изменения отношения инвесторов к росту риска, приводящие к распродаже активов, набегу на банки, распространению цепной реакции кризисов. Большое количество участников кризисов выделяет необходимость учета психологических факторов, связанных с формулированием и передачей предупреждения, оценки реакции на него. Опыт использования СРП свидетельствует о широком применении специализированных систем связи, позволяющих корректно и в ограниченные сроки предупредить группы риска и ответственные органы. Особое внимание обращается на планирование, подготовку превентивных мер и экстренное реагирование.
Источники:
2. Мировые конфликты: анализ и реагирование. Руководство / Форум по вопросам раннего предупреждения и раннего реагирования. − 2- е издание – Лондон, 1999.
3. Риски системы раннего предупреждения: практические пути для внедрения системы управления рисками. Deloitte & Touche, 2003 [Электронный ресуср]. – Режим доступа: http://www.deloitte.co.uk.
4. Чопак С. Проект раннего предупреждения: Обзор и мониторинга отчетности, 2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fews.net/resources/ без/pdf/1000006.pdf.
5. Ягтиани Ю.А., Колари Дж. В., Лемье С. М., Голени Г.Х. Прогнозирование и предупреждение кризисов в системе банковского надзора. − Федеральный Резервный Банк Чикаго. − Сентябрь, 2000.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 14:41:23