Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Неучева М.Ю. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 160-163.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности функционирования отечественных особых экономических зон в условиях транзитивной и рыночной экономики.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, привлечение инвестиций, свободные экономические зоны, особые экономические зоны, налоговые преференции
В настоящее время в международной экономической практике наиболее распространенной является определение свободных экономических зон (СЭЗ) как территорий с беспошлинными хозяйственными режимами, а также иными административными и экономическими инструментами стимулирования внешнеэкономической активности с привлечением иностранных инвестиций. Киотская конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур термином «свободная зона» определяет часть территории страны, где любые ввозимые товары рассматриваются в части импортных пошлин, как находящиеся за пределами таможенной территории и, следовательно, не являющиеся предметом традиционного таможенного контроля [1].
Первые особые экономические зоны в России
В СССР первые свободные экономические зоны возникли в конце 80-х годов ХХ века. В декабре 1989 года вышло постановление правительства СССР о создании СЭЗ зон в городах Выборг и Находка. В 1990 году Верховный Совет РСФСР утвердил предложения по организации СЭЗ «Ева» (в Еврейской автономной области) и СЭЗ «Кузбасс» (в Кемеровской области). Позднее в Приморском крае была создана свободная экономическая зона «Находка» [2, 303–305].
Кроме СЭЗ экономического профиля в практике Российской Федерации было объявлено о создании научно-производственных территориальных комплексы и эколого-экономических зон. В соответствии с указом Президента РФ от 21.06.1994 № 1308 и постановлением Правительства РФ от 12.12. 1995 № 1215, «в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций» предусмотрено создание территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный». Постановлением Президиу ма ВС РФ от 12.10.1992 было объявлено об образовании эколого-экономической зоны «Г орный Алтай».
Широкое наделение зональными льготами отдельных территорий без четких преференциальных критериев вызвало поток создания новых структур с особыми режимами хозяйствования, когда то или иное административно-территориальное образование заявляло о принятии им соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Так, в 1991 году около 15 регионов Рос сии добивались образования на своих территориях свободных зон [3, 53–54].
В 2005 году вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Феде ральный закон № 116-ФЗ) и Феде ра льный закон от 22.07. 2005 №117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Действие прежних зон было отменено. Исключение составили Магаданская и Калининградская области.
В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ основные цели создания ОЭЗ включают:
– развитие обрабатывающих отраслей промышленности;
– развитие высокотехнологичных отраслей производства новейших видов продукции;
– развитие транспортной и иных видов инфраструктуры;
– развитие туризма и санаторно-курортной сферы экономики.
В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ на территории ОЭЗ вводится специальный режим ведения бизнеса, и в этой связи создается комплекс преференций и льгот для инвесторов:
– особый налоговый режим – комплекс налоговых льгот, касающийся особого порядка исчисления и уплаты налогов, а также пониженных налоговых ставок;
– особый административный режим (действует, принцип «одного окна» при регистрации предприятия в зоне).
Особые экономические зоны сегодня
Сегодня в России функционируют следующие особые экономические зоны:
– промышленно-производственного типа – в Республике Татарстан и Липецкой области;
– технико-внедренческого типа – в городах Томске, Москве, Санкт-Петербурге и Московской области;
– туристско-рекреационного типа – в Республике Алтай и Республике Буря тия, в Калининградской и Иркутской областях, в Алтайском и Ставропольском краях.
По итогам завершившегося в Минэкономразвития России 2 июня 2008 г. конкурса по отбору заявок на создание портовых особых экономических зон планируется создание двух аэропортовых ОЭЗ – в Красноярске и Ульяновске, а также одна морская портовая зона – на территории порта Советская Гавань (Хабаровский край) [4].
Необходимо отметить наличие существенных различий современных ОЭЗ и свободных экономических зон, действовавших в Российской Федерации в 90-е годы прошлого века. В тот период СЭЗ были территориями, на которых действовал определенный перечень налоговых и таможенных льгот для предпринимателей, осуществляющих там свою деятельность. За счет этих льгот экономились существенные финансовые ресурсы, которые компании должны были направлять на развитие производства. Однако контроль этих процессов был малоэффективен, потому тогдашние свободные экономические зоны зачастую сравнивали с классическими оффшорами, осуществляющими финансовые транзакции для других целей. В современных ОЭЗ тоже действует набор определенных преференций. Но при этом основной упор делается на инфраструктуру.
Кроме того, предприятия-участники ОЭЗ регистрируются только в данном муниципальном образовании и нигде больше, без филиальных сетей и «дочерних» структур. Понесенные ими затраты отождествляются с созданием реального производства – завода, цеха или лаборатории. ОЭЗ сегодня – это, прежде всего, частно-государственное партнерство. Оно заключается в совместном инвестировании бюджетных и частных финансовых ресурсов в развитие той или иной территории.
Мировая и российская практика создания особых экономических зон
Концепция формирования особых экономических зон в Российской Федерации существенно отличается от принципа действия мировых свободных экономических зон. В международной практике ОЭЗ – элемент политики транснациональных корпораций, который позволяет существенно повысить прибыль, снизить издержки. Действуя в разных частях света, они имеют возможность размещать различные элементы производственной деятельности компаний там, где это наиболее выгодно: разработку в США, Европе, Сингапуре, производство в Китае и Индонезии. В России же действует утилитарный подход – резидент зоны как юридическое лицо должен быть зарегистрирован в ОЭЗ, не иметь филиалов и представительств за пределами данной ОЭЗ. То есть в стране создаются условия для вхождения наших компаний в инновационный бизнес, оказывается поддержка тем предприятиям, у которых имеются уникальные разработки, но не хватает ресурсов для самостоятельного развития новых направлений инновационной деятельности. Для этого и используют льготы, предоставляемые в рамках ОЭЗ.
Особые экономические зоны практически никогда не развиваются в строгом соответствии с первоначальным планом и теми задачами, которые ставились при их создании.
Неопределенность и непредсказуемость результатов, многовариантность развития, присущие всем инновационным экономическим проектам, в данном случае особенно высоки. И основным факторам вариативности и непредсказуемости относится сложный механизм взаимодействия особой зоны с окружающей средой – другими регионами страны, органами власти, национальными и зарубежными инвесторами, мировым рынком и так далее.
Направления развития особых экономических зон
Залогом успеха особой экономической зоны является не столько детально разработанная стратегическая программа ее деятельности, сколько гибкое и адекватное управление зоной на последующих этапах ее развития, осуществляемое специальными органами, а также налаженное взаимодействие и взаимопонимание государства и частного бизнеса.
Мировой опыт функционирования особых (свободных) экономических зон в странах с различными типами экономического устройства свидетельствует о том, что их функции значительно отличаются в зависимости от уровня социально-экономического развития того или иного государства. В настоящее время в промышленно развитых странах в функциональном отношении более распространены технико-внедренческие зоны и зоны свободной торговли, в то время как в развивающихся и странах с переходной (смешанной) экономикой лидируют экспортно-производственные зоны.
В странах с переходной или развивающейся экономикой основными задачами, стоящими пред ОЭЗ, являются:
– стимулирование экономического развития государства,
– переход на новый, более высокий уровень индустриализации реального сектора экономики,
– более активное участие экономики в мировых хозяйственных процессах, международных торговых отношениях или изменение в данных секторах доли РФ с учетом уровня достигнутой трансформации в отдельных отраслях народного хозяйства или экономике в целом.
Страны с рыночной экономикой или рыночным сектором экономики, как правило, к основным функциональным направлениям развития особых экономических зон относят социально-экономическое укрепление деятельности регионов (депрессивных или отстающих в экономическом развитии), отраслей народного хозяйства, а в ряде случаев конкретных предприятий.
Источники:
2. Иностранные инвестиции в России / Под ред. И. Фаминского. – М., 1995. – С. 303–305.
3. Глуховский М. СЭЗ «Находка»: иллюзии и реальность // Деловые люди. – 1994. – № 3. – С. 53–54.
4. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. rosoez.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:05