Эволюция теории национальной конкурентоспособности
Дробот Е.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 23
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (4), Декабрь 2012
Цитировать:
Дробот Е.В. Эволюция теории национальной конкурентоспособности // Экономические отношения. – 2012. – Том 2. – № 2. – С. 27-40.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289209
Цитирований: 23 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье проведен анализ основных тенденций конкуренции, рассмотрена эволюция теории конкурентоспособности, выделены особенности формирования конкурентного преимущества стран в зависимости от стадии экономического развития.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, конкурентное преимущество, система ценностей, детерминанты конкурентного преимущества
Введение
С середины 1970-х гг. понятие конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке мирохозяйственных позиций страны. Критерий конкурентоспособности, приоритеты конкурентоспособности выдвигаются в качестве важнейших ориентиров государственного регулирования.
Разработка проблем национальной конкурентоспособности преследует следующие основные цели:
— исследование фундаментальных проблем повышения конкурентоспособности как широкой, комплексной проблемы, решаемой в современном мире за счет преимущественно технологических конкурентных преимуществ, создание которых зависит от большого числа разнообразных, но достаточно четко структурированных по приоритетам факторов;
— исследование производственных ресурсов экономики как источников ее конкурентных преимуществ и оценка ее конкурентоспособности по ряду макроэкономических показателей в сравнении с другими странами;
— выработка предложений по главным направлениям стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе современной теории конкурентоспособности и анализа конкурентных преимуществ страны.
Концепция конкурентоспособности основана на использовании в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы и т.п.) для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны – импортера. В результате появления новых конкурентных условий осуществляется переход от использования сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях. Соединение в одной стране сравнительных (данных от природы, не вечных и не воспроизводимых) и конкурентных (безграничных, связанных с инновациями и развитием человеческого капитала и интеллекта) преимуществ усиливает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве.
На наш взгляд, главная проблема российской экономики, обладающей традиционно огромным потенциалом человеческих ресурсов и знаний, в иррациональном использовании этих ресурсов, а также в отсутствии необходимых социально-экономических условий для развития потенциала знаний населения.
Некоторые эксперты выделяют следующие основные тенденции конкуренции конца ХХ века:
во-первых, сочетание свободной конкуренции частных производителей на открытых рынках с конкуренцией олигополистических и монополистических структур на частично закрытых рынках (с помощью протекционизма);
во-вторых, сдвиг от ценовых к неценовым методам конкуренции;
в-третьих, изменения в структуре спроса (переход от массовой унифицированной продукции к индивидуализированному потребительскому и инвестиционному спросу) и, как следствие, – большая сегментация рынков [1].
В глобальном мире страны конкурируют, чтобы поддерживать и увеличивать свой уровень жизни. «Уровень жизни» – это достаточно разностороннее понятие, которое может вести к различиям в самих методиках измерения и трактовки понятия конкурентоспособности национальной экономики. Концепция создания национального богатства определена также неоднозначно, как и понятие «уровень жизни». В связи с этим интерес вызывает происхождение добавленной стоимости, которая в основном и дает возможность повышения «уровня жизни» и «национального богатства». В любом промышленно развитом обществе создание богатства начинается с предприятий или индивидуумов (рабочих, фермеров, юристов, и т.п.), которые производят продукцию, товары и услуги. Само государство непосредственно не участвует в этом процессе экономического производства, хотя ему может принадлежать капитал предприятий. Государство, тем не менее, играет ключевую роль в формировании определенного уровня жизни, поскольку оно устанавливает правила, по которым будет происходить процесс создания добавленной стоимости, экономического богатства страны. Создание национального богатства может таким образом быть определено как «экономический двигатель», который помогает улучшить уровень жизни.
Национальная конкурентоспособность – это способность национальной экономики обеспечивать производство и реализацию товаров и услуг, удовлетворяющих требованиям мирового рынка, более привлекательных для потребителя по ценовым и неценовым характеристиками, чем товары и услуги конкурентов, и одновременно повышать экономическое благосостояние страны и отдельных ее граждан.
Почему страны конкурируют?
Страны конкурируют, поскольку мировые рынки являются открытыми. Но почему тогда страны согласились уменьшить свои таможенные тарифы и квоты на иностранную продукцию? Ответ на этот вопрос, вероятно, следует искать в последствиях мирового экономического кризиса. Экономический кризис, начавшийся в 1929 году, перерос в охватившую весь мир Великую депрессию 1930-х годов из‑за того, что основным инструментом внешней политики государств стали протекционистские меры. Для того чтобы вновь не допустить подобную ситуацию Бреттон-Вудским соглашением 1944 года были приняты меры по либерализации международной торговли. Кроме того, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с момента своего создания способствовала свободному перемещению капитала, товаров и услуг сначала между промышленно развитыми странами, а затем и во всех странах мира. И, наконец, зоны свободной торговли (такие региональные интеграционные объединения, как Европейский Союз) еще усилили данный процесс.
В настоящее время предприятия извлекают выгоду из всевозможных направлений размещения бизнеса. Следовательно, странам необходимо использовать и развивать соответствующие сравнительные преимущества в различных областях. Например, если ранее конкурентоспособность основывалась на эффективных операциях на внешнем рынке (экспорте и прямых иностранных инвестициях), то основа конкурентоспособности национальной экономики сегодня – это способность создавать привлекательные условия и для иностранных, и для национальных компаний с целью увеличения экономического благосостояния.
Нет единого «рецепта» достижения конкурентоспособности. Различные типы экономической политики могут быть достаточно эффективными, и каждая индивидуальная страна должна правильно приспособиться к сложившимся экономическим условиям. Стратегия конкурентоспособности является успешной, когда в ней найден баланс между требованиями, налагаемыми мировыми рынками, и социальными потребностями своей собственной страны, обусловленными исторически сложившимися системой ценностей и традициями.
Толчок развитию теории конкурентоспособности был дан учеными, которые, в принципе, не делали особого акцента на концепции конкурентоспособности как таковой. Например, в центре теории конкурентоспособности лежит теория сравнительных конкурентных преимуществ Д. Рикардо, хотя Д. Рикардо даже не использовал термин «конкурентоспособность». Далее представлена историческая ретроспектива, в которой обобщен вклад различных ученых в развитие теории конкурентоспособности, завершающим современным этапом которой является теория «куба», разработанная специалистами Международного Института Развития Управления (IMD), г. Лозанна, объясняющая то, как страны управляют окружающей средой с целью повышения конкурентоспособности.
Итак, действительно ли страны конкурируют, являются субъектами экономического соревнования, именуемого конкуренцией?
Некоторые ученые утверждают, что конкурируют не страны, а их предприятия. Несомненно, конкурентоспособные предприятия – это главный двигатель конкурентоспособности страны. Они стоят у истоков создания национального богатства. Однако за последние тридцать лет экономическое влияние национальной государственной политики увеличилось до такой степени, что просто невозможно не учитывать ее влияние на современную экономику. Некоторые исследователи продолжают настаивать на том, что, несмотря на глобализацию, ключевая роль в формировании среды, в которой функционируют предпринимательские структуры, принадлежит государству. Эта роль становится более очевидной, когда повышается привлекательность национальной экономики в целом. Значительная часть конкурентных преимуществ страны развивается за счет стимулирующей государственной политики, предусматривающей налоговые льготы, субсидии, и т.п., предназначенные для привлечения иностранных инвестиций.
Самый убедительный пример, подтверждающий наличие конкуренции между странами, – это наличие конкуренции, соперничество в области образования и ноу-хау. В современной экономике страны полагаются не только на конкурентоспособность своих товаров и услуг. Способность страны поддерживать и развивать высококачественную систему образования и улучшать уровень знаний трудоспособных человеческих ресурсов в настоящее время вносит решающий вклад в развитие конкурентоспособности. За последние годы страны Восточной Азии предприняли решительные шаги по улучшению системы образования. В дополнение к традиционным конкурентным преимуществам (дешевой рабочей силе) они поставили цель увеличить свою конкурентоспособность за счет развития конкурентных преимуществ, основанных на наличии высококвалифицированных трудовых ресурсов. Знания являются наиболее значимым фактором конкурентоспособности. Положение стран в рейтинге конкурентоспособности становится тем выше, чем больше их затраты на образование, целью которых является процветание и успешное конкурирование на мировых рынках. Ответственность за развитие системы образования лежит непосредственно на государстве.
Таким образом, страны действительно конкурируют.
Классические экономисты (А. Смит, Дж.С. Милль, Т. Мальтус) оценивали конкурентоспособность стран, используя данные о факторах производства: земле, природных ресурсах, капитале, труде (конец XVIII – середина XIX вв.). Знаменитая теория сравнительных конкурентных преимуществ Д. Рикардо, которая все еще остается актуальной (в особенности для менее развитых в экономическом отношении стран), была одной из первых попыток понять, как действует механизм страновой конкуренции. Позднее экономисты начали понимать, что абсолютно все процессы в экономики не возможно объяснить исключительно состоянием, характером производства. Например, историков интересовал вопрос, почему в Китае при династии Танг (VII – X вв. до н.э.) не произошла промышленная революция, тогда как технологический уровень Китая был гораздо более высоким, чем в Великобритании конца XVIII века (в Китае уже были бумажные деньги, производилась сталь, добывалась нефть). Ответ дали такие ученые, как К. Маркс и Ф. Энгельс, которые утверждали, что социально-экономические условия страны играют решающую роль в ее развитии. В Великобритании был производительный рабочий класс и буржуазия, стремящаяся преуспеть и готовая делать деньги, тогда как Китай при Императоре был закрытым обществом, черпающим ресурсы для процветания исключительно изнутри.
В XX веке многие известные экономисты занимались разработкой проблем конкурентоспособности. Й. Шумпетер подчеркивал ключевую роль, которую играет предпринимательство, выступая в качестве «двигателя» развития экономики. Позднее П. Друкер применил концепцию конкурентоспособности к теории управления. Роберт Солоу, президент Международной Экономической Ассоциации и лауреат Нобелевской премии 1987 года «за вклад в теорию экономического роста», исследовал факторы роста, обеспечившие развитие американской экономики в 1948–1982 гг. Его работа подчеркивала фундаментальное значение технологических инноваций и ноу-хау в экономике.
Одним из наиболее существенных исследований последних десятилетий в области международной конкуренции является теория конкурентных преимуществ Майкла Портера. В книге «Международная конкуренция» (1986 г.) для исследования конкурентных преимуществ стран он предложил использовать так называемый «национальны ромб», «бриллиант» конкурентных свойств страны.
В качестве факторов, которые обусловили появление теории конкурентных преимуществ, можно назвать следующие:
во-первых, произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;
во-вторых, произошли изменения в технологиях;
в-третьих, появились новые индустриальные страны;
в-четвертых, усилилась интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).
Многие авторы (Н.Т. Чертко, Л.С. Шеховцева, М.И. Гельвановский и др.), рассматривая историю международной конкуренции, за основу берут стадии конкурентоспособности страны, характеризующие этап ее экономического развития, предложенные М. Портером. Майкл Портер рассматривает следующие стадии конкурентоспособности страны: стадия факторов производства; стадия инвестиций; стадия нововведений; стадия богатства [2]. Стадия конкурентоспособности, на которой находится та или иная экономика, зависит от того, какими факторами (традиционными видами ресурсов, «агрессивным» инвестированием, развитием инновационных составляющих или за счет накопленного богатства, экономического потенциала) определяется ее текущее состояние, и под влиянием каких переменных формируются конкурентные преимущества национального хозяйства. На первых трех стадиях происходит экономический рост страны, а на последней стадии – стадии богатства – происходит спад конкурентоспособности. На наш взгляд, понятия, рассматриваемые М. Портером в качестве этапов конкурентоспособности страны, имеют совершенно разную логическую направленность. Факторы производства и инвестиции являются средствами, нововведения – инструментом или методом, а богатство – целью развития общества. Кроме того, согласно этой схеме стадий конкурентоспособности логически невозможно объяснить возврат страны из стадии богатства обратно на предыдущую стадию – нововведений.
Рассматривая четыре стадии конкурентоспособности страны, Л.С. Шеховцева проводит анализ формирования конкурентного преимущества на разных стадиях экономического развития [3]. Конкурентное преимущество на каждой стадии обеспечивается одним или несколькими детерминантами. Среди детерминантов выделяются:
- параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура);
- условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг);
- родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами);
- стратегия фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества).
Изложенные взгляды обобщены в представляемой здесь таблице в следующем виде (табл. 1).
Таблица 1
Формирование конкурентного преимущества страны на разных
стадиях экономического развития [3]
Стадии |
Детерминанты
| |||
Факторы
|
Стратегии
|
Условия спроса
|
Родственные отрасли
| |
Факторов производства
|
++++++ |
|
|
|
Инвестиций
|
++++++ |
+++++++++++
|
+++++++++++
|
|
Инноваций
|
+++++++++++
|
+++++++++++
|
+++++++++++
|
+++++++++++
|
Богатства
|
++++++ |
++++++ |
++++++ |
++++++ |
Конкурентное преимущество обеспечивается:
на первой стадии (факторов производства) – благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом – «факторами»);
на второй стадии (инвестиций) – на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных форм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами: «факторами», «стратегиями», «условиями спроса»);
на третьей стадии (инноваций) – за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба» (т.е. обеспечивается за счет действия «факторов», «стратегий», «условий спроса», «родственных отраслей»);
на четвертой стадии (богатства) – за счет созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.
Данная таблица показывает, что если, например, российская экономика, в которой инвестиционные и инновационные процессы находятся в настоящее время на пути становления, хочет достичь стадии «инвестиций – инноваций», ей необходимо обеспечить: высокий уровень спроса на продукцию, товары, услуги на рынках; развитие всех составляющих современной инфраструктуры (в первую очередь коммуникационных и информационных компонент); честную конкуренцию, не забывая при этом о состоянии ресурсного потенциала страны. Современные развитые экономики, находясь на стадии инновационного развития, стремятся эксплуатировать все детерминанты, для того чтобы обеспечить высокие темпы экономического роста. Таким образом, автором предпринята попытка провести комплексный анализ условий формирования конкурентного преимущества и учесть все детерминанты, обеспечивающие конкурентное преимущество на каждой стадии развития конкурентоспособности.
На наш взгляд, в современных условиях целесообразно сделать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества страны огромное значение имеют научные знания, образование – и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала страны. Последние исследования в области международной конкурентоспособности в качестве чрезвычайно важного фактора отдельно выделяют именно «знания». Таким образом, конкурентоспособность включает наличие различных по своей природе, но взаимосвязанных факторов (от традиционных природных ресурсов, дешевой рабочей силы до уровня технико-технологического развития и образования).
В 1965 г. американские ученые Р. Фармер и Б. Ричман предприняли попытку количественно измерить уровень конкурентоспособности. Для этого они предложили использовать матричный метод. Они выделили четыре широких области, так называемых «независимых переменных» политическую и юридическую, социо-культурную и образовательную составляющие. Затем каждой из этих «независимых переменных» были поставлены в соответствие такие функции, как: планирование, маркетинг и производство. Однако этот метод был слишком сложным и не нашел широкого применения. Тем не менее, эта концепция была использована в методологии определения уровня страновой конкурентоспособности, разработанной специалистами Швейцарской бизнес-школы – Международного Института Развития Управления (IMD).
Какая теория лежит в основе методологии расчетов рейтингов глобальной конкурентоспособности, разработанной специалистами Международного Института?
Страны управляют своей экономикой в соответствии с четырьмя «фундаментальными силами»: это четыре измерителя, которые определяют уровень страновой конкурентоспособности. Часто они являются результатом традиций, истории или сложившейся в обществе системы ценностей и берут свое начало глубоко в «modus operandi» (способе действия) страны. Предлагаемая теория описывает взаимосвязи между четырьмя «силами» с позиций системного подхода. Эта теория не ставит целью количественно подсчитать конкурентоспособность страны. Ее цель – определение «профиля конкурентоспособности», который характеризует экономику и дает представление о том, как она может себя вести. На конкурентоспособность национальной экономики и национальных производителей оказывают влияние четыре группы факторов: функционирование экономики; эффективность государственного управления; эффективность бизнеса; инфраструктура (рис. 1).
Рис. 1. «Куб» конкурентоспособности Международного Института Развития Управления [4]
При условии обеспечения благоприятного сочетания всех составляющих данные факторы индикаторов достигается устойчивость компаний и страны. Устойчивость является критерием конкурентоспособности. Кроме того, на состояние конкурентоспособности оказывает непосредственное влияние производство добавленной стоимости, под влиянием которой возможно достижение более высокого уровня благосостояния общества.
В «куб» конкурентоспособности специалистами Института Развития Управления дополнительно были включены также следующие параметры внешней среды: привлекательность и агрессивность; сближение и глобализация; ресурсы и процессы; угроза риска и социальная стабильность.
Остановимся на том, какие еще выводы о формировании национальной модели конкурентоспособности, об определяющих конкретную модель факторах делают специалисты IMD, в частности директор отчета глобальной конкурентоспособности С. Гарелли [4].
По его мнению, одна из сил, формирующих конкурентную среду страны, – это разница между системой, которая повышает угрозу индивидуального риска, и системой, которая поддерживает социальную стабильность. Поэтому С. Гарелли рассматривает три модели общества (рис. 2).
Рис. 2. Экономические модели общества [4]
Южноевропейская модель характеризуется слабо развитой инфраструктурой, отсутствием социальной защиты населения и системы поддержки бизнеса, а также низким уровнем затрат на рабочую силу. В североевропейской модели основной акцент сделан на обеспечение социальной стабильности. Основные черты англосаксонской модели: осознанное принятие высокой степени угроз риска, поддержка предпринимательства.
Таким образом, так называемая англосаксонская модель характеризуется тем, что основной акцент в ней сделан на индивидуальный риск, индивидуальную ответственность и применен минималистский подход к системе социального обеспечения. Напротив, континентально-европейская модель базируется на достижении социального консенсуса и экстенсивной системе обеспечения благосостояния общества. Обе эти модели конкурируют долгие годы. В течение последних десяти лет начался переход от североевропейской модели к англосаксонской, так как входящие именно в эту группу страны (США, Сингапур) являются лидерами в мировых рейтингах конкурентоспособности, прежде всего, за счет обеспечения высококонкурентной атмосферы на мировых рынках.
Страны Северной Европы, составляющие основу североевропейской модели, в 1990-х гг. оказались в глубоком кризисе, причинами которого стал рост в 1970 – 1980-х гг. государственных расходов и ослабление экономических стимулов в связи с развитием государства благосостояния [1]. В середине 1990-х годов североевропейским странам удалось преодолеть кризисные явления и вступить в фазу экономического подъема за счет политики сдерживания расходов центрального правительства. Кроме того, бизнес в этих странах в настоящее время поддерживается государством на основе специально разработанных программ, предполагающих финансовую помощь и создание благоприятного инвестиционного климата, что и позволяет нам говорить о постепенном сближении североевропейской и англосаксонской экономической модели. Причем, нужно отметить, что социальная стабильность долгое время ассоциировалась с такими методами управления экономикой, в которых основное место занимают социальные аспекты обеспечения конкурентоспособности. В североевропейской модели используется именно этот подход.
Итак, в настоящее время складывается такое впечатление, что превалирует англосаксонская модель. Однако достижение равновесия между высоко конкурентной глобальной бизнес – средой (как в англосаксонской модели) и системой поддержки социальной стабильности внутренней среды (как в североевропейской модели) по-прежнему остается принципиально важной задачей.
Следующий важный аспект, рассматриваемый специалистами IMD, это культурные аспекты конкурентоспособности. Существует множество факторов, определяющих уровень страновой конкурентоспособности. Одним из важнейших, безусловно, является сложившаяся в стране система ценностей. В начале ХХ века немецкий философ Макс Вебер исследовал взаимоотношения между культурой и экономическим развитием. Он пришел к выводу, что нации конкурируют не просто с помощью товаров и услуг, но также за счет системы образования и системы ценностей, поскольку экономические отношения всегда погружены в «пласт» культурной среды.
По мере того как страна развивается, эволюционирует и сложившаяся к данному моменту система ценностей. В процессе эволюции она проходит четыре различные стадии: стадии тяжелого труда, богатства, общественного участия и личных достижений [4] (рис. 3).
Рис. 3. Эволюция системы ценностей и обеспечение конкурентоспособности
Из рисунка 3 видно, что система ценностей эволюционирует во времени от коллективизма к индивидуализму. Например, Япония в настоящее время находится на пути перехода от коллективных ценностей к индивидуальным, что предполагает необходимость реформ внутренних политической, социальной и экономической систем. Движение графика сверху вниз отражает временной переход от стадии обеспечения конкурентоспособности за счет высоких затрат коллективного труда (на общее либо общее и личное благо) к стадии индивидуализации, когда за счет личных достижений (прежде всего, за счет более высокого уровня образования и достижений в области инновационных технологий, приносящих высокую отдачу на капитал) обеспечивается более высокий уровень конкурентоспособности национального хозяйства.
Интересно сравнить системы ценностей Восточной Азии настоящего времени и США и Европы XIX века. Современная система ценностей Восточной Азии основана на принципах конфуцианства (упорный труд, дисциплина, экономия, преданность и верность, образование). Эти черты, характерные для протестантской этики, доминировали в Европе, а также в Соединенных Штатах в XIX веке. И именно они были предпосылками Великой Промышленной Революции [4]. В таблице 2 представлены разъяснения к рассмотренному выше рисунку.
Итак, современные Китай и Сингапур, находясь на стадии «коллективных ценностей», добиваются конкурентоспособности за счет «тяжелого» труда населения, который способствует накоплению богатства страны. Современные США, Европа и Япония находятся на стадии «индивидуальных ценностей» и, благодаря личным достижениям своих граждан, обеспечивают рост экономического благосостояния как отдельной личности, так и национального хозяйства в целом.
Таблица 2
Эволюция системы ценностей
Этапы
|
Характеристика
|
Примеры стран
|
Тяжелый труд
|
Первичность государственных интересов, продолжительный
рабочий день
|
Китай
|
Богатство
|
Продолжительный рабочий день, заинтересованность
людей в увеличении собственного дохода
|
Сингапур
|
Обществен-ное участие
|
Постепенное увеличение количества свободного времени
позволяет людям принимать активное участие в формировании общества
|
США и Европа конца 1960-х;
Япония |
Личные достижения
|
Развитие общества обеспечивается за счет реализации
потенциала каждой личности и обеспечения удовлетворения ее потребностей
|
Современные США и Европа
|
Влияние технологий. Технологическая революция двух последних десятилетий (компьютеры, телекоммуникации, Интернет) оказала огромное влияние на формирование конкурентоспособности национальных экономик. Именно технологическая инфраструктура становится ключевым ресурсом в обеспечении конкурентоспособности страны в будущем. Наличие доступа к дешевым и эффективным телекоммуникационным системам, связям через Интернет и развитие мобильной телефонии (традиционной или через Интернет) составляют лишь небольшую часть новых технологических преимуществ стран, которые хотят быть конкурентоспособными. Технология также оказывает влияние на образование. Многие страны, например, США, Великобритания, Франция, поставили цель соединить школьную систему образования с Интернетом. Швеция и Финляндия далеко продвинулись в создании систем «дистанционного обучения» с помощью телекоммуникационных систем и Интернета. Однако многие страны по-прежнему испытывают недостаток в квалифицированных специалистах в области информационных технологий. Ведь совершенно очевидно, что наличие людей, способных управлять новой технологической инфраструктурой является одним из основных конкурентных преимуществ национальной экономики. И если страны развивают и поддерживают данное направление экономического развития, они занимают лидирующие позиции в рейтингах страновой конкурентоспособности. Например, Ирландия, для того, чтобы обеспечить местные и иностранные компании молодыми и квалифицированными специалистами в области информационных технологий, осуществляет инвестиции именно в области подготовки кадров по данным специальностям. И в этом одна из причин, почему Ирландия так привлекательна для иностранных инвестиций. Новые технологические требования, предъявляемые к предприятиям, заставляют страны уделять приоритетное внимание развитию технологий. Для решения задачи повышения национальной конкурентоспособности страны привлекают исследовательские центры и содействуют развитию взаимосвязей между местными университетами и предприятиями. Интернет раздвигает границы, и позволяет компаниям осуществлять коммерческие, рыночные операции, проводить аукционы, приобретать оборудование, минуя всякие границы. Это и побуждает страны развивать современную технологическую инфраструктуру [4].
Заключение
Итак, конкурентоспособность – это динамичная концепция. Если согласно традиционному классическому подходу экономическая деятельность включает производство материальных товаров, экспортные операции и базовую инфраструктуру, то современная концепция конкурентоспособности на первый план вывод проблемы обеспечения высокого уровня образования, знаний, производства нематериальных активов и технологической инфраструктуры.
Конкуренция в экономической сфере связана с геополитическими проблемами. Процесс формирования геополитических структур еще не окончен, и геополитический фактор будет сильно влиять на конкурентоспособность стран, претендующих на существенную роль в мировой политике и экономике. Кроме того, конкурентоспособность на макроуровне зависит от общего экономического веса (в том числе военной мощи) страны, обеспечивающего ее политическое влияние. а условия встраивания в мировой рынок определяются уровнем конкурентоспособности страны и структурой ее конкурентных преимуществ.
В основе современной концепции конкурентоспособности лежит использование и усиление как традиционных преимуществ страны, так и новых конкурентных преимуществ, базирующихся на всестороннем развитии новых технологий, повышении инновационной активности. В условиях глобальной конкуренции роль государства заключается в том, чтобы содействовать развитию конкурентных отношений и в то же время служить своеобразным гарантом для отечественных производителей, обеспечивающим контроль за деятельностью субъектов на конкурентных рынках. На формирование уровня страновой конкурентоспособности влияние оказывают и культурные аспекты, в частности, сложившаяся в стране система ценностей и система образования. Таким образом, в современной концепции конкурентоспособности национальных экономик в качестве основных приоритетов выступают повышение уровня знаний, совершенствование системы образования, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, а также поддержка инновационного развития экономики.
[1] Политика «общественного благосостояния» стран Северной Европы направлена на решение двух проблем: 1) обеспечить такое распределение национальных ресурсов, которое соответствует потребностям каждого жителя страны с учетом его положения и статуса; 2) способствовать постепенному выравниванию возможностей своих членов в использовании экономических и социальных благ.
Источники:
2. Porter, M.E. The Competitive Advantage of Nations / M.E. Porter. – N.Y.: The Free Press, 1990.
3. Шеховцева, Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания / Л.С. Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 4. - С. 11 – 16.
4. Garelli, S. Competitiveness of nation : the fundamentals / S. Garelli // http://www.imd.ch.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:22:28