Расширение сферы применения государственных финансовых резервов в контексте обеспечения устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса

Медведев А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы финансирования предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях дефицитности федерального бюджета. Определены причины, обуславливающие необходимость выделения оборонного резерва в составе Резервного фонда. Предложен предельный размер оборонного резерва для финансирования возможного дефицита оборонного бюджета.

Ключевые слова: финансирование, оборонно-промышленный комплекс, расходы, государственные финансовые резервы, оборонный резерв, предельный размер



В оборонно-промышленном комплексе (ОПК) самой обсуждаемой темой последнего времени стало стремительное ухудшение финансово-экономического состояния большинства предприятий [3]. Но в отличие от всей российской экономики, объяснить нарастание негативных тенденций в ОПК только влиянием мирового кризиса было бы неверно. Хотя и недооценивать столь мощный фактор тоже нельзя: для целого ряда предприятий резкое удорожание или полная недоступность кредитных ресурсов стала роковой, но у многих кризис послужил лишь катализатором, вытолкнувшим на поверхность давние и много лет неразрешенные проблемы.

Необходимость создания оборонного резерва

Причины подобной ситуации во многом связаны с тем, что в составе государственных финансовых резервов не были предусмотрены условия и механизмы первоочередного финансирования запланированных на национальную оборону расходов в случае падения доходов бюджета [2]. В этой связи представляется целесообразным выделение в составе Резервного фонда «Оборонного резерва» (ОР), предназначенного для приоритетного и бесперебойного финансирования оборонных статей федерального бюджета в условиях его дефицита (см. рис. ниже).

Необходимость ОР продиктована следующими причинами.

1. Источником формирования государственных финансовых резервов в России является природная рента, поскольку конъюнктурные доходы нефтегазового сектора есть сверхприбыль, получаемая при использовании ограниченных разнокачественных природных ресурсов и присваиваемая собственниками этих ресурсов. Возможность дальнейшего образования и присвоения природной ренты в первую очередь зависит от наличия природных ресурсов. Поэтому логично текущую природную ренту, в первую очередь, направлять на обеспечение обороноспособности государства.

2. Специфика функционирования оборонных предприятий в рыночных условиях связана с необходимостью соблюдения контрактных обязательств. Именно их невыполнение, обусловленное неритмичностью финансирования, приводит к штрафным санкциям и банкротствам. В результате государство теряет кадры и технологии, восстановление которых в будущем проблематично, а в ряде случаев и невозможно.

3. Бесперебойное финансирование расходов на национальную оборону, прежде всего, государственного оборонного заказа, создает мультипликативный эффект, что в условиях экономического кризиса может рассматриваться как дополнительная мера поддержки и стимулирования развития национальной экономики, обеспечения устойчивого развития государства.

Рис. Оборонный резерв в системе государственныхфинансовых резервов России

Предельный размер оборонного резерва

Формирование ОР целесообразно осуществлять по мере зачисления в Резервный фонд денежных средств от нефтегазовых доходов бюджета, оставшихся после финансирования нефтегазового трансферта.

Размер перечислений целесообразно устанавливать ежегодно в процентном отношении от направляемой в Резервный фонд суммы денежных средств, исходя из планируемой доли расходов на национальную оборону в составе расходов федерального бюджета. Также необходимо установить предельный размер ОР, который может определяться с учетом опыта экономического кризиса 2008–2009 гг., а именно, изменений в федеральном бюджете на 2009 г. Изначально, до возникновения кризисных процессов, расходы бюджета планировались в размере 9,0 трлн руб. [1]. В результате кризиса доходы сократились до 6,7 трлн руб. То есть дефицит (без учета увеличения расходов на антикризисные меры) составил 2,3 трлн руб., или 25,6% от изначально запланированных расходов. Прогнозируя трехлетнюю продолжительность будущих кризисных процессов, ежегодно корректируемый предельный размер ОР составит:

OPiпр = РБi × 0,256 × РНОi × 3,

где:

OPiпр – предельный размер оборонного резерва в год i;

РБi – расходы федерального бюджета в год i ;

РНОi– доля расходов на национальную оборону в расходах бюджета в год i.

Порядок размещения ресурсов и инвестирования резерва

Поясним, что целесообразность ежегодного корректирования предельного размера ОР продиктована как возможными изменениями общего объема расходов федерального бюджета, так и изменением доли расходов на национальную оборону. В результате такой объем ОР (в случае максимального наполнения) позволит бесперебойно финансировать возможный дефицит оборонного бюджета в течение 3 лет.

Учитывая особую значимость ОР для обеспечения национальной безопасности, размещение ресурсов должно осуществляться только в национальной экономике и в национальной валюте. При этом, опять же прогнозируя трехлетнюю продолжительность неблагоприятной экономической ситуации, 1/3 средств ОР целесообразно инвестировать в высоколиквидные надежные активы со сроком обращения менее 1 года (прежде всего депозиты Банка России), 1/3 – в надежные активы со сроком изъятия от одного до двух лет, 1/3 – в надежные активы со сроком изъятия от двух до трех лет (облигации крупных российских компаний с государ ственным участием, государственные ценные бумаги).

Опыт текущего экономического кризиса показывает, что введенный «ручной» режим управления экономикой, в рамках которого Правительство РФ получило право самостоятельного перераспределения бюджетных средств, к оперативному реагированию на возникающие проблемы не привел: между принятием соответствующих решений и их реализацией проходили месяцы. Для того чтобы подобное право превратилась в реально действующий антикризисный инструмент, необходима четкая регламентация процессов согласования и процедур принятия решений, а не абстрактная возможность перераспределения отдельных сумм. В связи с этим необходимо законодательное закрепление порядка формирования, управления и использования ОР в Бюджетном кодексе РФ.


Источники:

1. Вестник Банка России. – 2010. – № 14. – С. 9.
2. Цымбал В., Хрусталев Е. Экономические аспекты военной безопасности в современной России // Экономическая наука современной России. – 2009. – № 4. – С.7
3. Швырков А.В., Макитрин А.В., Тимофеев М.В. Финансово-экономический кризис и его отражение на деятельности отечественного оборонно-промышленного комплекса // Вооружение и экономика. – 2009. – № 4. – С. 100–105.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 04:04:11