Expanding the Application Area of the State Financial Reserves in the Context of Ensuring the Sustainability for Enterprises of the Military and Industrial Complex

Aleksandr Medvedev

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 6-2 / June, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article examines the problems of financing enterprises of military and industrial complex in the conditions of the federal budget deficit. The author identifies the reasons causing the need for the defense reserve in the Reserve Fund. He suggests the limit of the defense reserve to finance the deficit of the defense budget.

Keywords: costs, funding, military-and-industrial complex, state financial reserves, defense reserve, size limit



В оборонно-промышленном комплексе (ОПК) самой обсуждаемой темой последнего времени стало стремительное ухудшение финансово-экономического состояния большинства предприятий [3]. Но в отличие от всей российской экономики, объяснить нарастание негативных тенденций в ОПК только влиянием мирового кризиса было бы неверно. Хотя и недооценивать столь мощный фактор тоже нельзя: для целого ряда предприятий резкое удорожание или полная недоступность кредитных ресурсов стала роковой, но у многих кризис послужил лишь катализатором, вытолкнувшим на поверхность давние и много лет неразрешенные проблемы.

Необходимость создания оборонного резерва

Причины подобной ситуации во многом связаны с тем, что в составе государственных финансовых резервов не были предусмотрены условия и механизмы первоочередного финансирования запланированных на национальную оборону расходов в случае падения доходов бюджета [2]. В этой связи представляется целесообразным выделение в составе Резервного фонда «Оборонного резерва» (ОР), предназначенного для приоритетного и бесперебойного финансирования оборонных статей федерального бюджета в условиях его дефицита (см. рис. ниже).

Необходимость ОР продиктована следующими причинами.

1. Источником формирования государственных финансовых резервов в России является природная рента, поскольку конъюнктурные доходы нефтегазового сектора есть сверхприбыль, получаемая при использовании ограниченных разнокачественных природных ресурсов и присваиваемая собственниками этих ресурсов. Возможность дальнейшего образования и присвоения природной ренты в первую очередь зависит от наличия природных ресурсов. Поэтому логично текущую природную ренту, в первую очередь, направлять на обеспечение обороноспособности государства.

2. Специфика функционирования оборонных предприятий в рыночных условиях связана с необходимостью соблюдения контрактных обязательств. Именно их невыполнение, обусловленное неритмичностью финансирования, приводит к штрафным санкциям и банкротствам. В результате государство теряет кадры и технологии, восстановление которых в будущем проблематично, а в ряде случаев и невозможно.

3. Бесперебойное финансирование расходов на национальную оборону, прежде всего, государственного оборонного заказа, создает мультипликативный эффект, что в условиях экономического кризиса может рассматриваться как дополнительная мера поддержки и стимулирования развития национальной экономики, обеспечения устойчивого развития государства.

Рис. Оборонный резерв в системе государственныхфинансовых резервов России

Предельный размер оборонного резерва

Формирование ОР целесообразно осуществлять по мере зачисления в Резервный фонд денежных средств от нефтегазовых доходов бюджета, оставшихся после финансирования нефтегазового трансферта.

Размер перечислений целесообразно устанавливать ежегодно в процентном отношении от направляемой в Резервный фонд суммы денежных средств, исходя из планируемой доли расходов на национальную оборону в составе расходов федерального бюджета. Также необходимо установить предельный размер ОР, который может определяться с учетом опыта экономического кризиса 2008–2009 гг., а именно, изменений в федеральном бюджете на 2009 г. Изначально, до возникновения кризисных процессов, расходы бюджета планировались в размере 9,0 трлн руб. [1]. В результате кризиса доходы сократились до 6,7 трлн руб. То есть дефицит (без учета увеличения расходов на антикризисные меры) составил 2,3 трлн руб., или 25,6% от изначально запланированных расходов. Прогнозируя трехлетнюю продолжительность будущих кризисных процессов, ежегодно корректируемый предельный размер ОР составит:

OPiпр = РБi × 0,256 × РНОi × 3,

где:

OPiпр – предельный размер оборонного резерва в год i;

РБi – расходы федерального бюджета в год i ;

РНОi– доля расходов на национальную оборону в расходах бюджета в год i.

Порядок размещения ресурсов и инвестирования резерва

Поясним, что целесообразность ежегодного корректирования предельного размера ОР продиктована как возможными изменениями общего объема расходов федерального бюджета, так и изменением доли расходов на национальную оборону. В результате такой объем ОР (в случае максимального наполнения) позволит бесперебойно финансировать возможный дефицит оборонного бюджета в течение 3 лет.

Учитывая особую значимость ОР для обеспечения национальной безопасности, размещение ресурсов должно осуществляться только в национальной экономике и в национальной валюте. При этом, опять же прогнозируя трехлетнюю продолжительность неблагоприятной экономической ситуации, 1/3 средств ОР целесообразно инвестировать в высоколиквидные надежные активы со сроком обращения менее 1 года (прежде всего депозиты Банка России), 1/3 – в надежные активы со сроком изъятия от одного до двух лет, 1/3 – в надежные активы со сроком изъятия от двух до трех лет (облигации крупных российских компаний с государ ственным участием, государственные ценные бумаги).

Опыт текущего экономического кризиса показывает, что введенный «ручной» режим управления экономикой, в рамках которого Правительство РФ получило право самостоятельного перераспределения бюджетных средств, к оперативному реагированию на возникающие проблемы не привел: между принятием соответствующих решений и их реализацией проходили месяцы. Для того чтобы подобное право превратилась в реально действующий антикризисный инструмент, необходима четкая регламентация процессов согласования и процедур принятия решений, а не абстрактная возможность перераспределения отдельных сумм. В связи с этим необходимо законодательное закрепление порядка формирования, управления и использования ОР в Бюджетном кодексе РФ.


Страница обновлена: 11.04.2025 в 07:24:08